Психосоциологические взгляды К. Г. Юнга.
Структура личности
Влияние архетипов на исторические и культурные процессы
Типы личности
Достоинства и недостатки психоаналитической теории К.Юнга
Список литературы
3.25M
Категория: ПсихологияПсихология

Психосоциологические взгляды К. Г. Юнга

1. Психосоциологические взгляды К. Г. Юнга.

Презентацию подготовила:
студентка 2 курса Юшкова Татьяна
Группы СЦГ-3,4-2017
Преподаватель: Прокофьева Алена Викторовна

2.

Карл Густав Юнг (26 июля
1875,
Кесвиль,
Тургау,
Швейцария

6
июня
1961, Кюснахт, кантон Цюрих,
Швейцария)

швейцарский психиатр и педагог,
основоположник
одного
из
направлений
глубинной
психологии — аналитической
психологии.
Собственную аналитическую концепцию Юнг назвал аналитической
психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном
и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и
бессознательное. Юнг развивает учение о двух системах бессознательного –
личном и коллективном бессознательном.

3.

Основные положения аналитической психологии
Аналитическая психология опирается на телеологический подход,
подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл
и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной
природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек
стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и
физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного
есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.
Либидо – психическая энергия человека,
определяющая как интенсивность психической
жизни личности, так и психоэнергетическую
основу развития культуры и цивилизации.

4.

Для Юнга бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых
инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных
запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека
со всем человечеством, с природой и космосом.
Бессознательное
коллективное
транслируется
из
поколения
к
поколению и составляет определенные
архетипы поведения человека
индивидуальное
вмещает
в
себя
конфликты
и
воспоминания, которые когда — то
осознавались, но теперь подавлены или
забыты

5. Структура личности

Сознание
Персона
Эго
Индивидуальное
бессознательное
Тень
Самость
Анима(или)
Анимус
Коллективное бессознательное
Психологическая энергия
Архетипы
Модель структуры личности К.Юнга
Анима – бессознательная женская
сторона личности мужчины;
Анимус – бессознательная мужская
сторона личности женщины;
Эго – сознание человека, отвечает за
чувство идентичности;
Персона – компонент личности,
отвечающий за то, каким образом мы
позиционируем себя в мире;
Самость – центр личности человека,
обеспечивающий ее единство,
стабильность;
Тень – бессознательное, которое
включает в себя желания,
переживания, осознанно или
неосознанно отрицаемые и
противоречащие культурным нормам;

6.

Архетипы – трансцендентные по отношению к сознанию реальности,
вызывающие в жизни целые комплексы разного рода представлений,
выступающих в виде мифологических мотивов.
Влияние архетипов на поведение
личности:
Архетип
Пример
Анима
Женщина, Дева Мария,
Мона Лиза
Анимус
Мужчина, Иисус Христос
Мудрец
Пророк(Настрадамус),
шаман
Персона
Люди, работающие в
индустрии шоу-бизнеса
Самость
Мандала
Тень
Сатана, Гитлер
Анима и анимус. Данный архетип
формирует поведение и творчество человека,
так как является источником проекций,
новых образов в душе человека. Так же
побуждает его к расширению горизонтов и
движению
к
более
постигающему
пониманию самого себя;
Персона. Как архетип необходима нам,
чтобы ладить с другими людьми в
повседневной
жизни.
Однако
Юнг
предупреждал о том, что если этот архетип
приобретает слишком большое значение, то
человек
может
стать
неглубоким,
поверхностным, сведенным до одной только
роли и отчужденным от истинного
эмоционального опыта;

7.

Самость. Является не только центральной
точкой психики, приспособленностью
индивида и органом гомеостаза, но и
организующим гением всей психики, во всех
стадиях цикла жизни ответственным за
процесс существования;
Тень. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого
начала в жизни индивидуума;
Эго. Функция эго состоит в том, чтобы
направлять в нужное русло энергию тени,
обуздывать пагубную сторону нашей натуры
до такой степени, чтобы мы могли жить в
гармонии с другими, но в то же время открыто
выражать свои импульсы и наслаждаться
здоровой и творческой жизнью.

8. Влияние архетипов на исторические и культурные процессы

Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя,
отметим, что многие исторические и культурные процессы Юнг объяснял его
влиянием. При этом сама история и ее конкретные проявления рассматривались
сквозь призму «бессознательной деятельности души человека». Что касается
культуры, то ее развитие Юнг характеризовал как процесс подавления
инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой
и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе
существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества,
отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм и
приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу
тоталитаризма.

9. Типы личности

Юнг выделил два основных противоположных типа личности —
экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии
явилось
отношение
личности
к
социальной
среде.
Личность
иптровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь
себя, тогда как экстраверт — во внешнюю среду.
Интроверты
• Интуитивное мышление
• Обращение во внутрь
• Акцент на чувства
Экстраверты
• Обращение во вне
• Логическое мышление
• Акцент на разум
• Напрвленность на
преобразование внешнего
мира
• Направленность на
внутреннее
самосовершенствование

10. Достоинства и недостатки психоаналитической теории К.Юнга

Достоинства
В центр внимания были
поставлены механизмы
бессознательного;
Особое внимание было обращено
на роль детского опыта в развитии
личности;
Предметом психологии стало
изучение динамики отношения
сознательного и бессознательного;
Сознание перестало быть
замкнутым, а стало частью
мотивированной психической
жизни.
Недостатки
Чересчур широкое привлечение в
качестве объяснения
умозрительных конструкций,
метафор, художественных образов.

11. Список литературы

• Зборовсий Г.Е. Учебник «История социологии» 2004 – 608с.
• Достоинства и недостатки психоанализа[Электронный ресурс]
URL:https://studopedia.ru/8_104222_dostoinstva-i-nedostatkipsihoanaliza.html
• Структура личности. Архетипы [Электронный ресурс]
URL:https://sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/analiticeskaa-teoriaunga/analiticeskaa-psihologia
• Архетипы и их влияние на личность [Электронный ресурс]
URL:http://diplomba.ru/work/110946
English     Русский Правила