Похожие презентации:
Туес с уфтюжской росписью на картинах М.В.Нестерова
1. Туес с уфтюжской росписью на картинах М.В.Нестерова
2.
Михаил Васильевич Нестеров был одним изкрупнейших и интереснейших русских
художников конца XIX и начала XX веков.
Нестеров умело показывал на своих картинах
русскую природу, раскрывал русский
характер. Его живопись вся исключительно
поэтична, музыкальна и символична.
Собирательный образ народа дан в его
картинах.
3.
Автопортрет 1928 г.4.
В 1928 году Нестеров написал свой портрет, гдезапечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и
всего один посторонний предмет на картине
подчеркивают преданность и самозабвенное служение
искусству. Близкий друг художника и его биограф –
С.Н.Дурилин так пишет об этой картине:
«Испытующий взор – точно сталью – пронзает
новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой
рукой, на столике стоит большой лубяной туес
(кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками;
туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков,
не раз появлялся на его картинах и много послужил
ему при работе».[1] На многих картинах художника
запечатлен этот берестяной туес с характерной
уфтюжской росписью.
[1] С.Дурилин. Нестеров в жизни и творчестве. М.
Молодая гвардия, 1976. Стр. 333. Серия ЖЗЛ
5.
Соловецкий монастырьНа Соловки художник совершил поездку в июле 1901 г.
Эта поездка во многом повлияла на его творчество.
6.
Эскиз картины «Святая Русь» 1900 г.7.
• В первоначальном эскизе 1900 года картины «СвятаяРусь», хранящейся в Третьяковской галерее, встреча
Христа с Русью происходила в тихий летний день.[3]
Эскиз не содержал подробностей одежды
богомольцев. Не было и туеса на земле у ног
крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом,
которого сопровождают Сергий Радонежский и
Святой Никола Угодник. После поездки на Соловки,
где впервые художник увидел русский Север, он
перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к
зимнему пейзажу и наполнил картину деталями,
типичными для поморов. Это самоедская меховая
шапка с наушниками, варежки с северным
орнаментом, туес с яркой уфтюжской росписью.
• [3] М.В.Нестеров. Воспоминания. М. Советский
художник. 1989г. Стр. 200, илл. 64
8.
Святая Русь. 1901-1905 Холст, масло. 233 x 375 смГосударственный Русский музей
9.
Туес с уфтюжской росписью10.
Туеса эти были широко распространеныпо Северу. С реки Уфтюги отправлялись
они на ярмарки и рынки Архангельска,
Вологды, Сольвычегодска и Великого
Устюга.[4]
Вместе с эскизами и впечатлениями
привез из поездки на Север Нестеров и
туес.
[4] Работнова И.П. Народное искусство
Архангельской области. Сборник трудов
НИИХП. Выпуск 1. М. 1962.
11.
Открытки начала 20 века. Торговля расписными туесами, одна издостопримечательностей Архангельска.
12.
Архангельск. Торговля бураками.Открытка 1913 г.
13.
Мастер по росписи туесов Дмитрий Матвеевич НовинскийИз деревни Черная горка Красноборского района Фото
из книги Ю. Арбат. Путешествия за красотой.
14.
Нестеров В.М. Свирель. 1906.15.
Праведный Симеон Верхотурский. Середина 1900-хБумага, гуашь. 45.5 x 30 см
Нижегородский художественный музей
16.
Лисичка. 1914 Холст, масло. 101 x 127 смГосударственная Третьяковская галерея
17.
Туес с уфтюжской росписью в сказочнойкартине «Лисичка» расположен рядом с
тремя «божьими людьми старцами». Мотив
этот был буквально увиден художником на
Рапирной горе Соловецкого острова.[6]
[6] Нестеров М.В. Воспоминания. М.
Советский художник. 1989г. Стр. 282
18.
"Лукошко".Этюд. 1914.
Холст,
масло
12,5х12,5
Государственное
бюджетное
учреждение
культуры
Ставропольского
края
"Мемориальный
музей-усадьба
художника Н.А.
Ярошенко"
19.
