Похожие презентации:
Архитектор Михаил Павлович Малахов (1781-1842)
1. М.П. МАЛАХОВ
2.
3.
Михаил Павлович МалаховОсновные сведения
Дата рождения 1781 год
Дата смерти 1842 год
Место смерти Екатеринбург
Работы и достижения
Работал в городах
Екатеринбург,
Каменск-Уральский
Архитектурный
классицизм
стиль
Награды
4.
Мала́хов, Михаи́л Па́влович (1781, Черниговская губерния — 1842, Екатеринбург) — известный архитекторXIX века в России.
Родился в Черниговской губернии (территория современной Украины). Учился сначала в духовной
семинарии, потом в народном училище. После учёбы три года служил канцелярским чиновником в суде и
на почтамте.
В 1800—1802 годах учился в Академии художеств в Петербурге, получил чин архитектора 14-го класса.
Молодому двадцатилетнему провинциалу получить хорошее место удалось не сразу.
В 1802—1806 годах «находился при строении лекционных театров Медико-хирургической Академии и
Казанского собора», в министерстве внутренних дел. В марте 1805 года оренбургский военный
губернатор Г. Волконский в частном письме просит министра внутренних дел графа В. Кочубея
определить Малахова в Оренбург.
С февраля 1815 года зачислен архитектором в штат Екатеринбургских горных заводов, фактически —
приступил к перестройке усадьбы Харитоновых-Расторгуевых.
В 1828 женился на дочери высокопоставленного чиновника Колобова — Вере, воспитал талантливых
детей.
Огромен вклад М. П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга. Под его
руководством в Екатеринбурге построены наиболее ценные памятники архитектуры в стиле
классицизма:
Аптека горного ведомства (1820—1821),
Собор Александра Невского (1838—1852 года),
Реконструированное здание главного горного правления (1833—1835),
Екатеринбургская гранильная фабрика и Дом Главного начальника горных заводов Хребта Уральского
(нач. 1830-х),
Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода,
Ансамбль госпиталя Верх-Исетского завода (1824—1826)
и др.
Участвовал в проектировании частных домов (напр. особняка купца Зота Блохина на ул. Куйбышева, 63,
он же «Малый Рязановский дом»).
5.
Творческий путь М.П. Малахова.Михаил Павлович Малахов (1781 – 1842) – крупный зодчий, оставивший яркий след в архитектуре
Екатеринбурга первой половины XIX века. Он родился на Украине в семье мелкопоместного дворянина.
Детство и ранняя юность его прошли в Черниговском суде и на почте. Юноша рано проявил способности к
рисованию и черчению.
М.П. Малахов поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился под руководством И.Е. Старого.
Успешно закончив обучение, он получил в 1801 году аттестат первой степени, серебряную медаль и шпагу,
которой отмечались наиболее талантливые выпускники. С 16 декабря 1801 года М.П. Малахов начал работать в
Петербурге в качестве «архитекторского помощника», сначала в медицинской коллегии, а затем в министерстве
внутренних дел. Он участвовал в строительстве Медико-хирургической академии, лекционных театров и других
зданий в Петербурге. Большое влияние на молодого зодчего оказали А.Н. Воронихин, под руководством
которого М.П. Малахов работал на строительстве знаменитого Казанского собора в Петербурге. А.Н.
Воронихин, бывший крепостной графов Строгановых, был в то время одним из крупнейших русских мастеров
классицизма, академиком Академии художеств. Казанский собор (1801 -–1811) – вершина творчества
знаменитого зодчего. Безусловно, участие в таком крупном строительстве явилось для М.П. Малахова большой
школой.
В 1805 году М.П. Малахов приехал на Урал, в Оренбург, где в течение 10 лет работал в качестве «казенного
архитектора». Работа, очевидно, не приносила ему удовольствия, в «оренбургский» период зодчим не было
создано ни одного сколько-нибудь значительного произведения.
