Декоративно-прикладное искусство и орнамент средневековья
Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).
Романский стиль XI—XIII
Готический стиль  XII - XVI века.
9.31M
Категория: ИскусствоИскусство

Декоративно-прикладное искусство и орнамент Средневековья

1. Декоративно-прикладное искусство и орнамент средневековья

2.

Во все времена люди пытались украсить окружающее
их пространство, выразить свое мировоззренческое
отношение к окружающей действительности. В
определенную эпоху возникали характерные типы
орнаментов, по которым можно было определить
принадлежность к какому-либо народу.
Византийский орнамент

3.

Орнаментом называется узор, который основан на
ритмичном повторении и чередовании (ритме)
составляющих его элементов (раппорт).
Византийский орнамент

4.

К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация,
плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он
всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. По
характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим,
окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим
некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с
обусловленной формой декорируемого предмета.

5.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на:
геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые,
ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги,
ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные
специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.);
растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр.
(лотос, папирус, пальметта, акант, гранат и т. д.);

6.

зооморфный, или животный, стилизующий фигуры
или части фигур реальных или фантастических
животных.
В качестве мотивов используются также человеческие
фигуры — антропоморфный орнамент.

7.

Орнамент появился уже в глубокой древности.
Продолжительный временной период он играл роль
оберега и талисмана. Тогда люди украшали узорами
вещи, используемые в быту, свои одежды, жилища.
Звезда Алатырь -древний
символ сворачивания и
разворачивания
Вселенной.
Алатырь вышивают на
рубашках ведающих
людей, или как оберег в
далекий и опасный путь.
Берегиня - «мать мира»,
«матерь-рожаница»,
породившая все сущее.
Берегиня – женский образ
- защитница людей от
всякого зла, добрая
которая оберегала очаг,
детей, благополучие
семьи.
Мировое дерево, древо
жизни — мировая ось,
центр мира и воплощение
мироздания в целом и Рода
в частности. Если женщина
вышьет рушник с деревом
своего Рода, тогда и семья
будет крепкой, и здоровье
не покинет.

8.

Образцы повторения разнообразных элементов
люди встречали в природе: в окрасе животных, в
устройстве растений, в движении волн и так далее.

9.

Чтя и обоготворяя силы природы, человек отобразил их
символику в орнаменте. К примеру, с солнцем
отождествляли круги, розетки, кресты. Расположенный в
круге крест обозначал движение солнца по небосводу.
Спустя века магический смысл орнаментальных мотивов
был забыт, они стали применяться в качестве декора.
Солнце

10.

Одним из примечательных художественных творений
человека является средневековый орнамент,
воплощенный в очень многих сферах: в зодчестве,
декоративно-художественной деятельности,
вооружении, книжных трудах (миниатюры, фолианты),
одежде и тканях и так далее.

11.

Средневековый орнамент неразрывно взаимосвязан с самим объектом,
который он украшает: с его назначением, формой, материалом и
размером. Он передает даже ощущения и эмоции: например,
торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие,
легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Исходя из
вида узоров, возможно сделать выводы о специфике культуры народа,
сотворившего их, а также об эпохе создания.
Портал собора в Линкольне, Англия.

12.

Говоря об искусстве средневекового орнамента кратко,
можно выделить основные его черты.
Сильная взаимосвязь с христианской религией.
Многие сферы человеческой жизни, в том числе и
искусство, контролировались церковью.
тесное соприкосновение с творчеством народа. Это и
любовь к яркой узорности. Многие мастера
происходили из низших сословий.
Романский орнамент

13.

Символичность, динамика. Типично использование различных символов,
ярких и драгоценных материалов.
Фантастические и сказочные изображения, в которых за основу брали
растительные и животные мотивы. Посредством изобразительнодекоративных средств, в том числе и орнаментов, в Средневековье стали
передавать внутренний мир, состояние, чувства и эмоции человека, что не
было характерно для предыдущих эпох.
Романский орнамент

14.

Средневековый орнамент очень часто встречался в
геральдике, где использовали разные символы,
гербы, эмблемы, части снаряжения воина.

15. Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).

Средневековый орнамент содержал в себе множество
иносказательных изображений и растительных мотивов, был
распространен в зодчестве, изобразительном искусстве. И также
применялся при украшении одежд и другого текстиля, мебельных
гарнитуров, ювелирных украшениях. Художники создавали
соразмерную композицию, в которой все элементы были
скрупулезно расположены по отношению друг к другу и частям
самого объекта, на который они наносились
Костюм раннего Средневековья

16.

