2.98M
Категории: ИсторияИстория МузыкаМузыка

Советское музыкальное искусство предвоенного и военного времени

1.

Советское музыкальное
искусство предвоенного и
военного времени

2.

Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
В фильме «Александр Невский», где звучит музыка
Прокофьева роль А.Невского исполняет
Николай Черкасов

3.

История создания
В начале 1938 года крупнейший советский
кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой
звуковой фильм об Александре Невском. В качестве
автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с
которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи
давнишним
поклонником
его
замечательного
режиссерского таланта, я с удовольствием принял
предложение», — вспоминал композитор. Вскоре он
отправился в свою последнюю заграничную поездку, и
в Голливуде специально изучил технику музыкального
оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком
в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму
«Поручик Киже».

4.

По возвращении из поездки Прокофьев
принялся за работу. Она протекала в самом
тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа
шла двумя путями: либо режиссер показывал
композитору законченный кусок отснятой
пленки, предоставляя ему самому решать,
какова должна быть музыка к нему, либо
Прокофьев заранее писал тот или иной
музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил
зрительный ряд, основываясь на этой музыке.
Бывало и так, что режиссер рассказывал
Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя
его карандашными рисунками, а потом делал
съемки, исходя из готовой партитуры.

5.

Это творческое содружество было основано на
безграничном доверии художников друг к другу.
Прокофьев убедился, что прославленный режиссер
«оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна
же поражала способность Прокофьева мгновенно
заражаться зрительным впечатлением и передавать в
музыке
сущность
художественного
образа,
запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне
музыку, которая... звуковым контрапунктом будет
пронизывать мою монтажную структуру, закон
строения которой он уносит в той ритмической
фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил
режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых
эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения
на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам
Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901—1957).

6.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря
1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот
успех натолкнул композитора на мысль написать на
материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—
1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась
очень непростой. «Иногда легче написать совершенно
новую пьесу, чем придумывать спайки», — жаловался
он близким. Нужно было полностью переоркестровать
всю музыку, так как прежняя оркестровка была
рассчитана на использование электронных средств,
применяемых при записи киномузыки, различных
эффектов, связанных с приближением и удалением
того или иного инструмента от микрофона и т. д.

7.

Кроме того, из разрозненных фрагментов,
звучащих на протяжении фильма, нужно было
скомпоновать стройные разделы вокальносимфонического цикла. Кантата, получившая
ор. 78, состоит из семи частей, — «Русь под игом
монгольским»,
«Песня
об
Александре
Невском»,
«Крестоносцы
во
Пскове»,
«Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище»,
«Мертвое поле» и «Въезд Александра во
Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было
в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее
премьера в Большом зале Московской
консерватории.

8.

В музыке «Александра Невского»
воплотились
лучшие
черты
творчества
Прокофьева

универсальность
стиля,
способного с равной силой
воплощать русские героические
образы, проникновенную лирику,
жесткие,
механизированные
образы захватчиков. Композитор
сочетает
живописноизобразительные
эпизоды
с
песенно-хоровыми
сценами,
близкими
оперноораториальному стилю. Широта
музыкальных обобщений не мешает зримой
конкретности отдельных образов.

9.

Специфика новизны стиля Прокофьева:
Полиостинатная техника
Полиритмия
Широкий спектр гармоний – от простого трезвучия до
кластера
Монтажный принцип композиции
Музыка
кантаты
получилась
ярко
театральной,
кинематографичной
по
выпуклости образов, изобразительности,
характеру сопоставлений лирических,
жанровых и героических тем.

10.

Кантата «Александр Невский»
для меццо – сопрано, хора и
оркестра на слова В.Луговского
и С.Прокофьева создана в 1939
году
на
основе
музыки
кодноименному
фильму,
поставленному
Сергеем
Эйзенштейном.

11.

В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.

12.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический
пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.
Господствуют
архаические
попевки
с
диковатым
«всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными
унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких
инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной
дали, огромных пространств. В былинной «Песне об
Александре Невском» возникает главная тема России, ее
непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»). В
части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются
противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями,
грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим
хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов
противопоставлены
скорбные
напевы
и
трепетная
эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное
горе. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора
«Вставайте, люди русские», рожденная русской народной
песенностью.

13.

Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища».
Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на
берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и
ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная
бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном
фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий
до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема
«Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи
наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников.
Батальный эпизод завершается почти зримой картиной
катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая
часть, — «Мертвое поле», — единственная в кантате сольная
ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она
покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.
Победно-патриотический
финал
отличается
яркой,
праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием
русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание
хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает

14.

Автор текста (слов):
Луговский В.
Композитор (музыка):
Прокофьев С.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

15.

На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать!
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!

16.

«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о
древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями
Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года.
Относится к плеяде классических советских исторических
фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея
Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый
композитор Сергей Прокофьев. «Александр Невский» появился
в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый
разве что с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил
Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без
защиты диссертации. В 1941 году, после начала Великой
Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на
экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год
семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со
словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне
мужественный образ наших великих предков». Почти в полном
составе съёмочная группа «Невского» осуществила постановку
и следующей ленты Эйзенштейна — «Ивана Грозного».

17.

Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. Прежде всего это,
конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил
работу с режиссёром и в «Иване Грозном». Без всяких проб Эйзенштейн
утвердил Николая Охлопкова и Андрея Абрикосова на роли соратников
князя Василия Буслаева и Гаврилы Алексича. Сергей Блинников сыграл
Твердилу. На роль Магистра ордена режиссёр пригласил выдающегося
актёра Московского Художественного театра Владимира Ершова. Свою
первую роль в кино сыграл Фёдор Одиноков.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога
Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту
сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с
Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские
палаты, сохранились до сих пор.
Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых
сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе
выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и солью и залили жидким
стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый
цвет.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового
портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет
во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).

18.

Жанр : драма, военный, исторический
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев
Киностудия : Мосфильм
Автор сценария: Сергей Эйзенштейн, Пётр Павленко
В главных ролях: Николай Черкасов, Николай
Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Сергей
Блинников
Оператор: Эдуард Тиссэ
Композитор: Сергей Прокофьев
Страна СССР
Год 1938

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Песни военных лет
В военные годы песня стала самым
распространенным жанром советской музыки.
Военная пора во всей полноте и силе проявила
её мобильность, непосредственную близость к
повседневной
жизни
общества.
Песня
становится духовным оружием фронта и тыла.
Она зовет в бой, воодушевляет память о
мирных днях и вселяет в человеческие сердца
уверенность в победе. Главная тема песенного
творчества этих лет – защита Родины.

26.

Героико – патриотические песни.
В самом начале войны жанровый облик героико –
патриотических песен тяготеет преимущественно к
походно – строевым маршам и гимнам. Таковы «До
свиданья. Города и хаты» Блантера – Исаковского,
«Песня защитников Москвы» Б.Мокроусова
Суркова, «Песня смелых» Белого – Суркова и другие,
воспевавшие мужество и доблесть советского солдата.
Крутой
поворот
песни
навстречу
военной
действительности произошел уже в июньские дни 1941
года. Откликнувшись на лозунг «Песня – фронту»,
композиторы и поэты мобилизуют свои творческие
усилия. Песни пишутся в считанные дни и даже часы.
Нередко это было так: сначала в одной или
нескольких газетах печатались новые стихи, а вскоре

27.

Композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким образом песен –
лирическо – героическая, концертного плана «Прощание» Т.Хренникова –
Ф.Кравченко.
Набатным призывом, поднимающим народ на смертный бой зазвучал гимн
«Священная война». Его авторы – композитор А.Александров и поэт
В.Лебедев – Кумач. От начала до конца дышит это произведение страстной
силой взволнованной человеческой речи. Песня передает и глубокий
драматизм события, и героический подъем народа. Эти чувства воплощены
языком хорового плаката – воззвания, восходящего к гимническим
традициям революции и гражданской войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали
стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай,
страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихи эти потребовали от
поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что
Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и
строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов
возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг.
Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских
полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались
налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою
записную
книжку
такие
слова:
Не
смеют
крылья
черные
Над
Родиной
летать...

28.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля
песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него
такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день,
придя
на
репетицию,
композитор
объявил:

Будем
разучивать
новую
песню

«Священная
война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не
было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще
день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском
вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые
эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на
Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на
передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что
полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же
выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым,
оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей,
госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала
был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как
говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное
обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы,
саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

29.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок
помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты
ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно
зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке?
В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня
«Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается
рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно
затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня
захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале
наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время
исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это
волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на
глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения.
Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную
войну».

