Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций
Теодорих Великий (470 – 526 гг.)
  Италия при Теодорихе
Дворец Теодориха в Равенне
Боэций – основатель схоластического метода
Боэций – основатель схоластического метода
Боэций – основатель схоластического метода
Боэций – основатель схоластического метода
«Утешение Философией»
Боэций «Утешение философией»
«Утешение Философией»
«Утешение Философией»
«Утешение Философией»
«Утешение Философией»
«Утешение Философией»
«Утешение Философией»
4.47M
Категория: ФилософияФилософия

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций

1. Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций

Ани́ций Ма́нлий Торква́т
Севери́н Боэ́ций, (ок.480 — 524
(526)), государственный
деятель при короле остготов
Теодорихе , знаток и ценитель
греческой и римской
античности, философ,
теоретик музыки,
христианский теолог.
1

2. Теодорих Великий (470 – 526 гг.)

«Можем мы всё, но
считаем, что нам подобает
лишь достойное похвалы»
Теодорих Великий
2

3.   Италия при Теодорихе

3

4. Дворец Теодориха в Равенне

4

5.

Боэций: сочинения
1.
учебные руководства: «Основы арифметики», и
«Основы музыки»
2.
перевод "Начала" Евклида и "Арифметика"
Никомаха
3.
Перевод и комментарий логических сочинений
Аристотеля.
4.
Богословские труды: «О Троице», «Провозглашают
ли Отец и Сын и Святой Дух Божественность
субстанциально», «О седмицах», «О католической
вере», «Против Евтихия и Нестория».
5.
«Утешение философией»
5

6. Боэций – основатель схоластического метода

Схоластический метод Боэция сформировался на
основе переводов Аристотеля, Порфирия и
комментария к этим текстам
Он перевёл и сопроводил комментариями
логические труды Аристотеля «Категории», «Об
истолковании»; первую «Аналитику», «Топику»,
«Софистические опровержения»
«Введение» (в Категории Аристотеля) Порфирия
(«Isagoge») откомментировал дважды (в 504-09 гг.
малый, после 510 г. большой комментарий).
Обширный комментарий (в 7 книгах) к «Топике»
Цицерона
6

7. Боэций – основатель схоластического метода

Метод интерпретации оригинала сам Боэций определял
такими словами:
Сам я не следую покорно замыслам другого [автора] и не
связываю сам себя строжайшим законом перевода, но,
чуть свободней отклоняясь с чужого пути, ступаю не
след в след. То, что у Никомаха говорится о числах
пространно, я изложил с умеренной краткостью, а то,
что изложено бегло и доходит до сознания с трудом, я
раскрыл с помощью собственных скромных добавлений
таким образом, что иногда для очевидности я
пользовался и своими формулами и схемами.
7

8. Боэций – основатель схоластического метода

Учение о Боге. 1.Сущность и свойства Божии.
Божественная сущность есть Форма без материи, и потому она
есть то, что она есть. Бог есть Единое, в котором нет никакого
множества. В Нем совпадают субъект и предикаты.
Однако это не мешает Боэцию отдельно рассматривать
важнейшие свойства Божии. Так, Бог является
самодостаточным и независимым, что выражается у Боэция
термином subsistentia (самостоятельность, осуществленность
Бог является также благим, точнее, Он есть Высшее Благо,
потому что Он есть высшее совершенство, и лучше Него
ничего нельзя себе представить. Поскольку высшее благо, к
которому все стремятся, есть блаженство, Бог есть само
Блаженство.
8

9. Боэций – основатель схоластического метода

Бог есть самое прекрасное и самое
могущественное, единственное, чего Бог не может
сделать,- зло. Бог находится повсюду, поскольку
всякое место находится при Нем и готово быть Им
воспринято; в то же время Он не может находиться
ни в каком месте, поскольку Он вообще не может
быть вмещен местом. Бог есть всегда, т. е. Он
существует в вечном настоящем, которое
постоянно, неподвижно и устойчиво и создает
вечность. Боэций определяет вечность как
«совершенное обладание сразу всей полнотой
бесконечной жизни»
9

10.

