Средневековый бестиарий
Какое это животное?
Ответ
Какое это животное?
Ответ
Какое это животное?
Ответ
Бестиарии появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным
Александрийский «Физиолог»
«Этимологии» Исидора Севильского
Бернский «Физиолог»
Абердинский бестиарий
Содержание бестиария:
Творение
Бестиарий Гонория Августодунского
Бестиарий с теологическими текстами
Рочестерский бестиарий
Бестиарий Харли
Бестиарий из музея Меерманна
Бестиарий Анны Уэльской
Выводы
Библиография
5.22M
Категория: ИскусствоИскусство

Средневековый бестиарий

1. Средневековый бестиарий

Горный козёл, Манускрипт "Цветы природы" Якоба ван Марланта, 1350 год
Пономарёва Наталья
Пуртова Мария

2. Какое это животное?

1. ЛЕВ
2.ВОЛ
3.КРОКОДИЛ
4.ГИГАНТСКАЯ СОБАКА

3. Ответ

Бестиарий Гийома ле Клерка (XIII век): «Крокодил — это свирепое
животное, которое всегда живет на берегах реки Нил. <…> По ночам
крокодил погружается в воду, а днем отдыхает на земле. Встретив
человека, он заглатывает его полностью, так что ничего не остается. Но
после оплакивает его до конца своих дней. Когда это чудовище ест, его
верхняя челюсть остается недвижимой, а двигается только нижняя. <…>
Другое животное, о котором я уже говорил, водяной змей, всегда живущий
в воде, ненавидит крокодила смертельной ненавистью. Увидев,
что крокодил спит на дне, широко разинув пасть, змей принимается
кататься по илу и глине, чтобы стать более скользким. Затем он вскакивает в
горло крокодилу, чтобы тот заглотал его к себе в желудок. Тогда змей
начинает прокусывать и прорывать себе путь наружу, а крокодил умирает
от ран».

4. Какое это животное?

1.РЫСЬ
2.ГЕПАРД
3.ПАНТЕРА
4.ТИГР

5. Ответ

Исидор Севильский, «Этимологии» (VII век): «Тигр (tigris) назван так
по летящему бегу. Ведь так мидяне и персы именуют стрелу. Этот
зверь разукрашен пятнами, удивителен доблестью и ловкостью, его
именем названа река Тигр, поскольку это быстрейшая из рек.
Больше всего тигров водится в Гиркании. <…> В Индии есть обычай
оставлять самок собак на ночь на привязи в лесу, и от совокупления
с тиграми рождаются у них детеныши настолько быстроногие и
сильные, что в схватке поражают львов». (Перевод
Е. М. Леменевой)

6. Какое это животное?

1.СКОРПИОН
2.САЛАМАНДРА
3.ПАУК
4.БЕЛКА

7. Ответ

Исидор Севильский, «Этимологии» (VII век): «Скорпион (scorpio) —
земляной червь, относится скорее к червям, нежели к гадам. Это
животное вооружено стрекалом и названо так по-гречески потому,
что хвостом стрекает и впрыскивает в рану яд. Скорпион не
поражает ладонь руки, таково его свойство. <…> Сообщают, что,
если связать десять крабов с пучком базилика, к этому месту
соберутся все окрестные скорпионы». (Перевод Е. М. Леменевой)

8. Бестиарии появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным

статьям. Однако по своей сути они являлись
компиляцией древних текстов. Бестиарии базировались как на
научных (либо псевдонаучных) трудах — Аристотель, Геродот,
"Естественная история" Плиния, или "Фарсалии" Лукана, так и на
чистом вымысле, например, "Истинная история" Лукиана
Самосатского. Сочинители охотно пользовались индусскими,
древнееврейскими и египетскими источниками, обстоятельно
эксплуатировали легенды и художественную литературу. Со
временем бестиарии обогащались идеями, почерпнутыми из
сочинений Оригена и отцов Церкви, таких, как "Magna Moralia"
св.Григория Великого, "Hexaemeron" св.Амвросия Медиоланского
или "Этимологии" св.Исидора Севильского, а также из таких
произведений, как "Liber Memorabilium" Солинуса, "De Universe"
Рабана Мавра из Фульды, "Megacosmos" Бернара Сольвестрия,
"Авиарий" ("Книга птиц") Гуго Фульонского, "De proprietatibus
reram" Варфоломея Английского, произведения Готье де Меца,
Филиппа де Фаона, «Бестиарий любви" Ришара де Фурневиля, "Li
Tresors" Брунетта Латини,«Пантеолог» Питера Корнуольского, «О
природе вещей» Томаса (Фомы) из Кантимпре

9.

