Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад»
«Новая драма» Чехова
История создания пьесы
Основная мысль пьесы
Жанровое своеобразие
Композиция пьесы
Определим основной конфликт
ВАЖЕН Подтекст
способы выражения подтекста
Действие развивается не от события к событию, а от настроения к настроению.
Место действия
Раневские
Гаев Леонид Андреевич (брат Раневской)
Лопахин Ермолай Алексеевич, (купец)
Трофимов Петр Сергеевич, (студент)
Симеонов-пищик борис борисович, помещик
Шарлотта Ивановна, гувернантка
Епиходов семен Пантелеевич, конторщик
яша и дуняша, (молодой лакей и горничная)
Фирс, лакей, старик 87 лет
три идейно-композиционных центра
Значение ремарок
Действие 1. лопахин о раневской и о себе
Епиходов
Приезд раневской в имение спустя 5 лет
Действие 1
Раневская и лопахин. План спасения вишневого сада от продажи.
Речь гаева, посвященная шкафу
Встреча раневской и пети трофимова
Планы гаева. Отзыв о сестре
Любовь Андреевна Раневская
Леонид Андреевич Гаев
Ермолай Алексеевич Лопахин
Петя Трофимов
Аня раневская
Действие 2.
Действие 2
Действие 2
Действие 2
Диалог настроений
Раневская о своем прошлом
Фирс: «…теперь всё враздробь»
Петя и Лопахин
Петя о человеке
Символы и детали
Действие 2. Петя и Аня «Вся Россия – наш сад»
Действие 3
Пьеса «Вишневый сад» явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живым откликом на самые насущные социальные
Подтекст
способы выражения подтекста
Символ
Символы
Символ «книга»
Символ «ключи»
Символ «часы»
Образ-символ ВИШНЕВЫЙ САД
Действие развивается не от события к событию, а от настроения к настроению.
Место действия
Значение образа сада
Раневская и гаев
Раневская
Раневская и гаев
Лопахин, петя трофимов, Фирс
Петя трофимов
Фирс
лопахин
лопахин
Аня раневская
Аня раневская
Аня и петя
Сад для чехова
41.73M
Категория: ЛитератураЛитература

Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад»

1. Комедия А.П. Чехова «Вишневый сад»

КОМЕДИЯ
А.П. ЧЕХОВА
«ВИШНЕВЫЙ САД»

2. «Новая драма» Чехова

«НОВАЯ ДРАМА» ЧЕХОВА
• «Люди только обедают, носят
пиджаки, а в это время решаются
их судьбы, разбиваются их жизни».
А.П. Чехов

3.

«Слушая пьесу Чехова – в чтении она не
производит впечатления крупной вещи.
Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, если можно говорить о них, - лица, всё это
уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и –
разумеется – со сцены повеет на публику
зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю».
( М. Горький)

4.

«Это не комедия, не
драма, как вы писали, это трагедия, какой
бы исход к лучшей
жизни вы ни открывали
в последнем акте.».
(К. Станиславский,
русский театральный
режиссёр)

5. История создания пьесы

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ПЬЕСЫ
• Замысел относится к началу 1901 года.
• В 1902 году формировался сюжет.
• С конца февраля до октября 1903 года пьеса
писалась с перерывами из-за болезни: «Пишу по
четыре строчки в день, и те с нестерпимыми
мучениями»
• Завершена в октябре 1903 года.
• Первое представление состоялось 17 января
1904 года на сцене МХАТа.
• Напечатана в конце мая 1904 года.
Это последняя пьеса Чехова,
выражающая его сокровенные идеи!

6.

«В первом акте в окна видны цветущие вишни,
сплошной белый сад…И дамы в белых платьях»
(Чехов в письме Станиславскому)

7. Основная мысль пьесы

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ПЬЕСЫ
Пьеса о России,
о судьбе дворянского
класса, о распаде
дворянских гнёзд,
о разрушении связей
между людьми.

