Никита Сергеевич Михалков (21.10.1945- )
Биография. Детство
«Я шагаю по Москве»
Щукинское училище. Первый брак
ВГИК
В армию прямо со съемочной площадки
Второй брак
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
«Неоконченная пьеса для механического пианино»
«Утомленные солнцем»
Союз кинематографистов
«Сибирский цирюльник»
В новом веке
«Территория моей любви»
«Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым…»
1.58M

Никита Сергеевич Михалков

1. Никита Сергеевич Михалков (21.10.1945- )

НИКИТА
СЕРГЕЕВИЧ
МИХАЛКОВ
(21.10.1945- )
Работу
выполнила:
студентка УлГУ, 1
курса факультета
ПМиФО
Потапова Алина
Валерьевна
«Действительно, серьезная беда, когда актер, однажды найдя
органичный образ и удачно его использовав, становится его жертвой……»

2. Биография. Детство

До четвертого класса Никита Михалков постигал науку в 20-й
спецшколе. Учился хорошо, однако, когда программа начала
усложняться понял, что у него совершенно нет способностей к
точным наукам. «Однажды меня вызвали к доске. Я отправился, по
словам классика, с легкостью в голове необыкновенной. Подошел к
доске, увидел уравнение, взял мел. И тут почувствовал, что не
только не могу решить, но просто не понимаю, что написано. И
когда за спиной услышал более-менее бодрый скрип перьев
одноклассников, со всей очевидностью ощутил всю
катастрофическую пропасть, на краю которой стою…», - вспоминает
Никита Сергеевич. Спецшколу пришлось покинуть и пойти учиться в
обычную. А вот творческие способности проявились очень рано. В
1956 году Никита Михалков пошел в музыкальную школу, где
проучился четыре года. Все это время он мечтал об актерской
карьере. Впервые на экране Никита Михалков появился в 14-летнем
возрасте. Он сыграл эпизодическую роль в картине «Солнце светит
всем» Константина Воинова. А после были съемки в
антирелигиозной драме «Тучи над Борском» Василия Ордынского.
Первая большая роль подвернулась в 1961 году, Михалкову
досталась роль в школьной ленте «Приключения Кроша» Генриха
Оганесяна. Такой карьерный взлет маленькому Никите вскружил
голову. «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только
снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих
снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я
приближался к искусству, к брату .Но когда я вошел однажды в
комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним
глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда
Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись:
«Стыдись. Бери пример с предков» , - вспоминает стыдливо
Михалков. Это и была прививка от звездной болезни. Сейчас,
говорит Никита Сергеевич, у него дома нет личных фотографий. 

3. «Я шагаю по Москве»

После школы юного Никиту Михалкова зачислили
в труппу театра имени Станиславского. Но там
работы для неопытного актера не нашлось. На
сцену Никита выходил только в эпизодах. За
первый успех Никита говорит «спасибо» старшему
брату. Именно он сосватал Никиту Георгию Данелия
для картины «Я шагаю по Москве. В картине Никита
Михалков создал образ Коли - обаятельного,
задорного паренька, полного любви к жизни, к
людям, уверенного в завтрашнем дне. Как
признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в
этом фильме играл самого себя. Даже подумал:
«Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь
свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить
все тяготы профессии, понял, что съемки «Я
шагаю…» были просто счастливым свободным
полетом, который бывает, наверное, раз в жизни».
«Счастливый свободный полет», - эти слова Никиты
Сергеевича очень точно отражают атмосферу
создания того фильма. Картина, снятая в жанре
лирической комедии, вышла на экраны в период
так называемой «оттепели» и удивительно точно
передала дух того времени. Герои фильма, которых
исполнили Никита Михалков, Евгений Стеблов и
Алексей Локтев, молоды, полны надежд, им
кажется, что все в этой жизни возможно. Эта
необыкновенная легкость и жизнерадостность,

4. Щукинское училище. Первый брак

В 1963 году, когда на экранах появился
фильм «Я шагаю по Москве», Михалков
поступил на актерский факультет
Щукинского училища. Вместе с ним
поступила и Анастасия Вертинская, уже
восходящая звезда кино.
Она успела сыграть в «Алых парусах» и
«Человеке-амфибии». Роман закончился
свадьбой в 1966 году. Скоро в семье
появился ребенок – Степан. Семья
просуществовала почти четыре года.
Никита Михалков снимался
(«Перекличка», «Не самый удачный
день» и др.), впрочем, и Анастасия не
оставалась без внимания режиссеров.
Никита был уверен, что жена должна
сидеть дома, рожать детей и ждать
мужа. Анастасия тоже так думала, но
под описание не подходила. Супруги
расстались с уважением друг к другу.
После этого Анастасия вышла второй раз
замуж за певца Александра Градского,
брак тоже распался и больше замуж
Вертинская не выходила. 

