Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)
Портрет Анны Давиа Бернуцци 1782г.
Портрет А.Д.Левицкой(Агаши) дочери художника 1785г.
Портрет неизвестного из семьи Салтыковых 1780-е
6.11M

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

1. Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822)

2.

Родился в Киеве в семье
украинского священника.
Начальные навыки рисования
получил от своего отца,
занимавшегося гравированием
картинок к духовным книгам.
Учился у Антропова, около 10 лет
был у него в подмастерьях при
работах по росписи Андреевского
собора в Киеве. Неизвестно, когда
Левицкий попал в Петербург. По
сохранившимся документам, в
начале 60-х гг. он жил в доме
Антропова в качестве ученика.
Поступил в Академию художеств,
где его наставниками в живописи
были Дж. Валериани и Лагрене.
Роспись Андреевского
собора

3.

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного
портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать
интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков
(портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный
богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на
большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках
алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества
Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия
портретов воспитанниц Смольного института благородных
девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр
мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).

4.

В созданной Левицким обширной галерее
портретов — величественная Екатерина
II (1783), представленная мудрой и
просвещённой законодательницей (именно
этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на
создание знаменитой оды «Видение Мурзы»),
и Дени Дидро (1773), французский философэнциклопедист, писатель, энергию,
творческое беспокойство, душевное
благородство которого так живо и
непосредственно передал русский художник,
и отец художника (1779), скромный, мудрый
и усталый старик, бывший в своё время
одним из лучших украинских гравёров, и
строитель здания Академии художеств
зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый
купец-откупщик Н. Сеземов (1770),
публицист, просветитель и издатель Н.
Новиков. Левицкий был близко знаком со
многими выдающимися людьми своего
времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В.
Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким,
Н. Новиковым.
Портрет Екатерины II

5.

Писал иконы для московских церквей. Преподавал в
Академии художеств, руководил классом портретной
живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был
вынужден оставить живопись.
Автор многочисленных портретов современников. Его
знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу
двора для украшения Большого Петергофского дворца, –
уникальное явление в русском искусстве второй половины
XVIII века.

6. Портрет Анны Давиа Бернуцци 1782г.

Куртизанка и cоблазнительница,
«первая певица оперы-буфф и
вторая — серьезной оперы»,
итальянка Анна Давиа Бернуцци
(1733-1811) прибыла в СанктПетербург, в 1781. Была
любовницей князя
А.A.Безбородько, который тратил
на неё огромные деньги: он платил
ей ежемесячные 8,000 золотых
рублей, в течение ее отпуска в
Италии, снабжал ее деньгами и
драгоценностями. Узнав об этом,
Екатарина II выслала прелестницу
из России, дав на сборы 24 часа.

7. Портрет А.Д.Левицкой(Агаши) дочери художника 1785г.

Левицкий был замечательным
мастером как парадного, так и
интимного портрета. Его блестящие
способности позволили ему обогатить
новыми творческими находками
живописные традиции,
установившиеся в XVIII веке. Создание
в 1785 году портрета дочери Агаши,
возможно, связано с ее замужеством.
Желая как бы приподнять образ над
обыденностью, придать ему большую
значительность, художник избрал
форму поколенного парадного
портрета, но неожиданно изменил
аксессуары.

8. Портрет неизвестного из семьи Салтыковых 1780-е

Вечной загадкой для исследователя остаются
изображения неизвестных. Когда-то эти люди
имели фамилию, звание, семью. Но
превратности судьбы, когда имущество
старинных имений национализировалось,
заставили портреты поменять владельцев и
имена изображенных были забыты. В 1780-е,
период расцвета своего творчества,
Д.Г.Левицкий написал "Портрет неизвестного из
семьи Салтыковых". Красивый молодой человек
непринужденно позирует в домашней одежде.
Сочетание различных тканей (синего атласа,
белого шелка и прозрачных кружев) создает
сдержанный и вместе с тем нарядный ансамбль.
В начале ХХ века в литературе появилось
предположение, что на портрете изображен
А.Ф.Лабзин, вице-президент Академии
художеств, известный в свое время мистик и
писатель. И хотя подобное мнение было
подтверждено во второй половине ХХ века,
портрет до сих пор не приобрел своего имени

9.

