Похожие презентации:
Религия, как социальный институт и элемент культуры
1.
Тема №1Религия
как социальный
институт и элемент
культуры
Учебные вопросы:
1. Религия и общество.
2. Современная религиозная обстановка в мире и России.
3. Понятие религии как элемента культуры.
2.
Вопрос 1Религия
и общество
3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИИ И ОБЩЕСТВАВзаимосвязь религии и общества рассматривается через два основных понятия
Сакрализация
Сакрализация
Секуляризация
Секуляризация
Широкое вовлечение в сферу
религиозного влияния и
санкционирования различных
социальных институтов, отношений и
форм общественного и индивидуального
сознания
Процесс высвобождения из-под влияния
религии социальных отношений и институтов,
различных сторон и уровней
жизнедеятельности общества и личности,
вытеснение религии из различных сфер
общественной жизни светскими формами
духовного производства и организации
жизнедеятельности людей
СФЕРЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ
- Архитектура и искусство;
- Живопись;
- Философия;
- Музыка;
- Литература;
- Наука;
- Этика;
Право;
- Политика;
- Семья;
- Экономика
ФОРМЫ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
- выход из под контроля церкви властных
отношений;
- освобождение от религиозного
санкционирования государственно
-правовых отношений;
- замена духовенства на служащих
мирян в государственном аппарате;
- прекращение монополии
церкви на образование;
- передача юридической власти
от церковных судов светским судам.
2
4.
ДИНАМИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ В ИСКУССТВЕКартины и
скульптуры
%
%
%
До X века
X-XI века
XII-XIII века
Религиозные
81,9
94,7
97,0
Светские
18,1
5,3
3,0
В целом
100
100
100
XIV-XV века
XVI век
XVII век
Религиозные
85,0
64,7
50,8
Светские
15,0
33,3
49,2
В целом
100
100
100
XVIII век
XIX век
XX век
Религиозные
24,1
10,0
3,9
Светские
79,9
90,0
96,1
100
100
В целом
100СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
СФОРМИРОВАЛИСЬ
Светское
государство
Светская
школа
Светская
культура
3
5.
ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СВОБОДОМЫСЛИЯСвободомыслие - мировоззренческая установка, утверждающая независимость
человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем
БОГОБОРЧЕСТВО
БОГОБОРЧЕСТВО
Выражаетсяввчувстве
чувстве
Выражается
протестапротив
противБога,
Бога,
протеста
создавшегоэтот,
этот,как
какэто
это
создавшего
кажетсябогоборцу,
богоборцу,
кажется
несправедливыйиижестокий
жестокий
несправедливый
мир
мир
АТЕИЗМ
АТЕИЗМ
Представляетсобой
собойсистему
систему
Представляет
воззрений,отвергающих
отвергающих
воззрений,
существованиеБога
Бога
существование
СКЕПТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ
Проявляетсяввсомнении
сомнении
Проявляется
истинности
вероучения
истинности вероучения вв
целомили
илиего
егоположений
положений
целом
ИНДИФФЕРЕНТИЗМ
ИНДИФФЕРЕНТИЗМ
Проявляетсячерез
через
Проявляется
безразличиеккрелигии
религииииее
ее
безразличие
существеннымидеям
идеям
существенным
НИГИЛИЗМ
НИГИЛИЗМ
Проявляетсячерез
через
Проявляется
отрицаниерелигии,
религии,не
не
отрицание
связанноессутверждением
утверждением
связанное
какого-либоиного
иного
какого-либо
мировоззрения,
мировоззрения,
положительныхценностей
ценностейии
положительных
идеалов
идеалов
АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
Религиозноеобоснование
обоснование
Религиозное
связаноссборьбой
борьбойпротив
против
связано
формализациирелигиозной
религиозной
формализации
жизни,господства
господстваввней
ней
жизни,
организационныхструктур
структур
организационных
духовенства
иидуховенства
(светскоеобоснование,
обоснование,как
как
(светское
правило,связано
связаноссидеей
идеей
правило,
веротерпимости,свободы
свободы
веротерпимости,
совести)
совести)
4
6.
Вопрос 2Современная
религиозная
обстановка в мире
и России
7.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИЙ МИРАпо данным Всемирной христианской энциклопедии, в %.)
(по данным Encyclopedia Britannica, в %.)
5
8.
ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МИРА К РЕЛИГИИ (2009)Считается, что «талантом» религиозного восприятия мира обладает не более
15% людей, остальные 85% могут верить и приобщаются к религии, ходят в
церковь, потому что так принято
6
9.
ДОЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТРАН МИРА, СЧИТАЮЩИХ, ЧТОРЕЛИГИЯ ИГРАЕТ «ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ» РОЛЬ В ИХ ЖИЗНИ (в %)
«Попытки составить представления о боге с позиции разума есть
«похоть любознательности». Бога можно постигнуть только верой.