Его внимание привлек Екатеринбург, в то время уже бойкий горный город, «живой узел» всех уральский
горнозаводских связей. «Азиатская столица» сулила большие возможности для приложения творческих сил
выпускника Академии художеств. 1 февраля 1815 года М.П. Малахов Приехал в Екатеринбург и «по
объявленному желанию» начал свою работу в качестве архитектора Екатеринбургских заводов.
27 лет работы в Екатеринбурге, где он жил до конца своих дней, стали годами наиболее плодотворной
деятельности М.П. Малахова. Он проектировал и строил не только в Екатеринбурге. Больше ста построек,
созданных по его проектам, украшают многие города и заводы Урала. Выпускник Академии художеств,
прошедший столичную школу, стал истинно уральским зодчим. Он работал в тесном содружестве с главным
архитектором Пермского горного правления академиком И.И. Свиязевым, позднее с А.З. Комаровым, К.Г.
Турским и другими известными мастерами Урала. М.П. Малахов не только строил производственные,
административные, гидротехнические сооружения, но и занимался планировкой промышленных комплексов.
Выезжал в качестве эксперта на Златоустовский, Каменский, Березовский, Воткинский и другие заводы Урала.
6.
С 1832 года, после отъезда в Петербург И.И. Свиязева, М.П. Малахов сменил его на должности главногоархитектора Уральского горного правления. В сотрудничестве с другими архитекторами он
проектировал и строил многочисленные цехи и заводы, монументальные здания центров уральских
городов. Екатеринбург не обманул надежд зодчего – работы действительно было много, работы
разнообразной, истинно творческой. Заказы следовали один за другим – только в Екатеринбурге
необходимо было вести огромную работу по осуществлению «высочайше опробованного» в 1804 году
генерального плана города, а также строить самые разнообразные здания – административные,
производственные, культовые, жилые…
Огромен вклад М.П. Малахова в осуществление генерального плана Екатеринбурга, многие здания и
сооружения города отмечены особым, «малаховским» почерком. Это лучшие постройки классицизма в
Екатеринбурге: Контора Верх-Исетского завода (1820) на территории завода, ансамбль госпиталя ВерхИсетского завода (1824 – 1826), горная аптека (1820 – 1821), реконструированное здание главного
горного правления (1833 – 1835), собор Александра Невского (1838 – 1852) и другие. М.П. Малахов в
1834 году создал проект реконструкции городской плотины, по которому была сооружена новая ограда
над плотиной, а также вокруг территории монетного двора, последняя – с нарядными воротами. На
приплотинном участке по проекту М.П. Малахова был построен корпус гранильной фабрики (1833 –
1839) и другие производственные здания.
Немало сделал М.П. Малахов для благоустройства городской территории, для придания «европейского»
облика Екатеринбурга. По его замыслу была создана целая система земляных бульваров: Главный
проспект в 1835 году разделили на три части – две пешеходные и одна для проезда, и устроили бульвар
для «публичных прогулок»; еще раньше, в 1819году, был разбит бульвар соединивший город с поселком
Верх-Исетского завода.
М.П. Малахов много работал и по заказам екатеринбургских богачей – горных чиновников и купцовзолотопромышленников. При этом он руководствовался передовыми идеями русского классицизма,
поэтому построенные им в Екатеринбурге жилые усадьбы и особняки стали подлинными
произведениями архитектуры. М.П. Малахов плодотворно работал и как архитектор-педагог, создав в
Екатеринбурге своеобразную архитектурную школу. Работы его учеников и помощников З. Гуляева, И.
Галкина, Ф. Голубникова и других отличались высоким профессиональным мастерством.
7.
8.
9.
10.
ЕКАТЕРИНБУРГ: «ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М.П.МАЛАХОВА.Историческая справка
Здание формирует облик города, архитектор формирует облик здания. Архитектор имеет большое
градостроительное значение. Михаил Павлович Малахов – замечательный уральский зодчий –
создал облик и панораму нашего города в первой половине Х1Х века. Именно ему принадлежит
большинство красивейших городских построек эпохи классицизма. М.П.Малахов внес
неоценимый вклад в создание города Екатеринбурга. Наиболее интересными из созданных им
зданий являются усадьбы. Архитектор создавал целые усадебные комплексы с хозяйственными
постройками и пейзажными садами в стиле классицизм.