8. Жанровое своеобразие

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
• «Вышла у меня не драма, а
комедия, местами даже
фарс» (Чехов)
На афишах МХТ назвали
«драмой»

9. Композиция пьесы

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ
Опоздание к
Приезд
приходу
Раневской
поезда
(«забыли»
из
Лопахина)
заграницы
Кольцевая
Опоздание к
отходу
Отъезд
поезда
Раневской
(«забыли»
Фирса)
заграницу

10. Определим основной конфликт

ОПРЕДЕЛИМ ОСНОВНОЙ
КОНФЛИКТ
1 конфликт
2 конфликт
Внешний
конфликт,
СОЦИАЛЬНЫЙ –
(уходящее
дворянство и
новая
буржуазия)
Внутренний
конфликт,
ПОДТЕКСТОВЫЙ
– недовольство
жизнью,
отсутствие
счастья

11. ВАЖЕН Подтекст

ВАЖЕН ПОДТЕКСТ
внутренний
(скрытый)
добавочный смысл
высказывания.

12. способы выражения подтекста

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ
ПОДТЕКСТА
• Авторские ремарки (часто передают
смысловые оттенки диалогов
действующих лиц);
• Диалоги «глухих» (несвязность реплик;
каждый живет в своем замкнутом мире, в
своей системе ценностей)
• Символы и детали (звук лопнувшей
струны, звук топора, телеграмма и др.);
• Роль внесценических персонажей
(любовник Раневской, мать Яши, купец
Дериганов и др.)

13. Действие развивается не от события к событию, а от настроения к настроению.

ДЕЙСТВИЕ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ ОТ СОБЫТИЯ К
СОБЫТИЮ, А ОТ НАСТРОЕНИЯ К НАСТРОЕНИЮ.
• 1 акт – надежда на спасение усадьбы.
Лирические воспоминания, нежные
встречи.
• 2 акт – нервозность, отрезвление.
Приближение торгов.
• 3 акт – герои в смятении, ждут решения
судьбы. Предчувствия оправданы –
вишневый сад продан за долги.
• 4 акт – расставание с прошлым, отъезд,
прощание

14. Место действия

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Имение помещицы Любови Андреевны Раневской

15. Раневские

РАНЕВСКИЕ
Любовь Андреевна
Аня, дочь. 17 лет
Варя, приемная
дочь, 24 года

16. Гаев Леонид Андреевич (брат Раневской)

ГАЕВ ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ
(БРАТ РАНЕВСКОЙ)
В. Качалов, 1936 г.
К. Станиславский, 1904 г.

17. Лопахин Ермолай Алексеевич, (купец)

ЛОПАХИН ЕРМОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ,
(КУПЕЦ)

18. Трофимов Петр Сергеевич, (студент)

ТРОФИМОВ ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ,
(СТУДЕНТ)

19. Симеонов-пищик борис борисович, помещик

СИМЕОНОВ-ПИЩИК БОРИС
БОРИСОВИЧ, ПОМЕЩИК

20. Шарлотта Ивановна, гувернантка

ШАРЛОТТА ИВАНОВНА,
ГУВЕРНАНТКА

21. Епиходов семен Пантелеевич, конторщик

ЕПИХОДОВ СЕМЕН ПАНТЕЛЕЕВИЧ,
КОНТОРЩИК

22. яша и дуняша, (молодой лакей и горничная)

ЯША И ДУНЯША,
(МОЛОДОЙ ЛАКЕЙ И ГОРНИЧНАЯ)

23. Фирс, лакей, старик 87 лет

ФИРС, ЛАКЕЙ, СТАРИК 87 ЛЕТ

24. три идейно-композиционных центра

ТРИ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ
ЦЕНТРА
ПРОШЛОЕ поместное
дворянство
НАСТОЯЩЕЕ Буржуазия
БУДУЩЕЕ Молодое
поколение
• Раневская,
• Гаев
• Лопахин
• Петя Трофимов(студент)
• Аня Раевская

25. Значение ремарок

ЗНАЧЕНИЕ РЕМАРОК
Действие 1.
• «Комната, которая до сих
пор называется детскою…»
• «Рассвет, скоро взойдет
солнце. Уже май, цветут
вишневые деревья, но в саду
холодно, утренник».

26. Действие 1. лопахин о раневской и о себе

ДЕЙСТВИЕ 1.
ЛОПАХИН О РАНЕВСКОЙ И О СЕБЕ
• Пять лет прожила за границей;
• Хороший она человек. Легкий,
простой человек.
• Когда-то пожалела его,
обычного крестьянского
мальчишку («мужичок»).
• Отец мой мужик был, а я в
белой жилетке, желтых
башмаках…
• Богаты, денег много,…мужик
мужиком

27. Епиходов

ЕПИХОДОВ
Комизм поведения,
НО
«Каждый день
случается со мной
какое-нибудь
несчастье. И я не
ропщу, привык и
даже улыбаюсь»

28. Приезд раневской в имение спустя 5 лет

ПРИЕЗД РАНЕВСКОЙ В ИМЕНИЕ
СПУСТЯ 5 ЛЕТ

29.

