Искусство поздней классики. Скопас
Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее. Мрамор. Первая четверть IV в. до н.э. Афины. Национальный
Мелеагр. Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э. Выс. 210 см. Рим, Ватиканские музеи, Музей
Менада. Середина IV в. до н.э. Римская уменьшенная копия с греческого оригинала. Мрамор. Дрезден, Альбертинум. Найдена в
Потос. Пентелийский мрамор. Копия эпохи Адриана греческого оригинала работы Скопаса, созданной для города Мегары. Рим,
Надгробие юноши с реки Илисса. Около 340 до н.э. Национальный археологический музей. Афины
14.10M

Искусство поздней классики. Школа Скопаса

1. Искусство поздней классики. Скопас

Выполнила Заболотская У.А. 23 группа

2.

Скопас (греч. Σκόπας, Skopas; ок. 395 до н. э., Парос — 350 до н. э.) —
древнегреческий скульптор и архитектор эпохи поздней классики, представитель
новоаттической школы. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший
предпочтение мрамору*, практически отказавшись от применения бронзы,
излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и
Поликлета.
Скопас родился на острове Парос около 395 года до н. э. Работал в таких городах,
как Тегея, Галикарнас и др. Сотрудничал с Праксителем*. Участвовал в
сооружении храма Афины Алеи в Тегее (350—340 до н. э.) и мавзолея в
Галикарнасе (середина IV в. до н. э.), выступая и как архитектор, и как ваятель.
Отказавшись от свойственного искусству V века до н.э. гармонического спокойствия
образа, Скопас обратился к передаче сильных душевных переживаний,
борьбы страстей. Для их воплощения скульптор использовал динамическую
композицию и новые приемы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко
посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот. Насыщенное
драматическим пафосом творчество Скопаса оказало воздействие на скульпторов
эллинистической культуры, в частности на произведения мастеров III-II веков до
н.э., работавших в Пергаме.

3. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алеи в Тегее. Мрамор. Первая четверть IV в. до н.э. Афины. Национальный

археологический музей

4.

5.

6.

Древний храм Афины Алеи в Тегее воздвиг Алей… Я узнал, что
строителем этого храм был паросец Скопас, который создал много
статуй в разных местах древней Эллады, а равно в Ионии и в
Карии. На переднем фронтоне храма изображена охота на калидонского вепря. Приблизительно в середине <фронтона> изображен сам
вепрь; за ним с одной стороны идут Аталанта, Мелеагр, Тесей, Теламон, Пелей, Полидевк и Иолай, который был постоянным спутником
Геракла в большинстве его подвигов, а затем братья Алфеи, сыновья
Фестия Профой и Комет.
- Павсаний. Описание Эллады. Книга VIII. Глава 45
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1385000845

7.

Дорический ордер – классическая дорическая колонна была без
базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами,
заканчивалась капителью. В отличие от других ордеров,
каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В
дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями.
Обычное количество каннелюр в постройках классического
периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на
которую визуально ложится нагрузка расположенных выше
несомых элементов. Состоит из эхина — круглой подушки
криволинейного профиля и квадратной абаки (плита, верхняя
часть капители);
Ионический ордер — от более раннего дорического ордера
отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его
частей. Характерной чертой ионического ордера является способ
оформления капители, которая выполняется в виде двух
противоположно расположенных волют. Ионический ордер во
времена античности считался «женским» ордером, за счет своей
утончённости, изысканности и дополнений разнообразными
украшениями;
Кори́нфский о́рдер — представляет вариант ионического ордера,
более насыщенный декором. Характерной особенностью этого
ордера является колоколообразная капитель, покрытая
стилизованными листьями аканта. Абака имеет вогнутые
стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя
малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности
капители в два ряда расположены акантовые листья.

8.