Исследователи средневековых бестиариев смогли выделить 4 семейства текстов.
1. Первое семейство состоит из Александрийского "Физиолога", а также отрывков из "Этимологий"
Исидора Севильского. Исидор, знаменитый энциклопедист, живший в Испании в седьмом веке, вскрывал
истинную природу животных, анализируя их имена. (Например: "кошка на латыни называется catus,
потому что ловит мышей"; для английского уха, к примеру, тут есть ощутимое созвучие, потому что
"ловить" – to catch; соответственно, налицо перекличка cat – catch).
Последовательность статей в первом семействе бестиариев начинается со льва (leo) и анталопы (antalops).
2. Второе семейство бестиариев развивается в течение двенадцатого века и включает 20 копий,
сохранившихся в Англии. Количество статей в них более чем в два раза превышает бестиарии из первого
семейства и достигает 108. Дополнительный материал поступает из:
– Исидора Севильского;
– книги Liber Memorabilium античного автора Солина (III в.); Liber Memorabilium – своеобразный античный
путеводитель, вобравший в себя большую часть "Естественной истории" Плиния Старшего;
– "Шестоднева" Амвросия (комментария на шесть дней Творения, написанного в IV в.);
– сочинения Рабана Мавра "О вселенной" (De Universo) (представляет собой ряд морализирующих
комментариев, добавленных к "Этимологиям" Исидора).
3. Третье семейство появляется в XIII веке, оно переработано с учетом "Космографии" Бернарда
Сильвестра. Последовательность статей начинается с домашних животных.
В этом семействе числятся 5 кодексов, в том числе великолепный бестиарий Вестминстерского аббатства
(Ms.22).
4. И, наконец, четвертое семейство расширено за счет трактата "О свойствах вещей" ("De proprietatibus
rerum") Варфоломея Английского.

10. Александрийский «Физиолог»

Физиолог — сборник статей и сведений о животных и каменьях, получивший начало во II или III в. по
Р. Хр., быть может, в Александрии. Это памятник коллективного творчества. В основе его лежат
наблюдения, принадлежащие классическим писателям, не без влияния восточных преданий. Подбор этих
наблюдений сделан писателями христианскими, поставившими себе целью сближение их со Св. Писанием и
христианским преданием.
Физиолог состоит из отдельных (небольших) глав числом до 50, дающих описание животных и птиц,
насекомых, минералов и т. д. и перечисление их особенностей и свойств, с символическими толкованиями
(свойства зверей, например, сопоставляются с христианскими добродетелями).
По воле автора "Физиолога" с животными произошли роковые перемены: скромная и нехищная
пантера является другом всех зверей; олень занят уничтожением змея (а змей есть дьявол); слон не
заботится о продолжении своего рода; феникс возрождается из пепла; ласка рождает детенышей ухом, а
рыба-пила превращается в крылатое морское чудовище. Перед нами новая реальность, которую можно
условно назвать христианской зоологией.
10

11. «Этимологии» Исидора Севильского

Исидор Гиспальский (или Севильский) – известнейший богословский писатель римской католической
церкви, заложивший основы канонического права. Его авторитет на протяжении всего Средневековья был
почти непререкаем.
Его главным произведением являются «Этимологии» — своеобразная энциклопедия из 20 книг, бывшая на
протяжении почти всего Средневековья одним из основных источников всякого образования, в том числе и
правового. Свои «Этимологии» автор писал, черпая сведения из различных античных писателейэнциклопедистов: Варрона, Плиния Старшего, Цицерона, Саллюстия, Феста, Сервия, Лактанция, Августина,
Боэция и др.
Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, антропологией, теологией,
грамматикой, предлагая читателю собранные им отовсюду знания как твердую норму, оправданную
авторитетом христианской и античной традиции. Отбирая сведения у тех и других писателей без предвзятой
вражды к языческой литературе, Исидор стремился установить конечную, бесспорную истину о каждом
предмете. При этом не только многие определения и факты, но и сами методы подхода к материалу
оказывались взятыми из античной науки. Двумя такими методами были аналогия и этимология,
разработанные эллинистическими грамматиками и превращенные Исидором в универсальный инструмент
научного анализа. Этимология как поиск первооснов дала ему возможность представить все знание как
сумму первоэлементов, а аналогия позволила установить связь между макро- и микромиром. Трактаты
Исидора приняли вид терминологических исследований, разъясняющих смысл и содержание главнейших
понятий, которыми оперировал средневековый человек. Широкое использование в них греко-римских
источников не означало, конечно, возврата к античному миропредставлению, но определяло тем не менее
качества того материала, из которого потом синтезировалась европейская культура. Зверям и птицам
посвящён 12 том.
11

