Похожие презентации:
Русская иконопись
1.
Иконопись.2.
Русская иконопись – это развивавшееся внедрах православной церкви
изобразительное искусство Древней
Руси, начало которому было положено в
конце X века крещением Руси.
Иконопись оставалась ядром
древнерусской культуры вплоть до
конца XVII века, когда в петровскую
эпоху была потеснена светскими
видами изобразительного искусства.
3. Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
Апостолы Петр и Павел.Икона середины XI века.
Новгород.
Икона – это произведение
искусства особого
рода, во многом
непохожее на
привычную для наших
дней картину.
Иконный образ восходил
к первообразу,
т. е. представлял собой
не личное восприятие
художником
ветхозаветных или
евангельских лиц,
событий и откровений,
а как бы запечатленную
духовную истину.
4.
Благовещение«Устюжское». XII век.
Иконный образ
обладал
(в доступных человеку
пределах) такой же
полнотой знания о
сверхъестественном,
Божественном мире,
как и тексты
Священного писания.
5. Спас Златая риза – икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была
полностью переписанацарским изографом Кириллом Улановым.
Свое название «Златая риза» икона
получила от ныне утраченного сплошного
серебряного позолоченного оклада,
который украшал ее.
Иконописец должен был
следовать приемам
иконографии, т. е. он
не мог изменять
композиционные
схемы и облик
персонажей по своему
усмотрению.
6.
Иконографический канон строгопредписывает на какой руке
Богоматерь должна держать
Младенца, а, следовательно, к
какой щеке будет прикасаться
Младенец. Христос тоже может
быть изображен в различных
одеждах и позах. Строго
предписано положение Его рук и
ног – все это составляет канон той
или иной иконы и определяет ее
название.
7.
Спас Нерукотворный.Около 1191 года.
Именно иконография
гарантировала
верность
изображенного
Священному
преданию и
соборному опыту
Церкви.
Так сформировался
один из основных
признаков
средневекового
искусства –
каноничность, т. е.
следование строгим
правилам – канону.
8.
ИконографияИисуса Христа
Иконография Иисуса Христа — совокупность
систем, школ и произведений, изображающих
Иисуса Христа.
9.
Согласно православномуиконографическому канону,
Иисус Христос пишется в
виде человека средних лет,
словами иконописного
подлинника:
« в образе мужа совершенна»,
что соответствует пятой
седмице
(от 28 до 35 лет)
древнерусского исчисления
человеческой жизни.
10.
Обязательные элементы изображения:Лик Иисуса Христа имеет следующие типические
черты:
Волосы условно русые, не очень густые,
длинные, пышные, уложены один к одному
(на языке иконописцев - разделаны).
Сначала волосы прямые, чуть повиты с ушей
(так называемые «назорейские» волосы),
несколько несимметрично падают за плечи, так
что справа (редко слева) виднеется прядь.
Иногда волосы лежат космочками на плечах
одной-двумя прядями с каждой стороны или
свисают двумя прядями спереди.
Волосы обрамляют лик почти правильным
овалом.
11.
Мозаичная икона Спасителя.1100—1150 гг., Берлинский музей Боде.
Лик повторяет очертания волос,
продолговат, овален, книзу
слегка сужен.
Лоб высокий, обнажен, по
абрису напоминает кокошник.
Глаза темные, немаленькие.
Брови тонкие, идут плоскими
дугами.
Нос тонкий, прямой,
пропорционально длинный, с
легкой горбинкой,
открывающейся при
повороте.
Рот маленький, нечувственный.
Из-под волос виднеются
мочки ушей.
Усы негустые, непышные,
переходят в бороду.
Борода невелика, темная,
негустая, суживается книзу,
иногда заостряясь, на конце
обычно разделена двумя
прямыми или чуть повитыми
прядками.
12. Обязательные атрибуты:
1. Нимб (от лат. облако, туча) – символ святости, сиянияБожественного света (Нимб у изображений Христа
появился как ответ Церкви на ересь Ария ).
Нимб с вписанным крестом (крестчатый нимб) и с
буквами (греч. Сущий) изображается только на иконах
Спасителя.
На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие
буквы - O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие
слово Сущий.
Это надписание имеет принципиальный характер,
поскольку указывает на Божество Иисуса Христа.
Сущий - одно из имен Божиих.
В греческой традиции буквы располагаются так: слева O
(омикрон), вверху - W (омега), а N (ню) справа.
Крещатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на
котором Спаситель мира принес Искупительную
Жертву.
13.
14.
2. Гиматий – верхняя одежда в виде плаща. Виконографии Спасителя гиматий преимущественно
синего цвета.
3. Хитон – нижняя одежда в виде рубахи с полосой –
клавом на плече. В изображениях Христа имеет
красный цвет.
Красный хитон и синий гиматий символизируют
Божественную и человеческую природы Христа.
Одежды золотого цвета означают сияние Божественной
славы.
Двуцветность облачений соответствует двум природам
Спасителя, таинственно соединенным в его личности.
Также встречаются сцены, где Христос изображается
обнаженным с повязкой на бедрах, называемой
лентионом. Это сцены Крещения, Распятия, Снятия с
креста и Христос во гробе.
В таких сюжетах, как Рождество, Положение во гроб,
Спаситель повит белыми пеленами.
15.
16.
4. Книга может быть изображена в виде свиткаили в виде
кодекса (сброшюрованных листов в переплете).
Раскрытая книга содержит цитату из Священного
Писания.
Книга закрытая символизирует «книгу, написанную
внутри и отвне, запечатанную семью печатями».
Надпись IС ХС – сокращенное именование Спасителя.