ХIХ в. для Екатеринбурга называют «золотым веком» усадебного строительства. Так как в эту эпоху, а
именно, в первую половину Х1Х века, было создано большинство городских усадеб. Наиболее красивые
и знаменитые из них принадлежат уральскому зодчему Михаилу Павловичу Малахову.
Обращенная к городскому пруду, расположенная на одном из самых красивейших мест Екатеринбурга –
вершине Вознесенской горки – усадьба Расторгуева-Харитонова (ул. Карла Либкнехта,44,
рис.1) является сильным композиционным пятном в городской застройке и вместе с церковью
Вознесения Господня формирует великолепную панораму города.
История усадьбы, архитектурной и ландшафтной пространственной доминанты, наиболее интересна,
так как она является первой усадьбой Екатеринбурга и образует застройку Вознесенской площади,
которая связана с формированием и существованием города-завода. Усадьба Расторгуева-Харитонова
образовывала северную границу и северный склон пространства площади, на южной стороне
располагалось меньшее по величине каменное строение усадьбы Григория Зотова. Эти две усадебные
постройки и церковь образовали наиболее репрезентативную зону.
Усадебный ансамбль строился несколько десятков лет – с 1794 по 1835 гг. Автор сооружения,
талантливый зодчий до сих пор неизвестен. Возможно, это столичный архитектор, возможно – «узник
тобольской тюрьмы, государственный преступник и даровитый зодчий». После 1816 года в дальнейшем
строительстве усадьбы принимал участие известный уральский архитектор М.П.Малахов.
11.
Усадебный комплекс начинался с углового каменного дома, который в 1794 году начал строитьСемен Алексеевич Исаков. После его смерти недостроенный дом с участком при нем был выкуплен у
вдовы Исакова купцом второй гильдии Львом Ивановичем Расторгуевым. Будучи крупным к тому
времени заводовладельцем, показывая свое богатство и социальный статус, Расторгуев изъявил
желание выстроить настоящую купеческую усадьбу с домом, флигелями, хозяйственными
постройками и большим садом. Для дальнейшего расширения и обустраивания своих владений купец
обратился в городскую управу. Долгое время серьезных работ по строительству не велось. Каменный
дом был закончен к 1808 году. В 1815 – 1835 гг. усадебный ансамбль в целом сформировался в
традициях русского классицизма.
Английская аллея парка
На стилевые особенности комплекса усадьбы указывают классические элементы здания: портики,
колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные
чугунные решетки. Выразительный рельеф участка продиктовал ассиметричную композицию
ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные
сооружения и большой парк, который является неизменной частью усадьбы (рис.3).
Датой заложения приусадебного парка является 1826 год. Именно тогда контора Екатеринбургских
горных заводов этот участок официально взяла в свое владение из-за невыплаты Расторгуевым
городской богадельне. Хозяева считали сад своей собственностью, хотя юридически сад принадлежал
городскому обществу.
Парк расторгуевской усадьбы был сформирован к 1842 году. Это красивый английский сад с аллеями
(рис.4), тропинками, прудом и насыпными горками. Пруд на участке образовался речкой Пеньковкой с
родниками, в центре которого на насыпном острове позже была установлена беседка с колоннами
(рис.5). Деревья в парк привозились уже взрослыми (30 – 40 лет).
12.
13.
Пруд и насыпной остров с ротондойИнтересный факт из истории усадьбы РасторгуеваХаритонова, касающийся подземных ходов. За
внешней парадной красотой дворца скрывалась
тайная подземная жизнь. В глухих подвальных
застенках держали бунтовщиков, мятежников и
непокорных простых заводских рабочих людей,
строго их наказывая. Возможно, это были просто
попытки поиска золота, которые впоследствии
сложились как подземные «дороги», одна из
которых проложена через парк до пруда.