Периптеральный храм – окруженный одним рядом колонн;
Архитектурный ордер – определенное соотношение несущих (колонна с капителью, базой,
иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент)
частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Классическая
система ордеров сложилась в Древней Греции. Основные ордера получили свое название от
греческих племен и областей: дорический, ионический и коринфский ордера;
Антамблемент – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент
ордера, членится на архитрав, фриз, карниз;
Каннелюра – вертикальный желобок на колонне, а также горизонтальные желобки на базе
ионического ордера;
Птерон – наружная колоннада;
Стилобат - верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) храма, на которой
сооружалась колоннада;
Сима — элемент карниза, желобок для стока воды;
Целла – внутренняя часть храма;
Прона́ос — открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная
часть;
Опистодом – задняя (внутренняя) часть храма, отделенная стеной и имеющая отдельный
выход;

9.

10.

11.

12.

Так, коринфские полуколонны внутри
целлы, напоминающие ионический
ордер фигалийского храма, выступали
здесь непосредственно из продольных
стен целлы, являясь, таким образом,
следующей ступенью в развитии
условного применения ордера и в
усложнении выразительного языка
греческого зодчества. Благодаря
отсутствию поперечных стенок целла
должна была производить более
просторное и импозантное впечатление,
вместе с тем увеличивая в композиции
интерьера значение культовой статуи.
- Η. Ε. Роговин, В. Φ. Маркузон, С. И.
Сахаров. Всеобщая история архитектуры.
Том II

13.

14.

15.

Та статуя Афины, которая теперь находится в Тегее, перенесена сюда из дема
(округа) Мантуреи и у его жителей носит название Гиппия (Конная); по их сказаниям, во время битвы богов против гигантов она (Афина) погнала колесницу,
запряженную парой коней, против Энкелада. Однако у всех эллинов эта богиня
почитается под именем Алеи, да и у самих жителей Пелопоннеса это название
стало общераспространенным. На одном пьедестале с Афиной стоят с одной стороны Асклепий, с другой — Гигиея (Здоровье); обе эти статуи из пентеликонского
мрамора, работы Скопаса из Пароса.
- Павсаний. Описание Эллады. Книга VII. Глава 47

16.

Женская голова (Гигиея?).
Мрамор. Греческая работа
350—325 гг. до н. э.
Афины, Национальный
археологический музей.
Найдена в Тегее, Аркадия.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id
=7340

17.

Голова Мелеагра.
Мрамор. Римская копия
греческого оригинала ок.
340—330 гг. до н. э.
Высота 30 см. Вена,
Музей истории искусств,
Античное собрание.
Поступила из коллекции
Эсте, 1923 г.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.ht
m?id=4191

18. Мелеагр. Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э. Выс. 210 см. Рим, Ватиканские музеи, Музей

Пия—Климента, Зал животных.
Была обнаружена в Риме, на
территории между Порта Портезе
и Яникульским холмом, или,
согласно другому источнику, на
Эсквилинском холме в винограднике Пигини.
http://www.museivaticani.va/content/museiv
aticani/en/collezioni/musei/museo-pioclementino/sala-degli-animali/meleagro.html
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?i
d=5424

19.

Бюст Мелеагра. Римская копия
120-130 гг. н.э. греческого
бронзового оригинала
середины IV в. до н.э. Мрамор.
Куплена из Замка Говард.
Лондон, Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/research/collection_
online/collection_object_details.aspx?objectId=4604
08&partId=1&searchText=skopas&page=1

20.

Бюст Геракла. Римская
копия 140-160 г. н.э.
оригинала середины IV в. до
н.э. Мрамор. По описанию
Таунли имеет признаки
Вакха, голова украшена
венком платана, ранее
атрибутирована Гераклу
Лансдауну. Приобретена у
антиквара Чарльза Таунли.
Лондон, Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/research
/collection_online/collection_object_detail
s.aspx?objectId=460033&partId=1&searc
hText=skopas&page=1

21.

