Похожие презентации:
Художественная культура Индии
1.
2.
Культура Древней Индии существовала примерно с серединыIII тыс. до н. э. и до VI в. н. э. Современное название "Индия"
появилось лишь в XIX веке. В прошлом она была известна как
"страна ариев", "страна брахманов", "страна мудрецов".
Особенности Индийской
культуры:
• богатство и многообразие
религиозно-философских
учений;
• обращенность к Вселенной
(в тайны мироздания) и
внутрь человеческого мира
( философия и йоги);
• удивительная
музыкальность и
танцевальность;
• особое почитание любви —
чувственной и физической.
3.
12
3
Периоды
истории
Древней
Индии:
1. Хараппская
цивилизация (в
долине реки Инд)
2. Арийско—
ведическая (приход
и расселение
арийских племен в
долинах рек Инд и
Ганг)
3. Династия
Маурьев и Гуптов
4.
В III тысячелетии до н.э. в долинереки Инд возникла древнейшая
Хараппская цивилизация.
.
В наше время археологи открыли
древние города Мохенджо-Даро
("Холм мертвых"), и Хараппу
В них проживало от 35 до
100 тыс. человек.
Там были найдены едва
ли не первые
общественные туалеты,
водосточная система и
канализация.
В Европе такие города
появились только в
Средние века.
Купальня в доме
5.
Улицы древних городов были вполне благоустроены, а дома удобны.6.
Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Гангапришли племена ариев.
А в 321 году до н.э. здесь возникло первое
объединенное государство – империя Маурьев.
Уже в то время было широко
распространено
искусство глиптики - резьбы по
камню
Чаще всего мастера вырезали печати
с изображениями разных животных.
7.
Первая религия Индии - ведизм — религия Вед. Для него характерномногобожие и наделение человеческими качествами животных, предметов.
Ведизм является первой стадией формирования
индуизма.
Шива (разрушитель)
Вишну (хранитель)
Брахма (творец)
Ганеш
(мудрость и
предпринимательство)
Шакти (женское божественное начало, супруги богов)
8.
«Махабхарата» Индийский эпос( рассказ о споре за власть
между братьями)
Книга признана священной не из-за
древности, или проповедей,
а за тексты спрятанные внутри нее.
«Рамаяна»
Древнеиндийская эпическая поэма,
воспевающая подвиги любимого
героя индусов Рамы
9.
Во время правления царя Ашоки(268—232 гг. до н. э. - империя Маурьев)
в качестве государственной религии был принят
буддизм.
Ашока демонстрировал
свое обращение в буддизм
энергичным
распространением веры
по всей Индии — от
Бенгалии до Афганистана
при помощи указов,
высеченных на
монументальных
колоннах из камня.
Стамбха
(столб законов)
царя
Ашоки.
Высота 9,8 м
10.
Навершинах
колонн
изначально были размещены
скульптурные
группы
с
изображениями
священных
животных. Также их украшали
изображения колеса дхармы и
свастики.
Колонны делятся на малые и
большие; последние имеют 1215 метров в высоту и весят
около 50 тонн. Колонны
устанавливались в людных
местах, иногда удалённых на
сотни миль от того места, где
их изготовили. Рядом с
каждым монументом стоял
служитель,
разъяснявший
смысл надписи неграмотному
населению.
Лучше других наверший сохранилась т. н.
львиная
капитель
в
Сарнатхе,
чьё
стилизованное
изображение
было
объявлено в 1950 году национальной
эмблемой Индии.
11.
Стамбха АшокиКолонны
(стамбхи)
символизируют
ось
Вселенной,
которая
соединяет Небо и Землю и
олицетворяет
Мировое
Древо Жизни.
В это же время
была создана колонна,
на вершине которой
мастер поместил
львиные фигуры.
И сегодня это завершение
(капитель)
является
символом Индии.
Согласно преданию, столб,
несший эту капитель, был
установлен в том месте,
где Будда произнес свою
первую проповедь.
Изображение Львиной
капители отпечатано на
денежных знаках
современной Индии.
12.
Буддизм всегда поощрялстроительство культовых
сооружений: храмов (чайтья),
монастырей (вихара), и
мемориальных комплексов (ступа и
стамбха).
