8.91M
Категория: ИскусствоИскусство

Рождение и расцвет мирового кинематографа

1.

Рождение и расцвет
мирового
кинематографа

2.

Первый киносеанс в «Гран-кафе» в Париже,
28 декабря 1895 года

3.

Сыновья Антуана Люмьера – лионского владельца
фабрики по производству фотобумаги – запатентовали
изобретение,
которое
впоследствии
получило
повсеместное распространение. Огюст и Луи Люмьер
(сот. 1862 – 1954, 1864 – 1948), пользовавшиеся
авторитетом в научной и промышленной среде,
внедрили свою техническую игрушку в повседневную
жизнь.
Первый публичный просмотр состоялся 28
декабря 1895 года в Гран – кафе на Бульваре
Капуцинов в Париже. Именно с этого момента
– первого платного сеанса, принесшего 33
франка чистой прибыли, - начинается история
мирового кино.

4.

Братья Луи и Огюст Люмьеры

5.

Первые короткие фильмы (продолжительностью
несколько секунд) были репортажами из будничной
жизни города и своей семьи:
1. «Выход рабочих с фабрики»;
2. «Завтрак младенца»;
3. «Игра в покер»;
4. «Прибытие поезда на станцию
Ля Сиота»;
5. «Разрушение стены».
Эти фильмы представляли собой
не инсценированные события

6.

Первые фильмы братьев Люмьер

7.

Вторая значительная персона в истории
кинематографии – Жорж Мельес (1861 – 1938)
С его именем связано
возникновение игрового
(художественного)
фильма.
Мельес создавал фильмы – спектакли,
устанавливая кинокамеру в зрительном
зале театра.
Мельес снял около 500 фильмов, среди
которых «Путешествие на Луну» (1902),
«Путешествие через невозможное» (1904),
«Завоевание полюса» (1912).

8.

Мельес открыл
важнейшее средство
кинематографической
выразительности
(образности) – монтаж.

9.

10.

Американская кинематография
В 1908 году возник Голливуд, который уже к 1914 году
стал крупнейшим в мире центром кинопроизводства.
Картины снимались практически ежедневно в двух
основных жанрах: ковбойские фильмы – вестерны, и
комедии – slapstick comedy (комедия затрещин).
Ковбойские фильмы были детищем Гилберта М.
Андерсона – актера, наездника и постановщика.
Неизменным героем стал мужественный и
неустрашимый ковбой Брончо Билли. Сюжет и
драматургия фильмов были постоянны: ковбой,
хороший
шериф
и
отважная
девушка
побеждали отрицательных героев.

11.

12.

Ковбойские фильмы вывели съемочную камеру на
бескрайние просторы прерий и оживили экран
беспрестанным движением. Именно этот жанр стал
первой ласточкой американского кино на европейском
экране.

13.

Отцом американской кинокомедии считается Мак Сеннетт. В
основе его лент лежал карикатурный показ жизни, где
действовало множество уморительных персонажей — тощих и
толстых, косоглазых и хромых, медлительных и скорых. До
предела насыщая свои картины комическими эффектами,
Сеннетт избегал какой-либо назидательности и превращал
экранное зрелище в стремительный круговорот событий.

14.

Главной фигурой американского (да и мирового) кино начала XX
в. является Дэвид У. Гриффит (1875-1948). Он пришел в кино
случайно в поисках заработка. Сначала снимался в
эпизодических ролях, писал сценарии. Свой первый фильм —
«Приключения Долли» — Гриффит поставил в 1908 г. История
маленькой девочки, похищенной цыганами, длилась на экране
около 9 минут. Но за это время автор провел своих героев через
равнину, ущелье и водопад.

15.

Будучи человеком начитанным, Д. Гриффит начал активно
обращаться к романам Диккенса, Мопассана, Лондона, Толстого
в поисках экранного эквивалента сложных литературных
сюжетов. В отличие от своих современников Гриффит не был
интуитивным художником. Он тщательно изучал накопленный
к тому времени кинематографический опыт, детально
продумывал технические и режиссерские приемы. В результате
он оказался первым, кто разработал основы новой профессии —
кинорежиссуры.
Творческий вклад Гриффита в развитие искусства кино
определяют
четыре основных момента:
1) внедрение в кинодраматургию романной повествовательной
конструкции;
2) параллельный монтаж;
3) превращение кинокамеры в активного участника действия;
4) реформа системы актерской игры.

