Похожие презентации:
Хазарский каганат
1. Хазарский каганат
2. Территория Хазарского каганата
Хазарский каганат образовался в
прикаспийских степях в первой трети
VII века. Остатки могущественного
тюркского рода Ашина осели у
близких им в этническом отношении
хазар, положив начало правящей
династии. Этим они поставили новое
государственное образование во
враждебные отношения и с тюрками,
и с болгарами. Ослабление Великой
Болгарии открыло хазарам
возможность подчинить ее своей
власти. Орда Батбая, старшего сына
Кубрата, покорилась кагану.
Этническая и языковая близость
болгар и хазар привела к быстрому
слиянию их в единый, достаточно
монолитный союз, который стал
основой раннефеодального
государства. Во главе его стоял каган.
Он принадлежал всегда к правящему
роду Ашина. По крайней мере с VIII в.
власть передавалась по прямой линии
- от отца к сыну, что, как правило,
свидетельствует об установившихся
государственных традициях и крепкой
центральной власти.
3. Города Хазарии
Города Хазарии первоначально
строились в приморской части
Дагестана, но длительные войны с
Арабским халифатом привели к
изменению географии каганата.
В IX веке хазарские города и
укрепленные замки возникли в
Предкавказье, в низовьях Волги и
Дона.
Крупнейшим городом каганата
являлась его столица - Итиль,
расположенная на берегу Волги. На
Дону известна серия укрепленных
городищ хазарского времени:
Семикаракорское городище,
находящееся при впадении реки Сал в
Дон, городища и селища у хуторов
Средний и Карнаухов на реке
Котубанке, впадающей в Цимлянское
водохранилище, Правобережное
Цимлянское городище на окраине
города Цимлянска, Саркел и т.д.
Вместе с городами, выраставшими из
замков, во второй половине VIII века
начали отстраиваться разрушенные в
IV-VI веках приморские города. Такова
Таматарха (Тмутаракань),
расположенная на берегу
Керченского пролива у современной
станицы Таманской. Недалеко от
Таматархи находилась Фанагория.
4. Основные занятия хазар – кочевое скотоводство
Кочевое скотоводство долгое время было основой экономики
каганата. Формы его эволюционировали по мере развития
экономических и общественных отношений.
Первая форма характеризуется тем, что все население
кочует круглый год. Она была распространена на стадии
завоевания и освоения новых земель.
Вторая форма отличается от первой ограничением
территории кочевания и появлением постоянных зимовищ,
на которые возвращается ежегодно кочующее население.
Третья форма является логическим завершением процесса.
На этой стадии кочуют только те, кто владеет необходимым
количеством скота. Большая часть населения уже не может
вести кочевой образ жизни и ищет иные способы
существования.
Если при второй форме с наступлением весны зимовища
покидают все, кроме больных и стариков, то при третьей там
остаются неимущие. Чтобы не умереть с голоду, они
занимаются земледелием и ремеслами.
5. Земледелие
Земледелие получило развитие в связи с переходом части
населения Хазарии к оседлому образу жизни. У села Чир-Юрт на
реке Сулак найдены развалины древнейшей столицы Хазарии Беленжера. Городище запирает всю долину Сулака у выхода реки из
предгорий на равнину. Со стороны степи город был укреплен рвом и
стеной. Второй город Хазарии - Семендер находился недалеко от
Дербента. Выгодное положение у морской гавани возвысило его и на
некоторое время он стал столицей каганата. Мощные городакрепости известны и вне бассейна Сулака - на Акташе и Тереке.
Анализы почв и палеоботанических остатков показали, что около
хазарских городов существовало земледелие. Открытые в
последние десятилетия следы каналов подтверждают фразу из
письма кагана Иосифа к Хасдаю ибн Шафрутте об орошаемом
земледелии (X век).
Пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья распределялись
между родами. В письме кагана Иосифа об этом говорится как о
давно известном факте.
В IX веке хазары расселились в волжских, донских и донецких
степях, способствуя переходу к оседлости донских и приазовских
булгар. Это и положило начало формированию единой культуры,
получившей в науке название салтово-маяцкой.
6. Торговля
Торговля стала в каганате весьма
доходным делом как для жителей
торговых факторий, так и для
казны. Жители каганата вели
активную торговлю с соседними
странами. Из Византии, Ирана и
закавказских государств хазары
получали разнообразные товары.
Особенно широко по всему
государству распространялись
переднеазиатские и египетские
стеклянные бусы. Из халифата в
Хазарию поступало большое
количество серебряной монеты дирхемов.
Через земли каганата проходили
торговые пути, связывающие
страны Востока и Византию со
славянами, финнами и балтами.
Хазары брали подати с
проходивших караванов.
Значительной статьей дохода
являлась дань, которую хазары
брали с соседних народов.