Верую, потому что нелепо.» (Тертуллиан, Христианский богослов)
7
10.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И УРОВНЯ ДОХОДАЧЕМ БЕДНЕЕ СТРАНА — ТЕМ БОЛЕЕ РЕЛИГИОЗНО ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ
8
11.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И УРОВНЯ ДОХОДАЧем беднее и
малообразованнее тем религиознее.
Верно и обратное:
чем религиознее
человек, тем он
менее образован в
полном
человеческом
смысле.
Чем выше уровень
образования
респондентов, тем
чаще они склонны
связывать интерес
к религии со
стремлением к
нравственному
идеалу
и реже - с верой в
сверхъестественное.
9
12.
1013.
СОСТАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в %)
Каждый пятый россиянин считает себя верующим
человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые
предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к
верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят,
что в мире есть высшие силы. Среди неверующих
убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10%
охарактеризовали себя как «скорее неверующие».
(ВЦИОМ, 2006)
11
14.
Вопрос 3Понятие
религии как элемента
культуры
15.
РЕЛИГИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫКультура – это исторически определённый уровень развития общества и человека,
выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в
создаваемых ими материальных и духовных ценностях
Материальная
Духовная
Художественная
Физическая
Основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной
форме, удовлетворяет вторичные потребности человека
Религиозная
Нравственная
Политическая
Правовая
Педагогическая
Интеллектуальная
Эстетическая
систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и
деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность
Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX в.
Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная
И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя
чтения русских книг, газет и журналов». Этот словарь выделял два значения
лексемы:
во-первых, «хлебопашество, земледелие», во-вторых,
12
16.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ(отлат.
лат.—
—церковный,
церковный,
Рассматриваетверу
верулюдей
людейввБога
Бога
(от
Рассматривает
вероисповедальный),
т.е.
как
ошибку,
временное,
вероисповедальный), т.е.
как ошибку, временное,
религиозный.
преходящее,но
нозанимающее
занимающее
религиозный.
преходящее,
Ученые,
придерживающиеся
определенное
место
истории
Ученые, придерживающиеся
определенное место ввистории
такого
подхода,
принадлежат
к
явление.
такого подхода, принадлежат к
явление.
конкретнымконфессиям
конфессиям(церквям,
(церквям,
Дляэтого
этогоподхода
подходаболее
болееважной
важной
конкретным
Для
религиям),
в
связи
с
этим,
является
не
столько
сама
религия,
религиям), в связи с этим,
является не столько сама религия,
выстраиваякартину
картинуразвития
развития
сколькоистория
историяееееизживания
изживаниявв
выстраивая
сколько
религии,сравнивая
сравниваяиисопоставляя
сопоставляя человеческом
человеческомсознании.
сознании.
религии,
разные
религиозные
учения,
они
Как
правило,
исследователи,
разные религиозные учения, они
Как правило, исследователи,
имеютсвоей
своейконечной
конечнойцелью
целью
стоящиена
наатеистических
атеистических
имеют
стоящие
утвердить
истинность
своей
позициях,
уделяют
большое
утвердить истинность своей
позициях, уделяют большое
религии,
доказать
ее
превосходство
внимание
социальной,
религии, доказать ее превосходство
внимание социальной,
наддругими.
другими. Иногда
Иногдабывает
бываеттак,
так,
экономической,политической
политической
над
экономической,
что,
рассматривая
историю
религий
стороне
религиозной
жизни,
что, рассматривая историю религий
стороне религиозной жизни,
как
исторический
процесс,
они
тонкости
же
вероучения
их
как исторический процесс, они
тонкости же вероучения их
вообщене
невключают
включаютввобщий
общийобзор
обзор
интересуютввгораздо
гораздоменьшей
меньшей
вообще
интересуют
сведения
о
«своей»
религии,
считая,
степени,
а
иногда
даже
отвлекают
сведения о «своей» религии, считая,
степени, а иногда даже отвлекают
что
она
должна
рассматриваться
и
раздражают
как
что-то
что она должна рассматриваться
и раздражают как что-то
отдельно,вне
внеобщего
общеготечения
течения
незначительноеиидаже
дажесмешное.
смешное.
отдельно,
незначительное
истории,
по
особой
методологии.
истории, по особой методологии.
Такойподход
подходможно
можноназвать
назватьеще
еще
Такой
апологетическим
(отгреч.
греч.
апологетическим
(от
—
защитительный).
— защитительный).
(отгр.
гр.- -явление,
явление,данность)
данность)Подход,
Подход,
(от
с
точки
зрения
которого
религия
с точки зрения которого религия
описываетсяииизучается
изучаетсявне
внесвязи
связи
описывается
с
проблемой
бытия
или
небытия
с проблемой бытия или небытия
Бога.