12.

- Общим для всех — либо большинства — бестиариев было объяснение
природных явлений путем толкования Писания. Каждое животное, безразлично
насекомое ли, птица или рыба, существующее в природе или мифическое, должно
было сочетаться с одним из четырех архетипов: Христом, Сатаной, Церковью или
Человеком.
- Бестиарии, в которых крупицы истины терялись среди домыслов, религиозной
демагогии и небылиц, заимствованных из мифологии, легенд и фольклора, долгое
время оставались едва ли не единственным источником сведений о животном мире
разных стран.
- В изображении всяких загадочных и странных созданий проявилась
существенная черта образа мышления Средневековья: его любовь к чудесному и
фантастическому. Средневековое воображение заселяло чудовищами дальние и
неизведанные территории. География химерического концентрировалась на Востоке.
Обитая, вообще-то, по всему свету, чудовища явно предпочитали Индию и Эфиопию
(сливавшиеся в воображении средневекового человека почти воедино). Индия вообще
со времен Александра Македонского рисовалась страной чудес. Однако сама традиция
не ограничивается средневековым периодом – ее истоки следует искать ранее. Своих
чудовищ Средневековье унаследовало в основном от античности.
12

13.

Гравюра из 'Универсальной космографии'
Себастьяна Мюнстера.
Уже древние греки сублимировали многие
инстинктивные страхи в образах мифологических чудовищ
– грифонов, сирен и т. д., но также рационализировали их
вне религиозной сферы: античные писатели придумали
расы чудовищных людей и животных, которыми они
заселили далекий Восток.
Геродот в своих «Историях» рассказывал о сатирах
и кентаврах, о красных муравьях-золото-искателях
исполинского размера, о змеях с крыльями летучих мышей
и пр.
В IV веке до н. э. греческий писатель Ктесий
Книдский описал сказочных чудовищ Индии.
Около 300 года до н. э. другой грек – Мегасфен –
собрал в трактате об Индии известные его времени
сведения о чудовищах. В этих сочинениях впервые
появляются описания диковинных народов и существ,
которые потом будут так долго волновать воображение
людей европейского Средневековья.
Здесь и обитающие на Востоке безротые существа,
питающиеся запахом жареной рыбы и цветочным
ароматом (леуманы), и люди с длинными ушами и одним
глазом, и люди с головой собаки, из пасти которых вместо
человеческой речи вырывается собачий лай
13
(киноцефалы).

14.

В основу структуры Бестиария положена средневековая классификация
животного мира: дикие звери (bestiae), скот (pecora et jumenta), малые животные
(minuta animalia), птицы (aves), рыбы (pisces), гады (reptilia), змеи (serpentes).
В отличие от «Физиолога», строго придерживающегося двухчастной схемы
сказаний о животных (описание и толкование), главы Бестиария включают
этимологические разъяснения названий животных. В трактате нарушается принцип
обязательного символического толкования свойств описываемого объекта, во многих
главах скомпилированы различные (порой противоречивые) сведения о животных из
разных источников. Из символико-толковательного нравоучительного сочинения
Бестиарий постепенно превращается в свод «естественнонаучной» и занимательной
информации, в то же время аллегорический и буквальный смыслы рассказов о
животных не находятся в противоречии друг с другом. Они ведут к единой цели -
восхвалению Творца вселенной и разъяснению красоты и осмысленности творения.
14

15. Бернский «Физиолог»

