Похожие презентации:
Психологическая концепция К. Г. Юнга
1. Психологическая концепция К. Г. Юнга
Выполнил:Студент IV курса
Печёркина Л.Е.
2. Карл Густав Юнг
Выдающийся швейцарский психолог и психиатр. Получилмедицинское образование в университетах Базеля и Цюриха,
после чего работал в Цюрихской психиатрической клинике под
руководством д-ра Блейлера (известного психиатра,
предложившего термин «шизофрения»).
Заинтересовавшись проблемой бессознательного, Юнг в
1906 г. знакомится с З. Фрейдом и становится его другом и
учеником. В 1909 г. Юнг и Фрейд совместно совершают
триумфальную поездку в Америку, выступая с лекциями во
многом способствовавшими значительному росту
популярности психоанализа. В 1911 г. по предложению Фрейда
Юнг становится первым президентом Международной
психоаналитической ассоциации. Однако вскоре независимая
научная позиция Юнга и ряд личных мотивов приводят его к
полному разрыву отношений с Фрейдом. В последующие два
десятилетия Юнг занимался частной практикой, много
путешествовал и собирал этнопсихологический материал. В это
время окончательно формируется его концепция
коллективного бессознательного.
В 1933–1941 гг. он работал профессором в Федеральном
политехническом университете Цюриха, а в 1943 г.
непродолжительное время занимал должность профессора
психологии в Базельском университете.
3.
Основные положения аналитической психологииАналитическая психология опирается на телеологический подход,
подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл
и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной
природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек
стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и
физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного
есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.
Либидо – психическая энергия человека,
определяющая как интенсивность психической
жизни личности, так и психоэнергетическую
основу развития культуры и цивилизации.
4.
Юнг считал, что структура личности состоит из трёх частей -коллективногобессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если
индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто
личностные прижизненные приобретения, то коллективное бессознательное своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым
ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного
бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в
своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это
бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит
никому».
5.
Бессознательноеколлективное
транслируется
из
поколения
к
поколению и составляет определенные
архетипы поведения человека
индивидуальное
вмещает
в
себя
конфликты
и
воспоминания, которые когда — то
осознавались, но теперь подавлены или
забыты
6.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов форм, организующих и канализирующих психологический опытиндивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами, так как
они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что
архетипы организовывают не только индивидуальную, но и
коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа,
его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через
актуализацию определённых архетипов культура оказывает влияние и
на становление индивидуальной психики человека.
7.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считалЭго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона
легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы,
которые с трудом рефлексируются самим человеком.
8. Структура личности
СознаниеПерсона
Эго
Индивидуальное
бессознательное
Тень
Самость
Анима(или)
Анимус
Коллективное бессознательное
Психологическая энергия
Архетипы
Модель структуры личности К.Юнга
Анима – бессознательная женская сторона
личности мужчины;
Анимус – бессознательная мужская
сторона личности женщины;
Эго – сознание человека, отвечает за
чувство идентичности;
Персона – компонент личности,
отвечающий за то, каким образом мы
позиционируем себя в мире;
Самость – центр личности человека,
обеспечивающий ее единство,
стабильность;
Тень – бессознательное, которое включает
в себя желания, переживания, осознанно
или неосознанно отрицаемые и
противоречащие культурным нормам;
9.
Архетипы – трансцендентные по отношению к сознанию реальности,вызывающие в жизни целые комплексы разного рода представлений,
выступающих в виде мифологических мотивов.
Влияние архетипов на поведение личности:
Архетип
Пример
Анима
Женщина, Дева Мария, Мона
Лиза
Анимус
Мужчина, Иисус Христос
Мудрец
Пророк(Настрадамус), шаман
Персона
Люди, работающие в индустрии
шоу-бизнеса
Самость
Мандала
Тень
Сатана, Гитлер
Анима и анимус. Данный архетип формирует
поведение и творчество человека, так как
является источником проекций, новых образов в
душе человека. Так же побуждает его к
расширению горизонтов и движению к более
постигающему пониманию самого себя;
Персона. Как архетип необходима нам, чтобы
ладить с другими людьми в повседневной жизни.
Однако Юнг предупреждал о том, что если этот
архетип приобретает слишком большое значение,
то
человек
может
стать
неглубоким,
поверхностным, сведенным до одной только роли
и отчужденным от истинного эмоционального
опыта;
10.
Самость. Является не только центральной точкойпсихики, приспособленностью индивида и органом
гомеостаза, но и организующим гением всей
психики, во всех стадиях цикла жизни
ответственным за процесс существования;
Тень. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого начала
в жизни индивидуума;
Эго. Функция эго состоит в том, чтобы направлять в
нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную
сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы
могли жить в гармонии с другими, но в то же время
открыто выражать свои импульсы и наслаждаться
здоровой и творческой жизнью.
11.
Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделивдва типа - экстравертов и интровертов. Интроверты в процессе
индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей
души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм
и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на
внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире,
в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из
его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет
полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая
опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты
являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками.
12. Типы личности
Юнг выделил два основных противоположных типа личности —экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии
явилось
отношение
личности
к
социальной
среде.
Личность
иптровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь
себя, тогда как экстраверт — во внешнюю среду.
Интроверты
• Интуитивное мышление
• Обращение во внутрь
• Акцент на чувства
Экстраверты
• Обращение во вне
• Логическое мышление
• Акцент на разум
• Направленность на
преобразование внешнего
мира
• Направленность на
внутреннее
самосовершенствование
13.
Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстраинтровертности и развитии четырёх основных психических процессов:мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека,
утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с
интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При
этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами
принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки,
мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы,
порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив,
принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая
любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.
14.
Цитаты:«Мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека» [4, с. 7];
Каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным
эскизом…представленном в потенции с самого рождения» и что «окружающая среда вовсе
не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней
(личности) заложено» (Guardian. 1990. 27 января)[4, с.8];
«...Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было
пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мёртвым осадком, не
брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая
невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь.
Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник
инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов» [4,
с.8]
15.
Основные труды К.Г.Юнга:«Gesammelte Werke». Bd. 1-17. Z., 1958—1976;
«Memories, dreams, reflections», N. Y., 1961;
«Man and his simbols»,N. Y., 1964 и др.
В рус. пер.: «Психоз и его содержание», СПб., 1909;
«Психологические типы», М., 1924;
«Избранные труды по аналитической психологии», т. 1-4., 1929—1939; «
Архетип и символ», М., 1991;
«Феномен духа в искусстве и науке», М., 1992;
«О психологии восточных религий и философий», М., 1994;
«Аналитическая психология: Прошлое и настоящее», М., 1995;
«Психология переноса», М., 1997;
«Психология бессознательного», М., 1998;
«Работы по психиатрии. Психоанализ умственных расстройств», М., 2000; и др.
16.
Библиографический список:1.
Карпенко Л.А. под редакцией Петровского А.В. Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.
ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 783с.
2.
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. –
544с.
3.
Рыжов Б.Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Военное издательство,
Типография Воениздата. 2004. – 239 с.
4.
Юнг К.Г. Психологические типы. Под общей редакцией В. Зеленского. М.,
издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995 г - 288с.