Похожие презентации:
Комментированное чтение комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
1. Комментированное чтение комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»
История создания.Особенности сюжета и
конфликта пьесы.
Образы героев пьесы.
Символический смысл
образа вишнёвого сада.
2. ВОПРОСЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. В чем своеобразие жанра и конфликта пьесы?2. Почему Гаев и Раневская оказались неспособными
спасти имение?
3. Можно ли Лопахина считать героем новой эпохи?
Кто же Лопахин - хищник или нежная душа?
4. Приведите примеры «подводного течения» в тексте
комедии.
5. За кем же будущее России, по мнению Чехова?
Обоснуйте свое мнение.
3. История создания пьесы
«Погода чудесная. Всёпоёт, цветёт, блещет
красотой. Цветут все
эти древеса бело,
отчего поразительно
похожи на невест во
время венчания».
(Из письма Чехова. 1889 г.)
4. История создания пьесы
Из писем Чехова:март 1901 г. - «Следующая пьеса, которую я
напишу, будет непременно смешная, очень смешная,
по крайней мере, по замыслу».
февраль 1903 г. - «В голове она уже у меня готова.
Называется „Вишневый сад“, четыре акта, в первом
акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый
сад. И дамы в белых платьях. Одним словом,
Вишневский хохотать будет много, — и, конечно,
неизвестно, от какой причины».
14 октября 1903 г. готовую пьесу отправили в Москву.
5.
История создания пьесы17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского
Художественного театра
6.
Московский Художественный театр основан в 1898 годуК.С.Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.
Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр.
С 1901 года — Московский Художественный театр.
С 1920 года — Московский Художественный академический
театр (МХАТ).
С 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького.
В 1987 году разделился на два одноимённых театра.
В настоящее время их
официальные наименования:
Московский Художественный
академический театр имени
М. Горького (МХАТ имени М. Горького).
Московский Художественный
академический театр имени
А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).
7. История создания пьесы
это последняя пьеса писателя, поэтому в ней егосамые сокровенные мысли о жизни, о судьбе
Родины;
Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал,
что и роль Вари, и роль Лопахина — комические;
сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом,
с будущим, но не с печалью о прошлом.
Авторская позиция заключена в ремарках 1 действия:
утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца —
это тяга к будущему.
8.
Жанровое своеобразие пьесыМ. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не
производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё –
настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это
уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со
сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не
знаю».
К.Станиславский: «Я плакал, как женщина, хотел, но
не мог сдержаться. Нет, для простого человека это
трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и
любовь».
М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый
сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И
играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных
грубостей».
9.
Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII—XXI вв,постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив
ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной
реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь
человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент - на общечеловеческих
противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Комедия - (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в
котором специфически разрешается момент действенного конфликта или
борьбы антагонистичных персонажей.
Различают комедию положений (источник смешного – события и обстоятельства) и комедию характеров (источник смешного – внутренняя суть характеров, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть
(порок, недостаток).
Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими
приёмами.
Трагедия - жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило,
неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исходу. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие
конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.
10. Композиция пьесы
Опоздание кПриезд
приходу поезда
Раневской в
(«забыли»
Россию
Лопахина)
Кольцевая
Опоздание к
Отъезд
отходу поезда
Раневской за
(«забыли»
границу
Фирса)
11. Определим основной конфликт
1 конфликт2 конфликт
Внешний
конфликт,
СОЦИАЛЬНЫЙ –
продажа
вишневого сада
Внутренний
конфликт,
ПОДТЕКСТОВЫЙ –
человек в
историческом
потоке
12. Элементы сюжета пьесы
Веселье как способ заглушитьбеспокойство; торги,
Кульминация
решающие
дальнейшую
3) сада
судьбу(действие
вишневого
Нервозное
ожидание
Развитие
действиядня,
когда
состоятся2)торги
(действие
Причины разорения Раневской
отнесены
в прошлое
Завязка
Зритель знакомится с персонажами,
которые
не самораскрываются в
Экспозиция
диалогах;
(действие
1) дается ряд
нравоописательных сцен; герои его
надеются на спасение
Решение основного и
множества
частных
Развязка
конфликтов;
расставание
с
(действие
4)
прошлым; возвращение
героев к «будням»
13. Авторская позиция в пьесе
• система образов:что и как говорят герои? (подтекст)
«опознавательные знаки» героев
(«маркированные словечки»)
жанр произведения
ремарки (пауза)
музыкальность
название произведения (символ).