Бернский «Физиолог» (лат. Physiologus Bongarsianus) — иллюминированная рукопись латинского перевода
«Физиолога» Каролингской эпохи, созданная, вероятно, в Реймсе. Долгое время находилось в аббатстве Св. Петра в
Отвильере, в 1632 году была подарена городской библиотеке Берна, где с тех пор хранится.
Рукопись была создана, предположительно между 825—850 годами, писец именует себя Гекпертом (Haecpertus).
Включает 25 обрамлённых миниатюр и ещё 10 — в тексте. Возможно, они скопированы с античного прототипа V века.
«… Физиолог говорит о пантере, что имеет такое свойство: из всех
животных она самое любезное и враг змею [вариант — дракону];
многоцветна, как хитон Иосифа, и прекрасна; молчалива
и кротка
*
весьма. Когда поест и насытится, спит в логове . На третий день
восстает ото сна и громким голосом ревет, крича. От голоса же ее
исходит всяческое благоухание ароматов. И дальние и ближние звери
слышат ее голос. И от голоса ее исходит всяческое благоухание
ароматов. И следуя благоуханию голоса пантеры, звери приходят к
ней.
Толкование.
Так и Господь наш Иисус Христос, в третий день восставший из
мертвых, стал благоуханием для дальних и ближних миром. Как
сказал апостол»
«Многоцветна мысленная мудрость Спаса нашего
*
Иисуса Христа ». И в псалме говорится: «Стала царица одесную
тебя в расшитом золотом одеянии, разодетая, разукрашенная». Но
враг пантера отступнику змею, что в воде. Многоцветен Христос —
он есть целомудрие, воздержание, милосердие, вера, добродетель,
единомыслие, мир, терпение»
15

16. Абердинский бестиарий

• поступил в Старую
Королевскую библиотеку
Вестминстерского дворца в
1542 г. Ему был присвоен Nо.
518 и наименование Liber de
bestiarum natura ("Книга о
природе животных")
• относится ко второму
семейству бестиариев

17. Содержание бестиария:

1. Творение.
2. Звери (лат. Bestiae)
3. Копытные (лат. Pecora)
4. Маленькие животные (лат. Minuta animala)
5. Птицы (лат. Aves)
6. Змеи и пресмыкающиеся (лат. Serpentes)
7. Черви (лат. Vermes)
8. Рыбы (лат. Pisces)
9. Деревья (лат. Arbories)
10. Природа человека (лат. Natura hominis)
11. Камни (лат. Lapides)

18. Творение

‘И сказал Бог: да произведет вода
пресмыкающихся, душу живую; и птицы да
полетят над землею, по тверди небесной. [И стало
так.]
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу
животных пресмыкающихся, которых произвела
вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по
роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и
птицы да размножаются на земле. И был вечер, и
было утро: день пятый.’ (Быт. 1:20-23).
18

19.

‘И сказал Бог: да произведет земля душу живую по
роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду
их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по
роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел
Бог, что это хорошо.' (Быт., 1:24-25).
19

20.

‘И сказал Бог: сотворим человека по
образу Нашему [и] по подобию Нашему, и
да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, [и
над зверями,] и над скотом, и над всею
землею, и над всеми гадами,
пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычествуйте
над рыбами морскими [и над зверями,] и
над птицами небесными, [и над всяким
скотом, и над всею землею,] и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот,
хорошо весьма. И был вечер, и было утро:
день шестой.' (Быт., 1:26-28, 31).
20

21.

Есть животное, которое зовется пантерой. Она очень красива и невероятно любезна, она переливается разными
цветами. В Физиологе говорится, что дракон - ее единственный враг. Когда пантера наедается, она прячется в своем
логове и спит. Через три дня она просыпается и издает громогласный рык, из рта ее льется сладкий аромат, будто
смесь всех благоуханий. Когда другие животные слышат ее голос, они следуют за ней, куда бы она ни шла, из-за
сладости ее запаха. Лишь дракона ее рев вводит в ужас. Он сбегает в подземные пещеры. Там, не в состоянии снести
ее запаха, дракон окоченевает и остается неподвижным, будто мертвый.
Так и Господь наш Иисус Христос, в третий день восставший из мертвых, стал благоуханием *для дальних и ближних
миром. Как сказал апостол» «Многоцветна мысленная мудрость Спаса нашего Иисуса Христа ». И в псалме говорится:
«Стала царица одесную тебя в расшитом золотом одеянии, разодетая, разукрашенная». Но враг пантера отступнику
змею, что в воде. Многоцветен Христос — он есть целомудрие, воздержание, милосердие, вера, добродетель,
21
единомыслие, мир, терпение».

