254.26K
Категория: ЛитератураЛитература

Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

1.

Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Роман И. С. Тургенева "Дворянское гнездо" раскрывает сущность отрицательного влияния
крепостного права на развитие русского общества и, как следствие, вырождения "дворянских
гнезд". Роман рассматривает период резких противоречий между западниками и
славянофилами.
На фоне этих глубоких и актуальных для того времени идейных споров развертывается
история любви Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной.
Лаврецкий получил прескверное воспитание. Отец его, желая закалить тело и дух сына,
заставлял жить по-спартански, для умственного развития штудировать международное право
и математику, а для развития "рыцарских чувств" - геральдику.
Подобное воспитание не смогло обезобразить душу юноши - уж слишком здраво он мыслил
и умел отличать мишуру от настоящего. Но после смерти отца Лаврецкий остался один в
огромном мире, не имеющий конкретных представлений о реальной жизни, вынужденный на
ощупь, вслепую выбирать нужные пути.
Не научил его отец и еще одной чрезвычайно важной для мужчины вещи - разбираться в
женщинах. И именно в эту ловушку попадается молодой Лаврецкий.
Увидев в театре Варвару Павловну Коробьину - молодую красивую девушку, недавно
вышедшую из института, он влюбляется в нее с первого взгляда. Позже он женится на ней, не
зная, что представляется ей всего лишь "выгодной партией".
Проходит несколько лет "счастливой" семейной жизни, на протяжении которых "нежная",
"любящая" Варвара Павловна плетет интриги за спиной мужа. Лишь воля случая - записка ее
любовника, найденная Лаврецким случайно, - заставляет его прозреть. Он покидает жену,
оставив ей приличное содержание. Немного позднее он узнает, что у них родилась дочь.
Спустя какое-то время, вернувшись в Россию, Лаврецкий встречается с Лизой Калитиной.
После предательства жены герой утратил веру в женскую любовь, в возможность личного
счастья. Однако его общение с Лизой постепенно воскрешает былую веру во все чистое и
прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий
желает ей счастья. Под влиянием своего печального жизненного опыта, он внушает девушке,
что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой. Лаврецкий
убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность
уже утрачена.
Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и, видя, что их взаимопонимание с каждым днем
растет, Лаврецкий начинает мечтать о возможности личного счастья и для себя самого.
Внезапное известие о смерти Варвары Павловны окрыляет его надеждой на возможность
перемены жизни, на счастье с Лизой.
Но блеснувшая для Лаврецкого надежда оказалась призрачной. Весть о смерти жены
оказалась ложной, как выяснилось с приездом Варвары Павловны и ее дочери. Это ставит
героя перед выбором; личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и дочери.
Продолжая считать высшим благом в жизни человека счастье, Лаврецкий склоняется перед
долгом, признавая тем самым, что иногда человек вынужден пожертвовать всем ради долга.

2.

Суть проблемы заключается еще и в том, что герой поставлен в такие условия, при которых
он не волен поступать так, как хочет. Лиза глубоко религиозна. Брак для нее священен, как
союз, освященный религией, а то, что создал Бог, человек разрушить не властен. Потому она
отходит в сторону, заставляя и Лаврецкого покориться своей участи.
Проводя параллели "Лаврецкий - Лиза" и "Лаврецкий - Варвара Павловна", автор
показывает нам, что есть истинная любовь, а что - лишь мираж.
Варвара Павловна, кажущаяся на первый взгляд почти идеальной, - красивая, умная,
прекрасная хозяйка и жена - на поверку оказывается умелой интриганкой. Она духовно бедна,
что видно даже из ее описаний внешности: "Облокотясь на бархат ложи, девушка не
шевелилась; чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого,
миловидного лица; изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко
глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке губ, в самом положении ее головы, рук,
шеи; одета она была прелестно". Такова Варвара Павловна. Но нигде мы не встречаем
подобного яркого, четкого и подробного описания внешности Лизы. Это легко объяснить: в
Лизе главное - духовная красота, поэтому автор не обращается столь подробно к ее
внешнему облику, дабы не заслонить то основное, к чему он привлекает внимание читателя.
Варвара Павловна, напротив, за яркой внешностью не имеет ничего интересного. Она
обладает способностью подстроиться под обстоятельства, но душа ее совсем не
привлекательна.
Вот ради благополучия этой женщины и расстаются Лиза и Лаврецкий. Но Лиза до конца
верна себе. Лаврецкий пытается поговорить с нею в церкви, но она, не говоря ни слова,
уходит. Да и зачем разговаривать? К чему сыпать соль на раны и вести бессмысленные
разговоры? Все это причинит лишь боль и ему, и ей самой. При встрече героев в монастыре
Лиза так же безмолвно проходит мимо Федора Ивановича. И права Лиза: изменить уже ничего
нельзя, а потому даже намеки на прошлое болезненны да и ни к чему.
Такова любовная коллизия в романе. Долг и счастье - что важнее? Герои выбрали долг, но
правы ли они? Этот спорный вопрос, и решает его чаще всего даже не человек, а сама Жизнь.