Долгое время эта усадьба являась Дворцом
пионеров, она и сегодня принадлежит детям, и
называется Домом детского творчества Помимо
харитоновской усадьбы, подземные ходы
находились и между двумя рязановскими
усадьбами – «малой» и «большой». Рязановы были
представителями богатого купечества и имели в
своих владениях салотопенные заводы и золотые
прииски. Усадьбы были созданы в первой половине
Х1Х века в период классицизма в Екатеринбурге.
На классическую стилевую принадлежность
особняков указывают ясность и сдержанность
фасадов, четырехколонные портики с ионическими
и коринфскими колоннами по центру фасадов.
Автором рязановских усадеб был тот же архитектор
М.П.Малахов, принимавший участие в создании
усадьбы Расторгуева-Харитонова.
14.
15.
16.
Начала строиться одновременно с закладкой Вознесенской церкви в 1794—95. Завершена к 1824 году. Встроительстве принимал участие архитектор М. П. Малахов, однако первоначальный автор неизвестен. В
середине XIX века при усадьбе разбит сад.
Первоначально земельным участком владел губернский секретарь С. А. Исаков. В 1794 он приступил к
строительству каменного дома, но в 1795 умер. Купец Лев Иванович Расторгуев «недвижимое имение»
приобрёл у вдовы С. А. Исакова. К 1814 году Расторгуев воздвиг два дома, в том числе один флигель
«глаголем» в два этажа с бельведером и оранжерею. В 1820 в усадьбе были встроены ещё два флигеля по
улице Вознесенской и т. н. «внутренний» флигель во дворе.
В 1823 году усадьба отошла к П. Я. Харитонову — зятю Расторгуева и стала быстро расширяться,
Харитонов скупил прилегающие участки и на 9 гектарах разбил «английский сад» с парковыми
сооружениями. По другим данным, после 1808 года пустырь был примежеван к дому Расторгуевым.
После 1824 года флигели были соединены одноэтажными переходами. К 1836 году выполнены украшения
фасадов. Легенды сообщают о подвалах, где томились мятежники с заводов, о целой сети подземелий,
расходящихся от дома во все стороны. После высылки в 1837 году Харитонова, по указу Императора, в
Кекскольм, за зверское обращение с рабочими, усадьба опустела, затем некоторые помещения сдавались
под квартиры и конторы.
В годы революции здесь размещался отряд Красной гвардии, работал Урало-Сибирский
коммунистический университет. В ноябре—декабре 1917 года в здании дворца проходили заседания
первого областного съезда Социалистического союза рабочей молодёжи Урала, в честь этого события
площадь перед дворцом названа Комсомольской.
В 1924 в парке перед входом во дворец произошёл провал и открылся тоннель. В 1960-е годы, при очистке
пруда, открылось отверстие с ходом на 20 м в склоне северо-западного берега. Эти события подтвердили
легенды о подземных ходах под усадьбой.
В 1935—1937 здание было капитально отремонтировано и передано Дворцу пионеров и школьников
(ныне Дворец детского и юношеского творчества). Летом 2000 усадьбу попытались передать для
резиденции полномочного представителя Президента РФ в УрФО П. М. Латышева (президент Путин 28
июля 2000 подписал соответствующий Указ), однако под давлением общественности (прежде всего
родительского комитета Дворца творчества), усадьба передана не была[1].
17.
Особняки Рязановых располагаются друг против другапо Сибирскому тракту (ул. Куйбышева, 40,63), тогда это
было почти на окраине города. Создателями усадеб были
архитекторы М.П.Малахов и К.Г.Турский. «Большой»
рязановский дом был создан ранее, в 1815-1818 гг., и
принадлежал он Терентию Рязанову (рис.6,7). Тогда это был
одноэтажный особняк. К концу 50-х годов Х1Х века
усадьба была достроена и комплексно сформирована сыном
Терентия Аникой. Целостный усадебный ансамбль создан
каменным двухэтажным домом с флигелями,
хозяйственными постройками, оранжереей, двором, садом и
воротами с высокой оградой. В парке «большой»
рязановской усадьбы уживались регулярный и природный
пейзажный стили, создавая особую живописность.
Интерьер усадебного дома украшали изразцовые печи и
дверные ручки в стиле ампир.