13.
Сферический куполвысотой 16,5 м и
диаметром 36,5 м
Ступа
в Санчи
Главной буддийской святыней становится ступа (погребальный храм) –
архитектурный комплекс в форме холма,
на вершине которого хранятся буддийские реликвии.
14.
Полусферический куполступы
покоится
на
круглом
основании
с
идущей
по
всему
периметру
террасой.
Терраса предназначалась
для ритуального обряда
поклонения,
который
состоял
в
том,
что
молящиеся
обходили
ступу кругом, по часовой
стрелке.
С южной стороны к
террасе
ведут
две
симметричные лестницы.
На вершине купола установлена колонна, как бы выходящая из сердцевины ступы.
В этом исследователи усматривают продолжение культа колонн Ашоки.
15.
Каменная полусфера - символнеба.
Через всё здание храма, сверху
донизу, проходит золотой
стержень с нанизанными на него
тремя зонтиками— ось
Вселенной, соединяющая Небо
Большая ступа в Санчи
и Землю, и три драгоценности:
Будду, Закон и монашескую
общину.
На вершине купола установлен
макет горы Меру – «дворец
богов» .
Вокруг ступы тянутся галереи с
лестницами для торжественных
По традиции ограда вокруг центрального шеста обрядов и деревянная ограда со
должна была скрывать молящихся во время столбами
ритуального обхода.
16.
Все ступы строилисьпо единому образцу,
который повторял
священный рисунок
- мандалу
- план устройства
всего космоса.
Внешне они напоминали купол
современного планетария.
Концентрические
круги ступы
обрамлялись
невысокой оградой
с четырьмя воротами,
ориентированными
строго по сторонам
света.
17.
Ранние ступы служили местом захоронения реликвий самого Будды. Существуетлегенда о том, что Будду спросили, какой должна быть его гробница. Учитель
расстелил на земле свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора
подаяний. Так ступа приобрела свою полусферическую форму. Полусфера, символ
Неба и бесконечности, в буддизме означает нирвану Будды (то есть его
окончательное освобождение от мира), а также и самого Будду.
18.
Резные воротаСинтез архитектуры и
пластики. Торана –
ворота ступы - особо
почитались и украшались
как выходы и входы мира.
Четверо ворот (тораны)
указывают на четыре
стороны света и своими,
покрытыми глубокой
резьбой, балками и
колоннами представляют
главные стороны учения;
они завораживают
зрителя своими
историями и картинами
19.
Каждые ворота разделены на три части.В верхней секции, состоящей из трех архитравов,
разворачивается повествование, некогда
переносимых из деревни в деревню
странствующими рассказчиками.
Несмотря на тесно расположенные сюжеты,
глубокая резьба выполнена настолько искусно,
что истории можно рассмотреть даже снизу, с
земли.
Смысловым центром является Колесо Закона
Будды – по краям сидят крылатые львы……
20.
Визуальная связь с балкамисоздается
также
с
помощью
кронштейнов в виде женских фигур.
Это один из лучших примеров
образа якшини в индийском
искусстве.
Обнаженный
стан
древесной
богини изящно изгибается, руки
тянутся к стволу мангового дерева
и его пышной кроне. Движения
женщины легки и грациозны, поза
свободна и естественна. Эталоном
красоты
женщины
и
богини
плодородия являются подчеркнуто
округлые бедра и бюст. В целом
форма и декоративная проработка
фигур заимствованы из движений и
позиций танца, который всегда был
источником
вдохновения
для
индийских художников.
21.
22.
23.
Все резные изображенияворот ступы
считались охранными
и выполнялись
мастерами
очень тщательно.
24.
Из Индии ступывместе с буддизмом
распространились по всей
Юго-восточной Азии.
Ступы
Бирмы
25.
СтупаШри-Ланки
Ступа
Таиланда
26.
На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.27.
Еще при Ашоки в скалахначали высекать пещерные
храмы и кельи для
отшельников.
Они были невелики и
воспроизводили в камне
деревянные жилые постройки.