Геракл Лансдаун. Мрамор.
Римская копия (около 125 г. н.э.).
Оригинал III в. до н.э. Найдена в
1791 году в вилле Адриана в
Тиволи, в 1792 году Лордом
Лансдауном перевезена в Лондон.
С 1951 года находится в Музее
Гетти, Малибу.
В левой руке должна быть палица.
https://museum.classics.cam.ac.uk/collections/casts/lansd
owne-herakles

22. Менада. Середина IV в. до н.э. Римская уменьшенная копия с греческого оригинала. Мрамор. Дрезден, Альбертинум. Найдена в

Марино.
https://museum.classics.cam.ac.uk/collections/casts/maenad-skopas

23.

Скопасом была создана статуя вакханки из паросского мрамора; она могла показаться
живою: камень, сам по себе оставаясь все тем же камнем, казалось, нарушил законы, которые
связаны с его мертвой природой.
То, что стояло перед нашими взорами, было собственно только статуей, искусство же в своем
подражании ее сделало как будто обладающей жизнью. Ты мог бы увидеть, как этот твердый
по своей природе камень, подражая женской нежности, сам стал как будто бы легким, и
передает женский образ, когда его женская природа исполнена резких движений.
Лишенный от природы способности двигаться, он под руками художника узнал, что значит
носиться в вакхическом танце и быть отзвуком бога, низошедшего в тело вакханки.
И руки художник изобразил в движении: она не потрясала вакхическим тирсом, а несла на
руках жертвенное животное, как бывает уже при криках "Эвоэ", что служит признаком более
сильного экстаза. Это было изображение козы с кожей бледного цвета: даже состояние смерти
камень сумел передать нам. Один и тот же материал послужил художнику для изображения
жизни и смерти; вакханку он представил перед нами живою, когда она стремится к
Киферону, а эту козу уже мертвой. Вакханка в своем неистовстве ее умертвила - и угасла у
ней сила жизненных чувств.
- Каллистрат. Описание статуй: Вакханка. Пер. Кондратьев С.П.
http://simposium.ru/ru/node/10914

24.

Варианты реконструкции статуи вакханки

25.

За галереей, построенной из добычи от коркирцев, позади нее находится храм
Афродиты, а под открытым небом недалеко от храма — ее священный участок. Статуя той Афродиты, которая поставлена в храме и которую они называют Уранией (Небесной) сделана из слоновой кости и золота; она — произведение Фидия; Афродита стоит, опираясь одной ногой на черепаху. Священный же участок второй Афродиты окружен оградой, а внутри этого участка
сделана терраса, на которой стоит медная статуя Афродиты, сидящей на медном козле. Это творение Скопаса. Эту статую называют статуей Афродиты
Пандемос (Всенародной). Относительно значения черепахи и козла высказывать свое мнение я предоставляю желающим.
- Павсаний. Описание Эллады. Книга VI. Глава 25

26.

27.

IV.25. Слава Скопаса спорит с ними. Он создал Венеру и
Потоса, которые почитаются на Самофракии священнейшими
обрядами, также Аполлона Палатинского, прославленную
сидящую Весту, в Сервилиевых садах, и два камптера при ней,
пара которых находится в Памятниках Асиния Поллиона, где и
Канефора его же.
- Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXVI. Фрагмент IV.25
http://annales.info/ant_lit/plinius/36.htm#024

28.

За храмом Диониса — храм Афродиты; статуя Афродиты сделана из слоновой кости,
а сама она носит прозвище Праксис (Выполнение). Это — древнейшая статуя в храме. Статуи богини Пейто (Убеждения) и другой, которую они называют Парегорон
(Уговаривание) — работы Праксителя; работы же Скопаса — статуи Эрота (Любви),
Гимероса (Страсти) и Потоса (Желания), если различны и их функции, так же как
различны и их имена.
- Павсаний. Описание Эллады. Книга I. Глава 43

29. Потос. Пентелийский мрамор. Копия эпохи Адриана греческого оригинала работы Скопаса, созданной для города Мегары. Рим,

Капитолийские музеи, Музей
Монтемартини.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id
=6258

30.

