Христианство (1 век до н.э.)
Индуизм (2 тыс. до н.э., Индия)
Национально- государственные религии
Отличительные особенности мировых религий:
Религии
КУЛЬТ
КУЛЬТ
Религиозная организация
Функции религии.
33.76M
Категория: РелигияРелигия

История религий. Введение

1.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

2.

50 баллов =
10 (контрольная работа (3-5 стр. печатного или рукописного текста)
«Политеистическая религия»: анализ одной религии на выбор
(древние египтяне, древние греки и римляне, шумеры, ассирийцы,
вавилоняне, восточные славяне, древние германцы, древние
скандинавы, кельты, майя, ацтеки, марийское язычество,
верования хантов и манси и т.д.) по определенному плану:
• Религиозное сознание (во что верили? Кому поклонялись?)
• Религиозные действия (культовая практика – обряды, праздники,
жертвоприношения и т.д. Как поклонялись?)
• Религиозная организация
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Загадки Красного
Дракона»)
5 (ответы на вопросы после просмотра фильма «Маленький Будда»)
10 (презентация «Христианские сюжеты и образы в искусстве»)
10 (презентация «Мечети мира, России, Казани»)
10 (выступление на круглом столе «Современные нетрадиционные
религиозные движения»)

3.

4.

5.

6.

7.

8. Христианство (1 век до н.э.)

• Иисус Христос
• Библия = Ветхий Завет+ Новый завет
• Западная Европа, Латинская Америка,
Россия, США

9.

христианство
Католики
Православные
(1054 год-схизма)
(1054 год -схизма)
Протестанты
(1517 год,
Мартин Лютер)

10.

ИСЛАМ
(7
век, Аравийский полуостров)

11. Индуизм (2 тыс. до н.э., Индия)

12.

Сансара – круг бытия,
круговорот жизни и смерти,
чувственный материальный
мир
Брахман – мировая душа,
абсолют, духовная основа
этого мира
Атман – духовная сущность
человека, душа
Карма – закон,
регулирующий череду
перерождений в сансаре,
закон воздаяния, сумма
добрых и злых поступков
Мокша – освобождение,
выход из сансары и из-под
действия кармического
закона

13.

БУДДИЗМ
(6-5 вв. до
н.э.)

14.

• Место: северо-восточная Индия
• Время: 6-5 век до н.э.
• Распространение: Тибет, Китай,
Япония, Шри-Ланка (4 век н.э.,
храниться зуб Будды), Таиланд, Вьетнам,
Лаос, Камбоджия, Бирма (Мьянма)

15.

БУДДИЗМ
ХИНАЯНА
(ТХЕРВАДА) Малая колесница
МАХАЯНА –
Большая колесница
ВАДЖРАЯНА –
Алмазная колесница

16.

БУДДИЗМ
ЧАНЬ – БУДДИЗМ = ДЗЭН-БУДДИЗМ =
КИТАЙСКИЙ
ЧАНЬ-БУДДИЗМ+
ДАОСИЗМ +
СИНТО
МАХАЯНА
ЛАМАИЗМ =
РЕЛИГИЯ БОН+
ВАДЖРАЯНА+
МАХАЯНА

17.

18.

РЕЛИГИИ
СОВРЕМЕННОГО
МИРА
Родоплеменные,
Примитивные
верования,
сохранившиеся
по сей день
Национальногосударственные
религии,
составляющие
основу религиозной
жизни отдельной
нации
Мировые религии
(Буддизм,
Христианство,
Ислам)

19. Национально- государственные религии

Национальногосударственные
религии
Синто (Япония)
Индуизм (Индия)
Иудаизм (евреи)
Сикхизм, джайнизм
(Индия)
• Даосизм,
конфуцианство (Китай)
• Зороастризм
(Иран)

20.

21. Отличительные особенности мировых религий:

• исповедуются несколькими этносами и в нескольких
государствах;
• обращаются с проповедью ко всем людям независимо
от их этнического и социального происхождения;
• акцент перемещается с коллективной религиозной
жизни на индивидуальную;
• мировая религия впитывает и усваивает элементы
местных религиозных верований, культов, традиций и
обычаев по мере удаления от места возникновения;
• 5) мировыми принято считать три религиозные
системы – буддизм (возникает в VI – V вв. до н.э.),
христианство (возникает в I в.) и ислам (возникает в
VII в.).