Боэций: О Троице
В
трактате «О Троице» Св. Троица
представляется вечным и неизменным
отношением Бога к Самому Себе.
Такой подход -это своеобразный
модализм, лишающий Лица Св. Троицы
ипостасного бытия, представляющий Их
лишь в качестве способов, «модусов»
проявления единого Бога и далеко
отстоящий от православного учения.
10

11. «Утешение Философией»

В ожидании казни написал своё
главное сочинение «Утешение
Философией» («De consolatione
philosophiae»)
В книге 1 описано:
Явление в темницу к узнику «Философии» в
виде прекрасной дамы как развернутая
аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает
«Философии» о своей жизни и постигшем его
роковом несчастье.
11

12. Боэций «Утешение философией»

Три – главнейшие темы «Утешения…
1. Тема Судьбы, Фатума, Фортуны. Как
понимать «везение» в жизни, как
понимать несчастье?
2. Откуда берутся хорошие и плохие
люди? Почему добрые и честные не
вознаграждаются судьбой, а
мерзавцы благоденствуют, и Бог не
наказывает их за злодейство?
3. Свобода воли человека и
божественное предопределение.
Как они совмещаются?
Рисунок из книги Боэция
«Утешение философией»
12

13. «Утешение Философией»

Мир, по Боэцию,- это природный космос, в котором нет
и не может быть личностной связи между богом и
человеком. В этой системе царствует внеличностный
закон, судьба, которой человек подлежит не в силу
своей исключительности (ибо он не сотворен по образу
и подобию божьему, как в христианстве), а потому, что
он является наиболее одушевленной частью природы.
В христианстве бог, по существу, творит мир для
человека, а не человека для мира и этот мир не
пребывает, как античный космос, а разворачивается, как
история, имеющая свое начало, кульминацию и конец.

14. «Утешение Философией»

Автор «Утешения» пытался решить проблему
совмещения свободы воли с промыслом Бога.
С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы
воли не существует. С другой — свобода человека, его
воля всё-таки существует, а это подрывает способность
Бога проникать во мрак будущего. Это видимое
противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом
наших будущих действий, их предвидение, не является
необходимой причиной самих этих действий.
Боэций наставляет читателя, чтобы тот уклонялся от зла,
своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине.
«Утешение Философией»

15. «Утешение Философией»

Третья
книга излагает платоновскую
доктрину о благе: выше счастья,
состоящего в славе, здоровье, богатстве и
удовольствиях, — блаженство,
достигаемое посредством добродетели и
разума, а вершина, цель и источник
блаженства, а также бытия всего мира —
единое и простое высшее Благо, которое
есть Бог.
15

16. «Утешение Философией»

Последние главы
соотношение свободы воли и божественного предопределения.
Автор упрекает муз в том, что они стенают и страдают вместе с
ним, только подтачивая его мужество. Поэтому в поэзии он
утешения не находит. А вот богиня Философии – это другое дело.
Беседуя с ней, можно отвлечься от собственных страданий и
поговорить о судьбах мира и фортуне. Богиня помогает Боэцию
познать Божий промысел и понять разум, управляющий
Вселенной. Это даёт ему силы встретить казнь мужественно и даже
с радостью. Само повествование идёт как бы в двух планах –
философско-теоретическом и психологическом, когда страдающий
узник, постепенно отказываясь от земных страстей и готовясь к
иному бытию, поднимается над проблемами и горестями нашего
мира, открываясь навстречу судьбе.
16

17. «Утешение Философией»

Цитаты из «Утешения философией» Боэция были столь
распространены, что в эпоху Возрождения автор сделался
любимцем Петрарки и Боккаччо. Особенно любимыми были
рассуждения «последнего римлянина» о Фортуне, а также о
том, почему смертные стремятся к внешним признакам
счастья, когда всё это находится внутри них. Ведь если
человек познает себя сам, он найдёт огромную ценность. И
её никакая Фортуна не сможет забрать ее с собой. Боэций
также сделал популярным психологические
характеристики находящегося в несчастье человека. Ведь,
по его мнению, ожидание смерти, к примеру, более жестоко,
чем она сама, поскольку сильнее угнетает душу, являясь
настоящей пыткой.
17

18. «Утешение Философией»

Значение в культуре
переводы, способ изложения и цитирования, а также научный
аппарат, использованный Боэцием, сделали его настоящим отцом
схоластики.
«Утешение философией» повлияло на более позднюю литературу
Западной Европы. Стихи из этого труда начали перелагать и петь
под музыку ещё в 9-11 столетиях. А англосаксонский король
Альфред Великий, попавший практически в те же жизненные
обстоятельства, что и Боэций, написал в десятом веке собственную
переработку его сочинения, чем ещё больше его популяризировал.
После этого книга сделалась практически народной и имела очень
много читателей в родной для философа Италии, а также в
Германии.
18
English     Русский Правила