Своеобразной чертой эстетической сферы раннего
Средневековья была приверженность к
употреблению сочных цветов и дорогостоящих
материалов
Византийская пластика

17.

В этом периоде развития
изобразительной
культуры не характерно
отображение
человеческих фигур.
Наиболее
употребляемыми
являлись изображения
растений, животных,
птиц, разных
фантазийных чудовищ.

18.

В Средние века
главенствовало
несколько популярных
узоров. Средневековый
растительный
орнамент был весьма
распространенным,
встречался
практически повсюду.
Он изображает
различные вьющиеся и
переплетающиеся
стебли растений,
переплетения листьев
(часто - винограда и
плюща), цветы
(например, лилии,
розы, клевера,
репейника).

19.

Также часто используемым являлся и
геометрический орнамент, в основе которого
лежали абстрактные символы (круги, кресты,
звезды, многогранники, точки, самые
разнообразные линии).

20.

В зооморфном мотиве мастера пытались отобразить
зверей (как реально существующих, так и
мифологических, выдуманных) или части их фигур.
Фрагмент византийских императорских одежд 11 века

21.

Антропоморфная тематика,
стилизующая образы
человека или частей его
тела, например, головы,
встречалась реже. Кроме
того, мотивы основывались
на изображении оружия,
архитектурных элементов,
разных гербов.
Византийская ставротека
«Честного Креста» ,ок. 880
года

22.

Стилистические особенности византийской
орнаментации:
Рисунок орнаментов крупный, плоскостной,
раппорт располагается как горизонтально, так
и вертикально.
• Утонченность и пышность. Узор становится
необыкновенно декоративным и служит
выражением идеалов новой культуры.
• Композиция строится на обычном
пересечении горизонталей и вертикалей,
сетки и диагоналей. Подобная техника явно
заимствована в восточных странах.
• Причудливая узорчатость. Здесь явно
прослеживается влияние персидского
традиционного узора.
• Присутствующие в декоре спирали,меандры
построены на основе сочетания креста,
квадрата и круга. Эти древние мотивы в
данном случае наполняются христианской
символикой.

23. Романский стиль XI—XIII

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период
в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII
веке или позже, в зависимости от региона.
Термин " романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь
средневековой архитектуры с римской.
Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской
архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь
круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также
внедрила очень много своих специфических элементов.
Резной орнамент
из Лаахского аббатства

24.

Одной из основных отличительных особенностей романского декора являлось то,
что в нем имела место полная сращенность орнаментального и изобразительного
начал. Весь декор храма представлял собой гигантский орнамент, в котором все
изображаемое взаимодействовало через всеобщую целостность храма,
символизировавшего мироустройство.
Вокруг верхней стенки алтаря в аббатстве д'Артуа, Ланды, Франция, имеются
маленькие фигурки изображающие страсть, несдержанность и варварских обезьян,
символ человеческой испорченности.

25.

За это время складываются феодальные княжества. Строятся замки и монастыри.
В 11 - 12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную
жизнь того времени было безгранично.
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни,
в период раннего Средневековья появляется новый эстетический идеал человекааскета, отрекшегося от радостей земной жизни.
Покрой одежды примитивен, он лишь приблизительно соответствует формам и
пропорциям человеческого тела.
Романский костюм

26.

Рыцарские доспехи (щиты, шлемы, нагрудники и
т.п.) и оружие украшалось изысканным
орнаментом и служило предметом гордости
хозяина.

27.

Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус, и
ценились, вероятно, гораздо выше, чем сами картины .
Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора
работы Николая Верденского (около 1180—1225).

28.

Книги украшались
иллюстрациями и
рукописными
орнаментами. На полях
появляются плетенка,
стилизованные
изображения животных
и растений,
разнообразные розетки,
точки и т. п. В тексте
этот орнамент окружает
буквы, располагается
между строчками.
Основное внимание
уделяется заглавной
букве — инициалу.
Три волхва из псалтыря Св. Олбана,
Англия, XII век

29.

