Похожие презентации:
Миссиология. Особенности миссионерского служения православных в период от основания Церкви до XV века в Византии и на Руси
1.
МИССИОЛОГИЯСеминар по теме 1
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
История христианских миссий:
•Греко-римские миссии I - V веков;
•Миссии среди кельтских народов V - X веков;
•Римско-католические миссии в Европе (600 – 1054 гг.);
•Миссия среди cлавян. Кирилло-Мефодиевская традиция (IX - X
века);.
ЛИТЕРАТУРА:
•Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской
Православной Церкви. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
•Никулина Е.Н. Агиология. Курс лекций. - М.: Издательство ПСТГУ,
2008.
2.
Тема 1:Особенности миссионерского служения
православных в период от основания
Церкви до XV века в Византии и на Руси
Труды апостолов в деле христианской проповеди.
Распространение христианства в языческих странах.
Жизнь
и
миссионерское
служение
святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей
славянских народов.
Крещение
Руси
и
распространение
христианства в домонгольский период.
Просвещение татар.
3.
Первое крещение руссовВ окружном послании Патриарха Фотия в 867 г. и в других
византийских документах говорится о нападении на Константинополь
руссов, их поражении и крещении их вождей.
По преданию, это были Аскольд и Дир с дружиной.
Раскопки в Новгороде и его окрестностях свидетельствуют о том, что
христианство проникало и с севера, по крайней мере, со времен
Рюрика (862—879).
Христианами были некоторые знатные люди в окружении и дружине
Рюрика.
.
С деятельностью святой равноапостольной княгини Ольги (945—
969) связан следующий этап христианства на Руси.
4.
Крещение РусиВыбрав новую веру
и крестившись, Владимир
внутренне преобразился
.
Русь в конце
X века
5.
Распространение христианствав домонгольский период
Преемником Владимира в распространении веры и возвышении
культуры стал его сын Ярослав Мудрый (1019—1054). При всех
приходских церквах были устроены школы.
Первое народное училище в Новгороде, где обучались 300 отроков.
Первая на Руси библиотека переводных славянских церковноучительных и богослужебных книг при храме св. Софии Киевской.
Подобные училища и библиотеки возникают затем и в других городах
Руси.
Русские города по уровню просвещения стали выше городов
Европы того времени.
По воле Ярослава в 1051 г. собор русских епископов поставил
митрополитом Киевским русского священника Илариона.
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона - осмысление
мировой истории, пути русского народа ко Христу, его особой миссии в
христианском мире.
6.
Монастыри – центры просвещенияНачало Киево-Печерской Лавры от пещерки Илариона на берегу
Днепра.
Ко времени нашествия татаро-монголов Русская Церковь получила
из Лавры не менее 50 епископов.
Христиане несли высокие нравственные идеалы, красоту
православного богослужения, грамотность, культуру.
Долго противостояли христианству вятичи и радимичи, жившие в
бассейне Оки, по причине грубости языческих нравов. Просвещал их
киево-печерский монах прп. Кукша. Некоторых он крестил, совершил
много чудес, но был схвачен язычниками и после долгих мучений
вместе со своим учеником Никоном обезглавлен. Эти племена приняли
христианство
лишь в середине XII в.
.
В верховье Днепра, в регионе вокруг Смоленска, жили кривичи.
Преподобный Нестор сообщает, что они еще в конце XI в. «творяще
сами собе закон». Во второй половине XII в. их просвещение и
настоящая волна обращений были связаны с проповедью св. Авраамия
Смоленского.
Дольше других сопротивлялись древляне. Они приняли крещение
только в XIII в.
7.
Миссия среди народов севера, запада и востокаЕще позже приняли христианство жившие на севере и северовостоке племена, в том числе финно-угорские.
Среди них сильно было влияние волхвов, которые и руководили
мятежами язычников против христиан.
На востоке успешной была миссия среди волжско-камских болгар, с
которыми Русь имела тесные торговые сношения.
Во второй половине XII в. святой князь Андрей Боголюбский
привлекал к христианству души мусульман и язычников красотой
христианских храмов.
Православие начало распространяться на западе среди ливов,
латышей и эстов, но в начале XIII в. было остановлено приходом
.
немецких
военно-монашеских орденов.