5. ВГИК

Руководство Щуки совершенно не поощряло
съемки студентов в фильмах. Запрет Никита
Михалков игнорировал. И на четвертом курсе из-за
прогулов был отчислен. Но Никита сильно не
огорчился. Он тут же поступил сразу на второй
курс ВГИКа к мастеру Михаилу Ромма, у которого
учился и старший брат Михалкова. Он уже успел
тайно поставить дипломный спектакль с Николаем
Бурляевым «12 разгневанных мужчин». Во ВГИКе
Михалков снимал комедийные сюжеты для
«Фитиля», а также курсовые, в частности,
короткометражку «...А я уезжаю домой», сценарий
к которой был написан вместе с Евгением
Стебловым. И не забывал Никита Михалков про
кино. Он снялся в историко-приключенческой
драме «Красная палатка» Михаила Калатозова,
мелодраме «Дворянское гнездо» Андрея
Кончаловского, а так же в «Станционном
смотрителе» Сергея Соловьева.  ВГИК Никита
Михалков закончил в 1971 году. Дипломом стала
короткометражка «Спокойный день в конце войны»
по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Эта работа
была признана на VIII фестивале студенческих
фильмов. Первая награда в копилке актера и
режиссера. 

6. В армию прямо со съемочной площадки

Полнометражную картину Никита Сергеевич
планировал еще будучи студентом. На мысль о
создании приключенческого фильма подтолкнула
заметка в журнале «Наука и жизнь» о чекистах,
которые переправляли золото с Деминского
рудника в Москву во время гражданской войны.
Рабочее название картины «Красное золото». И
фильм мало чем отличался от других историях о
гражданской войне. Однако, Михалков и
сценарист Эдуард Володарский переделали
картину. Получилась лента «Свой среди чужих,
чужой среди своих».
В 1972 году «Мосфильм» включил съемки
картины в план. Однако, «сверху» пришла
разнарядка, что дети работников культуры
уклоняются от армии. Тут же повестка пришла и к
Михалкову. За него пытался вступиться Сергей
Бондарчук и глава «Мосфильма». Однако,
начальник Генштаба рассвирепел и в 1972 году
отправил 27-летнего Никиту Сергеевича служить
на Камчатку. 

7. Второй брак

Михалков ушел в армию и оставил фильм
незаконченным. Оставил и любимую девушку.
Еще до службы он познакомился с
манекенщицей из Общесоюзного Дома моделей
Татьяной Соловьевой. Взаимная симпатия
переросла в любовь. После года службы Никита
первым делом пошел к любимой. Однако,
девушка переехала и не сказала свой новый
адрес. Михалков знал, что она живет на
проспекте Вернадского и все. Режиссер
отправился по домам, расспрашивал и нашел!
Вскоре сыграли свадьбу. Прямо во время съемок
картины «Свой среди чужих, чужой среди
своих». У Татьяны и Никиты родилось трое детей:
сын Артем (1975), дочери Анна (1974) и Надя
(1987). Всего в копилке Михалкова-актера – 43
работы. Среди них такие известные картины, как
«Неоконченная пьеса для механического пианино
», «Родня», «Портрет жены художника»,
«Жестокий романс», «Униженные и
оскорбленные», «Ревизор», «Жмурки», «Мне не
больно». Никита Михалков написал сценарии к 19
лентам, спродюссировал 8 и срежессировал 20
фильмов. При этом, невозможно подсчитать
количество наград за работы Михалкова. 

8. «Свой среди чужих, чужой среди своих»

К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Никита Михалков приступил сразу после возвращения из армии. На
главные роли он определил молодых актеров, ставших
впоследствии легендами советского кинематографа: Юрия
Богатырева,Сергея Шакурова, Александра Кайдановского и уже
известного по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль
атамана Брылова он оставил себе. Съемки картины проходили в
Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку. К концу 1974 года
фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что
острый, вестерновый сюжет, блистательная режиссура,
великолепная операторская работа и созвездие молодых
талантливых актеров должны были принести фильму
триумфальный успех, но…
Поначалу картина вызвала очень неоднозначную реакцию у
критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. В вину
режиссеру ставили историческую недостоверность, слабый,
невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не
понравился критикам и сам стиль фильма, напоминающий
американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении Михалкова был
настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона
отрицательного героя. Да и среди зрителей фильм сначала не имел
большого успеха, заняв в прокате 1975 года скромное 22-место. Но
время все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой
фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших
фильмов, снятых в жанре истерна. Многие из тех фильмов, что
обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих»
канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день
смотрят с огромным удовольствием.

