Экскурсия – игра в культурном ландшафте
Экскурсия и ландшафт
Ландшафт как образовательная среда
Аристотель – «праотец» экскурсии ?
Ян Коменский – «отец» школьной экскурсии
Экскурсия – что это ?
В.Е. Чижов «Пермь в экскурсиях (опыт изучения города экскурсионным методом)» (1926 г.)
Композиция экскурсии
Город – пространство творчества
КАКОЙ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТ? ЕГО МОТИВАЦИЯ ?
Тренд в туризме – опора на культурное наследие территории, в т.ч. нематериальное
Культурный туризм
Город – сложный организм, в котором можно реализовать эти запросы. Здесь множество границ:
Культурное пространство (символический ресурс)
Экскурсия в контексте современных практик
Латинское слово «excursio» имеет несколько значений:
ЭКСКУРСИЯ:
Процесс создания новой экскурсии проходит следующие этапы:
Признаки экскурсии:
Принципы экскурсии:
Маршрут экскурсии – тщательно разработанный план следования экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного
4.33M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Экскурсия – игра в культурном ландшафте

1. Экскурсия – игра в культурном ландшафте

Фирсова Анастасия Владимировна

2. Экскурсия и ландшафт

всякая экскурсия протекает в
ландшафте, связана с
ландшафтом
в ландшафте она «находит»
объекты показа
из культурного наследия
территории она черпает свои
сюжеты
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ПРОСТРАНСТВО
ПРОСТРАНСТВО
КУЛЬТУРЫ
МЕСТО
КУЛЬТУРНЫЙ
ЛАНДШАФТ
ЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО

3. Ландшафт как образовательная среда

• Когда люди начинают воспринимать
ландшафт как особую среду, требующую
понимания?
• Вспомним Аристотеля и школу перипатетиков
в Ликее:
• Греч. peripatetikos – прогуливающийся.
• Прогулка обостряла чувственное восприятие,
• оживляла мысль,
• помогала вести интеллектуальный разговор,
• была духовной практикой, направленной на
раскрытие чувственной и интеллектуальной
сферы.

4. Аристотель – «праотец» экскурсии ?

• Процесс познания по Аристотелю
выглядит следующим образом:
• посредством чувств человек
познает конкретное бытие –
«первые сущности»,
• от элементарных чувственных
ступеней переходит к предельно
абстрактным,
• чувственное восприятие и
движение – исходные условия для
прохождения первых ступеней
познания.

5. Ян Коменский – «отец» школьной экскурсии

• Опыт Аристотеля воспринял Ян Амос Коменский (XVII в.).
• В его системе обучение базируется на чувственном опыте
и наглядность становится важным принципом.
• Коменский разрушает рамки схоластического урока и
вводит в методику преподавания использование различных
видов наглядных пособий:
• естественных (растения, животные, деревья, кустарники,
почвы);
• экспериментальных (явления испарения, изменение
диаметра древостоя и т.д.);
• изобразительных (картины, карты, таблицы)
• смешанные – прогулка, она позволяет узнать о вещах то,
«что должно быть преподаваемо посредством самих
вещей»

6. Экскурсия – что это ?

• В.И. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка,
выход на поиск чего, для собирания трав и т.п.»
1866.
• Н.П. Анциферов: «Экскурсия – есть прогулка,
предпринятая с целью изучения определенной темы
на материале доступном наблюдению при помощи
обхода». 1910.
• И.М. Гревс: «Экс - курсия» – есть в первую
очередь нечто более или менее экстренное (ex),
выходящее из ряда повседневности, расширяющее
постоянное течение, основную линию (cursus).
Экскурсия не может повторяться очень часто, во
всяком случае, изо дня в день» (1925).

7.