Икону надписывают в обязательном порядке.
В древности, когда еще не был установлен чин
освящения, икона считалась законченной тогда,
когда на ней появлялось именование: в духовном
смысле это означает соединение имени и образа.
17. Спас Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений.Царствовавший в эдесском городе Авгарь послал
живописца нарисовать похожее изображение
Господа. Когда же живописец не мог этого сделать
по причине сиявшего блеска лица Его, то сам
Господь, приложив кусок материи к своему
божественному и животворящему лицу, напечатлел
на куске материи Свой образ и при таких
обстоятельствах послал это Авгарю по его
желанию. Этот плат обладал чудотворной силой он исцелил от проказы царя Эдессы Авгаря. Таким
образом, создателем первой иконы был сам
Христос. Первоначальная Святой Плат хранился в
Эдессе до 944, затем был перенесен в
Константинополь.
18.
Нерукотворный ОбразИисуса Христа, Спас на
убрусе, Мандилион —
один из основных типов
изображения Христа,
представляющий Его
лик.
Изображение обычно
оглавно.
Два основных варианта:
- на убрусе (плате)
- на чрепии (черепице), на
керамиде (кирпичной
кладке):
«Чрепие», Святая
Керамида, Керамидион.
Нерукотворенный Убрус Господень
19.
Все СпасыНерукотворные
пишутся с
«подлинного
оригинала».
Христос
изображается с
длинными
темными
волосами,
разделенными
прямым
пробором, и с
короткой
бородой.
И волосы Христа
и бороду
принято писать
волнистыми.
Новгородская школа, XII в.
Успенский Собор, Москва
Образ на чрепии.
20.
На Руси сложилсяособый вид
Нерукотворного
Образа изображение с
прямыми, будто
мокрыми
волосами - Спас
«Мокрая
борода»,
(«омоченные
власы»).
Спас Нерукотворный
«Мокрая Брада». XV в.
21.
В раннехристианские времена частоиспользовались аллегорические
изображения Христа в виде ягненка (агнца) ,
пеликана (символ милосердия, разорвал себе
грудь, чтобы мясом накормить птенцов),
дельфина (спаситель утопающих),
пронзенного трезубцем, ягненка под якорем,
символизирующим крест, рыбы (ихтис).
Среди антропоморфных изображений особой
популярностью пользовались Орфей,
играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» –
пастух, несущий заблудшую овцу на плечах.
Постановлениями Пято-шестого
(Трулльского) собора в 692 г. аллегорические
изображения Христа были запрещены.
22.
Добрый Пастырь –символическое
именование и
изображение Иисуса
Христа,
заимствованное из
Ветхого Завета и
повторенное
Христом в Новом
Завете в
аллегорическом
описании своей роли
учителя. Иисус
изображается виде
юного пастуха с
жезлом, окруженного
пасущимися овцами,
или же, согласно
евангельской притче,
– с заблудшей овцой,
вскинутой на плечи.
23. Спас Эммануил. Симон Ушаков (1626-1826).
Христос-Эммануил, СпасЭммануил, Еммануил
(ивр. — «с нами Бог») —
иконографический тип,
представляющий Христа в
отроческом возрасте.
Отрок Христос
изображается
отмеченным печатью
духовной зрелости.
Передача детей как
маленьких взрослых
вообще характерна для
иконописи, но взгляду
Эммануила свойственна
особая не детская
серьезность.
Спас Эммануил.
Симон Ушаков (1626-1826).
24.
Вторым наиболее распространеннымиконографическим типом является
изображение Христа-Пантократора в русском
переводе получившее наименование
«Вседержитель», или в более камерном
варианте – «Спаситель», а нередко и просто
«Спас».
С греческого языка Пантократор переводится, как
Всесильный, Всемогущий.
Различаются несколько вариантов композиций:
- в рост,
- поясное изображение,
- сидящий на престоле.
Все три варианта представляют собой
различные подходы к образу Христа,
различные его интерпретации.
25.
ГосподьВседержитель
26.
Спас Вседержитель.Роспись купола церкви Спаса
Преображения на Ильине улице в
Новгороде Великом.
Феофан Грек. 1378 г.
Древнейшая икона Христа.
Христос Пантократор из
Синайского монастыря, сер. VI в.
(монастырь Святой Екатерины)
27.
Христос ПантократорИисус Христос Психосостер
(Душеспаситель).
Охрид. XIV в.
Христос Елеемон
(Милующий).
Мозаическая икона.
Первая половина XII в.
Гос. Музеи Далема,
Берлин.
Христос Пантократор, 60-е гг.
XIII в. Монастырь Хиландар,
Афон.
28.
Христос-Пантократор на престоле воспринимается какЦарь Небесный и как Судия.
Особенно любили такие изображения в Византии.
Христос здесь изображен в полный рост, сидя на
троне как Небесный Судия и Царь.
Правая рука все так же благословляет, а левая держит
открытое Евангелие.
Однако существует вариант иконы Господа
Вседержителя на троне, где положение рук
Спасителя может быть другим: правая рука может
указывать на строки раскрытого Евангелия,
указывая главенство священной власти над
светской, такая иконография Христа Пантократора
получила наименование
Мануилов Спас или же Спас Златая Риза.
29.
Спас Вседержитель на престоле.1716 год. Москва, Оружейная
палата.
Спас на Престоле
Из деисусного чина.
Ростов Великий. Конец XV – нач. XVI в.
30.
«Спас Златая риза» – иконавизантийского происхождения, XI в.
В 1700 году
была
полностью
переписана
царским
изографом
Кириллом
Улановым.
Предание
связывает икону с
императором
Мануилом I
Комином.
