Похожие презентации:
Права человека. Исторический обзор
1. Права человека: исторический обзор
«Мир зиждется на трех опорах:это истина, рассудительность и мир»
Талмуд
Подготовила по материалам
учебника Международной Амнистии «Компас»
София Иванова (Рязанская Школа прав человека)
2. Права человека…
Идея того, что люди обладают неотъемлемымиправами, коренится во многих культурах и
древних традициях. Многочисленные примеры
почитаемых правителей и важнейших сборников
законов из истории человечества показывают
нам, что ценности, воплощенные в правах
человека, не являются ни «западным
изобретением», ни изобретением ХХ века.
3.
Имели ли древние грекипонятие о правах человека?
Хотя теперь привычно звучат слова: «Я имею
право...», они не всегда были столь обычны или
даже просто возможны. Эти слова, например, не
могли прозвучать в устах древнего грека. Те
могли сказать, что правильно сделать то-то, но
не имели представления об обладании правами.
К правам не относились как к собственности.
П.М. Стирк, Д.Вейгалл.
Введение в политические идеи
4. Древняя история
Свод законов Хаммурапи в Вавилонии(около 2000 до н.э.) был первым писаным
кодексом законов, учрежденных этим
царем Вавилона. В нем давался обет
«осуществлять в царстве справедливое
правление, истреблять злых и жестоких,
не позволять сильным притеснять
слабых,... просвещать страну и
содействовать благополучию народа».
5. Древняя история
До нас дошли слова древнеегипетскогофараона (около 2000 до н.э.), дававшего
указание своим подчиненным: «Когда с
Верхнего или Нижнего Нила приезжает
проситель, сделайте так, чтобы все
проходило в соответствии с законом,
чтобы был соблюден обычай, и уважались
права каждого человека».
6. Древняя история
Хартия Кира (около 570 г. до н.э.) быласоставлена царем Персии для народа его
царства и признавала права на свободу,
безопасность, свободу передвижения, а
также некоторые социальные и
экономические права.
7. Древняя Греция
Многие правоведы считают, что права человека,как некий набор правил поведения по
соблюдению взаимных обязательств и
ответственности человека, общества и
государства, появились в древней Греции.
Гражданские права в Греции были неразрывно
связаны с личностным началом в хозяйственной
и общественной жизни, со свободой и
демократией, с формой прямого
народоправления в государстве.
8. Древняя Греция
Уже в V-м веке до н.э. в Афинах раз в месяц проходилонародное собрание, в котором участвовали все граждане,
любой из которых мог высказать свое мнение. Решения
принимались большинством голосов, все государственные
должности замещались по жребию - этим затруднялись
интриги. Хотя не было ни писаной конституции, ни
основных нерушимых законов, реальная демократия
защищалась контролем над должностными лицами, над
всеми органами власти. Любой гражданин мог возбудить
обвинение в "противозаконности" против инициатора
законодательного предложения, мог обратиться в "Совет
пятисот" с обвинением против любого должностного лица в
несоблюдении закона.
9. Древняя Греция
Характерным для греков является то, что они отвергалиинакомыслие, несогласие с волей большинства.
Софист Протагор из Абдеры (490-420 гг. до н.э.)
говорил: "Истина определяется большинством", хотя
в таком арифметическом определении истины не
видели справедливости ни Сократ, ни Платон, ни
Аристотель. Сократ замечал: "Ни кормчего, ни
плотника, ни флейтиста никогда не выбирают
большинством голосов, - в лю6ом деле, и уж конечно,
в деле государственной мудрости требуется
специалист". У Сократа (469–399 гг. до н.э.)
индивидуальный человек является уже самым важным.
10. Древняя Греция: Сократ…
"Что есть справедливость сама no себе? Порачеловеку обратиться к этому вопросу от суетной
возни честолюбий. Пора стремиться к знанию, но
истинному, а не мнимому, неустанно преследовать
истину, но божественную, а не суетную, быть
другом мудрости, никогда не считая себя мудрецом.
Я знаю, что ничего не знаю", - на такие темы вел он
диалоги с учениками первой частной школы
философского "любомудроствования". Один из его
любимых учеников - Платон (428–347 гг. до н.э.) четко
сформулировал - "Человек есть мера всех вещей".