22.

Бестиарий Эшмола
Бестиарий Эшмола
Абердинский
бестиарий.
Манускрипт хранится в Бодлианской
библиотеке Оксфордского
университета, Оксфорд,
Великобритания.
Книга написана в Англии в конце XII
- начале XII вв. на латыни.
Существует версия, что бестиарий
Эшмола и Абердинский бестиарий
выполнены одним автором.
Книга содержит около 130 миниатюр
на 122 листах пергамента размером
27,5 см х 18 см. На первых восьми
листах описывается сотворение мира,
а с десятого листа начинается
собственно бестиарий.
22

23.

Абердинский бестиарий
Бестиарий Эшмола
23

24. Бестиарий Гонория Августодунского

Полное название: Florilegium Patristicum
Ordo, Numerus Et Nomen Apostolorum
De Essentia, Immensitate Et
Invisibilitate Dei Expositio Super
Canticum Bestiarius
Авторы: схоласт Гонорий Августодунский,
филолог Иоанн Гарландский и кардинал
Гуго де Сен-Шер.
Манускрипт хранится в Национальной
библиотеке Франции.
Книга написана на латыни на пергаменте
(точнее, на веллуме) в Англии в 3-й четв.
XIII в.
Из всего флорилегиума собственно
бестиарий занимает страницы 75r - 96r.
24

25. Бестиарий с теологическими текстами

Манускрипт хранится в Британской
библиотеке, Лондон, Великобритания.
Книга написана в Северной или
Центральной Англии в 1200 - 1210 гг. на
латыни с использованием сочинений
Гонория Августодунского и Исидора
Севильского.
Книга содержит около 80 миниатюр на
112 листах пергамента размером 22 см х
16 см. Основная часть книги отведена
под бестиарий. Также приводится
описание творения по Библии, выдержки
из "Imago mundi" Гонория
Августодунского, из "Etymologiae"
Исидора Севильского, проповедь об
аллегориях, медицинские рецепты на
французском и латыни.
25

26. Рочестерский бестиарий

Место создания: Рочестер, Кент
Датировка: Вторая четверть XIII века.
Краткое описание рукописи: 152 листа, 55
иллюстраций, пергамен, шрифт готический. На
листах 52-107 оставлены места под миниатюры,
которые остались незаполненными. Миниатюры
выполнены спустя примерно 10 лет после текста.
В основе описаний лежат «Физиолог» и
«Этимологии», к ним были прибавлены сведения
из «Пантеолога» Питера Корнуольского.
Содержание: 1r-2r — листы из книги со
службами, 3r-141r — бестиарий, 141v-149r —
лапидарий (на старофранцузском. Возможно,
французская адаптация лапидария XII века
реннского аббата Марбода). (Лапидарий —
популярный жанр символической литературы
Средневековья и Возрождения, описание
различных примечательных камней, особенно
драгоценных.)
26

27. Бестиарий Харли

Манускрипт "Bestiary, with extracts from Giraldus
Cambrensis on Irish birds" хранится в Британской
библиотеке.
Книга написана на пергаменте в Англии,
предположительно в Солсбери, во 2-й четверти XIII в.
на латыни и содержит 106 миниатюр животных на 74
листах размером 30,8 см х 23,2 см.
27

28.