Согласно нему изза того, что
император
разгневался на
священника,
Христос на иконе
изменил
традиционный
благословляющий
жест правой руки и
указал ею на
раскрытое
Евангелие.
Свое название икона получила от
ныне утраченного сплошного
серебряного позолоченного оклада
Мануилов Спас
31.
Все эти иконографические варианты находятсвое соединение в иконографии образа Христа,
именуемом «Спас в силах».
Эта икона является замковым камнем
сложнейшей конструкции иконостаса.
В ней сливаются различные аспекты трактовки
образа Христа:
эсхатологический аспект (второе пришествие
Спасителя и Страшный Суд),
апокалиптический (образ Царя царей, Небесного
Владыки и Агнца) и
софийный (Пантократор - Логос, Бог Творящий).
В наименовании композиции «Спас в силах»
отражена богословская концепция - явление
Иисуса Христа в силе и славе в конце времен,
как исполнение Божественного Промысла о
мире: «Дабы все земное и небесное соединить
под главой Христа».
32.
Спас в силах.Андрей Рублев, 1408 г.,
Икона представляет Христа в
окружении небесных Сил.
В центре иконы изображается
Пантократор — Христос
Судия, сидящий на троне,
держащий Евангелие и
благословляющий зрителя
жестом правой руки. Фигура
Христа, парящая в воздухе,
вписана в красный ромб
(символ Земли). Ромб
изображается внутри синего
овала (мир духовный),
который, в свою очередь,
вписан в красный квадрат
составляющий как бы
внешний фон композиции
(мир невидимый). Поле
голубого овала записано
полупрозрачными
изображениями Сил и прочих
небесных чинов, а по углам
внешнего красного
четырехугольника
изображаются образы ангела,
льва, тельца и орла.
33. Спас-Пантократор. Сербия. XIV в.
Христос - Пантократор вокружении небесных сил.
Христос-Пантократор, творящий
вселенную, держащий ее в Своей
руке.
Таков образ Христа-Пантократора в
центре св. Софии в Киеве (XI в.) и в
Новгороде (XIII в.) и во многих других
памятниках.
Христос Вседержитель.
Мозаика Киевского Собора Святой Софии
XI в.
34. Ангел Великого Совета. Одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9:6). Ангел Великого
совета представляет образ Христа до еговоплощения, «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа», в виде
юноши с крыльями за спиной.
Фреска на своде купола церкви святого
Климента. Охрид,
1294-1295 гг.
Ангел изображается в
белой далматике,
которая символизирует
чистоту и бесплотность
духа. Изображение
Христа в виде
Архангела с крыльями
(встречается как
самостоятельно, так и в
составе различных
символикодогматических
композиций) оказало
влияние на сложение в
русском искусстве
XVI в. иконографии
Иисуса Христа
«Благое Молчание».
35.
Спас Благое Молчание.Этот сюжет появляется в России в XV в., он
восходит к византийской иконографии Ангела
Великого Совета.
Иконографический тип изображения Иисуса
Христа в ангельском чине, до воплощения, в
виде Безбородого Юноши с крыльями за
спиной, в белой далматике с широкими
рукавами, кайма и пояс которой украшены
жемчугом. Руки сложены крест-накрест и
прижаты к груди как при причастии.
Свиток или книга отсутствуют.
Нимб еще не крестчатый, а подобен
восьмиконечной звезде
(единственный
иконографический тип
изображения Христа с нимбом
Господа Саваофа).
Звезду образуют два квадрата, один
из которых обозначает
Божественность ТворцаВседержителя, другой знаменует
собой мрак непостижимости
Божества.
36.
Спас Великий АрхиерейКонец XVII в.
Спас Великий Архиерей – символическое
именование Иисуса Христа, основанное на
ветхозаветном пророчестве («Ты священник
вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4)
Изображение Христа в архиерейском одеянии,
которое встречается как самостоятельно,
так и в сочетании с другими
символическими изображениями.
Иконография Царя Царем — Великого Архиерея,
сочетает царский и священнический титулы
Христа (происходит от слов апостола Павла
— «во-первых, по знаменованию [имени]
царь правды, а потом и царь Салима, то
есть царь мира» (Евр. 7:2).
Великий Архиерей. Симон Ушаков.
37.
Христос Ветхий денми(Ветхий днями) — изображение Иисуса
Христа в облике Седовласого Старца.
Одежды традиционны для икон Христа,
нимб обычно кресчатый.
Эпитет «Ветхий деньми», как и
источник иконографии восходят к
Ветхому Завету.
В видении пророка Даниила Бог
описывается в виде Старца — «воссел
Ветхий днями; одеяние на Нем было бело,
как снег, и волосы главы Его - как чистая
волна» (Дан. 7:9).
Первые изображения Христа Ветхого денми
известны с VI века.
Ветхий денми (фреска художника
Дамиане, XIV век, Убиси, Грузия)
38.
Всевидящее Око.«Всевидящее Око Божие»
(икона, XIX век)
Это в иконописи сложная
символико-аллегорическая
композиция,
символизирующая
Всевидящего Бога.
Появляется в русской
иконографии с конца XVIII
века как купольное
изображение в храмах: на
вершине свода или какойлибо его части.
Позднее из купольного
изображения переходит в
изображение, выполненное
на иконописной доске, как
икона. Изображение
проникло из католической
иконографии и является
неканоничным.
Библейским обоснованием
такого изображения
являются слова: «Вот, око
Господне над боящимися
Его и уповающими на
милость Его» (Пс. 32:18).
39.