30.

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная
война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала
музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для
победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов,
рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них
относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя
заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно
штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы
защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая
песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру...
Не
сдались
советские
воины
ненавистному
врагу.
Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был
автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его
стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и
многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями.
В творчестве Александра Васильевича Александрова военной песне
принадлежала
основная
роль.
Будучи
руководителем
Ансамбля
красноармейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно
патриотических
произведений.

31.

Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в
довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», музыка
которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так
что «Священная война» явилась как бы результатом их многолетнего
содружества.
«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад
Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В.
Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его
концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты
решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой
уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от
событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. На следующий
день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с
которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом
они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время
писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же
оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага,
как
и
любое
оружие!»

32.

Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала, посвящённая первому
исполнению ансамблем песни «Священная война» 26 июня 1941 года.

33.

Дважды Краснознамённый Академический ансамбль песни и пляски
Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль Александрова —
крупнейший художественный коллектив России и ранее СССР. В 1928 году
ансамбль насчитывал 12 человек — 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. К 1
декабря 1935 года коллектив вырос до 135 человек. 12 октября 1928 года
состоялось первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной
Армии, которое принято считать рождением указанного военного
творческого коллектива. 1 декабря 1928 года ансамбль был зачислен в штат
ЦДКА и получил название Ансамбль красноармейской песни Центрального
дома Красной Армии имени М. В. Фрунзе. С 27 ноября 1935 года —
Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. В 1937
году штат Ансамбля 274 человека, а в 1948 году — 313 человек. В настоящее
время в штате ансамбля состоит 186 человек. Организатором и первым
музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории им.
П. И. Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор
Александр Александров. Он возглавлял ансамбль на протяжении 18 лет. С 7
февраля 1949 года — Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды
ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова.
С 10 июля 1949 года Ансамблю было присвоено имя его основателя —
А. В. Александрова.

34.

Многие из военных песен предназначались
специально для различных родов войск.
Нередко они были написаны непосредственно
по заданию военного командования, а также
при прохождении композиторами и поэтами
воинской службы в рядах армии и флота, во
время фронтовых командировок. Морской
китель с гордостью носит поэт Лебедев – Кумач,
композиторы – североморцы Б.Терентьев и
Е.Жарковский, служивший на черноморском
флоте Б.Мокроусов. Одна из известных
воинских
песен

«Морская
гвардия»
Милютина – Лебедева – Кумача.

35.

Военные песни В. Соловьева-Седого 24 июня 1941 года молодой композитор принес
на радио солдатский вальс «Играй мой баян» (стихи Л. Давидович). Так началась
известность Василия Павловича Соловьева-Седого (1907—1979), замечательного
мастера советской песни. Одним из первых воплотил он в своих песнях портрет
«коллективного лирического героя». На протяжении военных лет в песнях
Соловьева-Седого главенствует тема фронтовой дружбы. Первая из них — «Вечер на
рейде» (стихи А. Чуркина) написана в 1941 году. В сущности, она предвосхитила
расцвет фронтовой лирики, начавшейся позже, уже в разгар войны. В один из тогда
еще тихих ленинградских вечеров, работая на погрузке в порту, композитор задумал
песню о моряках, покидающих родной город. Слова «Прощай, любимый город»
возникли у него сами собой. Взяв эти слова за основу, Чуркин написал стихи.
Задумчивая, исполненная благородства мелодия носит элегический характер.
Принцип ее развития основан на контрасте широких восходящих ходов — все они
берут начало от нижнего квинтового устоя — с общим нисходящим движением
(октава, септима, секста). Тем ярче высвечена интонация ноны, венчающая кульминационный момент запева. Пунктирная фигурка, повторяющаяся на второй доле
каждого такта, несет негромкое и одновременно настойчивое напоминание о
маршевости. С долгими, частыми остановками разворачивается «говорящая»
мелодия припева. Эта особенность песенного почерка Соловьева-Седого ярко
проявилась и в других лирических песнях — «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк»
(стихи Лебедева- Кумача), «Давно мы дома не были» (стихи Фатьянова) и особенно в
«Соловьях». Напевная, широкого мелодического дыхания песня «Соловьи» (стихи
Фатьянова) родилась уже на исходе войны. Эта неповторимая в своем роде
солдатская колыбельная запечатлела один из кратких моментов солдатского отдыха
— мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.