22. Религии

• Монотеистические
(единобожие):
Ислам
Иудаизм
Христианство
• Политеистические
(многобожие):
Синто
Индуизм
Даосизм

23.

Определение религии остаётся одной из проблем философии
религии. Современное религиоведение в целом предлагает не
менее 250 определений религии. Эти определения
чрезвычайно многообразны. В отношении общего понятия
религии возможны две крайние позиции: радикальный теизм и
крайний атеизм. Условно говоря, все имеющиеся в наличии и
возможные определения религии расположены на одной
шкале, "полюсами" которой являются строго атеистические и
строго теистические (теологические) определения.
На атеистическом "полюсе" мы найдём такие определения,
которые представляют религию либо иллюзией, либо
психической патологией.
На противоположном "полюсе" - теологические (религиозные)
определения; они, как правило, представляют религию в виде
такой связи человека и Бога, которая понимается и как "завет",
и как "союз", и как "жизненное отношение".

24.

• Relegere =
«относиться с
особым
почтением,
поклоняться»
• Religare =
«связывать,
соединять»

25.


Существует более 250 определений религии.
«Религия есть организованное поклонение высшим силам» (С.Н. Трубецкой) Религия не только
представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к
этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
«Религия есть стык видимого положения вещей с невидимым» (У.Джеймс)
«Религия есть, - или по крайней мере притязает быть художницей спасения, и дело ее спасать... Она спасает нас от нас,- спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса...
Спасение в психологическом смысле слова, есть равновесие душевной жизни». (П.А. Флоренский
(1882-1937) православный богослов и философ).
«Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к
священным вещам, т.е. вещам отдельным, запретным; эта система верований и обрядов,
которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью всех тех, кто признает
эти верования и обряды"(Э. Дюркгейм (1858-1917) французский социолог и философ).
«Религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом... благочестивый верующий в
высокой степени защищен от опасности, известных невротических заболеваний: усвоение
универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза".(3.
Фрейд (1856-1939) австрийский психолог, невропатолог и психиатр).
«Под «религией» я понимаю любую систему взглядов, действий которой придерживается какаято группа людей и которая дает индивидуальную систему ориентации и объект
поклонения».(Э. Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, социолог и психолог).
«Вера в вездесущность чего-то, что превосходит разум» (Спенсер)
«Усилие к постижении непостижимого, к выражению невыразимого, устремление к
бесконечному» (М.Мюллер)
«Высшие и последние ценности, которые признает человек над собой и выше себя»
(С.Н.Булгаков)
«Религия есть опыт священного» (И.Вах)
«Религия – это состояние захваченности предельным интересом, которые делает все
остальные интересы предварительными и содержит в себе ответ на вопрос о смысле жизни»
(Л.Тиллих)

26.

В социологии в структуре религии выделяют следующие
компоненты:
• религиозное сознание, которое может быть
обыденным (личное отношение) и концептуальным
(учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
• религиозная деятельность, которая подразделяется на
культовую и внекультовую, религиозные отношения
(культовые, внекультовые),
• религиозные организации.

27.

28.

• Интегративной чертой религиозного сознания
является религиозная вера.
• Вера - это особое психологическое состояние
уверенности в достижении цели, наступлении
события, в предполагаемом поведении
человека, в истинности идеи при условии
дефицита точной информации о достижимости
поставленной цели, о конечном итоге события,
о реализации на практике предвидимого
поведения, о результате проверки.

29.