Деисус.Деисус. Из иконостаса придела
Гурия и Самсона церкви Илии
Пророка, Ярославль
Начало XVIII в.
Икона или группа икон,
имеющая в центре
Христа Пантократора, а
справа и слева от него
изображение
соответственно —
Богоматери и Иоанна
Крестителя,
представленных в
традиционном жесте
молитвенного
заступничества. Может
включать в себя
аналогичные
изображения
апостолов, св. отцов,
св. мучеников и пр.
Основной
догматический смысл
деисусного чина —
посредническая
молитва,
заступничество за род
людской перед лицом
грозного Небесного
Царя и Судии.
40.
Спас Ярое Око(от ярый — пылкий, сердитый, резкий).
Спас Ярое око.
Икона из Успенского собора
Московского Кремля
XIV в.
Оплечная икона Иисуса Христа,
восходящая, вероятно к
иконографическому типу
Спаса Вседержителя и
отличающаяся особо строгим,
проницательным
выражением глаз.
Всевидец Господь в одном акте
Божественного видения
видит все века и всех людей,
всю их жизнь со всеми
помыслами, чувствами,
намерениями, делами,
словами. Страшное око, от
которого ничто утаиться не
может!
41.
Спас Лоза Истинная.Редкий иконографический
тип, изображающий Христа
в соответствии с
евангельскими словами:
«Я есмь истинная
виноградная лоза, а Отец
Мой — виноградарь»
(Ин. 15:1),
«Аз есмь лоза, вы же гроздие»
(Ин. 15:5).
42.
«Не рыдай Мене,Мати».
Иконографическая
композиция,
представляющая
Христа во гробе:
обнаженное тело
Спасителя
наполовину
погружено в гроб,
голова
приопущена, глаза
закрыты, руки
сложены крестнакрест.
За спиной Христа
крест, часто с
орудиями
страстей.
43.
На многих иконахХристос изображен
благословляющим.
Жесты благословения
различаются как
двуперстный и
именословный
В первом случае
указательный и
средний пальцы
почти прямы, три
других собраны
вместе у ладони.
44. Именословное перстосложение – особое сложение перстов. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и
составляетмонограмму имени
Иисуса Христа – IC ХС.
Указательный палец вытянутый, что составляет
литеру I, средний слегка согнут и похож на
литеру C, большой палец скрещивается с
безымянным и получается литера X, мизинец
приподнят и похож на литеру C.
IC XC – Иисус Христос.
45.
ИКОНОГРАФИЯИЗОБРАЖЕНИЙ
БОГОМАТЕРИ.
46.
Внешний вид Богородицы кроме древнейшихизображений известен по описаниям
церковных историков, например, Никифора
Каллиста, монаха Епифания и др.
Богородица традиционно изображается в
определенных одеждах: пурпурном мафории
(покрывале замужней женщины,
закрывающем голову и плечи), и тунике
(длинном платье) синего цвета.
Мафорий украшают три звезды – на голове и
плечах.
Надпись на иконе дается по традиции в
греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ
(Матерь Божья).
47. Основные элементы иконографии Богородицы:
1. Нимб, в отличии от нимбаСпасителя, не содержит
вписанный крест.
2. Мафорий (греч. накидка) –
верхняя одежда замужних
женщин в виде плаща.
3. Поручи – деталь богослужебного
облачения; в иконографии
Божией Матери – символ
сослужения всей Церкви в
лице Богородицы Небесному
Архиерею – Христу.
4. Звезды на мафории имеют два
значения: во-первых – это
символ непорочности
Приснодевы «до рождества, в
рождестве и по рождестве», а
во-вторых – символ Святой
Троицы.
Во многих иконах фигура
Богомладенца закрывает
собой одну из звезд,
символизируя тем самым
Воплощение второй ипостаси
Святой Троицы – Бога Сына.
5. Надпись MR OU – сокращение слов
«Матерь Бога», а IС ХС
сокращенное именование
Спасителя.
48.
Правосла́внаяиконогра́фия
Богома́тери –
совокупность типов
изображения
Богородицы в
иконописи и система их
изучения.
На Руси было известно
более трехсот
иконографических
сюжетов изображения
Богоматери.
Икона «Распятие и
Страсти Господни с
изображением 142
образов
Богородицы».
Конец XVIII – начало
XIX в.
(Богоявленский собор в
Елохове, Москва).
49.
Все многообразие этих сюжетов можноуложить в три основных
композиционных типа:
«Богоматерь Оранта», «Богоматерь
Одигитрия», «Богоматерь Умиление».
Строго фронтальное поясное
изображение Богоматери с поднятыми
вверх до уровня плеч руками, ладони
которых обращены к зрителю,
называется «Оранной»
(на Руси «Знамение»).
«Панагия» – изображение Богородицы
типа «Оранта», но в полный рост.
50.
Прообразом всех «Панагий»на Руси служила
«Нерушимая Стена» в
Софии Киевской.
Мозаичная икона Божьей
Матери «Нерушимая стена»
(Софийский собор, XI век).
Нерушимая стена – особый
эпитет, присваивавшийся,
как правило,
изображениям Богоматери
Оранты;
заимствован из акафиста
Богоматери
(«Радуйся, царствия
нерушимая стено» –
икос XII).
51.
Оранта(от лат. молящийся) – один из
основных типов изображения
Богоматери,
представляющий Ее с
поднятыми и раскинутыми в
стороны руками, раскрытыми
ладонями наружу, то есть в
традиционном жесте
заступнической молитвы.
Оранту отличает
величественность и
монументальность, Ее поза
предельно статична,
композиция симметрична.
Оранта. Ярославль.
Около 1218 г.
52.