Фасад дома, выходящий на ул. Куйбышева
Прототипом усадьбы Аники Рязанова стал усадебный
комплекс Расторгуева-Харитонова, «малый» рязановский
дом напоминает здание горной аптеки на Главном
проспекте, созданное по проекту екатеринбургского зодчего
М.П.Малахова.
«Малая» усадьба была построена Якимом Рязановым для
сына Якова. Она сформировалась в 1830-40-х годах.
Двухэтажный кирпичный особняк с мезонином немного
меньше «большого» дома (рис.8). По центру главного и
бокового фасадов располагается портик с четырьмя
колоннами ионического ордера. Главный каменный дом,
ограда с воротами, хозяйственные постройки, двор и
небольшой сад составляют усадебный комплекс того
времени. Яким Рязанов в 1809 году имел еще один
каменный дом на правобережье, в приходе церкви Иоанна
Златоуста, на пересечении современной улицы Тверитина и
реки Исети. Этот дом не сохранился.
18.
Две эти усадьбы раньше великолепно просматривались состороны голубой Исети и Сибирского проспекта,
выделяясь большими размерами и образовывая единый
комплексный ансамбль, оказывая большое влияние на
застройку города. К сожалению, в настоящее время
«рязановские» памятники архитектуры находятся в
плачевном состоянии и почти не сохранились. В 19901991 годы «большая» усадьба была реставрирована.
После прокладки трамвайных путей по ул. Куйбышева
почти весь первый этаж, к сожалению, был закрыт от
взгляда асфальтом. «Малый» дом очень сильно
разрушен. От усадебного комплекса почти ничего не
осталось. Можно наблюдать только разбитую
архитектуру, разрушенные внутренние перекрытия,
кирпичные стены, каменную ограду, некоторые
хозяйственные постройки, искалеченные деревья и
бывший когда-то зеленый газон, вытесненный
сорняками, которые составляли композицию сада с
регулярной планировкой. Искусственный пруд да
нашего времени не сохранился. После Великой
Октябрьской социалистической революции в бывшем
доме Рязановых размещались детский дом им. Красной
Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец,
усадебные постройки стали использоваться под жилье.
Усадьбы подверглись большим переделкам,
изменившим их внешний вид.
Рис.8 "Малая" Рязановская усадьба. Южный фасад,
выходящий на ул. Куйбышева
19.
20.
Еще одна замечательная постройка «золотого века»периода классицизма в Екатеринбурге – усадьба
самого архитектора М.П.Малахова на ул.
Васенцовской (ул. Луначарского, 173-а, рис.9). Тогда
это была окраина города с живописным сосновым
бором. Именно здесь и решил поселиться
екатеринбургский зодчий. Городской думой Малахову
была выделена обширная территория. Строительство
деревянного дома началось в 1816 году. Усадебный
комплекс составляли главный двухэтажный
деревянный дом, оштукатуренный под камень и
увенчанный в центре круглым бельведером-ротондой,
двор со службами, огород, парк с живописным
прудом, который естественно образовался. В свое
время вблизи усадьбы бил «Малаховский ключ».
Ручей-речка текла к хозяину усадьбы в сад, образуя
пруд, и далее, через улицу, в соседний квартал,
заключенный между современными улицами
Энгельса, Мамина - Сибиряка, Карла Маркса и
Луначарского, где сейчас располагается территория
зоопарка. Нынешний дом является каменной копией
деревянной усадьбы, которая в 60-е годы ХХ столетия
стала непригодна для эксплуатации из-за
обветшавших деревянных конструкций. В 1970-е годы
дом был перестроен и установлен в глубине квартала,
поскольку портик подлинного дома выступал за
красную линию застройки новой улицы.
21.
22.
23. Верх-Исетский бульвар, 9-15. Госпиталь Верх-Исетского завода, 1824-1826 гг., архитектор М.П. Малахов. Дом для врачей и
24.
25. Верх-Исетский бульвар, 9-15. Госпиталь Верх-Исетского завода, 1824-1826 гг., архитектор М.П. Малахов. В 1929 г. с главного
26.