В 1223 г., после битвы на Калке с монголо-татарами, многие половцы
бежали в русские города и крестились.
Знакомство с христианской верой осуществлялось и через
родственные связи половецких князей с русскими.
8.
Просвещение татар – миссия в Золотой Орде.
9.
Просвещение татар – миссия в Золотой ОрдеСогласно Великой Ясе, или «Книге запретов», составленной еще
Чингисханом, ордынские ханы обязаны были проявлять веротерпимость,
уважать чужие религии, и, вступая на престол, они давали клятву
следовать в том числе и этим законам.
При правлении ханов Гуюка, Мангу (1251—1259) вблизи ханского
шатра стояла христианская часовня, в которой совершались
богослужения, а хан Кублай (или Хубилай) (1260—1292) и его двор
принимали участие в христианских праздниках.
Русское духовенство в Орде оказывало определенное влияние на хана
и его приближенных. Известны обращения за поддержкой к российскому
духовенству хана Гуюка, христианские симпатии побратима Александра
Невского хана Сартака.
.
По молитве православного духовенства в Орде совершались
исцеления. Так, еп. Ростовский Кирилл, уже однажды проповедовавший
при ханском дворце, был вызван лечить сына хана Берки (или Берке)
(1257—1266), который по молитве епископа выздоровел. Пораженный
увиденным, племянник хана уехал вместе со святителем в Ростов, где
крестился с именем Петр, построил церковь, создал монастырь, а перед
смертью принял монашеский постриг. В русские святцы он вошел с
именем Петра царевича Ордынского.
10.
Просвещение татар – миссия в Золотой ОрдеДругой случай удивительного исцеления — возвращение зрения
Тайдуле, жене хана Чанибека (или Джанибека) (1340—1357), митр.
Алексием (1354—1378 гг.). Царица в знак признательности выдала
святителю особый ярлык, перстень, подарила участок земли в Кремле,
где находилось подворье баскаков, и впоследствии там был основан
Чудов монастырь (1365).
И смерть за веру русских князей видели ордынцы. Мученическую
кончину приняли князь Михаил Черниговский и боярин Феодор (1246),
отказавшись проходить через огонь и поклоняться идолам; также погиб в
Орде, не отрекшись от христианской веры.
Широкомасштабное миссионерское свидетельство развернулось в
Золотой Орде после создания в 1261 г. Сарайской епархии: духовная
.
проповедь среди татар-язычников, несториан и яковитов и окормление
православных, находящихся на территории Орды — русских пленных,
князей со свитой, иногда годами проживающих в Орде, греков,
кавказцев, бродников (потомков хазар).
Деятельность Сарайской епархии была довольно успешной.
Крестились многие татары, даже в таких местах, где трудно было
достать воду для крещения.
11.
Просвещение татар – миссия в Золотой ОрдеВо время поездки второго еп. Сарайского Феогноста на
Константинопольский Собор (1276) были разрешены вопросы пастырсколитургического характера: о переносных походных престолах, о
крещении без погружения из-за отсутствия источников в степи.
Многие татары переходили на службу к русским князьям, принимали
крещение. Они стали родоначальниками таких известных в России
родов, как Адашевы, Глинские, Строгановы, Годуновы, Мещерские и др.
После принятия Ордой ислама на Русь переселились
и татары-несториане.
В XV в. переход татар на службу к русским стал частым явлением.
На территории Руси образовались целые татарские поселения
(например,
город Касимов с окрестностями).
.
Баскаки (сборщики дани), проживавшие в России, русские, являвшиеся
в Орду, пленники, захватываемые во время войны, дочери и сестры
ханов, выходившие замуж за русских князей и принимавшие
христианство, жены ханов — христианки, наконец, многочисленные
христианские миссии в Монголии и Орде — все вместе способствовало
успехам христианской проповеди.
12.
Семинар по теме 1 (продолжение)ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
История христианских миссий:
•Сирийские и несторианские миссия ;
•Средневековье и Крестовые походы;
•Эпоха географических открытий (15-16 века);
История миссионерской деятельности РПЦ.
Роль монашества в деле распространения христианства на
Руси.
.
ЛИТЕРАТУРА:
•Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской
Православной Церкви. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
•Никулина Е.Н. Агиология. Курс лекций. - М.: Издательство ПСТГУ,
2008.