Похожие презентации:
Мессианизм. Идея греха и искупления
1. Мессианизм. Идея греха и пскупления.
2. Понятие
Мессиани́зм — религиозное учение о грядущемпришествии в мир божьего посланца — мессии,
призванного установить справедливость, мир,
покой на земле. Мессианизм встречается в ряде
мировых религий, является характерной чертой
авраамических религий.
3.
В современном религиоведениисчитается, что причины
возникновения мессианизма
связаны с нерешенностью
социальных проблем, потерей
надежды на лучшее будущее и т. д.
Мессианизм находил
благоприятную почву среди
народов, этноконфессиональных
групп, подвергшихся гонениям и
преследованиям. Например,
проповедь мессианства в иудаизме
усиливалась тогда, когда еврейское
государство было разрушено, а
евреи находились в плену в Египте
и Вавилоне.
4.
Мессианизм был привлекателен и дляхристиан в период преследований в
Римской империи. Согласно
христианской эсхатологии, грядет
Второе пришествие мессии (Иисуса
Христа), который произведёт
Страшный суд — накажет грешников
и наградит праведников. Идеи
мессианизма присутствуют и в
исламе, особенно среди шиитов.
Шиитское меньшинство испытывало
гонения во многих странах.
Мессианские ожидания появления
Махди в шиитском учении, помимо
общего для мусульман ожидания
пророка Исы, связывались с
народными чаяниями об установлении
царства справедливости на земле.
5.
В христианстве М. подвергся кореннымизменениям. Мессия-Христос призван спасти не
один какой-либо народ, а все человечество.
Изменения претерпела и легенда, объясняющая
необходимость потустороннего вмешательства в
земные дела: первородный грех Адама и Евы,
искупление к-рого, согласно религ. верованиям,
является осн. задачей мессии-Христа. По христ.
вероучению, М. уже приходил в мир, но его
миссия еще не до конца выполнена, поэтому
предстоит второе пришествие Христа (см.
Христианство, Евангелия).
6.
М. имеет место и в исламе, и в нек-рых др. религиях. Мусульмане-шииты,напр., ждут второго пришествия "скрытого имама", двенадцатого по счету
верховного руководителя шиитов, долженствующего объявиться в роли
махди-мессии.
В истории М. часто являлся идеологич. оболочкой социальных и нац.
движений. Яркими примерами здесь могут служить первая и вторая
иудейские войны (66–73 и 132–135 н.э.), когда вожди освободит. движения
Иохана из Гисхалы, Симон бар Гиора, Элеазар, Бар-Кохба рассматривались
их последователями как мессии. Социальные движения в форме М. имели
место и в истории ислама. Последнее по времени большое движение этого
рода связано с именем Махди Суданского (1848–85), возглавившего в 1881
восстание суданцев против англ. колонизаторов и организовавшего
независимое гос-во, захваченное Англией в 1898.
2) Историко-социологич. концепция, отводящая тому или другому народу
исключительную, ведущую роль в историч. процессе (М. национальный).
Мессианистские идеи высказывались в Польше (М. Воронич, Ю.
Словацкий, Вроньский-Хёне и др.), в России (славянофилами) и в др.
странах.