В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты безМладенца используются чрезвычайно редко. Это, так называемая,
«Деисусная» икона.
Покров Пресвятой
Богородицы.
Новгород, 1401-1425 гг.,
Этот образ
входит в
состав
сложных
деисусных
композиций,
например, в
иконографию
праздников
Вознесения
или Покрова.
Одиночные
иконы
Богородицы
данного типа
именуется
также
Агиосоритисса.
Вознесение Господне.
Новгородская икона,
XIV век.
53.
Агиосоритисса.(Халкопратийская икона
Божией Матери).
Конец XIV в.
«Агиосорити́сса»
происходит от названия
часовни (греч. Агиа
Сорос – святой Раки) при
Халкопратийском храме
Богородицы в
Константинополе.
Халкопратийская – один
из типов изображения
Богородицы без
Младенца, обычно в
повороте три-четверти с
молитвенным жестом
рук.
Получил широкое
распространение в
византийском искусстве
XII – XV вв.
54. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис (Просительница), чаще всего этот эпитет присвоен изображениям
Агиосорити́сса иконографически восходит к деисуснойкомпозиции, где Богородица обращается к Христу с
молением (греч. деисис) за род человеческий, отсюда еще
одно именование – Заступница.
Деисусная икона
Богородицы.
Феофан Грек (?).
Конец XIV — начало
XV вв.
В греческой
традиции
подобные иконы
именуются
Параклесис
(Просительница),
чаще всего этот
эпитет присвоен
изображениям
Богородицы,
держащей в руках
свиток с текстом
Своего моления к
Сыну.
Деисусная икона
Богородицы. Тверь.
Первая половина XV вв.
55.
Боголюбская икона БожиейМатери. XII в.
Один из видов икон,
представляющих
Богородицу Параклесис
(Агиосоритиссу) в русской
иконописи получил название
Боголюбская (по имени
князя Андрея Боголюбского),
которому по легенде
явилась Богоматерь.
Богородица представлена
стоящей в рост, в
молитвенном обращении к
Своему Сыну,
изображаемому в небесном
сегменте в верхнем углу.
К ногам Божией Матери
припадает святой Андрей
Боголюбский, а также часто
и дополнительно избранные
персонажи.
56.
Икона Божией МатериЗнамение. Новгород Великий.
Первая половина XII в.
В византийском и
древнерусском
церковном искусстве
был популярен образ
Богородицы Оранты с
Младенцем Христом в
иконографии
Эммануила.
Христос изображается в
круглом медальоне,
либо чуть видимо
(полупрозрачно) на
уровне груди Матери.
В русской традиции
данный тип
иконографии получил
особое именование —
«Зна́мение».
Основной смысл икон
«Знамение»
Боговоплощение Христа.
Знамение – образ
Благовещения и
предзнаменование
Рождества и следующих
за ним евангельских
событий вплоть до
Второго Пришествия.
57.
На иконах в иконографии Знамения Богородица можетизображаться в полный рост, как, к примеру, на
Ярославской Оранте и Мирожской иконе, либо по пояс, как
на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной
иконе.
Икона Мирожской Божьей
Матери XV век.
Курская Коренная икона
Божией Матери «Зна́мение».
Дата появления 1295 г.
58.
Развитием иконографииЗнамения стали
композиции таких
икон, как
Неупиваемая Чаша.
Мария изображена в
молитвенной позе с
воздетыми руками,
Младенец Христос –
стоящим в чаше и
благословляющий
обеими руками.
Неупиваемая Чаша.
Введенский Владычный
монастырь.
Серпухов. XIX в.
59.
Одигитрия (греч. указующая Путь)Путеводительница – один из самых
распространенных типов
изображения Богородицы.
Икона Божией Матери
«Одигитрия». Первая четверь
XV века, Византия.
Отрок-Христос сидит на руках
Богородицы, правой рукой он
благословляет, а левой – держит
свиток, реже – книгу, что
соответствует
иконографическому типу Христа
Пантократора (Вседержителя).
Как правило, Богородица
представлена в поясном
изображении, но известны и
сокращенные оплечные
варианты или изображения в
рост.
Отличием от довольно близкого
типа Елеусы служит взаимное
отношение матери и сына: икона
выражает уже не безграничную
любовь, здесь центром
композиции является Христос,
обращенный к зрителю,
Богородица же, также
изображенная фронтально (или с
небольшим наклоном головы),
указывает рукой на Иисуса.
С догматической точки зрения
основной смысл этого образа –
явление в мир «небесного царя и
судии» и поклонение
царственному младенцу.
60. Влахернская икона Божией Матери (или Влахернетисса).
По преданию, это самая перваяОдигитрия.
Была исполнена евангелистом
Лукой, привезена из святой земли
Евдокией, женой императора
Константинополя Феодосия,
около середины V века, а затем
помещена во Влахернском храме.
Икона стала охранительницей
Константинополя.
Ее не раз выносили на городские
стены во время нападения
врагов. Кроме того, во вторник
каждой недели с иконой
совершался крестный ход по
всему городу.
Этот тип богородичных икон
получил необычайно широкое
распространение во всем
христианском мире, а особенно в
Византии и в России.
Привезена в Россию из
Константинополя в 1653 году в
качестве дара царю Алексею
Михайловичу. Выполнена в
редкой технике воскомастики.
Влахернская икона
Божией Матери
(или Влахернетисса).
61.
Тихвинская икона БожиейМатери – икона
Богородицы, почитаемая
в Русской православной
церкви чудотворной.
Написана, по преданию,
евангелистом Лукой.