"Философия, - говорил он, - должна споcобствовать
тому, чтобы каждая последующая жизнь была
справедливее предыдущей…”
11. Древняя Греция
При всей значимости права граждан Древней Грециинельзя назвать правами человека. Права эти
существовали не потому, что признавались
свойствами любого человека, а вытекали из
понимания об особых свойствах свободных людей (не
рабов, не варваров) и были неразрывно связаны с
адекватным государственным устройством.
По Аристотелю, государство обязано заботиться
только о гражданах, но не о рабах. Цель государства благо для ограниченного круга. Рабство, в конечном
счете, означало не только несвободу для "не граждан",
но вело к ущемлению свободы личности.
12. Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
В 1215 году английская знать и представителидуховенства поднялись против злоупотреблений
властью короля Иоанна I и заставили его
согласиться впредь править по закону, составив
Великую хартию вольностей (Magna Charta). И
хотя король хартию не соблюдал, она стала
документом, на который его подданные часто
ссылались, защищая свои свободы. В ней
изложен ряд прав, в том числе право всех
свободных граждан иметь и наследовать
собственность и быть свободными от чрезмерных
налогов. Она установила надлежащую судебную
процедуру и принцип равенства перед законом.
13. Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
14. Английская Великая хартия вольностей и Билль о правах
За нарушения закона король Яков II был свергнутсвоими подданными в 1688 году. В 1689 году
Парламент принял закон, в котором заявлялось,
что он больше не потерпит королевского
вмешательства в свои дела. Этот документ,
известный как Билль о правах, запрещал монарху
приостанавливать действие законов без согласия
парламента, оговаривал свободные выборы
членов парламента и декларировал, что свобода
слова в парламенте не могла быть оспорена ни в
судах, ни где-либо еще.
15. Зарождение «естественных прав»
В XVII и XVIII веках некоторые философы в Европевыдвинули концепцию «естественных прав». Так
определялись права, которыми личность обладает
в силу своей принадлежности к человеческому
роду, а не как гражданин какой-то страны или член
какой-то религиозной или этнической группы.
Мысль о том, что из естественных прав человека
должны вытекать определенные юридические
права, получала все большее признание и стала
находить отражение в конституциях ряда стран.
16. Французская Декларация прав человека и гражданина (1789)
В 1789 году французы свергли у себя встране монархию и учредили первую
Французскую республику. Декларация была
рождена революцией и написана
представителями духовенства, дворянства
и простых граждан, которые таким образом
реализовали идеи знаменитых
просветителей, таких как Вольтер,
Монтескье, энциклопедисты и Руссо.
17. «Будучи от природы совершенно свободным, равным и независимым, ни один человек не может быть подчинен политической власти
другогобез собственного согласия»
Джон Локк
18. Французская Декларация прав человека и гражданина (1789)
В Декларации резко критиковаласьполитическая и правовая система
монархии, а «свобода, собственность,
безопасность и сопротивление
угнетению» были определены как
естественные права человека.
Декларация заменила
существовавшую при монархии
систему аристократических
привилегий принципом равенства
перед законом.
19. Декларация независимости Соединенных Штатов…
В 1776 году большинство британскихколоний в Северной Америке, приняв
Декларацию независимости
Соединенных Штатов, провозгласили
свою независимость от Британской
империи. Декларация в значительной
степени основывалась на теориях Локка
и Монтескье¸ о «естественных правах»
человека, она вдохновляла
Французскую революцию и восстания
против испанского владычества в
Южной Америке.
20. …Конституция и Билль о правах (1791)
Позднее в Конституцию СоединенныхШтатов были внесены поправки;
правительство было централизовано, но
его полномочия были ограничены
настолько, насколько это требовалось для
обеспечения гарантий личной свободы.
Двадцать поправок к Конституции США
составляют американский Билль о правах.
21. Ранние международные соглашения
В XIX и XX веках ряд проблем из сферы правчеловека привлек широкое внимание и стал
рассматриваться на международном уровне.
Прежде всего, это были проблемы рабства,
крепостничества, бесчеловечных условий труда и
детского труда. Примерно к этому времени
относится и принятие первых международных
соглашений, относящихся к правам человека.