Если
Бога.
Если
религиясуществует
существуеткак
какявление,
явление,
религия
следовательно,
ее
можно
нужно
следовательно, ее можно иинужно
изучать.
Большую
роль
изучать. Большую роль вв
феноменологическомизучении
изучении
феноменологическом
религий
сыграли
историки
религий сыграли историки
культуры,археологи,
археологи,этнографы,
этнографы,
культуры,
искусствоведы,
т.е.
все
искусствоведы, т.е. все
исследователи,
сферы
интересов
исследователи, сферы интересов
которыхестественным
естественнымобразом
образом
которых
соприкасались
с
религиозной
соприкасались с религиозной
жизнью
какввдревности,
древности,так
такиивв
жизнью как
настоящеевремя.
время.Их
Ихможет
может
настоящее
интересовать
историческая
роль
интересовать историческая роль
церкви,
которую
они
считают
на
церкви, которую они считают на
каких-тоэтапах
этапахреакционной,
реакционной,
каких-то
мешающей
человеческому
мешающей человеческому
прогрессу,либо
либоположительной
положительнойии
прогрессу,
прогрессивной, ,либо
либонейтральной
нейтральной
прогрессивной
к
нему.
к нему.
«Религия – особая система духовной деятельности людей, специфика
которой определяется ее направленностью на иллюзорные
сверхъестественные объекты» (Научный атеизм)
13
17.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ»Философские
Т.Гоббс : Религия - выдумки, допущенные государством.
(А не допущенные им выдумки - это суеверия).
Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и
представление сущего человеком.
Психологические
З.Фрейд : Религия - универсальный коллективный невроз,
следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы
человека со своими природными бессознательными
влечениями.
К.Юнг: Религия - продукт «коллективного
бессознательного», развитые и переработанные в систему
символов древние архетипы человечества.
Культурологические
Э.Тейлор : Религия - результат психической деятельности
индивидов, вера в «духовные существа», основанная на
интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам,
болезням.
Богословские
А.Мень: Религия - «преломление бытия
в сознании людей».
14
18.
СТРУКТУРА РЕЛИГИИРелигиозное сознание
Специфическаяформа
форма
Специфическая
общественногосознания,
сознания,
общественного
включающая
два
уровня
включающая два уровня
Религиозная
идеология:
стройная
система идей
и теорий, в
которых
изложены
основы
вероучения
той или иной
религии
Религиозная
психология:
совокупность
религиозных
чувств,
образов,
разрозненных
идей,
хаотических
видений,
эмоций,
настроений
верующих
Религиозная деятельность
Религиозная организация
Осуществляется
Осуществляется
культовойии
ввкультовой
некультовой
форме
некультовой форме
Представляютсобой
собой
Представляют
упорядоченные
группы
упорядоченные
группы
людей,
которыесовместно
совместно
людей,
которые
отправляютрелигиозные
религиозные
отправляют
обряды
обряды
Культ
система особых
действий, с помощью
которых люди стремятся
повлиять на
сверхъестественные
существа, свойства и
отношения, выступающие
предметом их веры
Внекультовая
деятельность
осуществляется в духовной
и практической сферах.
Духовная:
производство религиозных
идей, систематизация и
интерпретация догматов
теологии.
Практическая:
религиозная пропаганда,
миссионерство и т.п.
Церковь - сообщество
верующих, связанных
единством христианского
вероучения, иерархией и
таинствами
Секта - оппозиционное
течение по отношению к ранее
утвердившимся,
господствующим религиозным
направлениям
Харизматический культ –
разновидность секты,
созданная на основе
объединения приверженцев
какой-то конкретной личности
(харизмы)
Деноминация –
промежуточный тип, в
зависимости от характера
образования и тенденции
эволюции соединяющий в себе
черты церкви и секты.
«Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание
или основные духовные убеждения» (В.Даль)
15
19.
СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТАРелигиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация
религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов.
Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов.
ОБРЯД
Совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той
или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы
и представления
Очистительные
погружение
в воду
обливание
водой
крещение
Круг годового
Круг годового
богослужения
богослужения
Умилостивительные
жертвоприношение
молитва
вербальное (словесное)
обращение человека к объекту
своей веры
Круг недельного
Круг
недельного
богослужения
богослужения
Особые
таинства
пост
поклонение святым,
иконам и др.
Круг суточного
Круг суточного
богослужения
богослужения
- девять служб
«Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия
и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский )
16
20.