• ВЕРА – убеждение в истинности какого-либо знания при
отсутствии доказательств его истинности. Вера – особое
эмоционально - психологическое состояние (психологическая
установка) полного признания какого-либо утверждения без
доказательств. Вера – активное эмоциональное и оценочное
личностное отношение к своему предмету, захватывающее
волевой процесс. Разум не требует ничего принимать на веру.
Эмоции служат заменой разумного обоснования. Вера всегда
иррациональна.
• Предмет веры – гипотетические представления, образы, не
получившие статуса объективной истины.
• Предмет религиозной веры – сверхъестественное, не
подчиняющееся законам окружающего мира, находящееся по ту
сторону эмпирической реальности.
• Вера в существование сверхъестественного (как считает большая
часть ученых)– минимум религии. Хотя в ранних формах
религии, индуизме, буддизме – нет представлений о
сверхъестественном.
• ВЕРОУЧЕНИЕ – систематизированное изложение веры в
догматах.
• ДОГМАТ – формула вероучения, считающаяся неоспоримой.

30.

Dei Filius, non pudet, quia pudendum est;
et mortuus est Dei Filius, prorsus credibile est, quia ineptum est;
et sepultus resurrexit, certum est, quia impossibile.
(De Carne Christi V, 4)
«Сын Божий распят; мы не стыдимся,
хотя это постыдно.
И умер Сын Божий; это вполне
достоверно, ибо ни с чем не сообразно.
И после погребения воскрес; это
несомненно, ибо невозможно»
(из сочинения Тертуллиана «О плоти
Христа»)

31.

О соотношении разума и веры из книги В.Г.Глушко «Вера и
разум» (СПб, 1998):
• Вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Апостол
Павел)
• Верую, ибо невозможно. Верую, ибо абсурдно. (Тертуллиан)
• Верю, чтобы понимать. (Августин, Ансельм
Кентерберийский)
• Понимаю, чтобы верить. (П.Абеляр)
• Быть трезвым и ничему не верить. (Лукиан)
• Хоть знаю, но не верю. (Я.Княжин)
***
• «Вера - уверенность в ожидаемом и убежденность в вещах
невидимых» (Библия. К евреям 2:1)
***
• «Верить в бессмертие души – значит желать, чтобы душа
была бессмертной, но желать с такой силой, чтобы это
желание могло растопить разум и пойти дальше него»
(Мигель де Унамуно)

32. КУЛЬТ

• Культ (cultus (лат.) – уход, почитание) –
совокупность символических действий с
помощью которых верующий пытается
повлиять на вымышленные
(сверхъестественные) или реально
существующие объекты;
- социальная форма объективации
религиозного сознания, реализация
религиозной веры в действиях социальной
группы.
- «Вера, ставшая зримой».
• Цель – ощутить связь с божественным, с
объектом веры; культ – «мост, соединяющий
верующих с богом».

33.

Формы культовой практики
• коллективные богослужения,
• жертвоприношения,
• молитвы,
• посты,
• праздники, мистерии,
• обряды жизненного цикла,
• посвящения,
• паломничества,
• тайные церемонии,
• медитации,
• камлания,
• песнопения,
• танцы,
• трапезы,
• спортивные игры…

34.

Средства
культовой
деятельности:
- культовое
здание
- религиозное
искусство
- культовые
предметы
(крест, свечи,
жезл,
церковная
утварь, коврик,
священнически
е облачения …

35. КУЛЬТ

обряды инициации —посвящение к иную социальновозрастную группу;
жертвоприношения — обряд умилостивительного или
благодарственного характера;
таинства и мистерии — обряды «сообщения» благодати;
богослужения — совокупность обрядов, проводимых
коллективно и в особо отведенном месте;
посты — религиозные запреты или ограничения на
прием пищи либо отдельных ее видов;
общие или индивидуальные очищение и покаяние;
молитвы — обращение к сверхъестественным силам с
просьбой о ниспослании блага, отвращении зла;
праздники — знаменательные дни, отмечаемые в память
о тех или иных событиях и персонажах религиозного
плана и сопровождаемые особыми обрядами.

36.

Важнейшей целью религиозных организаций
является нормативное воздействие на их
членов, формирование у них определённых
целей, ценностей, идеалов.
Осуществление этих целей достигается
посредством выполнения ряда функций:
• 1) Выработка систематизированного
вероучения;
• 2) Разработка систем его защиты и оправдания;
• 3) Руководство и осуществление культовой
деятельности;
• 4) Контроль и осуществление санкций за
исполнением религиозных норм;
• 5) Поддержка связей со светскими
организациями, государственным аппаратом.