Так в культовой архитектуре Индии широко
распространились пещерные храмы —
чайтьи. Центральный коридор отделен от
боковых рядами колонн со скульптурными
капителями. В дальнем конце молитвенного
зала возвышается ступа.
28.
Чайтья в КарлиСамый большой пещерный храм на глубине 40 м. Его длина – 37,8 м,
ширина – 14,2 м, высота – 13,7 м, мощные колонны по 15 в ряду.
На дальнем конце зала, противоположном от входа, находилась ступа.
Капители колонн чайтья в Карли изваяны в виде пар мужчин и
женщин, восседающих на коленопреклоненных слонах. И все это высечено
из цельного массива скалы с большим мастерством и по единому замыслу
архитектора и скульптора.
29.
Вход украшен с особой тщательностью, обрамлен огромной килевиднойаркой,окруженной более мелкими арочками Солнечный свет проникает в
полутемную залу через окно, напоминающее розетку готического собора
30.
Красивые мощные колонны делят зал на центральный неф и два боковыхкрыла. (15 колонн в ряду). Фасады храма украшают рельефы и скульптурные
группы, призывающие наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, так как
смерть не трагедия, а лишь увлекательное путешествие, за которым последует
новое рождение.
31.
Пещерные храмы в горах. Аджанта.Аджанта — буддийский монастырь, высеченный в скале.
Представляет собой утёс в виде подковы с 29 пещерами.
32.
Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистскогоискусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с
1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
33.
Вход в 19-ю пещеру Аджанты.Молельный зал
и ступа в 26-й
пещере Аджанты.
Высеченный в скале вход в храм
34.
Картиныи
росписи
размещены
на
всем
протяжении
пещер
за
исключением
пола.
В
некоторых местах фрески
были
разрушены
из-за
человеческого
вмешательства, поэтому во
многих
областях
сохранились
лишь
фрагменты.
У
этих
фресок
есть
определенная уникальность
– они неповторимы даже в
пределах
истории
южноазиатского искусства.
35.
Живопись Аджанты — уникальнаяэнциклопедия, в которой
представлены все социальные
слои индийского общества (от
правителя до нищего).
Здесь есть рассказы о
многочисленных народах,
населявших Индию, о важных
моментах ее истории.
Люди, боги, цветы, животные
смотрят изо разных уголков
Аджанты, повествуют о чем-то,
поучают, поют и танцуют, и
призывают присоединиться к
празднику, и уводят за собой в
небесные дали под звуки природы.
Вот какое это яркое послание
древних буддистских мастеров,
словно пытающихся сказать:
жизнь бесценна, и все в мире
взаимозависимо — люди, боги и
животные, небо и земля.
36.
Пещерный храм Кайласанатха(Шивы) в Эллоре
Состоит из 34 индуистских,буддистских и
джанайских павильонов.
Знаменит скульптурными композициями.
Хотя
храм
является
наземным
сооружением, на самом деле он, подобно
статуе, высечен из сплошной скалы.
37.
Храм Кайласанатха в Эллоре. Середина VIII в38.
Храм Кайласанатха в пещере 16, который является колоссальным монолитомс витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из целого холма. Он
начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло 150 лет.
Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в
мире. Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые
обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху
и с боковых сторон.
39.
40.
41.
При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Хрампосвящен богу Шиве. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами
ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным
завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся. Это
самый крупный в мире монолитный комплекс, в его сооружении участвовало 7
тысяч человек.
Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза
превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в
полтора раза.
42.
Нижняя часть храма высечена в виде цоколя восьмиметровой высоты. В его центревысятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров,
словно держащих на своих спинах тяжесть здания храма. Эта идея огромного
сооружения, покоящегося на спинах слонов и львов, носит мифологический и
символический характер - ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех
слонах. Только слонов в Кайласанатхе гораздо больше...
43.
Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаиваютна том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в
древние времена проходил самый крупный торговый путь. Какое отношение
имеют религиозные культы к торговле? Ответ на этот вопрос может
показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!».
Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее
товары необычайно высоко ценились в других странах. Многие купцы и
махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали
определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и
возведение скульптур в пещерах Эллоры. Далеко отправлять золото,
которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось.
Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось
большинство сделок.
44.
45.
46.
47.
48.
ЖивописьФрески
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются
стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе
состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки
внутренних помещений. Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв.
Танцовщица, молящая
раджу о пощаде
Выезд раджи
Махаджанаки.
Аджанта. Потолок над
фигурой.
49.
Росписи в Аджанте — это наглядная энциклопедия жизни древней Индии,созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных
сословий, от князя до нищего, исторические события и предания буддизма
изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене
изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в
клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед
нами принцесса Ирандати на качелях. С ней беседует только что примчавшийся
на волшебном коне всадник.
принцесса Ирандати на качелях
50.
Стены покрыты росписямина сюжеты буддийских легенд.
Росписи храмов Аджанты.
51.
Художники Аджанты использовали коричневую, белую,красную, синюю, зелёную и жёлтые краски.
Их богатство – в сочетании красок, в разнообразии оттенков
и полутонов, что позволяло краскам светиться в полумраке.
52.
Храмовые комплексы Эллорыкомпозициями с изображениями
мифологических героев.
известны стенными барельефными
буддийских и брахманских богов и
По сравнению с каноническими фигурами Будды, для которых стали
характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов
пластически сочные, исполненные напряженной динамики.
53.
54.
Индийские ювелиры делалиизящные золотые и
серебряные сосуды с
тонкой чеканкой,
бронзовые статуэтки.
Скульптура
Изделия из слоновой кости
и ценных пород деревьев.
55.
Очень раносложился
скульптурный канон
изображения
Будды.
Поза,
определенные положения
рук, ног и головы,
даже положение
пальцев рук
были выполнены строго
по канону.
56.
Монахи любовноодевают Будд
в желтые
монашеские одежды.
Другой канонической
позой Будды
стала «поза нирваны».
Часто мастера
передают внутреннее
совершенство Будды
с помощью чистого
цвета белого камня.
57.
Каноническими становятсяи черты лица Будды.
Будда изображался
с миндалевидным
овалом лица,
с длинными мочками ушей
(знак благородного
происхождения),
третьим глазом
или драгоценностью во лбу
(знак духовного видения),
бугром на темени
(знак мудрости).
58.
В фигурахРамы
и Кришны
заметно
стремление
скульптора
подчинить
образ
пластике
танца.
59.
Основуиндийского танца
составляют
караны
– 108 поз
танцующего Шивы.
Каждая поза,
словно
буква алфавита,
легко читается
зрителями.
60.
Поклонение,угощение.
Раковина,
муз. инструмент.
Рыба, море.
Даже
положение
пальцев рук
передает
определенное
содержание.
Это целый
язык жестов.
Кровать.
Деревья,
горы.
Цветок
лотоса.
61.
Скульптурамив индийских
храмах
не только
любуются,
но и
«читают» их.
62.
Музыка ИндииСлово "сангита", во многих
индийских языках означающее
"музыка", буквально переводится как
"сведение воедино и выражение
всего".
Важнейшее место среди
музыкальных инструментов Древней
Индии принадлежало ударным и
струнным.
В основу индийской
музыкальной культуры
лежат ритм (тала) и
мелодия (рага).
63.
бансуриРабана́стр
Шахнай
Вина.
Ситар.
Саранги
Табла
ДАМАРУ
Ша́нкха
64.
Театр Индии• Индийский театр часто включает в
себя музыку, танцы и
импровизированный диалог.
• Сюжеты часто основаны на
мотивах, заимствованных
из текстов индуизма, а также
на средневековых литературных
произведениях, социальных и
политических новостях.
• Существовало два вида театра в
древней Индии - литературный
(придворный) и народный,
репертуар которого был основан
на сказаниях индийской
мифологии и эпоса, хорошо
знакомых аудитории.
Мистериальные действа
обязательно включали в себя
пантомиму и танцевальные
представления.
65.
Характерной особенностью индийского спектакля являетсяединство музыки, пения и танца.
Форма спектакля носит
танцевальный характер, а акцент
постановки делается на пластичной
стороне игры, обилия пантомимы,
яркое представление сценического
образа в сопровождении музыки.