27. Комплекс больницы Верх-Исетского завода (архит. М.Малахов, строительство 1824-1826 гг.)
28. Резиденция главного горного начальника
Постройкарезиденции главного горного начальника (набережная
Рабочей Молодежи, 3, рис.10) была для М.П.Малахова, наверное,
самым «правительственным» и масштабным заказом. После пожара в
1812 г. деревянного здания горной резиденции потребовалась
постройка нового каменного дома для горных начальников.
Окончательно резиденция была построена в начале 30-х годов.
В 30-е годы Х1Х века вся власть принадлежала горному начальнику
генералу Владимиру Андреевичу Глинке. В то время он был
градоначальником и требовалось создать здание, в котором бы
сочеталось административная и жилая функция. Была создана
целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином, который
занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и
службы. Пространство сада просматривается за открытой
красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную.
Парадный дом начальника горного Управления оказался
«прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн.
Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано
здесь в одном характере» (1). Из усадьбы открывается чудесный
вид на берега Исети, на плотину пруда. Усадьба в целом является
градостроительным пятном и хорошо просматриваемой
доминантой ансамбля левобережья Исети.
Можно сказать, что уральский зодчий М.П.Малахов создал усадебный
Екатеринбург первой половины ХIХ века. Несомненно, он был самым
крупным архитектором Екатеринбурга купеческого, внес большой
вклад в градостроительство города.
Памятники архитектуры, особенно усадебного строительства,
являются неотъемлемой частью жизни города, его историческим
ядром, доминантами и композиционными пятнами на карте нашего
города. Их надо беречь, охранять, следить за состоянием, в
большинстве случаев проводить реставрацию, восстанавливать
усадебные, некогда красивые, сады для того, чтобы мы могли
любоваться сохраненной историей и оставить их для потомков.
29.
30.
31.
32.
33. Резиденция главного горного начальника
Постройкарезиденции главного горного начальника (набережная
Рабочей Молодежи, 3, рис.10) была для М.П.Малахова, наверное,
самым «правительственным» и масштабным заказом. После пожара в
1812 г. деревянного здания горной резиденции потребовалась
постройка нового каменного дома для горных начальников.
Окончательно резиденция была построена в начале 30-х годов.
В 30-е годы Х1Х века вся власть принадлежала горному начальнику
генералу Владимиру Андреевичу Глинке. В то время он был
градоначальником и требовалось создать здание, в котором бы
сочеталось административная и жилая функция. Была создана
целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином, который
занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и
службы. Пространство сада просматривается за открытой
красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную.
Парадный дом начальника горного Управления оказался
«прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн.
Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано
здесь в одном характере» (1). Из усадьбы открывается чудесный
вид на берега Исети, на плотину пруда. Усадьба в целом является
градостроительным пятном и хорошо просматриваемой
доминантой ансамбля левобережья Исети.
Можно сказать, что уральский зодчий М.П.Малахов создал усадебный
Екатеринбург первой половины ХIХ века. Несомненно, он был самым
крупным архитектором Екатеринбурга купеческого, внес большой
вклад в градостроительство города.
Памятники архитектуры, особенно усадебного строительства,
являются неотъемлемой частью жизни города, его историческим
ядром, доминантами и композиционными пятнами на карте нашего
города. Их надо беречь, охранять, следить за состоянием, в
большинстве случаев проводить реставрацию, восстанавливать
усадебные, некогда красивые, сады для того, чтобы мы могли
любоваться сохраненной историей и оставить их для потомков.
34.
35.
36.
37.
38. Александро-Невский собор
39.
Александро-Невский соборСобор во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского
Россия
Екатеринбург
Конфессия - Православие
Епархия - Екатеринбургская и Верхотурская
Архитектурный стиль - Классицизм
Автор проекта - М. П. Малахов
Строительство - 26.06.1838—23.05.1854 годы
Основные даты:
1930 год — закрытие храма
1991 год — передача храма епархии
Приделы левый — в честь Николая Чудотворца
правый — в честь Воскресения Христова
Статус - памятник архитектуры (федеральный)
Александро-Невский собор — действующий православный храм в Екатеринбурге, расположенный на территории
Ново-Тихвинского монастыря.