37. Религиозная организация

• Религиозная организация —
объединение на основе общности
верований и обрядов верующих,
принадлежащих к одной конфессии.

38.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа
религиозных организаций:
церковь,
секта, харизматический культ,
деноминация.
• Церковь - это тип религиозной организации со сложной
строго централизованной и иерархизированной системой
взаимодействия между священнослужителями и
верующими, осуществляющей функции выработки,
сохранения и передачи религиозной деятельности и
контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет
большое количество последователей. Принадлежность к
церкви определяется не свободным выбором индивида, а
традицией. Фактом своего рождения в той или иной
религиозной среде, на основе определённого обряда
индивид автоматически включается в данную религиозную
общность. В церкви отсутствует постоянное и строго
контролируемой членство.

39.

Секта же возникает в результате отделения от
церкви части верующих и священнослужителей
на основе изменения вероучения и культа.
Характерными чертами секты являются:
• сравнительно небольшое количество последователей,
• добровольное постоянно контролируемое членство,
• стремление отгородиться от других религиозных
объединений и изолироваться от мирской жизни,
• претензия на исключительность установок и
ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем” ,
• проявление оппозиционности и непримиримости к
инакомыслящим,
• отсутствие деления на священнослужителей и
мирян,
• провозглашение равенства всех членов организации.

40.

• Харизматический культ - можно рассматривать в
качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те
же основные характеристики. Особенность же
харизматического культа связана с процессом его
формирования. Данная религиозная организация
создаётся на основе объединения приверженцев
какой-то конкретной личности, которая признаёт
себя сама и признаётся другими в качестве носителя
особых божественных качеств (харизмы) .
Основатель и руководитель такой религиозной
организации объявляется либо самим Богом или
представителем Бога или какой-либо
сверхъестественной силы (например, Сатана) .
Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём
в более яркой степени выражены претензии на
исключительность, изоляционизм, фанатизм,
мистицизм.

41.

• Деноминация это промежуточный тип религиозной
организации, в зависимости от характера образования и
тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты.
• От церкви она заимствует относительно высокую систему
централизации и иерархический принцип управления, отказ от
политики изоляционизма.
• С сектой же её сближает принцип добровольности,
постоянства и строгой контролируемости членства, претензия
на исключительность установок и ценностей, идея
богоизбранничества. Взаимоотношение различного типа
религиозных организаций представлено в таблице.
• Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация
религиозных организаций в какой-то мере является условной.
Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы.
Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей
эволюции могут превратится в церкви. Так, например, возникли и
христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно
отделяются какие-то группы и образуют секты.

42.

43. Функции религии.

• 1. Мировоззрение – формирование целостной картины мира,
месте и роли человека в этом мире.
• 2. Регулятивная – контроль за формами поведения и общения
людей, соотнесение их с явлениями священной реальности.
• 3. Интегративная – это объединение людей на основе системы
определенных идей.
• 4. Легитимизирующая – освящение определенных порядков и
традиций, принятых в обществе и придание им статуса
безусловной законности.
• 5. Культуротранслирующая – это сохранение норм и ценностей
культуры, передача их от поколения к поколению.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.


Основные функции (роли) религии
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и
смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и
обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его
зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые
переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами
умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении
между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных
норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой
поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими
ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой
имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих
действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность,
иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и
даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в
качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ,
ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное»[26].

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.