Портрет Н.А.Львова
Портрет архитектора, поэта и музыканта
Николая Александровича Львова (1751–
1803) скромен и в то же время
благороден по своему художественному
решению. Не отвлекаясь на детали,
автор представляет зрителю
блестящего представителя русского
Просвещения. Уравновешенная
композиция, сдержанный колорит, свет,
выделяющий лицо модели, воссоздают
облик незаурядного человека –
энергичного, образованного, щедро
наделенного разнообразными
талантами, обладающего чувством
собственного достоинства, внутренне
свободного и независимого.
Представитель духовной элиты своего
времени, он был близким другом поэтов
Г.Р.Державина, В.В.Капниста, и
И.И.Хемницера, художников
Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского.
Львов был женат на М.А.Дьяковой.

10.

Портрет А.Ф. Кокоринова
На портрете — человек с
мужественным и спокойным
лицом, вельможа «во славе»,
облаченный в специально сшитый
для церемонии вступления в
должность костюм (на атласный
камзол с золотым шитьем и
белый гродетуровый кафтан с
собольей опушкой ушло целиком
годовое жалованье). Он уверенно
расположился в роскошно
обставленном кабинете и
горделивым жестом указывает на
план здания спроектированной им
Академии. В парике и при шпаге, с
непринужденной легкостью
опираясь на спинку массивного
кресла, Кокоринов смотрит
ласково и мечтательно,
простодушно и устало, чуть
усмехаясь.

11.

Левицкому выпала честь
портретировать царских детей
неоднократно. В 1787 году он создал
портрет великого князя Александра
Павловича. Это произведение можно
отнести к шедеврам мастера по
исполнению. Левицкий достигает
здесь совершенства в передаче
нежной кожи, переливчатости ткани,
осязательности деталей. Возможно,
этим художник хотел
компенсировать невозможность
проникнуть во внутренний мир этого
царственного мальчика. С раннего
детства отделенный от родителей,
он воспитывался по особой методе,
разработанной самой Екатериной.
Разрываемый противоречиями, рано
узнавший законы придворной жизни
Александр Павлович привык быть
скрытным, не открывать истинных
чувств.
Портрет Александра
Павловича в юности

12.

Портрет Суворова
Левицкий посвятил себя
благородному и почетному делу
обучения и воспитания будущих
деятелей искусства. На протяжении
семнадцати лет (1771 – 1788) возглавлял
портретный класс Академии художеств.
На этом нелегком поприще у него были
и огорчения и неудачи. В Академию
художеств зачислялись десятки
молодых людей, а истинными мастерами
становились единицы. Дмитрий
Григорьевич с присущей ему
прозорливостью усматривал
талантливых юношей, и среди них –
Е.Д.Камеженков, П.С.Дрождин,
С.С.Щукин. Высокие моральные
качества, взыскательное и серьезное
отношение к труду живописца присущие
самому Левицкому, прививались им
ученикам, которых он неизменно
“поощрял к всегдашнему трудолюбию и
добронравию”.

13.

Влияние Левицкого заметно и в
ранних работах
В.Л.Боровиковского. Значение
искусства Левицкого не только в
прямом наследовании уроков его
мастерства. Историческая ценность
произведений живописца гораздо
шире – в них впервые ярко,
пластически разнообразно
воплощен человек как личность во
всем неиссякаемом богатстве
индивидуальных и общественных
характеристик. Отмеченное
подлинным гуманизмом,
оптимистическим и полнокровным
мироощущением искусство
Левицкого будет продолжено и
развито в портретах кисти
К.П.Брюллова, И.Е.Репина.
Автопортрет Левицкого
English     Русский Правила