«Светозарно шествуя по
воздуху» из одного
селения в другое,
«ангелами невидимо
носима», (так сказано в
сказании об иконе), икона
являлась местным
жителям, пока не достигла
берега реки Тихвинки.
Она стала, по сути,
иконографическим
подтипом образа
Одигитрии
(«Путеводительницы»).
Тихвинская икона Божией Матери
при снятом окладе.
Известна с 1383 года.
62.
И́верская икона ПресвятойБогородицы, Врата́рница
или Привратница (греч.
Портаитисса) –
православная икона Девы
Марии с Младенцем,
почитается как чудотворная,
принадлежит к
иконописному типу
Одигитрия.
Известна с IX века.
Оригинал находится в
Иверском монастыре на
Афоне, в Греции; согласно
православному преданию
он написан евангелистом
Лукой.
63. Грузинская икона Божией Матери. XVII век.
Богоматерь Пименовская. 1380-е годы.По преданию привезена из
Константинополя в 1381 или 1386 году
митрополитом Пименом.
Иконографический тип – Одигитрия.
64.
Иконографический тип – Одигитрия.Казанская икона Божией
Матери – чудотворная
икона Богородицы,
явившаяся в Казани в 1579
году.
Одна из самых чтимых икон в
Русской православной
церкви. После пожара в
Казани в 1579 году,
уничтожившего часть
города, девятилетней
Матроне во сне явилась
Богородица, велевшая
откопать ее икону на
пепелище. В указанном
месте на глубине около
метра действительно была
найдена икона.
День явления Казанской иконы
– 8 июля по юлианскому
календарю – ныне
общецерковный праздник в
Русской Церкви.
На месте явления иконы был
построен Богородицкий
девичий монастырь, первой
монахиней которого стала
Матрона, принявшая имя
Мавры.
65.
Иконографический тип – Одигитрия.Смоленская икона. Дионисий,
1482 год.
Смоленская икона
Божией Матери –
почитаемая в
Православной церкви
икона Богородицы, по
преданию, написанная
евангелистом Лукой.
Празднование иконе
совершается 28 июля (по
юлианскому календарю).
Легенда гласит, что в
Россию икона попала в
середине XI века (в 1046
году), когда византийский
император Константин IX
Мономах благословил ею
в дорогу свою дочь —
царевну Анну, ставшую
женою князя Всеволода
Ярославича.
В 1941 году Смоленск
захватили немецкофашистские войска,
которые обнаружили
икону среди прочих
святынь Успенского
собора. После
освобождения города от
оккупантов икона
найдена не была.
66.
Панахранта. Икона БожиейМатери «Всецарица».
монастырь Ватопед, Афон,
XVII век
Наряду с
Одигитрией
выделяют
похожий тип икон
Богородицы
Панахранта, что
значит
«Всемилостивая».
Этому типу
характерно
изображение
Богоматери на
престоле с
Богомладенцем на
коленях. Трон
символизирует
царственное
величие Божией
Матери.
67.
На Руси наиболеепочиталась икона канона
«Панахранта»
Богоматерь Печерская
(Свенская) с
предстоящими
Феодосием и Антонием,
XIII в.
Такой тип изображения
появился в Византии
в XI – XII вв.
Богоматерь Свенская (Печерская) с
преподобными Антонием и
Феодосием Печерскими, ок. 1288.
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский
(? – 1114 г.) считается
предполагаемым создателем
иконы.
68.
Киево-Печерская икона БожиейМатери (Панахранта), первообраз
(1073) утрачен.
Икона Божией
Матери
«Державная»
(Панахранта),
XVIII в.
69.
Елеу́саЕлеуса.
Владимирская икона
Божией Матери (XII век).
(греч. милующая от έλεος –
сострадание, сочувствие),
Элеуса, Умиление.
Это один из основных типов
изображения Божией Матери в
русской иконописи.
Богородица изображена с
Младенцем Христом, сидящим
на Ее руке и прижимающимся
щекой к Ее щеке. На иконах
Богородицы Елеусы между
Марией (символом и идеалом
рода человеческого) и БогомСыном нет расстояния, их
любовь безгранична.
Икона прообразует крестную
жертву Христа Спасителя как
высшее выражение любви Бога
к людям.
В греческом искусстве данный
иконографический тип
именовался чаще Гликофилуса
(греч. – сладко любящая), что
иногда переводят как
Сладколобзающая или Сладкое
лобзанье.
70.
Елеуса не встречаются ранее X века, но становятся особеннопопулярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи.
Перед ней в последние минуты
жизни молился великий князь
Киевский Игорь Ольгович.
Богоматерь Умиление
Старорусская. Начало
XIII века.
Игоревская икона с
деисусом и святыми на
полях.
кон. XIV - нач. XV вв.
71.
Была поднесена донскими казакамимосковскому князю Дмитрию Донскому
перед Куликовской битвой 1380 года.
Донская икона. Феофан
Грек(?). 1392 г. (?).
Икона Божией Матери
Дегтяревская.
Появилась не позднее 1700 года.
72.
Феодоровская икона со сказанием.Кострома. Вторая половина XVIII в.
Название иконы возникло под
влиянием повести
«О покаянии Феофила, эконома
церковного во граде Адане»
(VII век): молясь перед образом
Богоматери, Феофил именовал
ее
«Взыскание погибших».
Икона Божией Матери
«Взыскание погибших».
XVII век.
73.
ИконаЕлеуса-Киккская
(1668 год), Симона Ушакова.
Разновидностью икон Богородицы Елеусы
считают иконографический тип «Взыграние
Младенца». К данному типу относятся такие
иконы, как: Киккская (Киккотисса) и
Яхромская.
Богоматерь
Яхромская. XIVвек.