Понятие «функция религии»[11] в социологическом словаре означает деятельность и направленность религии на индивидов, общество, политический институт.
Иначе говоря: является ли религия социальным институтом? Что дает вера каждому индивиду, человеку? Каким образом она влияет на поддержание морального
согласия в обществе? Религия, как неотъемлемый элемент гражданского общества, выполняет несколько взаимосвязанных функций. Все религиозные функции
принято делить на две группы. К первой относятся специфические функции, то есть присущие только религиозным организациям. Ко второй группе относят общие
функции присущие не только религиозным организациям, но различным социально-политическим институтам. Кратко остановимся на наиболее общих и
характерных функциях религии, представленных на рисунке 1. «Социальные функции религии».
Рис. 1. Социальные функции религии.
Предназначение любой религиозной организации заключается в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Человек верит в то, что бог поможет ему в трудной
жизненной ситуации, легко разрешит сложный вопрос, накажет зло, восторжествует справедливость, добро. Когда терпение человека на пределе ему на помощь
приходит религия, она помогает ему поверить в себя, обрести потерянную любовь поверить в бога. Утешение дарит ему спокойное существование на земле. Эта
функция религиозных организаций называется компенсаторная[12]. Прихожане, которые связывают свою жизнь с церковью, религиозной общиной свято верят в то,
что их мерзкие добрые дела найдут место в загробном, потустороннем мире, и они будут бессмертны, а их жизнь будет истинный рай на небесах.
Всё чаще и чаще члены нашего общества нуждаются в том, чтобы кто- то их выслушал, дал совет, поддержал их в любых начинаниях. Всё это они могут найти в
храмах. Религиозные служители выслушают нуждающихся, утешат, дадут совет, призовут к терпению. Возможно такую миссию помощи, успокоения может оказать
любое государственное учреждение, выполняющее социальные функции, но нельзя забывать о том, что:
1)
бог – главная идея религии. Его действия тождественны деятельности людей, он гуманен, всех любит, прощает, берёт на себя грехи.
2)
все вероучения любые конфессий провозглашают божественные заповеди. У религиозных организаций разные обычаи, обряды, но бог един.
Существующая терапевтическая[13] функция перекликается по смыслу с компенсаторной. Эта деятельность религии направлена на поддержание в человеке
внутреннего спокойствия. Прихожан учат владеть собой в любых жизненных ситуациях, анализировать поступки и принимать верные решения.
Нельзя не отметить ещё одну значимую функцию религии – мировоззренческую[14]. Глубокий смысл мировоззрения кроется в понимании окружающего нас мира,
умении человека найти место в этом мире. Однако приоритетное значение в жизни отдаётся богу. Служение и вера не отделимы от человека. Всё, что есть у человека
и всё что с ним происходит это воля бога. И если глубоко верующий человек не найдет ответы на волнующие его вопросы, если чудо не произойдет, то такой
верующий разочаруется в боге. В такой ситуации человек отходит от веры и может стать атеистом. Вот почему для верующих необходима мировоззренческая
деятельность религиозных организаций.
Деятельность религиозных организаций незаменима и в регулировании норм и правил поведения. Верующие должны уметь себя вести не только на службах и
церковных праздниках, но и в повседневной жизни. Нормы морали и нравственности религиозные организации по крупицам собирали столетия. Именно религиозные
организации первыми занималась просветительской деятельностью среди населения.
Новая ступень в развитии государства и общества привела к нравственному упадку, вызвала волну девиации, изменились ценностные ориентиры современного
общества. Несмотря на трудности, религия продолжает выполнять коммуникационную[15] функцию. Религиозная организация пытается установить диалог с
верующими во время молитв, выполнения обрядов, ритуалов. Религия объединяет людей не только в стенах храма, но и за его пределами. Общение людей в
домашних условиях, общность интересов, организация кружков и клубов даёт положительный результат. Верующие, живущие в разных странах, городах, областях,
но единые в своих религиозных убеждениях, легко устанавливают контакты друг с другом. Верующие люди легко договариваются и быстрее устанавливают
контакты, в различны областях: медицины, образования, экономики, внешней политики. Передают и хранят культурные традиции народов мира.
Значимой, социальной функцией является легитимизация[16]. Очень важно, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась в рамках правового поля.
Выполняя объединительную функцию, религия выступает механизмом идейной интеграции людей. Условно интегративную[17] деятельность религиозных
организаций можно разделить на две группы. Первая группа объединяет людей по конфессиональной принадлежности (православные, буддисты, мусульмане).
Вторая группа связанна с определенной формацией, где религия может являться катализатором существующих социальных отношений.
Несомненно, велик вклад религии в развитии культуры. Религия стояла у истоков письменности, книгопечатания, иконописи, живописи, искусства. Причём не всё в
области культуры и искусства религия принимала, отчего-то она отказывалась, не воспринимала. Накапливая ценнейший опыт религиозных, культурных ценностей
религиозная организация сохраняет и передает его новому поколению
English     Русский Правила