9. «Неоконченная пьеса для механического пианино»

К очередной своей работе – мелодраме «Неоконченная пьеса для механического пианино» - Никита
Михалков подошел уже сложившимся режиссером, обладающим собственным неповторимым стилем.
Немаловажным фактором являлось и то, что у него образовался коллектив единомышленников,
которым он доверял, и которые прекрасно понимали и воплощали на экране его идеи. Это и художник,
сценарист Александр Адабашьян, и оператор Павел Лебешев, и актеры, уже ставшие «михалковскими»:
Александр Калягин, Елена Соловей, Юрий Богатырев, Николай Пастухов… Сам Михалков также снялся в
своей картине, исполнив роль Трилецкого.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» - самая зрелая, глубокая, мастерская и
психологически тонкая работа Михалкова этого периода. В основу фильма режиссер положил
незавершенную пьесу А.П. Чехова «Платонов», а также мотивы чеховских рассказов: «Безотцовщина»,
«В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь».
Вот как отзывается о картине критик Ирина Шилова:  «Не ностальгия, не умиленность движет
современным режиссером, а стремление вскрыть истоки кризисных явлений, следствия которых столь
явно обнаружили 70-е. Михалков пристален и точен в распознании болезни. Персонажам этой пьесы
нужен беспрерывный маскарад, конденсирование переживаний, экзальтация страстей,
поддерживающих в каждом из них иллюзию жизни. Без доли сентиментальности постановщик
демонстрирует их несостоятельность. Учитель Платонов с его обличениями и театральными порывами;
врач Трилецкий, ненавидящий больных и свои занятия, изменяющий своим обязанностям ради
сомнительного удовольствия быть в среде себе подобных; пасынок генеральши и его жена,
разжигающие себя сентенциями и риторическими речами о сладости простой жизни, - все эти
персонажи мнят себя героями драмы, может быть, даже трагедии, но режиссер вслед за Чеховым
(считал же драматург, что пишет комедии!) видит представленное сквозь призму другого жанра –
драма становится фарсом. Выслушивая манифесты, поток признаний и откровений, наблюдая за
бессмысленным существованием этих обитателей дворянских гнезд, Михалков исследует «пространство
безвременья» Весь комплекс выразительных средств приведен Михалковым в действие. Пластическое
совершенство внутрикадровых построений; живописность и виртуозность операторского видения;
ритмичность и согласованность темповых смен; блистательный актерский ансамбль, в котором «сольный
номер» имеет самостоятельное значение, но истолкован как часть целого – все было строго определено
авторской концепцией, которой и был подчинен каждый элемент кинематографической речи…»

10. «Утомленные солнцем»

В картине «Утомленные солнцем» Никита Михалков
воссоздал страшную эпоху 30-х – пик сталинских
репрессий. Главную роль – комдива Котова – Михалков
сыграл сам, дочь комдива сыграла юная Надя
Михалкова, а остальные роли режиссер доверил
замечательным актерам: Вячеславу Тихонову, Олегу
Меньшикову, Светлане Крючковой, Ингеборге
Дапкунайте и Владимиру Ильину.
Вот одна из рецензий на фильм: «Мир, который
создали авторы фильма, предельно прост. Легкая
улыбка, а порой и смех, который так естественен в
большом семейном кругу на даче, неподражаемый
нежно-чувственный скромный русский пейзаж ,не
покидающая зрителя тревога от надвигающейся
катастрофы, щемящая жалость к девочке Наде.
Актерские работы от запредельно естественной
шестилетней Нади Михалковой до исполнителей
эпизодических ролей прекрасны. Все это выстроено
зрелой рукой Михалкова и называется им сухо
«атмосферой долгого счастливого дня девочки, в
конце которого уводят отца». Эпизод с висящим
между Солнцем и Землей портретом Сталина,
прицепленного к воздушному шару, бескрайнее поле
в желтой пшенице, бегущая светлая девочка и черная
машина со шлейфом пыли за собой — почти
полифонический образ мира с его радостями и его
страданиями. Без нажима, без киномонтажной
скороговорки, на бесконечном общем плане Михалков

11. Союз кинематографистов

В 1998 году Никиту Михалкова избрали
председателем Союза кинематографистов России.
Спустя 10 лет режиссера сняли с поста и выбрали
кинорежиссера Марлена Хуциева. В ответ на такой
поступок «Никита Сергеевич назвал их ослами и
лилипутами, а их съезд — нелегитимным. …
Готовясь к наступлению, Михалков предупреждал:
«Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший».
Бытует мнение, что Никита Сергеевич боится, что
после смены руководства тайное станет явным. В
частности, непрозрачность в распоряжении
средствами. В результате, на чрезвычайном
Внеочередном съезде СК Никиту Михалкова
переизбрали председателем. Скандал вызвало
исключение из СК председателя Гильдии
киноведов и кинокритиков Виктора Матизена.
Тогда, многие кинематографисты в судебном
порядке начали обжаловать решение
чрезвычайного съезда, но получили отказ. Далее
некоторые неприятности появились у всех
кинематографистов, которые выступили за Марлена
Хуциева. 