74.
Киккская икона Богоматери(Милостивая).
Богоматерь Яхромская. XVвек.
75.
Другиеиконографические
типы изображения
Богородицы.
76.
«Всех Скорбящих Радость»«Неопалимая
купина».
77.
«Троеручица».Иоанну Дамаскину
император отсек
правую руку.
Иоанн стал
молиться перед
иконой
Богородицы и
рука чудесным
образом
приросла.
В благодарность за
исцеление Иоанн
приложил к иконе
сделанную из
серебра руку.
78.
«Умягчение злыхсердец».
На данной иконе
Богоматерь
изображается стоящей
с семью воткнутыми в
сердце мечами:
по три справа и слева и
один внизу.
Число семь обозначает
полноту горя, печали и
сердечной боли,
испытанных
Богородицей в ее
земной жизни.
79.
«Утоли Моя Печали».На этой иконе Божия Матерь
изображена держащей
правой рукой Младенца
Христа, у которого в руках
развернут свиток со
словами:
«Суд праведный судите,
милость и щедроты творите
кийждо искреннему своему;
вдовицу и сиру не
насильствуйте и злобу
брату своему в сердце не
творите».
Левую руку Богоматерь
приложила к своей голове,
несколько склоненной
набок, будто она
прислушивается к молитвам
всех обращающихся к ней в
печалях и скорбях.
80.
«Призри насмирение».
На иконе
Богородица
держит в руке
скипетр, а
Богомладенец –
небольшой шар,
символизирующий
власть над миром.
81.
РУССКИЕ ИКОНЫДРЕВНЕЙШЕГО
ПЕРИОДА
(XI –XIII ВЕКА)
82.
Известно не так уж много имендревнерусских иконописцев, и дело
не только в том, что абсолютное
большинство произведений
безвозвратно утрачено.
Средневековое
восточнохристианское искусство в
основном безымянно, это присуще
мировоззрению и культовому
назначению искусства той эпохи.
Ведь художник считался не столько
творцом, сколько исполнителем
произведения. Вот почему гораздо
чаще известен заказчик иконописного
шедевра, чем его создатель.
83.
НОВГОРОДСКАЯШКОЛА ИКОНОПИСИ
84.
В Новгородской республике сложилась отдельная исвоеобразная школа иконописных мастеров.
Первые новгородские иконы были написаны в XI
столетии. Наивысшего расцвета иконопись
достигла в XIV-XV веках, после чего, с утратой
Новгородом независимости, начинается ее
медленное угасание.
Новгородские художники не любят замысловатых
сюжетов. Они предпочитают изображать
почитаемых местных святых (Флор и Лавр, Илья,
Анастасия, Параскева Пятница и другие) от которых
они ожидают помощи в своих сельских работах и
торговых делах.
Но в новгородских иконах присутствует и
умозрительное начало, много условного
отвлеченного, что переносит изображаемое в
особую среду, в которой события протекают вне
времени и пространства.
85.
Святой Георгий,конец XI-XII вв. Новгород.
Из Успенского собора
Московского Кремля.
Одно из двух очень ранних
изображений св. Георгия
домонгольского времени
находится в Успенском соборе
Московского Кремля.
Георгий на этой иконе предстает как
юный защитник христианства и
русской земли, прекрасный
телом и душой.
Изображенный по пояс, святой
великомученик, большеглазый, с
изогнутыми бровями, крутыми
короткими кудрями,
вооруженный копьем и мечом,
отрешенно и бесстрастно
смотрит куда-то в сторону, и его
красный плащ и золотые
пластинчатые доспехи,
занимающие большую часть
доски, делают икону
чрезвычайно привлекательной и
красочной.
Своей силой и добротой святой
воин напоминает былинные
образы литературы Древней
Руси.
Икона могла быть заказана в
начале XII века новгородским
князем Георгием Андреевичем,
сыном Андрея Боголюбского.
86.
Богородица Одигитрия(оборот иконы св. Георгия).
Середина XIV века.
Под верхним слоем
находится более ранняя
живопись неизвестной
степени сохранности – от
записей расчищен только
лик Богомладенца.
87. Георгий. 1130-1140-е гг. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.
Находится в ГосударственнойТретьяковской галерее.
Вторая икона св. Георгия, относящаяся
также к домонгольскому времени.
Ее называют «корсунской».
Слово «корсунский» означает редкий,
чудный, изящный.
Считается, что икона из Георгиевского
собора была написана русским
мастером.
Могучая фигура стоящего Георгия четко
выделялась на ныне утраченном
золотом фоне.
В правой руке Георгий держит копье,
левой он сжал висящий у бедра меч,
из-за плеча виднеется круглый щит.
Короткие волосы завиваются в тугие
кудри, стянутые княжеским венцом.
Величавая и торжественная фигура
Георгия воплощает силу и воинскую
доблесть.
88.
«УстюжскоеБлаговещение»,
20-30-е годы XII века.
Русская икона Благовещения
Пресвятой Богородицы,
написанная в 20-30-е годы
XII века в Великом
Новгороде. Одна из
немногих сохранившихся
русских икон
домонгольского периода.
Свое название, «Устюжское
Благовещение», икона
получила благодаря
преданию, что перед ней в
1290 году молился Прокопий
Устюжский от избавления
Великого Устюга от
побиения «каменным
градом», явившимися
следствием падения
метеорита в окрестностях
города. Житие Прокопия
сообщает, что во время его
молитвы икона
замироточила и «не стало
более удушливого зноя,
утихли молнии и громы,
разошлись тучи».
89. Спас Нерукотворный. Около 1191 года. Новгород.