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИПод функциями религии понимается характер и направление воздействия религии
на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что «дает религия каждому
конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким
образом она влияет на жизнь людей
Мировоззренческая
Заключается в передаче религией
человеку миропонимания, миросозерцания,
мирочувствования, мироотношения
Интегрирующая
Заключается в единении общества
вокруг одних принципов и направлении
общества по определенному пути развития
Легитимизирующая
Суть состоит в том, что для
стабильного существования общественной
системы необходимо соблюдение и
следование определенным узаконенным
образцам поведения
Политическая
Заключается в ее способности
влиять на государственный строй
Социальная
Суть в том, что воздействия
религии на индивида и общество в
нескольких взаимосвязанных направлениях
могут привести к различным последствиям
Регулирующая
С помощью этой функции
религия рассматривается как
специфическая ценностно-ориентационная
и нормативная система
Идеологическая
Религия является надстроечным
явлением, формой общественного сознания
Дезинтегрирующая
Выступая в качестве
источника единения тех или иных
социальных общностей на базе того или
иного вероучения, религия одновременно
противопоставляет эти общности другим
общностям, сформированным на базе
другого вероучения
Воспитательная
Побуждает человека принять и реализовать
в своей жизни определенную систему
моральных ценностей
Экзистенциальная
Состоит в ее внутренней поддержке
человека, для которого она выступает
смыслообразующим фактором
17
21.
ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМReligious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает веру, особый взгляд
на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность
обрядово-культовых действий, а также объединений верующих людей в особую
организацию
Вера во многих
богов (язычество)
Вера в единого
Бога
Отождествление
Бога с природой
18
22.
СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИРЕЛИГИЯ
христианство, ислам, буддизм, иудаизм,
мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм,
джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм,
синтоизм и новые, образованные
в XIX – XX вв. (бахаизм и др.)
НАПРАВЛЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА:
православие, католицизм, протестантизм,
монофизитство, несторианство
ТЕЧЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА:
англиканство, лютеранство, кальвинизм,
меннонитство, баптизм, адвентизм,
реставрационизм, методизм, перфекционизм,
пятидесятничество, сальвационизм и др.
ДЕНОМИНАЦИИ
НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА:
адвентисты седьмого дня, адвентистыреформисты и др.
19
23.
ИУДАИЗМ(Израиль)
ИНДУИЗМ
(Индия)
ЗОРОАСТРИЗМ
(Иран, Индия)
ДЖАЙНИЗМ
(Индия)
СИКХИЗМ
(Индия)
ДАОСИЗМ
(Китай)
КОНФУНЦИАНСТВО
СИНТОИЗМ
(Япония)
МАНДЕИЗМ
(Ирак, Иран)
ТЭНРИ
(Япония)
КАОДАЙ
(Вьетнам)
(Китай)
БАХАИЗМ
(Индия, Уганда)
20
24.
ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫБУДДИЗМ
возник в VI в. до н.э.
в Индии
Хинаяна
Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа,
Лаос, Индия, Бирма
Махаяна
Ламаизм
Православие
XI в.
ХРИСТИАНСТВО
возникло в I в. н.э.
в восточной части
Римской империи
Католицизм
XI в.
Протестантизм
XVI в.
Шиизм
ИСЛАМ
возник в VII в. н.э.
в Западной Аравии
Суннизм
Хариджизм
Китай, Корея, Япония
Тибет, Монголия, Бурятия,
Тува, Калмыкия
В православии существуют
15 автокефальных
церквей.
Существуют в Европе и Америке.
На территории бывшего СССР
распространен в Литве, на Украине,
Белоруссии
Исповедуется азербайджанцами,
Персами и курдами из
Туркмении и Бухары
Исповедуют коренные
национальности
Средней Азии, Казахстана,
некоторые народности РФ
Исповедуют жители Омана, ОАЭ,
Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и
О-ва Занзибар в Танзании
Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм
21
25.
РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕРелигия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта
с ним посредством определенных действий (обрядов)
СОСТАВ РЕЛИГИИ, КАК ЯВЛЕНИЯ
Верование
Верование
Система догматов,
ведущая начало от
мифологии данной
религии
Бог
Бог
Культ
Культ
Верховнаясущность,
сущность,
Верховная
наделеннаявысшим
высшим
наделенная
разумом
разумом
Совокупностьобрядовых
обрядовых
Совокупность
и/или
магических
и/или магических
действий,
выполняемыхвв
действий,
выполняемых
соответствии
соответствии
сс
каноническими
каноническими
установлениями
данной
установлениями
данной
религии
религии
Церковь
Церковь
Норма
Норма
Общественныйинститут,
институт,
Общественный
объединяющий
объединяющий
приверженцев
данной
приверженцев
данной
религии
религии
Нормынравственности,
нравственности,
Нормы
получившие
освящениевв
получившие
освящение
системе
догматов
данной
системе догматов
данной
религии
религии
Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить.
Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись
бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в
верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственноэмоциональных переживаниях веры человеком. (П.Сорокин)
22