Аполлон Барберини. Возможно копия
I-II в. н.э. оригинальной статуи IV в. до
н.э. Аполлона из храма Аполлона
Палатинского. В левой руке держит
кифару, в правой – чашу для
возлияний (над руками работали
разновременно). Глаза были сделаны
из белого камня, ресницы – из бронзы.
Мюнхен, Мюнхенская Глиптотека.
https://www.jstor.org/stable/505329?seq=1#page_scan_
tab_contents

31.

Потос.
Белый мрамор. Римская копия 2-й
половины II в. н. э. греческого
оригинала IV в. до н. э. Неаполь,
Национальный археологический
музей. Из собрания Фарнезе. Статуя происходит из коллекции
Буфало, откуда в 1562 г. поступила
в палаццо Фарнезе на Кампо-деиФиори. Находилась на третьем
этаже дворца, затем была перевезена в Неаполь.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=7395

32.

Аполлон кифаред. Римская
копия 1-2 в. н.э. Статуя Потоса,
реставрированная как статуя
Аполлона кифареда. Мрамор.
Рим, Капитолийский музей

33.

IV.26. Но больше всего ценится, в храме, построенном Гнеем Домицием, в
Фламиниевом цирке, сам Нептун, Фетида и Ахилл, нереиды, сидящие на
дельфинах и кетах или гиппокампах, также тритоны, сонмище Форка, рыбычудища и многие другие морские существа, исполненное все его рукой, прекрасное
произведение, даже если бы он создавал его всю жизнь. Но кроме вышеуказанных
его произведений и тех, которые нам неизвестны, есть еще Марс, сидящий,
колоссальный, созданный его же рукой, в храме, построенном Брутом
Каллекийским, у того же Цирка, кроме того, Венера, в том же месте, обнаженная,
превосходящая ту знаменитую Праксителеву и прославившая бы любое другое
место*.
- Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXVI. Фрагмент IV.26
*Конец предложения (прекрасное произведение, даже если бы он создавал его всю жизнь —
praeclarum opus, etiam si totius vitae fuisset) непонятен. Возможно, испорчен текст. Может
быть, Плиний хотел сказать, что это произведение одно прославило бы Скопаса, даже если бы
он за всю жизнь создал только его.

34.

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Торжественное шествие в честь Посейдона и Амфитриты.
Мрамор. Мюнхен, Мюнхенская Глиптотека.
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3710_Relefy_bazy_altarya_Domiciya_Agenobarba/index.php

35.

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Торжественное шествие в честь Посейдона и
Амфитриты. Мрамор. Мюнхен, Мюнхенская Глиптотека.
http://www.artsmuseum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3710_Relefy_bazy_altarya_Domiciya_Agenob
arba/index.php

36.

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Торжественное шествие в честь Посейдона и Амфитриты.
Мрамор. Мюнхен, Мюнхенская Глиптотека.
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3710_Relefy_bazy_altarya_Domiciya_Agenobarba/index.php

37.

38.

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Сцена общественного очищения (lustratio).
Мрамор. Париж, Лувр.

39.

Рельеф алтаря Гнея Домиция Агенобарба. Сцена общественного очищения (lustratio).
Мрамор. Париж, Лувр.
http://www.artsmuseum.ru/data/fonds/ancient_world/2_1_i/0000_1000/3710_Relefy_bazy_altarya_Domiciya_Agenobarba/index.php

40.

Арес (т. н. «Арес Лудовизи»).
Римская копия II в. н. э.
Реставрирован Джан Лоренцо
Бернини в 1622 г.
Пентелийский мрамор,
реставрация каррарским
мрамором.
Рим, Национальный римский
музей, Палаццо Альтемпс.
Найдена в Риме, рионе Кампителли.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=6645

41.