22. Ранние международные соглашения
В Англии и Франции рабство былообъявлено вне закона примерно в начале
XIX столетия, а в 1814 году британское и
французское правительства подписали
Парижский договор о сотрудничестве с
целью пресечения работорговли. На
Брюссельской конференции 1890 года
был подписан Акт против рабства,
который позднее был ратифицирован
восемнадцатью государствами.
23. Ранние международные соглашения
Первые Женевские Конвенции(1864 и 1929 гг.) обозначили еще
одно поле раннего периода
международного сотрудничества
государств, а именно, начало
выработки правил ведения войны.
В частности, Конвенции
установили правила обращения с
больными и ранеными солдатами.
24. «А с теми, которые борются с вами, боритесь, как это делает Господь, но не нападайте сами, ибо Господь не любит нападающих»
Коран25. ХХ век
После Первой мировой войны была создана ЛигаНаций, межправительственная организация,
которая пыталась защищать основные
положения прав человека. Но лишь после всех
ужасающих зверств, совершенных во время
Второй мировой войны, и, в основном, как их
следствие, возникла совокупность
международных правовых норм. Именно из-за
того, что произошло в войну, стало возможным и
необходимым международное согласие
относительно принятия международных мер для
защиты и систематизации прав человека.
26. «Войны будут продолжаться, пока человечество не обратит внимание на то, что природа человека везде одинакова, где бы мы ни
находились»Пьер Дако, психолог .
27. ХХ век
Устав Организации Объединенных Наций,подписанный 26 июня 1945 г., отразил это
положение. Устав заявляет, что основной
задачей ООН является «избавить
грядущие поколения от бедствий войны»
и «вновь утвердить веру в основные
права человека, в достоинство и
ценность человеческой личности, в
равноправие мужчин и женщин».
28. ХХ век
Всеобщая Декларация прав человекабыла разработана Комиссией по правам
человека ООН, и принята Генеральной
Ассамблеей 10 декабря 1948 г. на 183-м
пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи Организации Объединённых
Наций в Пале де Шайо (Париж)
29. ХХ век
ЭлеонораРузвельт (США)
Рене Кассен (Франция)
Шарль Малик (Ливан)
Джон Хамфри (Канада)
Чжан Пэнчунь (Китай)
В Комиссии были представители таких государств мира как
Австралия, Бельгия, Великобритания, Китай, Куба, Египет,
Индия, Иран, Ливия, Панама, СССР, США, Уругвай,
Филиппины, Франция, Чили, Югославия. Они должны были
подготовить документ, который сначала предполагалось
назвать Международным биллем о правах.
30. ХХ век
Всеобщая декларация прав человека вокончательной редакции была
поддержана 48 странами
(из 58 тогдашних членов ООН)
БССР, УССР, СССР, Чехословакия, Польша,
Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия
воздержались при голосовании, а Гондурас и Йемен
не участвовали в нём.
Канада отвергла первый вариант Декларации, но при
итоговом голосовании согласилась с ней.
31. ХХ век
Декларация имеет только статусрекомендации, но на её основании были
приняты два обязательных для участников
договора:
- Международный пакт о гражданских и
политических правах и
- Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах.
Этот документ был переведён на множество языков мира (более 500
в 2018 году) и является самым переводимым документом в мире
32. Права человека в разных частях мира
Исторический обзорЧасть 2
33. Права человека в разных частях мира
Некоторые регионы мира образовали своисобственные системы защиты прав человека,
которые существуют наряду с системой, созданной
в рамках ООН. К настоящему времени существуют
региональные учреждения защиты прав человека в
Европе, Америке, Африке и арабских государствах;
в Азиатско-Тихоокеанском регионе таковых пока
что не имеется. Тем не менее, большинство стран
этого региона ратифицировали главные
соглашения и конвенции ООН по правам человека
и таким образом выразили свое согласие с
общими принципами, и признали себя субъектами
международного права в сфере прав человека.
34. Права человека в разных частях мира
Африканская Хартия прав человека и народоввступила в силу в октябре 1985 года и теперь
ратифицирована более чем 40 государствами.
Хартия представляет интерес ввиду наличия в
ней ряда положений, отличающих ее от
аналогичных документов, принятых в других
частях мира.
В отличие от Европейских или Американских
конвенций, Африканская хартия включает как
гражданские и политические права, так и права
социальные, экономические и культурные.