• что выделяет экскурсию среди
других городских практик?
• работа с памятью города.
• пространство города становится
увлекательной книгой, которую
можно читать, разгадывать,
разыгрывать.
• «Экс - курсия» – есть в первую
очередь нечто более или менее
экстренное (ex), выходящее из
ряда повседневности,
расширяющее постоянное
течение, основную линию
(cursus). Экскурсия не может
повторяться очень часто, во
всяком случае, изо дня в день».
• Иван Михайлович Гревс

8. В.Е. Чижов «Пермь в экскурсиях (опыт изучения города экскурсионным методом)» (1926 г.)

• Чижов предписывали изучать город
как коллективную личность,
сопоставлять его с сельской
культурой; показ и рассказ начинать
с физико-географической
характеристики, обзор завершать
сюжетом рождения города; в ходе
экскурсии необходимо также
понять планировку города,
проследить судьбы его выдающихся
жителей, найти отражение города в
художественных произведениях,
осмотреть монументальные,
вещественные памятники.
• Экскурсии были разнообразны:
«Город сравнительно с деревней»,
• «Как возникала и развивалась
Пермь»,
• «Пермь – промышленный центр»,
• «Пермь – торговый и финансовый
центр»,
• «Благоустройство города», «Пермь
– культурный центр»,
• «Пермь как место общежития».

9. Композиция экскурсии

ВИЗУЛЬНЫЙ
ОБРАЗ
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ
КУЛЬТУРНЫЙ
ОБРАЗ
• точка панорамного обзора, географическая
характеристика места и связь с экономикой
региона
• знаковые архитектурные объекты, площади,
парки, этапы развития города, современность
• тематические объекты, на основе которых
раскрывается локальный миф и образы
пространства

10. Город – пространство творчества

Город - это пространство, где мы живем,
учимся, работаем…
Это особая культурная среда, которую мы
«потребляем».
Город –
пространство
творчества
В которой мы реализуем свои творческие
желания: свидание, праздник, прогулка.
Прогулки бывают разные по жанру.
Каждый тип прогулки ищет свое
пространство.

11. КАКОЙ ОН – СОВРЕМЕННЫЙ ТУРИСТ? ЕГО МОТИВАЦИЯ ?

• отход от массовых форм, к альтернативным, индивидуальным, нишевым
• новизна: веселое времяпрепровождение, переживание особой атмосферы в месте
пребывания
• уход от действительности и релаксация
• укрепление отношений с компаньонами/родственниками/семьей
• стремление к автономности, независимости
• сближение с природой, созерцание
• саморазвитие, погружение в иную действительность
• самосовершенствование, развитие новых качеств
• испытание острых ощущений, дерзкое поведение
(*Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе)

12. Тренд в туризме – опора на культурное наследие территории, в т.ч. нематериальное

Культурное наследие становится
сферой, способной приносить доходы,
развивать предпринимательскую
активность, творческий потенциал
населения.
Включение культурного наследия в
сферу экономической деятельности –
это процесс коммодификации.

13. Культурный туризм

Если раньше культурный туризм ассоциировался
исключительно с понятием «высокой» культуры
и «культурными» людьми,
Культурный
туризм
то сейчас он
включает в себя широкий диапазон активности:
от знакомства с классическими памятниками
истории, архитектуры, живописи до посещения
спортивных мероприятий и включения в
повседневную жизнь местных сообществ.

14. Город – сложный организм, в котором можно реализовать эти запросы. Здесь множество границ:

• Природное /культурное
• Центр / периферия
• Личное / общественное
• Доступное / закрытое
• Обыденное /культурное
Современные городские практике построены на преодолении границ
Современные экскурсии ищут новые «реальности» города

15. Культурное пространство (символический ресурс)

топонимика
сакральное
этнография
историческое
мифология
фольклор
литературное
культура
повседневности

16. Экскурсия в контексте современных практик


Преодолевает границу прошлое/настоящее.
Творчески работает с памятью города.
Ищет факты, чтобы создать сюжет.
Экскурсия, это History, а Story.
«Поднять факт рычагом воображения до уровня смысла»
«Любые тексты о городе – это гумус» (В.В. Абашев).
(*Абашев В.В., Фирсова А.В. Прогулка и экскурсия в ряду телесно-дискурсивных практик освоения
городского пространства // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ. Научное
РЕЦЕНЗИРУЕМОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ издание, № 4(21) 2015)

17. Латинское слово «excursio» имеет несколько значений:

• В словаре военных терминов – «набег»,
«вылазка», «нападение»;
• В более широком значении – это «простор»
и «свобода»,
• «Поездка».