36.

У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура
демократической интеллигенции и студенчества XIX века. Не менее близок
ему интонационный круг песен фабричной городской окраины. Сближая
между собой эти признаки, композитор сообщает своим мелодиям свободу
импровизационного течения. Песни Соловьева-Седого трудно причислить к
той или иной жанровой разновидности. Композитор почти не прибегает к
использованию конкретных ритмоформул, связанных с моторикой
маршевого или танцевального движения. Его мелодии скорее напоминают
свободно льющуюся человеческую речь, в которой тем не менее всегда
присутствует песенная периодичность, достигаемая четкой симметрией
мотивных построений.
Композитор Соловьев-Седой и поэт Фатьянов связаны тесными узами
совместного творчества. Лишь в годы войны (с 1942 года) ими написаны
десятки песен о фронтовом товариществе, о том, что дорого для сердец,
объединенных суровыми военными буднями. Тесный круг боевых друзей,
поверяющих друг другу свои заветные думы, — это и есть «коллективный
лирический герой», многогранно раскрывшийся в песнях Соловьева-Седого
на слова Фатьянова и ряда других поэтов, в числе которых были
Исаковский, Чуркин, Гусев и А. Прокофьев.

37.

О том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор,
свидетельствует целый ряд шуточно-лирических песен Соловьева-Седого,
таких, как «На солнечной поляночке», «Как за Камой за рекой», «Ничего не
говорила» и другие. Веселая шутка, которой бойцы часто ободряли друг
друга, помогала им пережить тяготы военных испытаний и горечь разлуки с
близкими. Как здесь не вспомнить неунывающего Василия Тёркина, героя
знаменитой поэмы А. Твардовского! Не случайно шуточные песни всегда
звучат как веселые бытовые сценки с бодрыми, «подзадоривающими»
интонациями-репликами. В мелодиях Соловьева-Седого подобные
интонации становятся свидетельством неистощимой ритмической
изобретательности. Ярчайшим ее примером служит песня «На солнечной
поляночке» (стихи Фатьянова), где в запеве имитируются заливистые
переборы тальянки, а в припеве словно слышится живой человеческий
говор. Творчество Соловьева-Седого всеми своими гранями вписалось в
атмосферу фронтового быта. В песенном наследии Великой Отечественной
войны удельный вес лирики огромен. Потребность в ней возрастала тем
больше, чем дальше вели солдата длинные дороги войны, надолго
разлучившие его с отчим домом.

38.

Песни фронтового быта
Прежде всего необходимо напомнить, что круг песен фронтового быта не
исчерпывается сочинениями военного периода. Большое значение в песенном обиходе
войны имели популярные песни довоенного времени, такие, как «Каховка»,
«Орленок», «Дан приказ ему на запад», «По военной дороге», «Тачанка» и др. С новой
силой зазвучали воскрешающие боевое прошлое «По долинам и по взгорьям», «Там,
вдали за рекой», а также старинные народные «Есть на Волге утес», «Песня о
Ермаке», «Раскинулось море широко», «Варяг». В массовом народном творчестве
широко бытовал принцип объединения популярных напевов прошлых лет с новыми
текстами, приуроченными к военной повседневности. В мощный фольклорный поток
влились многочисленные варианты «Синего платочка» Петерсбургского. Существует
несколько сотен текстовых фольклорных вариантов всеми любимой «Катюши»12.
Огромной популярностью пользовалась песня «Огонек». Ее история началась со
стихотворения поэта Исаковского, опубликованного в газете «Правда» весной 1943
года. Многие композиторы — профессиональные и самодеятельные — предлагали
свои варианты напева. Однако в жизни закрепился лишь один. Кто был его автором
— об этом велось много споров — установить так и не удалось.
Разнообразны по содержанию и жанровым приметам многочисленные песни
фронтового быта. Сердечные и задумчивые, одни отозвавшиеся болью утрат, иные —
окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской
дружбе, мечтах и надеждах. К самым ранним из них относятся широко известные
«Давай закурим» М. Табачникова и И. Френкеля, «Два Максима» С. Каца — В.
Дыховичного.

39.

