Похожие презентации:
Творчество Я.П Полонского
1. Творчество Я.П Полонского
ТВОРЧЕСТВОЯ.П ПОЛОНСКОГО
Подготовил Александров Глеб 201 СКД
2. К поэзии чутьё утратил гордый век: В мишурной роскоши он ищет наслажденья, Гордится пушками — боится разоренья, И первый враг
“К ПОЭЗИИ ЧУТЬЁ УТРАТИЛ ГОРДЫЙ ВЕК:
В МИШУРНОЙ РОСКОШИ ОН ИЩЕТ
НАСЛАЖДЕНЬЯ,
ГОРДИТСЯ ПУШКАМИ — БОИТСЯ РАЗОРЕНЬЯ,
И ПЕРВЫЙ ВРАГ ЕГО — ЕСТЬ ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
”
Я.П ПОЛОНСКИЙ
1886 год
3.
вступлениеТворчество Якова Петровича Полонского занимает видное место в
истории отечественной культуры, охватывая во времени целую эпоху
российской словесности.
Первые стихотворные опыты начинающего поэта заслужили похвалу
В.А. Жуковского, а последние произведения были созданы на заре
русского символизма.
Яркая индивидуальность писателя проявилась в различных
литературных областях: он был превосходным лириком, успешно
осваивал малые эпические формы, жанр романа, автобиографическую
и мемуарную прозу; известны его попытки экспериментировать в
драматургии и публицистике; Полонский обладал и недюжинным даром
художника. Самобытный талант и незаурядная личность Я.П.
Полонского вызвали глубокий интерес Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева,
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока и
многих других выдающихся деятелей культуры.
4. Глава 1
ГЛАВА 1Творчество Я. П. Полонского в истории отечественного
литературоведения изучено не достаточно тщательно.
Исследование лирики поэта далеко от убедительных итогов, а
отдельные немногочисленные анализы его текстов не позволяют
судить с достаточной определенностью о специфике его
поэтического мышления, об особенностях лирического дара.
Первый этап творческой деятельности Я. П. Полонского
приходится на 40-е годы XIX века, когда в литературном процессе
доминировала проза, а поэзия отошла на второй план: печаталось
меньше стихотворений, поэтические сборники почти не
издавались. Причину такого состояния поэзии В. Г. Белинский
видел «... в духе времени, во всеобщем, можно сказать, всемирном
направлении»1. В данный период были сильны традиции
романтизма, в рамках которого создавали свои произведения Н. М.
Языков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков.
5.
Веяния эпохи оказали влияние и на творчество Я. П. Полонского, вранней лирике которого преобладает романтический взгляд на мир.
Поэт пытается передать тончайшие душевные изменения человека,
его стихотворения отличаются психологизмом
С другой стороны, в эти же годы в литературе возрастает интерес к
народной теме. Позднее Я. П. Полонский неоднократно будет
обращаться к ней, следуя лучшим традициям Н. А. Некрасова.
Постепенная демократизация не только тематики, но и жанровых
форм, лексики охватит большую часть стихотворений поэта 60-70-х
годов XIX века.
Творчество Я. П. Полонского нельзя отнести к числу незамеченных
как со стороны общества, так и со стороны критиков. В немалой
степени на это повлияло то, что Я. П. Полонский был известен в
литературных кругах и его стихотворения сыграли заметную роль в
качественном обогащении русской поэзии.
6.
Однако как при жизни Полонского, так и после смерти о его произведенияхвысказывались самые разноречивые, полярные (нередко взаимоисключающие)
суждения. Сегодня трудно говорить об истории изучения творчества Я. П.
Полонского в отечественной науке, - это, скорее, «отзывы» о поэте в разного рода
обзорных работах, посвященных литературе второй половины XIX века.
Подавляющее большинство позднейших литературоведческих высказываний о
художнике представляет в основном повторение противоречащих мнений и
суждений современной ему критики.
Неоднозначность критических отзывов о Я. П. Полонском обусловлена
сложностью определения принадлежности поэта к конкретной общественной и
литературной эпохе. Ситуация «pro at contra» сопровождала его на протяжении
всей жизни и в последующие десятилетия после смерти.
Так, в 1902 году В. И. Покровский, публикуя серию статей о поэте, именует его
«либералом-идеалистом»1, подразумевая под этим выражением свойство людей
с гуманистическим складом души. Ранее М. Е. Салтыков-Щедрин эту же
приверженность Я. П. Полонского к возвышенным, «идеальным» идеям
рассматривал как признак слабости, знаменующей отрыв поэта от
действительности, его неспособность включиться в решение «кричащих» проблем
современности.
В поэзии Я. П. Полонского отмечали и черты, которые сближают его с одним из
литературных направлений начала XX века - символизмом. Не случайно А. А. Блок
в 1901 г. называет его «избранником», «великим учителем», в 1907 г. - «основным
литературным влиянием»
7. Глава 2
ГЛАВА 2Научная традиция изучения наследия Полонского так и не сложилась ни в XIX
веке, ни в XX веке, по крайней мере, в том объеме тематических и
проблемных наработок, какой мы имеем применительно к творчеству А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И, Тютчева.
Литературоведческое представление о поэте на сегодняшний день сводится к
разделению его биографического облика и лирического героя, сведению
смысла всего творчества к тем или иным «колебаниям» между различными
литературными партиями.
И это несмотря на тот факт, что Я. П. Полонский -один из самых
«упоминаемых» авторов в работах отечественных литературоведов,
посвященных корифеям русской поэзии Х1Х-ХХ вв., начиная с М. Ю.
Лермонтова и заканчивая А. А. Блоком. Исследователи вполне осознают
значение Я. П. Полонского как крупного поэта, поскольку включают его в ряд
именитых. Однако очень редко упоминание переходит в конкретный, а тем
более развернутый анализ поэтики творчества Я. П. Полонского. Имя его
присутствует в многочисленных обзорах как, условно говоря, «эмблема»
литературной эпохи в целом.
Отсутствие внятных характеристик, пусть и полузабытого потомками, но
широко известного в свою эпоху поэта, может привести к тому, что общая
картина окажется не только неполной, но и искаженной. Даже если признать
справедливым упрек в неясности (точка зрения Н. Щедрина) творческой
позиции Я. П. Полонского (с чем категорически не согласен автор
диссертационной работы), поэт заслуживает внимания как заметное явление
текущего литературного процесса второй половины XIX века.
8. Подводя итог
ПОДВОДЯ ИТОГВсе сказанное, если не в полной, то в значительной мере объясняет тот факт, что поэзия Я. П.
Полонского осталась сегодня в стороне от «магистральных» дорог отечественного
литературоведения. Во всяком случае, последнее десятилетие не отмечено новыми исследованиями
творчества Я. П. Полонского, что свидетельствует, с одной стороны, об исчерпанности прежних
литературоведческих подходов в оценках поэта, а с другой - о недостаточной активности
современных исследователей в изучении творческого наследия Я. П. Полонского.
9. Если свет – к злу равнодушный свет Надменно, как трофей, свои оковы носит, - Знай, что для них поэта нет…
“ЕСЛИ СВЕТ – К ЗЛУ РАВНОДУШНЫЙ СВЕТ
НАДМЕННО,
КАК ТРОФЕЙ, СВОИ ОКОВЫ НОСИТ,
- ЗНАЙ, ЧТО ДЛЯ НИХ ПОЭТА НЕТ…
”
Полонский 1883 год