Рука.Этюд к картине "На Руси
(Душа народа)" (19141916, ГТГ) 1 половина
1910-х Холст, масло
15х9,3 см.
Государственное
бюджетное учреждение
культуры и искусства
Республики
Башкортостан
"Башкирский
государственный
художественный музей
имени М.В. Нестерова"
20.
На Руси (Душа народа) 1906 г.Первоначальный эскиз картины. Государственная Третьяковская
галерея. Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, белила.
24х50. Собрание М.И. Титовой ( Москва).
21.
Фото сына художника.Фрагмент картины « Душа народа»
22.
На Руси. 1914Эскиз. Бумага, акварель, гуашь, графитный
карандаш. 40 x 93 см
Государственная Третьяковская галерея
23.
На Руси (Душа народа). 1914-1916Холст, масло. 206.4 x 483.5 см
Государственная Третьяковская
галерея
24.
Программным произведением Нестеровасчитают картину «На Руси» («Душа народа»,
«Христиане» 1916г. Третьяковская галерея).
На полотне впереди многочисленного народа
идет светловолосый мальчик с котомкой за
спиной и ярким туеском в руке. Он чист
душой. Позади его- христиане с иконой Спаса
Нерукотворного - разных эпох и различного
общественного положения. Тут и русский
царь в одеянии XVII века, и полуголый
юродивый, монахи и военные, писатели
Достоевский и Толстой. Все идут своим путем
к Богу и мальчик тоже. «Истинно говорю
вам, если не обратитесь и не будете как
дети, не войдете в Царство Небесное»
(Сказано в Евангелие от Матфея 18 глава).
Эту мысль выразил художник в картине.
25.
Три старца (Лисичка). 1915 Туес синийХолст, масло. 102 x 120 см
Национальная галерея Армении
26.
Путник. 1921Холст, масло. 82.5 x 106 см
Тверская областная картинная галерея
27.
Многие картины Нестерова имеютсимволичное содержание. Появление
на них каждый раз берестяного туеса не
случайно. Не только в утилитарных
целях на Руси он использовался. Имел
он иногда и ритуальную функцию –
зачастую к святым источникам шли
паломники с туесками. Считалось, что
святую воду – христианский символ
очищения и духовной чистоты нужно
было принести в дом и хранить в
берестяном туесе.
28.
Пустынник и медведь. 1925Холст, масло. 102.5 x 65 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь
29.
За Волгой. Пастушок. 1922Первоначальный вариант картины "Песня Леля" (1923, частное
собрание)
Холст, масло. 66 x 90 см. Г Т Г. Москва.
30.
Автопортрет. 1928Холст, масло. 103 x 82 см
Государственная Третьяковская галерея
31.
Весенняя сказка. 1931.Картон, масло. 44.5х47.5
Саратовский государственный художественный музей
имени А.Н. Радищева
32.
Инок с медведем. 1931.Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 13.5 х 16, 2
Екатеринбурский музей изобразительных искусств.
33.
Этюд «Сергий преподобный на коне»Сон послушника.
Церковно-археологический кабинет Московская
православная духовная акадения.
34.
Картина «Дозор» выражает не одно личнонестеровское, но и древненародное
представление о Сергии Радонежском.
Сергия Радонежского давно уже нет на
земле, но он не перестает пламенеть
любовью к родине, болеть ее скорбями и
заботиться ее заботами. Своей молитвой и
бодрым бдением он сторожит покой родной
земли. Вот и теперь, на заре, он верхом
объезжает дремучий лес с темноводным
лесным озером. И с немым укором
остановился старец всадник над юношей
послушником, крепко спящим на траве подле
алого туеса, в который собирал он ягоды.
35.
Туеса с уфтюжской росписью, которые принадлежали М.В.Нестерову."Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова"
36.
Экспозиция в Башкирском государственномхудожественном музее имени М.В. Нестерова.
г. Уфа.
37.
В картинах Нестерова туессимволизировал чистоту. Художник
располагал его рядом с теми
персонажами, чистоту человеческой
души которых он хотел подчеркнуть.