Похожие презентации:
Философия Средневековья. Августин и Фома Аквинский
1. П Р Е З Е Н Т А Ц И Я «Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский»
«Философия Средневековья:Августин и Фома Аквинский»
Шефер А.И мо-22
2.
• Августин АврелийФома Аквинский
3. АВГУСТИН
Аврелий Августин
(354-430) –
христианский философ и
теолог, представитель
латинской патристики.
Род. в Тагасте, Сев.
Африка. Сын язычника и
христианки, получил
риторическое
образование.
Августин прошёл
сложный путь исканий
от язычества, стоицизма
до христианства, что
нашло отражение в его
«Исповеди».
4. ПРОТИВ ПАНТЕИЗМА
Августин исходит из
Ветхозаветной традиции:
Бог творит «из ничего»
весь природночеловеческий мир.
Христианский Бог
полностью изъят из этого
мира, превращён во вне- и
сверхприродное существо,
нечто совершенно
бестелесное и вечное
начало, но наделённое
свойствами
сверхъестественной
личности.
5. ПРОТИВ ОРФИЗМА
Каждая душа творится
Богом и после смерти
тела ждёт «Страшного
суда».
• Душа, не существуя до
человеческого тела, не
набирается мудрости,
созерцая мир идейэйдосов, только Бог,
создавший её, сообщает
ей все знания и идеи
(которыми Он считает
нужным её снабдить).
6. ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ
о времени ивечности.
Рассуждения
Августин рассматривает сложный
вопрос: почему мир не был сотворен
раньше, или позже?
Его ответ гласит: время было сотворено
вместе с миром (материей).
• Бог вечен в том смысле, что он существует
вне времени: в Боге нет никакого «раньше»
и «позже», а только вечное настоящее,
поэтому он, неподвижен, неизменен,
постоянен.
Сотворенные вещи существуют во
времени, поэтому можно говорить о
времени, предшествовавшем их
существованию; поэтому они изменяются и
исчезают (умирают).
В Боге сразу наличествуют все времена.
Поэтому он и не предшествовал своему
собственному творению времени.
7. ВЕРА И РАЗУМ
Одной из основных проблем всей
средневековой философии является
проблема соотношения
веры и разума.
«Верую, ибо абсурдно» - высказывание,
приписываемое Квинту Тертуллиану (160220), означает приоритет веры над разумом:
Христос умер и воскрес - это несомненно, ибо
абсурдно (нелогично).
Августина провозглашает тезис:
«Верь, чтобы понимать».
Вера не только не противоречит
«пониманию», но, напротив, она способна
несказанно углублять рацио, так как Бог,
творец всего сущего владеет истиной и может
открыть ее в виде озарения (иллюминации)
своим приверженцем .
• Таким образом, вера не противоразумна, а
сверхразумна.
8. Фома Аквинский
Ф.Аквинский – крупнейшийпредставитель западной схоластики.
• Фома Аквинский (Томмазо
д`Аквино) (1225-1274).
Основные работы: «О спорных
вопросах истины», «О Троице»,
«Сумма против язычников» и
незавершенная «Сумма теологии».
Аристократ, родственник
германского императора, становится
рядовым нищенского ордена
доминиканцев = «псы господни».
В 1323г. решением римской курии
Фома Аквинский причислен к лику
святых. Основоположник
современной римско-католической
церкви и ее официальной философии
–
(с конца 19в.).
неотомизма
9. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
Фома, как и
Аристотель, пытается
вывести бытие Бога из
бытия вещей с помощью
формальной логики
(разума). Доказательства
бытия Бога:
10. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
• 1) Аргумент первопричины: все, что мы видим вмире, имеет причину. Идя по причинной цепи
все дальше и дальше, мы непременно должны
придти к Первопричине – к Богу;
• 2) Аргумент естественного закона:
закономерность, скажем, движения космических
тел трактуется Фомой так, Бог велел им
двигаться именно таким образом, а не иначе;
3) Аргумент целесообразности: все в мире
устроено так, чтобы мы могли в нем жить, а если
бы мир был устроен иначе, мы не моги бы в нем
жить;
11. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
4) Аргумент движения: всякая вещь
движется под воздействием чего-то иного,
что движется опять же иным предметом. Но
цепь движений не может быть бесконечной,
т.к. тогда не было бы первого «двигателя», а,
следовательно, и второго, и вообще не было
бы движения. Нам остается дойти до первой
причины движения как чистого акта, а это –
Бог;
12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
5) Аргумент сущности: всякая вещь имеет
предел своего совершенства, есть,
следовательно, некая сущность, являющаяся
для всех сущностей причиной совершенства,
а это есть Бог.
«Доказательства» бытия Бога имеют у
Фомы космологический характер, т.е.
исходят из определенных явлений
материального мира.
13. 1. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
• Основными разделами средневековойфилософии являются патристика и
схоластика.
• Патристика – это раннее направление
средневековой философии, она начинается
во II веке н.э. как – совокупность
теологических, философских и политикосоциологических доктрин христианских
мыслителей 1-15 вв., т.н. «отцов церкви».
14. НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ. РЕАЛИЗМ
• Схоластика -тип религиозной философии,
стремящийся дать рациональное теоретическое
обоснование религиозному мировоззрению путем
применения логических методов и доказательств. Для
него характерно обращение к Библии как к основному
источнику знания.
• Направлениями средневековой схоластики являются
реализм и номинализм.
Реализм утверждал, что общие понятия
(универсалии) имеют реальное существование и
предшествуют существованию единичных вещей.
Реализм фактически продолжал линию Платона в
решении вопроса о соотношении понятия (идеи) и
объективного мира. Виднейшими представителями
реализма являются Ансельм Кентерберийский, Гильом из
Шампо, Фома Аквинский).
15. НОМИНАЛИЗМ
Номинализм в дословном переводе
означает имя вещи или сотрясение воздуха. Для
номиналистов существуют только конкретные
вещи, а не идеи (понятия) как таковые. Общие
имена применяются не к классу вещей как
целому, а к каждой отдельной вещи из этого
класса. Универсалии – это имена,
соответствующие многим вещам, а не сущности.
Крупнейшими представителями номинализма
являются И.Росцелин, П.Абеляр, В.Оккам
(«бритва Оккама»).