Популярными были песни, по-новому преломлявшие традиции русской
пляски, частушки, шуточной. В этом направлении незадолго до войны начал
работать Анатолий Новиков. Его мастерски написанные жанровые сценки
из солдатской жизни нередко содержат оживленный диалог. Здесь и
откровенный разговор двух бойцов о делах сердечных («Вася-Василек») с
удалым «резюме» хора, и плакатная сатирическая шутка «Самоварысамопалы» — написанные в 1940 году (обе на стихи Алымова), они стали
украшением фронтового репертуара профессиональных и самодеятельных
хоровых коллективов. Это и задорная лирическая «Смуглянка» на стихи
Шведова. Одной из привлекательных особенностей в песнях Новикова
служит, выражаясь языком театральной терминологии, непринужденная
«игра» темпоритма. Речь идет о характерных ритмических оттяжках,
связанных с эмоционально-смысловым началом поэтического текста. Это
замедленное скандирование слов, намеренно приторможенное движение на
том или ином участке куплетной формы. Подобный момент возникает на
грани песенных строф («Вася-Василек», «Смуглянка») с тем, чтобы ярче
оттенить идущую вслед бойкую плясовую скороговорку. Такой штрих
прекрасно выказывает темперамент и удаль песенных героев Новикова.

40.

Заветные страницы в песенной эпопее войны принадлежат бытовой лирике.
Высокую этическую нагрузку приняли на себя вечные темы любовной
лирической песни, соотнесенные с жизненными ситуациями грозовой
военной поры. Прощания и разлуки, ожидания встреч с любимыми воедино
переплели личное и общее, интимное и гражданственное. Таковы
«Землянка» Листова — Суркова (ритм скромного бытового вальса, тревожно
устремленное восхождение интонаций, открывающих каждую новую фразу),
«Темная ночь» Богословского — В. Агатова (тангообразный напев с
взволнованной речевой пульсацией). В мечтательном кружении «Случайного
вальса» (Фрадкин — Долматовский) разворачивается история одной из тех
коротких встреч, которой суждено оставить светлый след в душе
фронтовика. Рядом с песнями окопных будней в музыкально-поэтической
летописи войны встали и те, что воспели дела трудового тыла. К лучшим из
них принадлежит обаятельная, излучающая светлое мажорное сияние
«Песня о фонарике» Шостаковича — Светлова. Ее, несомненно, можно
назвать символом оптимизма и душевной стойкости гражданского населения
нашей столицы. А в каждом северном городе принято было считать, что это
о нем сложена лирико-частушечная песня «Есть на Севере хороший городок»
(Хренников — Гусев). Известность получила также лирическая песня Н.
Будашкина на стихи Г. Акулова «За дальнею околицей».

41.

Среди авторов самых популярных песен военной поры почетное место принадлежит
композитору Матвею Исааковичу Блантеру (1903 —1990). В первые дни войны он
написал походный солдатский марш «До свиданья, города и хаты». Три с лишним
года спустя вестником победного шествия советского воина по городам Европы стала
лирико-плясовая «Под звездами балканскими» (стихи Исаковского). В середине
войны широко звучит «Моя любимая» на стихи Долматовского. К высоким образцам
песенной классики военных лет принадлежит блантеровский вальс «В лесу
прифронтовом» на стихи Исаковского (для солиста с хором). Отголоски двух других
— старинных вальсов («Осенний сон» и «Воспоминание» А. Джойса) выступают
здесь напоминанием о мирной жизни и о далекой любимой. Решимостью и
твердостью веет от широких восходящих интонаций мажорного припева, словно
подтверждающих мысль о том, что «дорога к ней ведет через войну».
Отчетливо передают победные настроения и мечту о скорой встрече с родными
краями песни периода повсеместных наступлений советских войск, завершения
Великой Отечественной войны: «Давно мы дома не были» Соловьева-Седого —
Фатьянова, «Казаки в Берлине» Дм. и Дан. Покрассов — Ц. Солодаря.
В новогоднюю ночь 1 января 1944 года по радио впервые зазвучал Государственный
Гимн Советского Союза. Его авторы — композитор А. В. Александров и поэты С.
Михалков и Г. Эль-Регистан. Музыкальные корни этого торжественного, монументального сочинения, словно проходя сквозь пласты времен, ведут к европейским
революционным гимнам (прежде всего «Интернационалу») и далее к старинным
российским кантам и величальным песням.
English     Русский Правила