14.
Афиша пьесыРаневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович,
помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
15. Система образов пьесы
Герои пьесы – это «люди,заблудившиеся во времени»
Герои прошлого:
Раневская,
Гаев
Герои настоящего:
Лопахин
Герои будущего:
Петя Трофимов,
Аня
16. Любовь Андреевна Раневская
Любит Родину, но живет в Париже(постоянная тема Парижа)
Привязана к вишневому саду, но
заинтересована в его продаже
Любит Варю, но не заботится о ней
Заботится о Фирсе, но забывает его
в закрытом доме
Противоречивая
натура.
Приостановить ход
времени нельзя, но
Раневская живет
прошлым
17. Ермолай Алексеевич Лопахин
Бывший крепостной Гаевых.Сумел выбиться из бедности
без посторонней помощи
Умный, предприимчивый
купец, обладает огромной
энергией
Трудолюбив и настойчив,
обладает деловой хваткой –
своего не упустит
Живет сегодняшним днем. Его идеи
умны и практичны. Стук топора в
саду символизирует переход от
прошлого к настоящему
В модно одетом и преуспевающем
коммерсанте отсутствует культура,
часто неуверен в себе
Неоднозначность
характера:
великодушен, добр,
щедр, но «за все
могу заплатить»
18. Леонид Андреевич Гаев
Великовозрастный ибеспомощный младенец
Привык к праздной жизни за счет
других и не умеет трудиться.
Признается, что «проел состояние
на леденцах»
Пародия на образованного
дворянина. Ничтожен и жалок, но
с огромным самомнением
У него две страсти: любит
произносить речи и играть в
бильярд
Клянется честью, что не продаст
сад, но сад продан и пустые
клятвы забыты
Пустота
внутреннего
мира,
выражающаяся в
пустословии,
инфантилизм
19. Петя Трофимов
Бедный студентразночинец. «Вечныйстудент»
Он всегда больной,
голодный, неухоженный, но
гордый человек с чувством
собственного достоинства
Отрицает прошлое и
верит в будущее России,
ее новую жизнь
В мечтах обогнал время,
но на деле беспомощен,
как Гаев
В своих монологах смело
заглядывает в будущее,
но не совершает никаких
конкретных поступков
Противоречивый
образ:
с одной стороны –
справедливый
обличитель,
с другой –
«недотепа»,
«облезлый барин»,
«вечный студент»
20. Аня
Дочь Раневской.Полна мечтаний, надежд,
жизненных сил
Много неопытности и
детства, еще не
сталкивалась с реальностью
Выражает готовность
следовать за Петей,
увлечена его идеями
Аня пока лишена
собственного
мировоззрения,
но она верит в
будущее и
восторженно
встречает его
21. Будущее России в пьесе Чехова «Вишневый сад»
"Куда же несешься ты,Русь?«
(Н.В.Гоголь)
22. Отношение к саду главных героев
РаневскаяГаев
Лопахин
«Если во всей
губернии есть
что-нибудь
интересное ...
замечательное,
так это ... наш
вишневый сад».
«В энциклопедическом
словаре
упоминается
про этот сад»
«Если вишневый сад…
отдавать потом в аренду
под дачи, то вы будете
иметь самое малое двадцать
пять тысяч в год дохода»...
«Вишня родится раз в два
года, да и ту никто не
покупает»
Сад - воспоминание о
прошлом: дед и отец были
крепостными; надежды на
будущее - вырубить, разбить
на участки, сдавать в аренду.
Сад - источник богатства.
Сад - прошлое, детство, жизнь,
гордость,
символ благополучия.
23. Отношение к саду главных героев
Аня«Отчего я уже не люблю
вишневого сада, как
раньше».
«Мы насадим новый сад,
роскошнее этого».
Сад - символ детства, но с
детством приходится
расставаться.
Сад - дом.
Сад - надежды на будущее.
Петя Трофимов
«Неужели с каждой вишни в
саду, с каждого листка, с
каждого ствола не глядят на
вас человеческие существа,
неужели вы не слышите
голосов...»
«Вся Россия наш сад»...