12. «Сибирский цирюльник»

Очередная работа Никиты Михалкова историческая
мелодрама «Сибирский цирюльник» увидела свет в
1998 году. В создание «Сибирского цирюльника» были
вложены огромные по тем временам деньги – 45
миллионов долларов – и это в период полного развала
отечественного кинематографа! Главную роль –
молодого юнкера, влюбившегося в американскую
проститутку, исполнил, уже ставший к тому времени
звездой отечественного кино, Олег Меньшиков. Себе
же Михалков оставил хотя и не главную, но очень
значительную роль императора Александра III. В своей
новой картине Никита Михалков в очередной раз
продемонстрировал высокий профессиональный
уровень. В мае 1999 года картина открывала показ
фильмов на Каннском кинофестивале, а в Париже
впервые за всю историю русского кино ее
демонстрировали сразу два десятка крупнейших
кинотеатров. Тем не менее, европейский прокат
«Сибирского цирюльника» прошел очень скромно,
даже не окупив огромных затрат. В чем же дело?
Просто Никита Михалков остался верен себе, и в его
картине вновь обезличивающая цивилизация Запада
противопоставлялась высокой русской духовности.
Нежелание пойти на политкорректность привело к
тому, что на заокеанский рынок путь фильму был
попросту перекрыт.А вот в России «Сибирского
цирюльника» встретили достаточно тепло. В 1999 году
Никита Михалков был удостоен за его создание
Государственной премии.

13. В новом веке

В 2005 году на экраны страны вышел широко
разрекламированный фильм «Статский советник»,
в котором Никита Михалков исполнил роль князя
Пожарского. Исполнил со свойственным ему
шармом и обаянием. Однако со стороны критиков
в его адрес в очередной раз посыпались ядовитые
стрелы. Михалкова обвиняли в самолюбовании и в
том, что своим напором он затмил главного героя
картины – Эраста Фандорина .Что ж, Никите
Сергеевичу не привыкать к шпилькам в свой
адрес. Тем более что в том же году он снялся еще
в одной картине – криминальной комедии
«Жмурки», где продемонстрировал тонкое чувство
юмора и самоиронию. Какое уж тут
самолюбование?! В 2007 году Никита Михалков
закончил съемки фильма «12» - ремейк картины
Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных
мужчин». В сентябре того же года она была
представлена на Венецианском кинофестивале,
где произвела настоящий фурор. Никита
Михалков второй раз был удостоен специального
приза фестиваля «Золотого льва».Кроме того,
Никита Сергеевич приступил к съемкам
масштабного фильма о Великой Отечественной
войне «Утомленные солнцем-2». «У меня не было
задачи делать продолжение истории, - говорит

14. «Территория моей любви»

Никита Михалков выпустил автобиографическую книгу
«Территория моей любви», в которой рассказывает о своих
знаменитых предках, родственниках, которых успел застать в
живых, семье, друзьях, коллегах и, разумеется, фильмах — в
которых сыграл и которые снял. Книга «Территория моей
любви» условно делится на две части — семья и работа. В
первой части режиссер отдельные главы посвящает отцу,
матери и «дяде Мише» — брату отца. Как-то он поделился с
маленьким Никитой приключившейся с ним на фронте
историей, которая врезалась племяннику в память. Говорит о
няне-испанке и детстве, проведенном на Николиной Горе. О
школе и попытке встроиться в компанию детей
высокопоставленных родителей, живущих в Доме на
набережной. О первых влюбленностях, студенчестве и службе
на Тихоокеанском флоте. И, наконец, о коротком браке с
Анастасией Вертинской и жизни со второй женой Татьяной. Но
все же немного большую часть в книге занимает кино. Что
ожидаемо, поскольку Михалков не устает повторять, как оно
важно для него. И последовательно и подробно рассказывает о
своих актерских работах и снятых фильмах.
***
«Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс,
когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал,
потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не
давал спать».
***
«Один раз я выгнал из группы человека, который во время съемки
посмотрел на часы — мол, скоро обед? Все. Он не мог работать
в нашей команде, потому что не делился своим вниманием,
своей энергией с артистом перед кинокамерой…»

15. «Я не хочу быть понятным, я хочу быть понятым…»

«Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ
ПОНЯТНЫМ, Я ХОЧУ
БЫТЬ ПОНЯТЫМ…»
English     Русский Правила