5.67M

Политика как предмет социологии. О. Конт

1.

Политика как предмет социологии
О. Конт
Выполнила:
Студентка __ курса
Иванова Мария
Ивановна

2.

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель
позитивизма и позитивной
социологии. Родился во Франции в
семье финансового чиновника. В
1814 г. поступил в Высшую
политехническую школу, из которой
был исключен за антисинорхизм и
республиканские воззрения. Работал
домашним учителем с 1814 по 1824
год и секретарем Сен-Симона. На
философские воззрения Конта
большое влияние оказали идеи
Монтескье и Кондорсе о естественно
закономерном развитии общества.
Многое он позаимствовал у СенСимона.

3.

Термин «позитивный» Конт позаимствовал у СенСимона, который определял позитивное как органическое,
определенное, точное.
Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность бесполезному.
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное - противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту - не
разрушать, а организовывать.
Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
4. «Система позитивной политики, или трактат,
устанавливающий религию человечества», в 4-х томах
(1851-1854г.г.)

4.

Контовская классификация наук
Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям:
историческому
(по времени и
последовательнос
ти возникновения)
логическому
(от абстрактного к
конкретному)
по сложности
предмета
исследования
(от простого к
сложному)
по характеру связи
с практикой
В результате основные науки расположились в следующем порядке:
математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других
наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от
практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания.
Социология, напротив, непосредственно связана с практикой,
сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их
достижения.

5.

Социология в представлении Огюста Конта
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял
теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и
человеке.
Область социологических исследований открылась Контом очень
широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за
пределы компетенции других абстрактных наук, включенных в его
классификацию.
Основной и главной
действительностью, по
Конту, из которой должен
исходить исследователь
социологии, является
общество, взятое с его
целостности.

6.

Социологические методы
По мнению Конта, наблюдение является
основным методом исследования социологии.
Он утверждает, что с помощью наблюдения
можно получить исходные данные социологии.
Вторым важным методом в социологии Конт считал эксперимент.
Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за
изменением явления под влиянием специально созданных для целей
исследования условий.

7.

Третий метод позитивных наук,
применяемый в социологии - это
сравнительный метод. При помощи
последнего сопоставляется жизнь
народов, общин, цивилизация,
живущих одновременно в разных
частях земного шара, с целью
установления общих законов
существования и развития общества.
Четвертый метод исследования,
применяемый в социологии, по мнению
Конта, это - исторический, который
наиболее соответствует природе
социальных явлений.
Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной
частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии
Конт исходит из представлений о существовании естественных законов
общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность
создания науки об обществе

8.

ПОЗИТИВНАЯ ПОЛИТИКА ПО КОНТУ
Теоретическая, и практическая деятельность в области "позитивной
политики" приходится на последний период жизни Конта
(конец 1840-х - 1850-е гг.).
Социолог вторгается в сферу
социальной политики и пытается
создать для ее изменения позитивную
программу, которая помогла бы лучше
обустроить общество

9.

Смысл этого обустройства - установление гармонии всех классов в обществе на основе
сохранения частной собственности, достижение консенсуса между ними;
Прообразом консенсуса классов
выступает консенсус, существующий в семье
между ее членами на основе господства
бескорыстных (альтруистических)
социальных чувств.
Альтруистические социальные чувства
способствуют их объединению и
укреплению общественной солидарности.
Суть нравственного учения позитивизма и
соответствующей ему позитивной социальной
политики Конт видит в возвышении альтруизма над
эгоизмом, общественных интересов над личными.

10.

Социолог резко выступает против всякого рода
революций и считает, что преобразование общества
должно осуществляться путем нравственного и
духовного обновления каждого его члена.
Особое внимание Конт уделяет
пролетариату, считая, что этот класс
способен «стать опорой для духовной
власти», потому что «более всякого
другого класса общества естественным
образом приспособлен понимать и в
особенности чувствовать
действительные нравственные начала,
хотя он и не в состоянии их привести в
стройную систему».
Для достижения этой цели превращения пролетариата в опору для
духовной власти - необходимо, по
мнению Конта, привести в действие
нравственную и политическую силу
преобразованного общественного
мнения.

11.

Одно из направлений позитивной
политики Конта было связано с его
попыткой создать "позитивную религию"
Разочаровавшись в возможностях
просветительской деятельности, которая
сыграла бы решающую роль в
преобразовании общества, Конт прибегает к
попытке создать новую "мировую религию" религию Человечества, в основе которой
были бы все те же принципы позитивизма. В
этой религии нет Бога, но вместо него
выступает общество, которому индивид
должен поклоняться и которое должен
почитать как "Верховное существо",
поскольку в жизни человека, все зависит
именно от этого существа

12.

Говоря в целом о позитивной
политике Конта как составной части его
социологии, можно утверждать, что она
является наиболее консервативной и
утопической во всем учении
французского мыслителя. Более того,
именно в ней обнаруживается
стремление превратить объективные
законы общественного развития в
"субъективные" факторы, которые могут
и должны быть использованы в
деятельности по управлению
поведением людей.

13.

Список литературы
1. Конт О. Дух позитивной философии./перевод с
французского И.А. Шапиро. – Ростов н/Д .: Феникс, 2003 – 256 с.
2. Конт. О. Общий обзор позитивизма. 1996.
English     Русский Правила