30. Действие 1

ДЕЙСТВИЕ 1

31. Раневская и лопахин. План спасения вишневого сада от продажи.

РАНЕВСКАЯ И ЛОПАХИН.
ПЛАН СПАСЕНИЯ ВИШНЕВОГО САДА ОТ
ПРОДАЖИ.

32. Речь гаева, посвященная шкафу

РЕЧЬ ГАЕВА, ПОСВЯЩЕННАЯ
ШКАФУ

33. Встреча раневской и пети трофимова

ВСТРЕЧА РАНЕВСКОЙ И ПЕТИ
ТРОФИМОВА

34. Планы гаева. Отзыв о сестре

ПЛАНЫ ГАЕВА. ОТЗЫВ О СЕСТРЕ

35.

36. Любовь Андреевна Раневская

ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА РАНЕВСКАЯ
Любит Родину, но живет в
Париже
Привязана к вишневому саду,
но заинтересована в его
продаже
Любит Варю, но не заботится
о ней
Заботится о Фирсе, но
забывает его в закрытом
доме
Противоречивая
натура.
Приостановить
ход времени
нельзя, но
Раневская
живет прошлым

37. Леонид Андреевич Гаев

ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ ГАЕВ
Великовозрастный и
беспомощный младенец,
пустословие, инфантилизм
Привык к праздной жизни за счет
других и не умеет трудиться.
Признается, что «проел состояние на
леденцах»
Пародия на образованного
дворянина. Ничтожен и жалок, но
с огромным самомнением
У него две страсти: любит
произносить речи и играть в
бильярд
Клянется честью, что не продаст
сад, но сад продан и пустые клятвы
забыты

38. Ермолай Алексеевич Лопахин

ЕРМОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛОПАХИН
Бывший крепостной Гаевых.
Сумел выбиться из бедности
без посторонней помощи
Умный, предприимчивый
купец, обладает огромной
энергией
Трудолюбив и настойчив,
обладает деловой хваткой –
своего не упустит
Живет сегодняшним днем. Его
идеи умны и практичны. Стук
топора в саду символизирует
переход от прошлого к
настоящему
В модно одетом и
преуспевающем коммерсанте
отсутствует культура, часто
неуверен в себе
Неоднозначн
ость
характера:
Великодушен
добр, щедр,
но «за все
могу
заплатить»

39. Петя Трофимов

ПЕТЯ ТРОФИМОВ
Бедный студентразночинец. «Вечный
студент»
Он всегда больной,
голодный, неухоженный, но
гордый человек с чувством
собственного достоинства
Отрицает прошлое и
верит в будущее
России, ее новую жизнь
В мечтах обогнал время,
но на деле
беспомощен, как Гаев
В своих монологах смело
заглядывает в будущее, но
не совершает никаких
конкретных поступков
Противоречивый
образ: с одной
стороны –
справедливый
обличитель, с
другой –
«недотепа»,
«облезлый
барин», «вечный
студент»

40. Аня раневская

АНЯ РАНЕВСКАЯ
Полна мечтаний,
надежд,
жизненных сил
Много неопытности и
детства, еще не
сталкивалась с
реальностью
Выражает готовность
следовать за Петей,
увлечена его идеями
Аня лишена
собственного
мировоззрения,
слепо идет
вслед за Петей

41. Действие 2.

ДЕЙСТВИЕ 2.
Поле. Заброшенная часовенка, камни (бывшие могильные плиты)
Шарлотта:
«Так хочется
поговорить, а не с
кем… Никого у
меня нет»

42. Действие 2

ДЕЙСТВИЕ 2
Епиходов:
«Никак не могу
понять
направления,
чего мне,
собственно,
хочется, жить
мне или
застрелиться…»

43. Действие 2

ДЕЙСТВИЕ 2
Дуняша:
«Я страстно полюбила
вас, вы образованный,
можете обо всем
рассуждать»
Яша (зевает):
По-моему, так: ежели
девушка кого полюбит,
то она, значит,
безнравственная!»