35. Права человека в разных частях мира
Африканская Хартия идет дальшеиндивидуальных прав, и предусматривает
также коллективные права народов.
Хартия признает также, что личность
имеет не только права, но и обязанности,
и даже перечисляет определенные
обязанности личности по отношению к
семье, обществу, государству и
международному сообществу.
36. Права человека в разных частях мира
В арабском мире в настоящее время существуетрегиональная Комиссия по правам человека, но
только с ограниченными полномочиями. Однако и
здесь одобрена Арабская хартия прав человека,
на основе которой должна быть образована
региональная система. Этот документ, подобно
Африканской хартии, наряду с гражданскополитическими содержит социальноэкономические права, а также список
«коллективных прав арабского народа».
37. Права человека в разных частях мира
Раздавались призывы к созданиюподобной системы и в АзиатскоТихоокеанском регионе, но никакого
формального соглашения пока что
принято не было. Встреча
неправительственных организаций
региона в 1993 завершилась принятием
Бангкокской Декларации НПО по правам
человека, в которой говорилось:
38. Права человека в разных частях мира
«С точки зрения плюралистической перспективымы можем учиться у различных культур...
Универсальные права человека имеют свои корни во
многих культурах... И мы подтверждаем ту основу
универсальности прав человека, которая
позволяет защищать все человечество... Защита
плюрализма культур не предполагает терпимости
к тем традициям некоторых культур, которые
ущемляют универсально признанные права
человека, включая права женщин. Поскольку в
правах человека заинтересовано все человечество,
и они представляют общечеловеческую ценность,
защита этих прав не может рассматриваться как
посягательство на национальный суверенитет».
39. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
БРАХМАНИЗМ:«Не делайте другим того, что было
бы больно вам, если бы сделано
было вам»
Махабхарата
40. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
БУДДИЗМ:«Не причиняйте другим того, что
самим кажется больно»
Удана-Варга: 5,18
41. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ДАОСИЗМ:«Пусть удача вашего соседа станет
для вас удачей, а потеря вашего
соседа — для вас потерей»
Тай Шанг Кан Йинг Пиэн
42. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ЗОРОАСТРИЗМ:«Только тот по природе хорош, кто
не делает другим ничего, что
нехорошо для самого себя»
Дадистан-и-диник, 94:5
43. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ИСЛАМ:«Никто не является истинно
верующим, пока не желает брату
своему того же, чего желает себе»
Сунна
44. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ИУДАИЗМ:«Что ненавистно вам, не делайте
ближнему своему»
Талмуд, Шаббат, 31а
45. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
КОНФУЦИАНСТВО:«Не делайте другим того, чего не
хотите, чтобы они делали вам»
Аналекты, XV, 23
46. РЕЛИГИИ МИРА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
ХРИСТИАНСТВО:«Как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и
вы с ними»
Новый Завет.
Евангелие от Матфея 7:12
47. «Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо
иметь в виду, государства, независимоот их политических, экономических и
культурных систем, несут обязанность
поощрять и защищать все права
человека и основные свободы»
Венская Декларация
и программа действий, 1993
48. Имели ли древние греки понятие о правах человека?
В 1989 году в Париже, во время торжеств,посвященных двухсотлетию Великой
французской революции, высокопоставленная
гостья из Великобритании поставила под
сомнение значительность происходящего,
утверждая, что понятие прав человека не
является новшеством, которым мы обязаны
творцам французской революции, поскольку оно
восходит к древним грекам.
49. Имели ли древние греки понятие о правах человека?
Разразился дипломатический скандал. Накарту были поставлены важные вопросы
национального самосознания. Отношения
с классической древностью неожиданно
переместились на авансцену и оказались
в фокусе политической дискуссии: кто
прав – премьер-министр Великобритании
или президент Франции?
50. Имели ли древние греки понятие о правах человека?
Как это часто бывает с подобными вопросами,можно найти аргументы в пользу обеих точек
зрения – гораздо больше, чем было найдено в то
время, когда г-жа Тэтчер решила саботировать
революционные празднества. Сказать, что
древние греки заложили фундамент западной
цивилизации, легко, но далеко не просто в
точности определить, что именно мы получили от
них по наследству.
М. Вернет. Имели ли древние греки
понятие о правах человека?