7. Арабо-хазарские войны
В то время как в степях и предгорьях Северного Кавказа набирало силы Хазарское
государство, Закавказье подверглось нападению арабов. В 640 г. они взяли столицу
Армении Двин и, забрав большую добычу, вернулись назад.
В 654 г. арабский полководец Хабиб Ибн-Маслама занял Армению и Грузию, а Салман
Ибн-Рабих аль-Балхи - Албанию. Его брат Абд-ар-Рахман захватил Дербент и оттуда
двинулся в страну хазар к Беленджеру, но взять крепость ему не удалось.
В 684 г. хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько
областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным
арабо-хазарским войнам, длившимся более столетия. Первоначально военные действия
были сосредоточены в Приморском Дагестане, где в 692 г. арабский правитель Армении
занял Дербент, чтобы обезопасить себя от хазарских вторжений. Но в 710 г. Дербент опять
захватили хазары. Дальнейшие события арабо-хазарской войны вплоть до 735 г.
характеризуются взаимными набегами и грабежами территории противника и
ожесточенной борьбой за Дербент.
Военные действия затронули и территорию Алании, которую в 724 г. арабы обложили
подушной податью. Часть алан, не вынеся арабских поборов, оставила насиженные места и
ушла на север - в верховья Северского Донца, Оскола и Дона.
Менялась и география расселения оседлых жителей Хазарии. На север, в низовья Волги
была перенесена столица каганата.
В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от войска арабского полководца
Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии,
достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана,
собиравшего силы для отпора. Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие
исследователи видят Дон, и увел оттуда 20 тыс. семей "славян и других неверных".
Хазарский полководец, узнав, что арабы разоряют страну буртасов, двинулся за ними по
левому берегу Волги, надеясь неожиданным ударом разгромить Мервана. Но последний
оказался более опытным в военных хитростях. Услышав о движении хазар, он ночью по
понтонному мосту переправился на левый берег. Разведчики в случайной стычке убили
хазарского полководца, а затем арабы неожиданно атаковали хазарскую армию, которая
потерпела сокрушительное поражение.
Узнав об этом, каган запросил мира. Мерван потребовал обращения кагана в
мусульманство. В противном случае он грозил посадить на хазарский трон своего
ставленника. Каган согласился с требованием Мервана и принял ислам. Возвращаясь
назад, Мерван сумел закрепиться в Дагестане, обязав местных правителей платить дань
халифу.
8. Кризисные явления
Кризисные явления в Хазарском каганате обозначились не только в
вынужденном, хоть и кратковременном принятии мусульманства каганом
после военного поражения 735 года. Власть кагана также пошатнулась в
период арабских войн. Именно тогда богатые донские болгарские ханы
выдвинули из своей среды ему соправителя. Арабские источники именуют
этого соправителя царем, хакан-беком или шадом, сосредоточившим в своих
руках реальную власть. Каган теперь исполнял лишь ритуальные функции.
К концу VIII в. выявилась настоятельная потребность консолидации общества.
Этого возможно было достичь заменой языческих культов
общегосударственной религией. Ею не мог стать насильственно
навязывавшийся арабами ислам. Из Византии и Закавказья в Хазарию
проникло христианство. Однако постоянные споры хазар с ромеями о власти
над западными крымскими провинциями не способствовали расположению
кагана и царя к христианству. Враждебные отношения с христианами и
мусульманами привели верхушку хазарского общества в начале IX в. к
официальному принятию религии, в одинаковой мере ненавистной и
Византии, и халифату, - иудаизма - при кагане Обадии (786 - 809).
Выбор оказался неудачным, так как уже в первые годы после этого
выяснилось, что новая религия способствует расколу в стране. Иудаизм религия "избранного народа", и иноплеменники не могут быть истинными
иудеями. Раввины, с большим трудом обосновав иудейское происхождение
кагана и его ближайшего окружения, не смогли сделать этого для всех
народов, входивших в состав каганата. Новая религия не объединяла, а
разъединяла федеративное образование, возглавляемое хазарами. Принятие
иудейства каганом, царем и итильской знатью противопоставило их
провинциальной знати и основной массе населения. Началась гражданская
война, в которой погибли Обадия и его два сына. Междоусобица продолжалась
несколько лет и сильно ослабила государство. Крым откололся от Хазарии и
отошел под власть Византии.
9. Гибель каганата
• Окончательное поражение хазарам нанескиевский князь Святослав. В 965 году он
разгромил хазарские войска, взял Саркел и
победил ясов и касогов. В 968 - 969 гг. его
дружины разрушили Итиль и Семендер.
• В 985 г. киевский князь Владимир в союзе с
гузами воевал в Волжской Булгарии, а затем,
спустившись по Волге, овладел Хазарией и
наложил на нее дань. Хазарская держава
перестала существовать. Однако хазары не
исчезли окончательно. Отдельные их группы
упоминаются в хрониках последующих
столетий, в частности, в Тмутаракани
проживала многочисленная хазарская
община.