Будущий собор был заложен 26 июня 1838 года как каменный трёхпрестольный. С момента закладки указом
Синода ему был присвоен соборный статус. Построен в стиле классицизма архитектором М. П. Малаховым в
1848 году. Главный храм, освящённый 21 сентября 1852 года, возводился во имя благоверного великого князя
Александра Невского. Левый придел, во имя Николая Чудотворца, был освящён 8 июня 1853 года. Менее чем
через год, 23 мая 1854 года был освящён правый придел в честь Воскресения Христова. На колокольне был
установлен лишь один малый колокол для повестки.
В 1921 году, после закрытия Ново-Тихвинского монастыря, собор стал приходским. В 1930 году собор был
окончательно закрыт. В том же году расположенное вокруг собора кладбище, действовавшее ещё с XVIII века,
было снесено. В 1942 году собор был капитально перестроен для дальнейшего использования в качестве
военного склада. Начиная с 1961 года, помещение собора использовалось как хранилище фондов краеведческого
музея.
В 1991 году православная община потребовала возвращения собора Русской Церкви. Решение о передаче было
принято 10 сентября 1991 после голодовки, которая продолжалась около месяца. В 1992 году собору был
возвращён первый этаж, и приходской общиной были начаты богослужения. С 1994 года собор стал вновь
монастырским. В том же году из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора была торжественно перенесена
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
В настоящее время собор полностью передан Екатеринбургской епархии, проводится полноценная
реконструкция здания.
40.
41.
42.
43.
44.
45. Постройки М.П.Малахова в других городах
46.
47.
48.
Первая деревянная Трёхсвятская церковь с приделом АртемияВеркольского выстроена в 1700-1701, уничтожена пожаром в
1768. Новая церковь с теми же престолами освящена в 1770,
сгорела 1815. Разрешение на строительство каменного
трёхпрестольного Троицкого храма получено в 1790, закладка
была в 1792, но в 1803 возведённое здание обрушилось.
Строительство возобновилось по новому проекту. Приделы
Трёх Московских Святителей и Артемьевский освящены в
1805, а главный престол - в 1813. Храм перестроен в 1821-1828
по проекту арх. М. П. Малахова: надстроен 2-й этаж с
церковью Спаса Нерукотворного и приделами Тихвинской
Богоматери и пророка Илии, к нижнему этажу пристроены
приделы Воздвижения Креста Господня и великомученицы
Параскевы, поставлена новая колокольня. Имеет статус собора
с 1912.
Талант Малахова и мастерство рабочих дали жизнь
настоящему памятнику архитектуры, сохранившемуся до
наших дней. Собор с величественной колокольней, увенчанной
куполом с обелиском, стала символом города. Церковь владела
торговой площадью. Рядом располагалось небольшое
церковное кладбище. Заводская церковь во имя Святой
Троицы, несомненно, являлась важным архитектурным
элементом в ансамбле площади. Собор был обезображен и
обезглавлен в советский период. 1997 год стал для Собора
годом возрождения.
В настоящее время собор действует и полностью
восстановлен. Храм выходит на главную улицу Ленина, а с
противоположной стороны собора в сторону реки находится
Каменск-Уральский краеведческий музей и бронзовый крест
«В память о жертвах массовых незаконных репрессий».
49.
50.
51.
52.
53.
Список литературы.Багреев Е.Я., Горловский М.А. и др.
Очерки истории Свердловска, Свердловск, 1958.
Бальчуров А.Д., Бердников Н.Н., Кернер А.Д. и др.
Берсенева А. Городские усадьбы Екатеринбурга. //
«Урал», 1973г, №10, с.119-125.
Лукомский Г. «Памятники старинной архитектуры. Ч.1.
Русская провинция». Изд. «Шиповник», б/г. с.143
Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск,
1989
Свердловск. Путеводитель - справочник. Свердловск,
1975.