IV.28. Существует сомнение в том, Скопас ли или Пракситель создал
Умирающих детей Ниобы, в храме Сосиева Аполлона, равно как и в том,
руке которого из них принадлежит Отец-Янус, посвященный в храме Януса
Августом, привезенный из Египта, к тому же теперь покрытый золотом.
Подобным же образом неясно относительно Купидона с молнией в руке, в
Курии Октавии, — утверждают только то, что это Алкивиад, первый
красавец в то время.
- Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXVI. Фрагмент
IV.28

42.

Палатинская Антология,
XVI,129
https://archive.org/details/gree
kanthology05newyuoft/page/23
2

43.

Раненная Ниобида. Оригинал середины V в. до н.э.
Мрамор. Рим, Национальный музей, Палаццо Массимо.

44.

Бегущая Ниобида. Гипсовая
копия. Оригинал – паросский
мрамор. 440-430 гг. до н.э.
Найдена на территории древних
Саллюстриевых садов (северная
часть Рима). Глиптотека Ню
Карлсберг, Копенгаген.
https://museum.classics.cam.ac.uk/
collections/casts/daughter-niobe

45.

Умирающий Ниобид. Гипсовая копия. Оригинал – паросский мрамор. 440-430 гг. до н.э.
Найдена на территории древних Саллюстриевых садов (северная часть Рима). Глиптотека
Ню Карлсберг, Копенгаген.
https://museum.classics.cam.ac.uk/collections/casts/son-niobe

46.

Умирающий сын Ниобы. Жан де Бишоп (Jan de Bisschop). Офорт. 1672-1689. Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=3373434&partId=
1&searchText=skopas&page=1

47.

Убегающий сын Ниобы. Жан де Бишоп
(Jan de Bisschop). 1672-1689. Офорт.
Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/research/collecti
on_online/collection_object_details.aspx?objectId
=3373387&partId=1&searchText=skopas&page=
1

48.

Зал Ниобы в Галерее Уффици, Флоренция. Группа из 16 статуй. Мрамор.
Найдена в 1538 г. около Латерана.

49.

Зал Ниобы в Галерее Уффици,
Флоренция. Группа из 16
статуй. Мрамор. Найдена в
1538 г. около Латерана.

50.

1) Фрагмент статуи
спасающейся дочери Ниобы.
Мрамор. Найдена около
середины XV в. На Вилле
Адриана около Тиволи, Италия.
Музей Кьярамонти, Ватикан.
http://www.museivaticani.va/cont
ent/museivaticani/en/collezioni/m
usei/museo-gregorianoprofano/NiobideChiaramonti.html
2) Statue of the fleeing daughter
of Niobe wearing a garment and
facing right; side view. Jan de
Bisschop. Etching. 1672-1689.
British museum
https://www.britishmuseum.org/r
esearch/collection_online/collectio
n_object_details.aspx?objectId=33
73599&partId=1&searchText=sk
opas&page=1

51.

Часть скульптурной группы
«Убийство Ниобид»: Ниоба
пытается защитить младшую дочь
от Артемиды. Мрамор. Римская
копия II в. н. э. с греческого
оригинала IV в. до н. э. Ираклион,
Археологический музей. Найдена
на Крите.
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=5006

52.

53.

Абердинская голова. Паросский
мрамор. Между 320-280 гг. до н.э.
Получила свое название от того, что
когда-то принадлежал Джорджу
Гамильтону Гордону, четвертому
графу Абердина. Лондон,
Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/research/c
ollection_online/collection_object_details.a
spx?objectId=459396&partId=1

54. Надгробие юноши с реки Илисса. Около 340 до н.э. Национальный археологический музей. Афины

55.

IV.30. Скопас имел среди современников соперников в лице Бриаксида,
Тимофея и Леохара, о которых следует говорить одновременно, так как
они вместе работали над рельефами Мавзолея, — гробницы царька Карий
— Мавзола (которая была сооружена его женой Артемизией), умершего во
второй год 107-й Олимпиады [351 г. до н.э.]. По преимуществу эти-то
художники своими произведениями и достигли того, что сооружение
причислено к семи чудесам света. Южная и северная стороны его тянутся
на сто шестьдесят три фута, с лицевых сторон оно короче; протяжение его
кругом равно четыремстам сорока локтям, а подымается оно на высоту
сорока локтей, опоясано оно тридцатью шестью колоннами;
- Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXVI. Фрагмент IV.30

56.