44. Действие 2

ДЕЙСТВИЕ 2
Лопахин:
«Таких легкомысленных людей, господа, таких
неделовых, странных, я еще не встречал»

45. Диалог настроений

ДИАЛОГ НАСТРОЕНИЙ
• Раневская:
«Я всё жду чегото, как будто
над нами
должен
обвалиться
дом»
• Гаев:
«Говорят, что я
все свое
состояние
проел на
леденцах»
(смеется)

46. Раневская о своем прошлом

РАНЕВСКАЯ О СВОЕМ ПРОШЛОМ

47. Фирс: «…теперь всё враздробь»

ФИРС: «…ТЕПЕРЬ ВСЁ ВРАЗДРОБЬ»
Слово, которое
характеризует состояние
России того времени

48. Петя и Лопахин

ПЕТЯ И ЛОПАХИН
Петя о Лопахине: «..в смысле обмена
веществ нужен хищный зверь, который
съедает все, что попадается ему на пути, так
и ты нужен»

49. Петя о человеке

ПЕТЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
«В большинстве он груб,
неумен, глубоко
несчастлив. Надо
перестать восхищаться
собой. Надо бы только
работать»
«Как мало честных,
порядочных людей»

50. Символы и детали

СИМВОЛЫ И ДЕТАЛИ
•Звук
лопнувшей
струны –
символ
грядущего
несчастья
•Случай с
прохожим

51. Действие 2. Петя и Аня «Вся Россия – наш сад»

ДЕЙСТВИЕ 2. ПЕТЯ И АНЯ
«ВСЯ РОССИЯ – НАШ САД»

52. Действие 3

ДЕЙСТВИЕ 3
Гостиная. Играет оркестр. Все танцуют.

53. Пьеса «Вишневый сад» явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живым откликом на самые насущные социальные

ПЬЕСА «ВИШНЕВЫЙ САД»
ЯВИЛАСЬ ОТРАЖЕНИЕМ ИДЕЙНЫХ НАСТРОЕНИЙ
ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ И ЖИВЫМ
ОТКЛИКОМ НА САМЫЕ НАСУЩНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
«И КАЗАЛОСЬ, ЧТО ЕЩЁ НЕМНОГОИ РЕШЕНИЕ БУДЕТ НАЙДЕНО, И
ТОГДА НАЧНЁТСЯ НОВАЯ,
ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ...»
А.П.ЧЕХОВ

54. Подтекст

ПОДТЕКСТ
внутренний
добавочный смысл
текста,
высказывания.

55. способы выражения подтекста

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ
ПОДТЕКСТА
• Авторские ремарки (часто передают
смысловые оттенки диалогов
действующих лиц);
• Диалоги «глухих» (несвязность реплик;
каждый живет в своем замкнутом мире, в
своей системе ценностей)
• Символы и детали (звук лопнувшей
струны, звук топора, телеграмма и др.);
• Роль внесценических персонажей
(любовник Раневской, мать Яши, купец
Дериганов и др.)

56. Символ

СИМВОЛ
многозначный образ,
имеющий помимо своего
прямого значения в тексте
ещё дополнительное, более
глубокое, эмоциональное,
иносказательное.

57. Символы

СИМВОЛЫ
• Вишнёвый сад
• Книга
• Ключи
• Деньги
• Часы

58. Символ «книга»

СИМВОЛ «КНИГА»
Символ
культуры
•Лопахин: Читал вот
книгу и ничего не
понял. Читал и заснул
Символ
дома
•Аня: Мы, мама,
будем вместе читать
разные книги…
прочтём много книг

59. Символ «ключи»

СИМВОЛ «КЛЮЧИ»
Символ
хозяина
Символ
несвободы
• Ключи на поясе у Вари:
• Лопахин: Бросила ключи ,
хочет показать , что она уже
не хозяйка здесь… (Звенит
ключами.) Ну, да всё равно.
• Петя – Ане: Если у вас есть
ключи от хозяйства, то
бросьте их в колодец и
уходите.

60. Символ «часы»

СИМВОЛ «ЧАСЫ»
Символ
времени
• ЛОПАХИН - всё
время смотрит на
часы («взглянув на
часы», «поглядев
на часы»), говорит
о времени
(«Время не ждёт»).

61. Образ-символ ВИШНЕВЫЙ САД

ОБРАЗ-СИМВОЛ ВИШНЕВЫЙ САД

62.