Среди книжных орнаментов средневековья экзотические животные и
птицы — слоны, верблюды, страусы и заимствованные из античного мира
грифоны, единороги, сирены и множество других легендарных существ
(псоглавы — люди с собачьими головами, одноногие сциаподы,
четырехглазые эфиопы). Пристрастие к чудесному — одна из главных и
наиболее постоянных особенностей романского искусства.
Тератологический орнамент (тератос – чудовище).

30.

Пристрастие к чудесному — одна из главных и наиболее
постоянных особенностей романского искусства. Некоторые из
них имели символическое значение.
Некоторые из образов имели символическое значение. Так,
сирена, которая своим пением губит моряков, является символом
мирских соблазнов, пеликан — символ Христа, единорог —
целомудрия, аспид и василиск — сил зла. Лев – символ власти.
Сирены.
Бестиарий из
Ворксопа. Около
1187 г.

31.

Стилистические особенности
романской орнаментации:
Основные элементы романского
орнамента — геометрические
мотивы (плетенка), розетки,
стилизованные цветы,
фантастические растения, ленты,
извилистые стебли с
виноградными лозами, пальметки,
птицы, животные. Большое место
занимают образы чудовищ,
частично занесенные с Востока.
Бессистемность орнаментов
(отсутствие симметрии,
общепринятых понятий раппорта,
повторяющихся элементов,
отсутствие пропорциональности и
т.п.).
Символизм, смешение языческой
и христианской символики.

32. Готический стиль  XII - XVI века.

Готика (итал. gotico – готский, по названию племени готов) – стиль, пришедший на смену
романскому, ставший завершающим этапом развития средневекового искусства
западноевропейских стран (середина XII- XVI вв.). Возникнув в эпоху Возрождения, готика
считается неким противовесом римскому искусству, «варварским» стилем.
Хотя данный стиль больше всего проявил себя в архитектуре, примечательно и декоративно
прикладное искусство этого направления. Готический орнамент отличается необыкновенной
многогранностью и глубочайшей символичностью. Более того, даже сами архитектурные
формы зачастую представляют собой разновидность орнамента.
Нотр-Дам де Пари, 1163—
1345

33.

Архитектурные элементы могли украшаться
изображениями кентавров, человеческих голов,
отдельными фигурами, эпизодов из Библии,
исторических персонажей, листьев винограда и
розы. Например, гаргуйи собора Парижской
Богоматери изображают крылатых животных.

34.

Эпоха Крестовых
походов совершила переворот в
оружейном деле. Европейцы
познакомились на Востоке с лёгкой
и ковкой сталью.
Тяжёлые кольчуги вытесняются
новым типом доспехов:
соединённые шарнирами куски
металла способны покрыть
поверхность сложного очертания и
оставить достаточную свободу
движения.

35.

Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм
европейской одежды. В это время были созданы почти все известные ныне способы
кроя. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной
«рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое
одежды.

36.

В XIII столетии традиции
готики находят своё
отражение в искусстве
книжной миниатюры парижс
кой школы, наиболее
известным образцом которой
является иллюминированная
Псалтырь Людовика Святого

37.

Пришедшее через мусульманский Восток художественное
ткачество получило вначале развитие в Скандинавии и Германии.
Здесь шпалера не только украшала интерьер, но и выполняла
функции защиты от сквозняков, утепления помещения. С конца
XIV века производство шпалер в Европе стало важнейшей
отраслью художественного ремесла.
Шпалеры сохраняют плоскостное изображение, подчёркнутую
двухмерность пространства миниатюр
Анжерский
апокалипсис
(1370—1375)

38.

Стилистические особенности
готической орнаментации:
• в геометрическом орнаменте
используются в основном
криволинейные формы,
пришедшие на смену простым и
прямолинейным античным;
• стрельчатая арка становится
одним из мотивов,
определяющих именно
готический стиль;
• очень часто используются
растительные элементы. При
этом мотивы отличаются
абсолютной реалистичностью,
что, в конце концов, становится
каноном готики;

39.

• зооморфные и антропоморфные
мотивы характеризуются
абсолютной фантастичностью.
Широко используются мифические
сюжеты и персонажи.
применяются элементы,
представляющие собой сценки из
обычной жизни, к примеру,
груженые товаром корабли, замки и
т.д.;
• одним из характерных мотивов
готического орнамента является
картуш с надписями;
• важное место в сюжете декора
занимают христианские символы.
Это могут быть ангелы с кадилами,
Вифлеемская звезда, дароносицы и
т.д.
English     Русский Правила