57.

Амазономахия. Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея. Около
середины IV века до н.э. Лондон, Британский музей.

58.

10 панелей были подарены С. Колвином 29 мая 1880 года в Музей Фицуильяма; 13 были
переведены из Музея Фицуильяма в 1884 году и еще 3 были приобретены в том же году
https://museum.classics.cam.ac.uk/collections/casts/mausoleum-halikarnassos-frieze

59.

60.

61.

IV.31. часть, окруженная колоннами, называлась птероном. Рельефы
восточной стороны сделал Скопас, северной — Бриаксид, южной — Тимофей,
западной — Леохар. Царица, приказавшая возвести это сооружение в память
своего супруга, умерла раньше, чем они закончили свою работу; однако они не
прекратили работу, пока не довели ее до конца, полагая, что этот памятник
послужит во славу как им самим, так и искусству. И поныне спорят, какой
художник работал с большим совершенством. К ним присоединился еще и
пятый художник, а именно над колоннадой подымается пирамида менее
значительной высоты, с двадцатью четырьмя ступенями, суживаясь к вершине
наподобие меты, а на самом верху находится мраморная квадрига работы
Пифиса. Включая ее, все сооружение имеет вышину в сто сорок футов.
- Плиний Старший. Естественная история. Книга XXXVI. Фрагмент IV.31

62.

https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/search.aspx?searchText=Mausoleum+H
alikarnassos

63.

Храм Артемиды Эфесской

64.

XXI.95. Истинное чудо греческого великолепия —
существующий храм Дианы Эфесской,
воздвигнутый за 120 лет всей Азией. Его воздвигли
на болотистой почве, чтобы на него не влияли
землетрясения и не угрожали ему расселины, а с
другой стороны, для того чтобы не закладывать
фундамент такой громады на зыбком и непрочном
основании, сначала сделали настил из утоптанного
угля, затем из шерсти. Длина всего храма — 425
футов, ширина — 225, колонн в нем — 127, каждая
из которых воздвигнута отдельным царем, по 60
футов высотой, из них 36 с рельефами, одна с
рельефами Скопаса. Строительством ведал
архитектор Херсифрон.
- Плиний Старший. Естественная история. Книга
XXXVI. Фрагмент XXI.95

65.

Рельеф колонны из Храма
Артемиды в Эфесе. 340-320 гг. до
н.э. Мрамор. Британский музей.
https://www.britishmuseum.org/resear
ch/collection_online/collection_object_d
etails.aspx?objectId=460570&partId=1
&images=true

66.

Созданные и разработанные Скопасом принципы
реалистического искусства разнообразно сочетаются и
варьируются во многих безымянных скульптурах IV в. до н.э.
Продолжая воплощать в произведениях скульптуры традиции
Скопаса, неизвестные художники, единые в стилевых
особенностях, объединяются под названием "школа Скопаса".

67.

Литература:
1. Всеобщая история искусств. Том 1 \\Ред. Р.Б.Климов - Москва: Государственное издательство
'Искусство', 1956;
2. Чубова А. П., Скопас, Л. — М., 1959; Arias P. E., Scopas, Roma, 1952;
3. Таронян – Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. Перевод Г.А. Тароняна. М., 1994;
4. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007;
5. Η. Ε. Роговин, В. Φ. Маркузон, С. И. Сахаров. Всеобщая история архитектуры. Том II;
6. Плиний Старший. Естественная история;
7. Павсаний. Описание Эллады;
8. Палатинская Антология;
9. Каллистрат. Описание статуй: Вакханка. Пер. Кондратьев С.П.
English     Русский Правила