Книга природы Конрада фон Мегенберга
"Das Buch der Natur" ("Книга природы") представляет собой средневековый сборник научных произведений
на латинском языке, отредактированный и переведенный на немецкий язык в XIV веке Конрадом фон
Мегенбергом, немецким ученым и писателем, который, вероятно, родился в Майнберге (Мегенберге)
неподалеку от Швайнфурта, Бавария, в 1309 г., и умер в Ратисбоне (Регенсбург) в 1374 г.
Книга основана на латинском сборнике "Liber de natura rerum", созданном священником-доминиканцем
Томасом де Кантимпре в XIII веке, однако Конрад внес множество исправлений в оригинал, убрав
значительный объем материала и добавив собственные наблюдения и замечания. В результате получился
обзор всех знаний по естественной истории того времени.
Книга состоит из восьми частей: (1) "О человечестве, анатомии и физиологии" (50 глав); (2) "Небеса и семь
планет, астрономия и метеорология" (33 главы); (3) "Зоология" (69 видов четвероногих животных, 72 вида
птиц, 20 видов морских чудовищ, 29 видов рыб, 37 видов змей, ящериц и рептилий, 31 вид червей); (4)
"Обычные деревья" (55 глав), "Ароматические деревья" (29 глав); (5) "Травы и овощи" (89 глав); (6)
"Драгоценные и полудрагоценные камни" (86 глав); (7) "Десять видов металлов"; (8) "Реки и моря". Кроме
того, в книге есть раздел о чудовищных человеческих племенах, обнаруженных на. востоке.
Выбор тем и порядок их представления типичен для многих средневековых энциклопедий. До XVI века книга
пользовалась большой популярностью у читателей и существовала в виде многочисленных рукописных
копий. Впервые она была напечатана в Аугсбурге в 1475 г.
28

29.

29

30. Бестиарий из музея Меерманна

Манускрипт хранится в Музее Меерманна в Гааге.
Книга написана на пергаменте в Западной
Франции примерно в 1450 г. на латыни.
76 листов размером 25,2 см х 18 см.
30

31. Бестиарий Анны Уэльской

Манускрипт хранится в Копенгагене в Королевской
библиотеке Дании.
Книга написана на пергаменте в Англии в XV в. на
латыни.
77 листов размером 21 см х 13,5 см.
31

32. Выводы

• Средневековье видит яркие символы разнообразных качеств, отражающих мироощущение человека, в мотивах
животного мира, с первобытных времён являющихся выражением природных сил и неразрывной связи природы
и человека.
• Соединяясь с растительными и геометрическими мотивами, мотивы животного мира образуют круговорот
художественных форм, олицетворяющий средневековое восприятие динамики жизни, отталкивая и притяжения
доброго и злого начал.
• Как проявление этой вечной коллизии образы животного возникают перед средневековым человеком. Они
определяют характер средневековой тератологической орнаментации, воплощающей своим беспокойным
потоком смутную и хаотическую стихию полуварварского мироощущения первых столетий средневековья.
Животные прячутся в стилизованной листве капителей и скользят по страницам рукописей, складываясь в буквы.
Располагаются на полях манускриптов, оживляя их своими играми, гомоном и щебетание. (словно вдыхают в
книгу жизнь)
• Животные служат постоянным назиданием человеку, фигурируя в проповедях, баснях, легендах сказках. Они
извиваются под ногами неподвижных статуй святых, "победивших земные соблазны" Ползут по карнизам и
архивольтам арок и украшают каменные входы в храм и деревянные скамьи молящихся.
• В миниатюрах бестиариев с течением времени прослеживается тенденция изображать животных реалистичнее,
больше уделяется внимание пейзажу. Животные изгибаются в всё более причудливых позах.
• В северных бестиариях цвета более контрастны. Используются, в основном холодные. Палитра же миниатюр
южных рукописей более тёплая.
• Иконография животных преимущественно сохраняется, лишь немного изменяясь в зависимости от художника или
времени.
32

33. Библиография

1. Средневековый бестиарий / Москва, Искусство - 1984
2. Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий / Москва, Центполиграф – 2013
3. Willen B. Clack. A medieval book of beasts: The Second-family Bestiary : Commentary,
Art, Text and Translation / Boydell press - 2006
4. Абердинский бестиарий https://www.abdn.ac.uk/bestiary/
5. Национальная библиотека Дании http://www.kb.dk/en/index.html
6. Библиотека Гейдельберского университета http://digi.ub.uniheidelberg.de/diglit/cpg300/0176/thumbs?sid=7b086cd527f1cf26600c95181b4f1634#/cu
rrent_page
7. Британская библиотека
http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/record.asp?MSID=8798
8. Библиотека Франции http://www.bnf.fr/en/tools/a.welcome_to_the_bnf.html
9. Меерманский музей http://www.meermanno.nl/
10. Бернская бибилотека http://www.burgerbib.ch/d/index.html
English     Русский Правила