3.

Тема любви в лирике А. А. Фета
В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о
любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно
имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их
любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не
женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было
самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни,
современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может
быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире
Фета — мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения.
Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым
человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют
стихотворения.
Ты отстрадала, я еще страдаю...
В тиши и мраке таинственной ночи...
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта — это
стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная
лирика поэта наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко
трагична. Чувство любви — это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями,
но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение ―На заре ты ее не буди‖ наполнено различным смыслом.
Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое-то
напряжение...
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.
Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета — это костер, как и поэзия
— пламя, в котором сгорает душа:
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло:
здесь человек сгорел!
Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его
друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение ―На качелях‖ по прошествии сорока
лет.
―Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее
трепетало от ветра‖, — пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей
девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни!

4.

Поэзия поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал
все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт
пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант,
который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь — это действительно
необыкновенная сила, которая творит чудеса. ―Любви все возрасты покорны‖.
Любовь — прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который
написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время
наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.

5.

Тема любви в лирике М.И. Цветаевой
Почему так мало в литературе поэтесс? Потому, что женщины не умеют писать стихи? Или
потому, что у них недостаточно тщеславия, чтобы выступать в печати со своими шедеврами,
и они пишут для себя, в стол? Мне кажется, что верно второе утверждение. Да, у женщины
множество неотложных ежедневных дел, она хранительница очага, мать, она чаще выступает
музой, чем тем, кто эту музу воспевает.
Но все же в русской литературе есть женщины-поэты, о которых узнал весь мир. Это
А.Ахматова и М.Цветаева. Как не похожи их стихи… А что, собственно, удивляться, ведь
«мужские» стихи тоже нельзя назвать похожими друг на друга. Какой человек – такое и
творчество. Ахматова и Цветаева совершенно разные люди, с разными судьбами. Одна была
замужем несколько раз, вторая однажды… Одна никогда не покидала Родины, даже в самые
отчаянные моменты, другая эмигрировала…
Именно из-за разности этих поэтов в русской литературе существует противостояние
интересов – кто-то любит Ахматову, но не понимает Цветаеву, и наоборот. Похожая ситуация
с Лермонтовым и Пушкиным. Даже есть такие термины, для обозначения приверженцев того
или иного творца – лермонтоведы и пушкиноведы.
Но возвратимся к нашим поэтессам… Для меня более близкими и интересными кажутся
стихи Цветаевой. Она несдержанней и импульсивней, чем Ахматова; она более открыта и
безжалостна к себе. К тому же мне приятна еѐ ирония в стихотворениях. Вот, например, одно
из самых известных еѐ произведений:
Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Какой интересный оборот, как тонко подмечены чувства… Автор как будто ищет все
возможные плюсы того, что нет любви. И она их находит, почти уверяется сама, почти
заставляет верить и нас, читателей, и вдруг…
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! Так любите…
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
И все! Вся печаль, вся ирония выходит на поверхность. Стихотворение мгновенно меняет
свое настроение. А нам становится жалко и обидно, что нет любви, что не получилось. И в
душе только один вопрос: «Почему?» Но героиня молчит, мы больше не слышим еѐ,
стихотворение закончилось…
Так могла написать только Цветаева! И за это стихотворение о любви-нелюбви я еѐ
боготворю. Понятно, почему прославленный режиссер Рязанов из сонма поэтической
литературы для своего фильма выбрал именно это произведение. Оно, несомненно,
гениально!
Отличительной чертой цветаевской любовной лирики Цветаевой является еѐ нарочитая
эротичность и грубость. Поэтесса обращает внимание на внешние проявления любви:
поцелуи, объятия… Еѐ лирическая героиня опытна в любовных делах и немного цинична:
Я лежу сейчас ничком
- Взбешенная! – на постели,
Если бы вы захотели
Быть моим учеником…
Или в другом стихотворении:
Откуда такая нежность?