«В первом акте в окна видны цветущие вишни,
сплошной белый сад…И дамы в белых платьях»
(Чехов в письме Станиславскому)

63. Действие развивается не от события к событию, а от настроения к настроению.

ДЕЙСТВИЕ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ ОТ СОБЫТИЯ К
СОБЫТИЮ, А ОТ НАСТРОЕНИЯ К НАСТРОЕНИЮ.
• 1 акт – надежда на спасение усадьбы.
Лирические воспоминания, нежные
встречи.
• 2 акт – нервозность, отрезвление.
Приближение торгов.
• 3 акт – герои в смятении, ждут решения
судьбы. Предчувствия оправданы –
вишневый сад продан за долги.
• 4 акт – расставание с прошлым, отъезд,
прощание

64. Место действия

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Имение помещицы Любови Андреевны Раневской

65. Значение образа сада

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА САДА
• Вишневый сад — образ
сложный и неоднозначный. Это
не только конкретный сад,
являющийся частью усадьбы
Гаева и Раневской, но и образсимвол, который объединяет
вокруг себя всех героев пьесы.

66. Раневская и гаев

РАНЕВСКАЯ И ГАЕВ
Сад •1) прошлое, детство,
•2) признак благополучия,
гордости, воспоминание
о счастье.

67. Раневская

РАНЕВСКАЯ
…О мой
милый,
прекрасный
сад! Моя жизнь,
моя молодость,
счастье моё,
прощай!

68. Раневская и гаев

РАНЕВСКАЯ И ГАЕВ
• образованные, умные, чуткие люди.
• умеют ценить красоту, тонко
чувствуют ее,
• но в силу инертности не могут
ничего предпринять для ее спасения,
лишены чувства реальности,
практичности и ответственности, а
потому не в состоянии позаботиться
ни о себе, ни о близких людях.

69. Лопахин, петя трофимов, Фирс

ЛОПАХИН, ПЕТЯ ТРОФИМОВ, ФИРС
Сад - символ
крепостнического
прошлого (с разной
оценкой этого явления)

70. Петя трофимов

ПЕТЯ ТРОФИМОВ
"Неужели... с каждого
листика, с каждого
ствола не глядят на вас
человеческие
существа...".
"Вся Россия наш сад" это его мечта о
преображенной
родине, но непонятно,
чьими силами это будет
сделано.

71. Фирс

ФИРС
• Сад - Воплощение барского раздолья,
богатства, благополучия
"В прежние времена,
лет сорок - пятьдесят
назад вишню сушили,
мочили, мариновали,
варенье варили... Денег
было!"

72. лопахин

ЛОПАХИН
1. Сад - воспоминание о
прошлом: дед и отец
были крепостными;
2. Сад - источник дохода,
богатства, предмет
гордости в настоящем.
3. Сад - надежды на
будущее - вырубить,
разбить на участки,
сдавать в аренду.

73. лопахин

ЛОПАХИН
• Лопахин умеет ценить красоту: его
восхищает сад, “прекраснее которого нет
ничего на свете”. Он искренне старается
помочь Гаеву и Раневской
• Но он — человек деятельный и практичный.
Он не может просто любоваться садом и
сожалеть о нем, не пытаясь что-либо
предпринять для его спасения.
• Покупка имения для него становится неким
символом его успешности, наградой за
многолетние труды.

74. Аня раневская

АНЯ РАНЕВСКАЯ
Сад 1)символ прошлого, детства,
но с детством приходится
расставаться.
2)это надежда на лучшую
жизнь

75. Аня раневская

АНЯ РАНЕВСКАЯ
• "Отчего я уже не
люблю
вишневого сада,
как раньше".
• "Мы насадим
новый сад,
роскошнее
этого".

76. Аня и петя

АНЯ И ПЕТЯ
• Внешне Петя и Аня счастливы. Они
хотят идти к новой жизни,
решительно порвав с прошлым. Сад
для них — “вся Россия”, а не только
этот вишневый сад.
• Но разве можно, не любя родного
дома, полюбить весь мир? Оба
героя устремляются к новым
горизонтам, но теряют корни.

77. Сад для чехова

САД ДЛЯ ЧЕХОВА
Сад для автора воплощает любовь к родной
природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее
красоту и богатство; важна авторская мысль о
человеке, который сможет изменить жизнь; сад символ лирического, поэтического отношение к
Родине.
English     Русский Правила