18. ЭКСКУРСИЯ:

ЕМЕЛЬЯНОВ Б.В.:
представляет собой наглядный процесс познания
окружающего мира,
построенный на заранее подобранных объектах,
показ объектов происходит под руководством
экскурсовода,
процесс восприятия подчинен задаче раскрытия
определенной темы,
экскурсовод передает группе видение объекта, оценку
события, ему небезразлично, что увидит экскурсант, как
поймет и воспримет услышанное/увиденное.
экскурсовод подводит группу к необходимым выводам и
оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности
мероприятия
ГОСТ РФ 5069-2000: Экскурсия: туристская услуга по
удовлетворению познавательных интересов туристов /
экскурсантов, включая разработку и внедрение программ
экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий,
организацию и проведение экскурсий. (ГОСТ РФ 50692000)

19. Процесс создания новой экскурсии проходит следующие этапы:

1)
выбор темы экскурсии
2)
отбор объектов показа
3)
изучение источников
4)
создание маршрута, разработка технологической карты
5)
подготовка текста и экскурсоводов
Требования к новой теме: актуальность, многоплановость, связь с современностью.

20.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии __________________________________________________________________
Продолжительность (ч.) ___________________________________________________________
Протяженность (км) ______________________________________________________________
Автор-разработчик _______________________________________________________________
автор, коллектив авторов, предприятие
Содержание экскурсии ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Маршрут экскурсии, ______________________________________________________________
в т. ч. варианты маршрута (летний, зимний) __________________________________________
Участки
(этапы)
перемещения
по маршруту
Места
остановок
Объект
показа
Продолжительность
осмотра
Основное
содержание
информации
Указания по
организации*
Методические
указания**
1
2
3
4
5
6
7

21. Признаки экскурсии:


организация показа объектов и рассказ о
них в логической последовательности
Маршрут экскурсии
– тщательно
разработанный план
следования
экскурсионной
группы, связанный с
процессом
последовательного
показа объектов и
рассказом о них
обеспечение зрительной основы для
раскрытия темы
компактность расположения объектов
доступность
отсутствие повторных проездов
переход от объекта к объекту не более 1015 минут
учет эстетической ценности ландшафта по
пути следования

22. Принципы экскурсии:

ЭКСКУРСОВОД – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ЭКСКУРСИИ.
ОН ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЭКСКУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ
ОБЪЕКТОВ, ПОМОГАЯ ИМ:
увидеть объекты, на основе которых
раскрывается тема (эстетическое восприятие);
услышать об этих объектах необходимую
информацию (исторический контекст);
оценить значение исторического
события, выработать взгляд на
событие/объект;
овладеть навыками самостоятельного
наблюдения и анализа.

23. Маршрут экскурсии – тщательно разработанный план следования экскурсионной группы, связанный с процессом последовательного

Литература:
• Анциферов Н.П. Непостижимый город. Л. : Лениздат, 1991.
• Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Изд-во
Пермского университета, 2000.
• Баньковский Л.В. Пермистика. 2009 г.
• Зырянов А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества. Пермь, 2006.
• Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии. М. : Новый хронограф, 2008.
• Емельянов Е.Б. Экскурсоведение. М.: Спорт, 2009.
• Фирсова А.В. Образовательный туризм в Пермском крае. 2014 г.
English     Русский Правила