Древнерусская литература 13-15 веков
«Ведущие компоненты» воинских повестей
Воинские повести 15-16 веков
Задонщина 80-е гг. XIV в
Композиция
Особенности жанра
Герои «Задонщины»
Князь Дмитрий Иванович
Дмитрий и Андрей Ольгердовичи
Мамай
Художественные средства в «Задонщине»
«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)
Средства выразительности
Главные герои
Главные
Второстепенные
Эпизодические
13.12M
Категория: ИсторияИстория

Древнерусская литература XIII–XV веков

1. Древнерусская литература 13-15 веков

Подготовили студентки 2 курса отделения НХТ
Семенова Варвара и Лубяная Карина
Преподаватель: Зданчук Т.А.

2.

Основная форма литературных
произведений XIII–XV вв. – повесть.
Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе
летописей, житий святых, различных сказаний.
Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против
завоевателей.
Наиболее известные произведения:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»,
«Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной
повести об Александре Невском).

3.

Воинская повесть – жанр древнерусской литературы
распространённый в 11-17вв.
Основу воинской повести составляет изображение
исторического события, связанного с героической
борьбой народа против внешних врагов.

4. «Ведущие компоненты» воинских повестей

1. Описание войска, готовящегося к бою.
2. Ночь накануне сражения.
3. Речь предводителя перед сражением, обращение к
воинам.
4. Само сражение и его конец(победа – в этом случае
преследование неприятеля или поражение)
5. Подсчёт потерь.

5. Воинские повести 15-16 веков

1.
2.
3.
4.
«Задонщина»
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Повесть о стоянии на Угре»
Сказания и повести о «Куликовской битве»

6. Задонщина 80-е гг. XIV в

7. Композиция

1.
2.
3.
4.
5.
Обращение князя Дмитрия к братьям.
Обращение автора.
Военный поход.
Дань павшим воинам.
Обращение князя Дмитрия к братьям.

8.

9. Особенности жанра

1. Воинская повесть
2. Летописная повесть
3. Эпический стиль повествования

10.

11.

1. Центральная часть Задонщины открывается известием о
том, как Дмитрий Донской и Владимир Андреевич
выступили против Мамая.
2.
В описании похода и сражения доминируют речи и диалоги
участников битвы, которые зачастую прерываются
лирическими отступлениями автора.
3. Окончание рассказа о битве в Задонщине – сетования татар,
бегущих с поля сражения, и упоминание о бегстве Мамая.
Завершается текст Задонщины в Пространной редакции
перечнем имен павших князей и бояр.

12.

13. Герои «Задонщины»

14. Князь Дмитрий Иванович

15. Дмитрий и Андрей Ольгердовичи

16. Мамай

17. Художественные средства в «Задонщине»

Фольклорное влияние наиболее заметно в
использовании отрицательных сравнений (в отличие
от "Слова...", где в их функции обычно выступали
метафоры-символы, которые, напротив, почти не
применялись автором «Задонщины»).

18.

Итак, "Задонщина" — памятник, созданный на
скрещении трех художественных традиций
(фольклорной, традиции воинской повести, в идейном
и отчасти стилистическом плане — "Слова о полку
Игореве").

19. «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)

20.

Создано в XV веке, рассказывает не только о князе
Дмитрии и его братьях, но и о рядовых участниках
сражения.
Автор неизвестен.
Победа на Куликовом поле предопределена Божьей
волей, которая и двигала князем Дмитрием.

21. Средства выразительности

Анахронизмы
Поэтические описания

22. Главные герои

"Сказание о Мамаевом побоище" — произведение многофигурное, и
в нем становится возможным выделить три группы персонажей:
главных, второстепенных и эпизодических.

23. Главные

Дмитрий Иванович
Владимир Андреевич
Мамай

24. Второстепенные

преподобный Сергий,
Дмитрий Боброк,
Ольгерд Литовский
Олег Рязанский,
братья Ольгердовичи

25. Эпизодические

Захария Тютчев,
Михаил Бренк,
митрополит Киприан,
Фома Кацибей
и другие
English     Русский Правила