Похожие презентации:
Церковный раскол - трагедия российской истории
1. Церковный раскол-трагедия российской истории!
*Подготовил ученик 7 а класса Николаев
Руслан!
2. причины
*В перспективе Алексей Михайлович видел
объединение православных народов Восточной
Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на
Украине крестились тремя перстами, в
Московском государстве - двумя.
Следовательно, царь стоял перед проблемой
идеологического плана - навязать всему
православному миру (который давно уже принял
нововведения греков) собственные обряды либо
подчиниться господствовавшему троеперстному
знамению. Царь и Никон пошли вторым путем.
*
В результате первопричиной церковной
реформы Никона, расколовшей русское
общество, являлась политической властолюбивое желание Никона и Алексея
Михайловича об идее мирового православного
царства, основанного на теории «Москва третий Рим», получившая в данную эпоху второе
рождение. К тому же восточные иерархи (т.е.
представители высшего духовенства),
зачастившие в Москву, постоянно
культивировали в умах царя, патриарха и их
окружения идею о будущем главенстве Руси над
всем православным миром.
*
3. сущность
*Церковный раскол и его последствия. Крепнущее
русское самодержавие, особенно в эпоху
складывания абсолютизма, требовало
дальнейшего подчинения церкви государству. К
середине XVII в. выяснилось, что в русских
богослужебных книгах, которые переписывались
из столетия в столетие, накопилось много
описок, искажений, изменений. То же
происходило и в церковных обрядах. В Москве по
вопросу исправления церковных книг было два
разных мнения. Сторонники одного, к которому
примыкало и правительство, считали
необходимым править книги по греческим
подлинникам. Им противостояли "ревнители
древнего благочестия". Кружок ревнителей
возглавил Стефан Вонифатьев - царский
духовник. Работа по проведению церковной
реформы была поручена Никону. Властолюбивый,
с сильной волей и кипучей энергией, новый
патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему
благочестию". По его указу исправление
богослужебных книг стало производится по
греческим подлинникам. Были унифицированы и
некоторые обряды: двоеперстие при крестном
знамении заменялось троеперстием, менялся
строй церковной службы и пр. Первоначально
оппозиция Никону возникла в духовных кругах
столицы, главным образом со стороны
«ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и
Даниил написали царю возражения
*
4. разделение
*Старообрядчество - сложное движение, как по
составу участников, так и по существу. Общим
лозунгом был возврат к старине, протест против
всех новшеств. Иногда в действиях
старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от
выполнения повинностей в пользу феодального
государства, можно разгадать социальные
мотивы. Примером перерастания религиозной
борьбы в социальную является Соловецкое
восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как
чисто религиозное. Местные монахи отказались
принять новонапечатанные "никонианские"
книги. Монастырский собор 1674 г. вынес
постановление: "стоять и биться против
государственных людей" до смерти. Лишь с
помощью монаха-перебежчика, который показал
осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось
ворваться в обитель и сломить сопротивление
восставших.
*
5. последствия
*Следствием раскола стала определенная путаница в народном
мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность
в настоящем», т. е. как поток времени, в котором каждый имеет свое
четко обозначенное место и несет ответственность за все им
содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не
мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев
же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических
прогнозах, стала предметом риторических упражнений.
Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью,
больше- с земными нуждами. Они в определенной степени
эмансипировались, восприняли мотив быстротечности времени, у них
появилось больше материального практицизма, желания совладать
со временем для достижения быстрых практических результатов.
*
Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них
расширились после смерти Алексея, в царствование Федора
Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое
распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682
году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола
Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший
любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную
духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового
самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.
*
6.
*Реформа Никона привела к церковному
расколу (1649 г.) потому, что в церкви,
как в организации, того времени не
было единства. В разных уголках
государства обычаи, обряды и другие
религиозные элементы отличались друг
от друга, тем самым они искажали
каноничные заповеди. Целью Никона
было объединение православия.
Возьмем, например, крестное
знамение. До реформы существовали
различные варианты: креститься
"щепотцой" (3-мя пальцами, как мы
сейчас и делаем) , двумя перстами
(пальцами) и д. р. После реформы было
установлено, что креститься нужно 3-мя
пальцами. Из-за всех этих изменений
церковь раскололась на старообрядцев
(людей, принимающих старые порядки)
и на сторонников Никона.
Необходимость реформ была не только
в том, чтобы сделать церковь единой,
но и для укрепления государства в
целом, поскольку церковь того времени
оказывала большое влияние на
общественно-политическую жизнь.
7.
* Потому что они непризнавали новых
порядков, считая их не
соответствующими
канонам православия,
поскольку в их местности
существовали свои
религиозные элементы
(опять те же обряды и
пр.) , которые сильно
или не очень отличались
от Никоновских.
8. Спасибо за внимание!
*На этом всё!