Похожие презентации:
Проникновение ислама в Хазарский каганат
1. Доклад на тему: «Проникновение ислама в Хазарский каганат»
РГПУ им. А. Герцена.Подготовила Косоня Юлия, 1 курс. Культурология.
2. План:
Введение- История и предпосылки
- Изначальные верования
Основная часть
- Сосуществование трёх монотеистических религий
- Этапы исламизации
Заключение
- Судьба Хазарского каганата
- Выводы
3.
Главная предпосылка: столетняя война за Кавказ между ИсламскимХалифатом и Хазарским Каганатом.
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ В НАЧАЛЕ 10 ВЕКА.
4. Изначально исповедовали язычество и арианство.
Язычество:Главный бог – бог неба Тенгри.
Культ священных деревьев.
Наличие капищ, жрецов.
Арианство - одно из ранних течений в
христианстве(учение о неединосущности
Бога-Сына с Богом-Отцом).
1-18 - «Солнечные» амулеты. 19 – бронзовая фигурка.
5. 1. Христианство.
Близость Византии.Значительная часть населения исповедует христианство.
Далеко зашедший процесс христианизации в Хазарии находит
отражение не только в остатках церквей, но и в многочисленных
предметах декоративно-прикладного искусства.
Не исчезло без следа после появления новой религии –
иудаизма.
Остатки церкви
Обломки креста
Христианские древности Хазарии.
1 - крест на церкви;
2 - керамический крест;
3 - золотой крест из погребения;
4 - бронзовый медальон с
изображением богородицы;
5-7 - кресты из горного Дагестана
6. 2. Иудаизм.
Государственная религия.Новую веру исповедовали сам каган и незначительная часть его
приближенных (высший слой правящего класса).
Процесс иудизации был длительным.
На строительных материалах того времени была выявлена «звезда
Давида».
На Подонье обнаружена серия подражаний арабским дирхемам с
надписью «земля хазар». Несколько монет относятся ко 2-й половине
9 — начале 10 вв., остальные — к 30-м годам 9 в. К этому же времени
относится дирхем, найденный на острове Готланд в Швеции. На нём
вместо надписи «Мухаммед — посланник Бога» стоит «Моисей —
посланник Бога».
Хазарские монеты
(подобные дирхемам) с
надписью «Моисей –
посланник Божий».
7. 3. Ислам
Знакомство с исламом произошло во время арабо-хазарских войн.Половина населения приняла ислам.
По итогам противостояния хазары 100-летнюю войну с халифатом
сумели свести в ничью.
Хазария остановила тогда продвижение ислама в Восточную Европу.
Сидоровское городище – один из крупнейших археологических
памятников, связанных с исламом на территории Хазарского
каганата.
Фрагменты сосудов.
Могильник(мусульманское
захоронение).
8. Этапы исламизации:
1 Этап – середина VII в. до середины VIII в- Начало Тридцатилетней войны
- Убийство халифа Мервана
- Разгром империи Сасанидов
- Вынужденное принятие ислама после проигрыша в 30-ней войне.
2 Этап - 810-920 гг
- Проникновение мусульманских купцов в Хазарский каганат.
- Приглашение на военную службу горцев-мусульман.
- Появление мусульманских кварталов.
3 Этап - начало 20-х гг Х века
- Дипломатическая переписка.
- Строительство большого числа мечетей.
9. Судьба Хазарского каганата.
Решающую роль в падении Хазарского Каганата сыгралоДревнерусское государство.
В ІХ веке Хазарское государство постепенно слабеет.
Славянские племена выходят из-под влияния хазар и создают
свое государство — Киевскую Русь.
Мусульманское население каганата постепенно мигрирует
на север.
После нападений князя Святослава волны кочевых тюркских
народов — печенегов и половцев − окончательно уничтожили
Хазарский каганат.
10. Выводы
1) Мусульманизация населения Хазарскогокаганата прошла в 3 этапа.
2) На территории каганата на протяжение всего
времени существовало несколько религий
(язычество, христианство, иудаизм, ислам).
3) Ни одна из них не стала главенствующей.
11. Исторические источники:
Аксенов ВС., Тортика А. А., 2001, с.211, рис.3Кн.: Дагестанское искусствознание. Махачкала, 1976, с. 97.
Красильников К.И., 2001а, с.91, 92; Красильников К.И., 20016, с.318-320,
рис.11,1
Путинцева Н. Д. Верхнечирюртовский могильник (Предварительное
сообщение). — МАД. Махачкала, 1961, т. II, с. 259, рис. 9, 1.
Савченко Е.И., 1986, с.73, рис.3-5
Научные реконструкции:
Артамонов М. И. История хазар / под ред. и с прим. Л. Н. Гумилева. Л.: Изд-во Гос.
Эрмитажа, 1962. 523 с.
Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар. Л.: Соцэкгиз, 1936. VIII+140 с.
Беленов Н.В. К этимологии этнонима «хазары» // Вестник современной науки. 2015.
№ 1.
Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М.: Айрис-пресс, 2002. 416 с.
Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата: по материалам археологических
исследований и письменным данным. М.: Наука, 1983. 224 с.
Магомедов М. Г. Прикаспийская Хазария. Махачкала: Новый день, 2004. 287 с.
Новосельцев А.П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории
Восточной Европы и Кавказа. М: Наука, 1990.
Плетнева С. А. Хазары. М.: Наука, 1976. 96 с.
Флёров В.С. Иудаизм в Хазарии по данным археологии.
12. Художественные реконструкции
Галеви Иегуда «Кузари» 1140 г.Д’Оссон «Народы Кавказа, Северного Причерноморья и
Прикаспия в X веке» 1828 г.
Павич Милорада «Хазарский словарь» 1984 г.
«Повесть о царе Казарине и о жене его» XIV в.
Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» 1820 г., «Песнь о вещем
Олеге» 1822 г.
Хальтер Марек «Хазарский ветер» 2001 г.
Фильмография
Русь изначальная 1985, Россия.
Хазарское царство 1997, Израиль.
Гордон - Диалоги: Хазары и Русь 2011, Россия