Лик Христа сразделенными
тонкими золотыми
нитями волосами,
написан в мягкой
«сплавленной»
манере, с помощью
неуловимых
переходов от света к
тени. Краски
сдержанные,
основной акцент
сделан на большие
глаза, обладающие
огромной
выразительностью.
Ради достижения
большей экспрессии,
лицо построено
ассимитрично.
90.
Ангел златые власы.Конец XII века.
Это одно из прекраснейших
произведений древнерусской
живописи.
Построение рельефа лица и
разделка волос с помощью
золотых нитей здесь то же,
что и на иконах «Спас
Нерукотворный» и
«Устюжское Благовещение»,
но «Архангел Гавриил»
превосходит эти вещи
тонкостью исполнения и
каким-то особым
благородством замысла.
Трудно найти во всем
древнерусском искусстве
более одухотворенный лик, в
котором так бы своеобразно
сочетались чувственная
прелесть с глубокой
печалью.
Огромные бархатистые глаза
ангела по силе
эмоционального воздействия
могут сравниться лишь с
глазами Владимирской
Богоматери.
Это работа выдающегося
мастера, органически
усвоившего все тонкости
византийского письма.
91.
«Иоанн Лествичник,Георгий и Власий»
(вторая половина XII в.).
Новгород.
О своеобразном бунте против
византийской традиции наглядно
говорит большая краснофонная
икона в Русском музее, на
которой представлены в рост
фигуры Иоанна Лествичника,
Георгия и Власия.
Иоанн Лествичник в два с лишним
раза больше стоящих по его
сторонам святых (что
продиктовано несомненно
заказчиком).
В фигурах нет и малейшего намека
на объем.
Художник накладывает краски
большими ровными плоскостями,
избегая светотеневой
моделировки. Типы лиц – чисто
русские. Здесь намечается та
техника иконного письма, которая
сделается в дальнейшем своего
рода каноном.
92.
Ранние новгородские иконы даютнаиболее полное представление о
ходе развития русской живописи в
XI-XIII веках.
На их примере можно ясно
проследить процесс постепенного
отхода от византийской традиции и
ее трансформации.
93.
Владимиро-Суздальскаяиконопись
94.
Иконопись ВладимироСуздальского княжествавыделяется особняком.
Расцвет его культуры связан с
Андреем Боголюбским.
В 1155 году Андрей Боголюбский
уехал из Вышгорода, забрав с
собой почитаемую икону
Богоматери, и обосновался во
Владимире на Клязьме.
Привезенная им икона,
получившая название
Владимирской, стала
палладиумом княжества, а
впоследствии и всей России.
Прекрасный по
проникновенности и
классичности византийский
образ послужил своего рода
мерой художественного качества
для работавших здесь
иконописцев.
95.
Владимирская икона БожиейМа́тери
(первоначально Вышгородская).
По церковному преданию, икону
написал евангелист Лука на
доске стола, за которым
трапезничал Христос с Марией и
Иосифом.
В настоящее время в Русской
Церкви насчитывается около
десяти икон, приписываемых
евангелисту Луке не в том
смысле, что они писаны его
рукой; ни одна из написанных им
самим икон до нас не дошла.
Иконы эти являются списками
(вернее, списками со списков) с
икон, писанных когда-то
евангелистом.
На Русь икона попала из Византии
в начале XII века (около 1131
года) как подарок Юрию
Долгорукому от
Константинопольского
патриарха Луки Хрисоверга.
96.
Склонение головы ПресвятойДевы передает и Ее печаль, и
покорность воле Божией, и
приятие грядущей судьбы
Сына. Лики написаны с
виртуозной, почти
эллинистической
живописностью.
Оливково-зеленый санкирь
придает глубину глазницам,
образует густые бархатистые
тени.
Охра на лике Богоматери имеет
розовый оттенок, на щеках
переходящий в румянец;
киноварные описи верхних
век и аристократически
изогнутого тонкого носа
передают живую теплоту
кожи.
Лик Младенца и Его левая кисть,
лежащая на шее Матери, по
византийскому обыкновению
написаны очень светлой,
сияющей охрой, благодаря
чему иконописцу удалось
передать как младенческий
облик, так и Божественную
сущность Христа.
97.
Владимиро-суздальская школа, формировавшаясвой стиль написания священных ликов на
протяжении XII–XIII вв., органически впитала в
себя достижения киевских мастеров,
служившие образцами для создания
храмовых фресок, и опыт греческих
иконописцев, приглашенных для росписи
соборов.
Мягкость письма, сотканные золотыми
штрихами бесплотные фигуры, золотой свет,
пронизывающий изображения, правильные
пропорции как след античного влияния и
гармоничный подбор красок стали
отличительными чертами этой школы и
источником рождения новой – московской
иконописной школы.
98.
Боголюбская икона Богоматери. XIIвек.
Икона Богоматери Боголюбская
была заказана князем
Андреем для своего
дворцового храма в
Боголюбове.
Согласно древнему преданию,
она была создана в память
явившегося князю во сне
видения.
На ней Богородица
представлена в рост (тип
Агиосоритисса) в развороте,
молящейся ко Христу.
Живопись иконы сильно
пострадала за время своего
существования.
В настоящее время икона
хранится в соборе Княгинина
монастыря во Владимире.
99.
Дмитрий Солунский на троне.Владимиро-Суздальская школа.
Конец XII века.
Художник
подчеркивает
душевную стойкость
воителя, его
бесстрашие.
Монументальная,
спокойная фигура
полна силы; в жесте
правой руки,
вынимающей меч из
ножен, чувствуется
огромная
внутренняя
собранность.