6.

Не первые эти кудри
Разглаживаю, и губы
Знавала темней твоих…
Героиня смущается говорить впрямую о любви, она как бы боится произнести это слово –
«любовь». Отсюда различные перифразы: « вы больны не мной…», «такая нежность…»,
«нежнее и бесповоротней / Никто не глядел вам вслед…», «Я тебя отвоюю у всех земель, у
всех небес…». А все это можно заменить одним словом – люблю. Но героиня боится, и в этом
страхе проглядывает еѐ настоящее лицо. Она нежна до самозабвения, и вся эта циничность
только маска, за которой горячее, ранимое хрустальное сердце, которое так легко разбить.
Потому и о разлуке героиня говорит перифразами, намеками, боясь все спомнить до конца:
Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще – раскрывать
Двери! – Настежь в темную ночь!
Только штрих, но как много сказано! За этим коротким «настежь» бездна боли, которую со
стороны не измерить.
Но у лирической героини есть и еще одна грань – она не только ранима и страстна, она
знает цену тихому женскому счастью. В еѐ багаже множество стихов, которые описывают
скромные радости семейной жизни, спокойной и тягучей. Вот одно из них:
Я хотела бы жить с вами
В маленьком городе,
Где вечные сумерки
И вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице –
Тонкий звон
Старинных часов – как капельки времени.
Вот такая она – лирическая героиня Цветаевой: страстная, ранимая, любящая и нежная.
Она – настоящая женщина.

7.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева
На протяжении всего своего творческого пути, Ф.И.Тютчев создавал великолепную
поэзию о любви. На мой взгляд, причина стол сильной эмоциональной окрашенности
любовной лирики поэта кроется в ее автобиографичности. Любовная лирика Тютчева
может быть прочитана как своеобразный интимный дневник, в котором отразились его
бурные романы с Эрнестиной Дернберг и с Е.А.Денисьевой. Однако, это автобиографизм
особого рода: в стихах нет прямых упоминаний об именах возлюбленных поэта.
Любовь у Тютчева – почти всегда драма, роковой поединок неравных человеческих сил.
Это чувство непостижимое, таинственное, исполненное волшебства. Но счастье любви
недолговечно, обреченное не выдерживать роковых ударов судьбы. Более того, и сама
любовь может осмысляться как приговор судьбы:
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была.
Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами.
Поэт предстает перед нами страстной, увлекающейся личностью, человеком с горячим,
любящим сердцем. Он настойчиво повторяет эпитет «роковая страсть», «встреча
роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой». В стихотворении, входящем в
знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах,
посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно-роковая»
любовь поэта.
В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» прием кольцевой композиции
подчеркивает мысль об убийственной силе любви. Две одинаковые строфы усиливают
ощущение личной трагедии лирического героя; в словах поэта звучит страшное
предсказание – о гибели любимого человека. Внутри проникнутой пафосом
безнадежности и обреченности формы стихотворения – повествование о последствиях
«буйной слепоты страстей». Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они
существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая печальная по своей
эмоциональной окрашенности мысль, выраженная с невероятной силой:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Восклицательный знак в конце строфы – не только средство выражения экспрессии, он
еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви.
Неминуемая разлука придает трагизм любви, мысль о неизбежном расставании заложена
в само основание этого высокого и неземного чувства. Лирический герой неимоверно
страдает, ведь он, не желая того, становится причиной духовной трагедии, гибели
любимой женщины. Риторические вопросы и восклицания – яркое художественное
средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с женщиной,
сумевшей так самоотверженно полюбить, полюбить до полного самоотречения:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?

8.

Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти.
Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!» заключает в себе
мысль о роковой судьбе влюбленной до самозабвения женщины. Эти строки также стали
крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев
использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны мы видим
«толпу», которая способна втоптать в грязь самые прекрасные душевные движения. В
данном случае толпа является символом жестокого общественного мнения, основанного
на осуждении любого проявления человеческого поведения вне принятых моралью этого
общества границ. Именно такая «толпа», враждебная естественным проявлением
сильных эмоций, выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит
«незаслуженным позором» и обрекает человека на невероятные душевные муки.
Несколько раз повторяется в стихотворении слово «боль», именно оно определяет то
состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти, которое всегда будет
сопровождать ее в состоянии любви:
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за
произошедшую «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом своей
возлюбленной, слепым орудием судьбы. Драматическая история любви в этом
произведении стала не только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар
лирика расширил границы любовного романа. Тонкий психологизм, глубокие эмоции
сделали это стихотворение достоянием любовной лирики Тютчева, отразившемся во
внутренней жизни каждого читателя.
В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждалась мысль о том, что любовь, даже
трагическая, - символ подлинного человеческого существования, без которого жизнь
немыслима. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца. По
Тютчеву, только любовью можно спастись и «в старости глубокой», только в любви
заключается смысл человеческого существования.

9.

Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе
романа «Белая гвардия»
Мать сказала детям: — Живите.
А им придется мучиться и умирать.
М. Булгаков
Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в русскую литературу, казалось бы, с
традиционными темами — любовь, дружба, семья, но дал им свое самобытное решение,
драматическое звучание сложного переломного времени. Оттого его романы и повести
пользуются неизменной популярностью у новых и новых поколений читателей.
В романе ―Белая гвардия‖, во многом автобиографическом, писатель рассуждает о
непреходящих ценностях нашего I мира — долге перед родиной, друзьями, семьей.
В центре повествования дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья.
Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных
событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.
Украина того времени становится ареной ожесточенных 1боев между красноармейцами,
немцами, белогвардейцами и петлюровцами.
Трудно было в то время разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей
стороне правда. И в начале романа (писатель показывает, как Алексей, Николка, их
близкие (друзья Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры пытаются
организовать оборону города, не пустить Петлюру, но, обманутые генштабом и
союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.
Полковник Малышев пытается спасти своих подчиненных от бессмысленной гибели,
рассказав им о предательстве штаба и высшего командования.
Мышлаевский предлагает уничтожить орудия, склады боеприпасов, но полковник его
останавливает, возражая: ―Господин поручик, Петлюре через три часа достанутся сотни
живых жизней, и единственно, о чем я жалею, что ценой своей жизни и даже вашей, еще
более дорогой, конечно, их гибели приостановить не могу. О портретах, пушках и
винтовках попрошу вас более со мной не говорить‖.
С этого времени драматические события нарастают: ранен Алексей Турбин, едва не
гибнет Николка, Елена жестоко обижена мужем, бежавшим вместе со штабом и немцами.
Кажется, все рушится и нет спасения в этом мире, но они смогли сплотиться в своем
уютном доме, привычной обстановке, среди старых и преданных друзей.
Булгаков не дает развернутой картины дома Турбиных, а лишь отдельные детали,
которые подчеркивают теплоту, сердечность обстановки — ―кремовые шторы на окнах,
часы... тонк-танк и много-много книг‖. Эта обстановка, знакомая с детства, умиротворяет,
внушает спокойствие и уверенность, что вскоре все успокоится, надо лишь пережить это
сложное.

10.

Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Еще ни одно произведение русской классической литературы не обошлось без того, чтобы
так или иначе не освятить бессмертную тему любви. Писатели по-разному видели это
чувство. Для одних оно было проклятием, для других – благословением, для третьих –
патриотизмом, для четвертых – материнством… Но так или иначе, никто не отказывал
своим героям в счастье любви.
Известно, что И.С. Тургенев вообще проводил всех своих основных персонажей через
испытание любовью, еѐ силой. И прохождение этого испытания предопределяло судьбу
героя, его оправдание или порицание в глазах читателя и автора. Отказаться от любви
значило умереть духовно, а неспособность любить значило и не жить вовсе.
Мне кажется, Михаил Булгаков по-особенному освящает эту тему в своем романе
«Мастер и Маргарита». У писателя одной из особенностей является то, что тема любви в
произведении раскрывается как бы в двух ипостасях. С одной стороны, ее выразителем
является Иешуа Га-Ноцри, с другой – Маргарита и Мастер.
Любовь, воплощением которой является Иешуа, полнее всего раскрывается, на мой
взгляд, в нижеприведенном эпизоде: «Я думаю, - странно усмехнувшись, ответил
прокуратор,- что есть еще кое-кто на свете, кого тебе следовало бы пожалеть более, чем
Иуду из Кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем Иуде! …люди, которые, как я вижу, прокуратор указал на изуродованное лицо Иешуа, - тебя били за твои проповеди,
разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец,
грязный предатель Иуда - все они добрые люди?- Да, - ответил арестант».
Это не просто любовь. За такую любовь, по моему мнению, полагается и награда,
правда, уже не в этом мире. Не в этом ли заключается великая сила: любить врагов своих,
любить предающих и унижающих тебя?
Эти вопросы были решены в Библии, и Христос стал воплощением прощения и
милосердия. Теперь эту же тему поднимает и Булгаков. Нравственный аспект раскрытия
темы любви в романе таков, что каждому воздается по заслугам. В этом тоже проявляется
библейская, высшая мудрость. Бог милостив и прощает грешников, потому что любит их.
Так раскрывается высшая ипостась любви как космической энергии. Здесь эта любовь единственно правильное отношение к людям и их поступкам. Еѐ выражает Иешуа ГоНоцри – герой романа Мастера о Понтии Пилате.
А вот еще одна интересная цитата из романа «Мастер и Маргарита». Она отражает
другое, земное, воплощение любви между мужчиной и женщиной: «Любовь выскочила
перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Это слова Мастера о его встрече с Маргаритой. Мы видим, что их чувство – это любовь с
первого взгляда. Она приносит не только радости, но и горести, недаром сравнивается с
убийцей. Но все же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой, как удар финским
ножом в темном переулке.
Интересно, что встреча двух героев действительно произошла в переулке, где не было
ни души. Это Булгаков подчеркивает особо. Произошла эта встреча днем, в центре

11.

Москвы, рядом с многолюдной Тверской. Но на улице никого не было... Вспомним, что на
Патриарших, в сцене знакомства писателей с дьяволом, тоже не было ни души. Но там
«безлюдность» была явно подстроена «шайкой» Воланда. Можно ли расценить эту
бросающуюся в глаза параллель иначе, чем указание на то, что встреча Мастера с
Маргаритой была подстроена Воландом? Я думаю, можно сказать и так, потому что это
чувство в конце концов принесло героям смерть… Мотив предопределенности и
неизбежности звучит в их любви с самого начала.
Принято считать, что любовь Маргариты, еѐ самопожертвование явились наградой
Мастеру за все те страдания, которые он испытал. Но, по-моему, по-настоящему, до конца,
герои смогли быть счастливы только после смерти, удалившись на покой. Хотя Мастер и
Маргарита и были счастливы какое-то время, обитая вместе в «подвале особнячка», но
после этого наступила черная полоса. Она могла привести к одинокой смерти героев, если
бы не вмешалась нечистая сила. По Булгакову получается, что воздаяние за любовь
возможно только в «вечном» мире.
И все же именно любовь, принесшая так много горя, помогает выстоять Мастеру и
Маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. Любовь очищает героев и
преображает их. И в итоге они сами становятся похожими на Иешуа. Так Булгаков
соединяет две свои книги, замыкает круг образов, связывая их всех вместе.
Важно, что у М.А. Булгакова вообще все взаимосвязано. И конец у него– это всегда
начало, точно также как смерть – это всегда рождение. И лишь одна любовь постоянна.
Спецификой раскрытия темы любви у Булгакова является то, что само это чувство
рассматривается как некая константа, одна из самых постоянных человеческих эмоций,
независящих ни от времени, ни от обстоятельств.

12.

Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и
Маргарита»
Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие.
Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила
Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его
романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила
русская культура. Просто воплощались они, в основном, в поэтических текстах Тютчева,
Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков сумел с мастерством гения
осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность человека,
вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная
— вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе
Булгакова. Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта
диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Маргарита любит Мастера, Мастер — Маргариту, им помогает Дьявол — все это стало
общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях
следующее удивительное событие романа, замеченное всеми, но никак не объясненное.
Для начала цитата: ―За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!‖ Дело в том, что настоящая
небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в их
сердцах, и все последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти ее. Такая
любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том,
чтобы удержаться друг подле друга. Энергия сцепления питает их роман, который пишет
Мастер, Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Во-ланд возвращает Маргарите
рукопись — и возвращается Мастер.
Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не
саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и
умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в
затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол. Это никакая не месть, а
обыкновенное веселое хулиганство.
Всепрощение настигает каждого: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под
именем Коровьева-Фагота; и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом; и
Понтия Пилата; и романтического Мастера; и его обворожительную спутницу. Писатель
показывает нам, своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что
меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас,
возникшая ―как убийца из-за угла‖, поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна
во все времена и в вечности, которую нам суждено пережить. Она наделяет героев книги
энергией всепрощения, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две
тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел,
что она — то место, где сходятся земля и небо. И тогда он выдумал для любящих и
преданных сердец место покоя и бессмертия. ―Вот твой дом, вот твой вечный дом‖, —
говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу
до конца: Смерть и Время царят на земле, -Ты владыками их не зови; Все, кружась,
исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

13.

Своеобразие любовной лирики А. А. Блока
Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы
никогда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок...
М. Рыльский.
Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровывающей музыкой стиха,
красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и
получать от него истинное наслаждение.
Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале
творческого пути наиболее близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец
природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности
чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в
возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока
бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания"
обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и философа-мистика Вл. Соловьева,
который был признан "духовным отцом" младшего поколения русских символистов (А.
Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным стержнем его учения
была мечта о царстве теократии, которое возникает из современного мира, погрязшего во
зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая
предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего
живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока,
составивших первую его книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)
"Стихи о Прекрасной Даме" — это произведения, в основе которых лежит подлинное
чувство любви к невесте, позже — жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это
мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью.
Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои
земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная,
лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества.
Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица,
Заря, Купина. Лирический герой — отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить
своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она
часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление
призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает
конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие:
ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная
мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церковная, "молитвенная" лексика (лампада,
паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве.
Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым
пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.
Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" —
это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в
условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари".
Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление
возлюбленной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти
чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно
нежных, мелодичных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна
преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:
Будет день — и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души.

14.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, для
нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о
Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий.
В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности". Изображая
неприглядные стороны современного города, Блок создает образы на пересечении двух
планов -— реального и фантастического. Ярким выражением таких взглядов является
баллада "Незнакомка", написанная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие
детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть
пошлость мещанской "жизненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмосферу
буржуазного общества. Описываются детали неприглядной, будничной жизни: ресторан,
пьяные окрики, тлетворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин,
сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных синонимов
поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторскую оценку.
Символом мечты поэта об идеальном, гармоничном мире выступает прекрасная женщина
— таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и фантастики
(сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении названы вполне
конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными
перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
..Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука...
Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают
индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее
представление о внешней красоте таинственной Незнакомки. Она окружена чем-то
загадочным и. непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений.
С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и
несметные сокровища. У каждого из читателей они вызывают свои личные ассоциации,
воскрешают какие-то чувства, пробуждают воспоминания.
Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—
1907 годов. Мотивы сомнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о
Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее
привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и
чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и
мраком" "О, весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано
тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не
ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной
Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и
муками. Поэт провозглашает иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как
звонкий дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее
проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный
пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу,
плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и
томления рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни,
различные ее проявления. И когда поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что
он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".

15.

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом
жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие
стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судьбах России, о
борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам
только снится.." ("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жажда творчества,
несмотря на жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей
деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено
риторическими обращениями и восклицаниями восторженного поэта. Весна и мечта
связываются, соединяются в сознании поэта в единое целое. С началом весны
открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в
душе новые чувства, новые мечты — безграничные, беспредельные.
Любовь занимает главное мест
English     Русский Правила