24.
Образ вишнёвого садаПрошлое
Настоящее
Символ
Родины
Будущее
Покупка/
продажа
Имение
Символ
красоты
Дачи
25. СПОРЫ О ЖАНРЕ
1. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией:«Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже
фарс» (из письма М. П. Алексеевой).
«Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма
О.Л. Книппер).
Герои - «недотепы».
2. Театр поставил пьесу как тяжелую драму русской
жизни:
«Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как
женщина…» (К. С. Станиславский).
3. Есть критики, считающие пьесу трагикомедией.
26. СПОРЫ О ЖАНРЕ
4. А. И. Ревякин пишет: «Признать „Вишневый сад"драмой — это значит признать переживания
владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских,
подлинно драматичными, способными вызывать
глубокое
сочувствие
и
сострадание
людей,
смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в
пьесе не могло быть и нет… Это лирическая
комедия.
Лиризм
подтверждается
активным
присутствием
автора.
А
комедийность
—
недраматичностью
положительных
героев,
недраматичностью
Лопахина,
комедийностью
владельцев
сада,
комичностью
почти
всех
второстепенных персонажей.
27. Чехов о литературе
«Художественная литература потому иназывается художественной, что рисует
жизнь такою, какова она есть на самом деле.
Ее назначение — правда, безусловная и
честная», — писал Чехов.
Какую же «безусловную и честную» правду мог
увидеть Чехов в конце XIX века?
28. Символический смысл образов Раневской, Гаева, Вари
• Это воплощение мира дворянского гнезда,для которого время остановилось.
Драматизм в их незащищенности,
простодушии. Комизм — в контрасте речи и
поступков. Жизнь, прожитая впустую,
будущее без надежд, жизнь в долг, «за
чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и
дряблые, как старики», — скажет о них
Горький.
29. Символический смысл образа Лопахина
• Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяевжизни». Сложность и противоречивость
характера говорят о временности.
Разоблачение в нем буржуазного практицизма,
но утверждение трудолюбия. В репликах
Лопахина есть суждения, которые не
характерны для его образа. Скорее всего,
мысли о родине, о нескладной, несчастливой
жизни — это голос самого автора.
30. Символический смысл образов Пети Трофимова и Ани
• Будущее, которое видят Петя и Аня, — эторомантическое будущее.
• Противоречивость изображения Пети,
ирония автора.
• Аня — это воплощение веры писателя в
будущее России. Чистота,
непосредственность, цельность ее
характера.
31. Ремарки в пьесе
• Самая частотная ремарка – пауза.Почему?
Авторская позиция заключена и в ремарках
первого действия:
утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца —
это тяга к будущему.
32. Образ вишневого сада для автора
• Ремарки: "прекрасный сад", "широкий простор", звуклопнувшей струны, стук топора.
• Из писем Чехова:
«Погода чудесная. Всё поёт, цветёт, блещет
красотой. Цветут все эти древеса бело, отчего
поразительно похожи на невест во время венчания».
(1889 г.)
"Во втором акте Вы дадите мне настоящее
зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены
даль... Звук... должен быть короче и чувствоваться
совсем издалека».
(1904 г.)
33. Образ вишневого сада для автора
• Сад для Чехова связан срадостью, красотой, трудом,
с будущим, но не с печалью о
прошлом.
• Сад воплощает любовь к
родной природе; горечь оттого,
что не могут сберечь ее
красоту и богатство; мысль о
гордом человеке, который
сможет изменить жизнь;
лирическое, поэтическое
отношение к Родине.
34. Образ вишневого сада для автора
Сад - это символ Родины, России, ее прошлого,настоящего и будущего.
Прошлое - это детство и счастье Раневской, Гаева,
Ани; это их гордость от владения прекрасным
имением, "дворянским гнездом"; это символ
крепостничества для Пети и Лопахина.
Будущее - это постройка дач, чтобы внуки и
правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую
жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани:
"Мы насадим новый сад, роскошнее этого".
Какое же будущее ждет Россию?
35. Домашнее задание
• Подготовиться к зачетной работе по творчествуТолстого и Чехова.
• Прочитать рассказ Ивана Бунина «Господин из
Сан-Франциско» и ответить на вопрос: о чем
этот рассказ – о жизни или о существовании?