16.

К 1913 г. Д.У. Гриффит становится зрелым художником со
своим собственным творческим методом. Это позволило ему
создать первые в мире монументальные экранные произведения
— «Рождение нации» (1914) и «Нетерпимость» (1916). Фильм
«Рождение нации» состоит из двух серий. В первой отражены
драматические события Гражданской войны в США 1861—1865
гг.; во второй — тягостное противостояние белого и черного
населения южных штатов.
Кадр из фильма Рождение нации: суд
Линча над негром-насильником

17.

«Нетерпимость»
Д.У.
Гриффита
открывает
антологию киношедевров. Именно в этом произведении
автор максимально приблизился к реализации своей
мечты: «Когда кинематограф создаст что-либо
достойное сравнения с трагедиями Еврипида или
творениями Гомера, Шекспира, Ибсена, или с музыкой
Генделя и Баха, тогда мы сможем позволить себе
назвать "кинозрелища" искусством».

18.

Фильм состоит из четырех сюжетных пластов:
падение Вавилона и его последнего царя Валтасара;
распятие Иисуса Христа в Древней Иудее;
Варфоломеевская ночь во Франции XVI в.; современная
(начала XX в.) драма «Мать и закон». Столь широкий
разброс тем призван был работать на единую идею,
лаконично выраженную в названии. Гриффит обличает
деспотизм и бессмысленность противостояния в
любой форме, ибо результатом его становятся
невинные жертвы. Обращение к различным эпохам
цивилизации было принципиально важным для
режиссера, который этим подчеркивал извечный
неизменный характер борьбы любви и ненависти,
справедливости и насилия.

19.

Пластический рефрен фильма: «Мадонна
качающая колыбель»
Помимо ассоциативно-тематического монтажа фрагментов
режиссер в качестве объединяющего принципа использует
пластический рефрен: весь фильм пронизывает один повторяющийся кадр
(мадонна качает колыбель), олицетворяющий
строки У. Уитмена:
Бесконечно качается колыбель...
Соединяющая настоящее и будущее.

20.

Другой яркой персоной американского и
одновременно
мирового кино начала XX в. является Чарльз
Чаплин (1889-1977). Он прибыл в США в 1913 г.
и поначалу работал в
студии «Кистоун» под руководством М.
Сеннетта. Первой комической маской Чаплина
был щеголь Чез в шикарных
сюртуках
и
цилиндрах,
с
большими
свисающими усами.
Постепенно актер пришел к трогательному
образу бродяги Чарли: в куцем пиджачке,
спадающих брюках, огромных рваных
башмаках, но в котелке и с тростью —
непременными деталями джентельменского
набора. Раскачиваясь, как утка, его герой
зашагал по экранам мира, покоряя зрительские
сердца.

21.

Основной комический прием Чаплина зиждется на
контрастном соединении бродяги и джентельмена,
когда элегантность манер не вяжется с нищенским
обликом. Главная же драматическая особенность его
лучших произведений («Бродяга», «Золотая лихорадка»,
«Огни большого города») состоит в «невозможном»,
алогичном,
«противоестественном»
сочетании
буффонады,
эксцентрики,
персонажа-маски
с
утонченной,
тщательной
психологической
проработкой каждого жеста, взгляда, динамического
порыва — из-под клоунской маски проступало
человеческое лицо. Это позволяло не просто
рассмешить зрителя, но и растрогать его.

22.

«Вели́кий дикта́тор» (англ. The Great Dictator) — классический
кинофильм Чарли Чаплина, политическая сатира на нацизм и в
особенности на Гитлера. Премьера фильма состоялась 15
октября 1940 года. «Великий диктатор» — первый полностью
звуковой фильм в творчестве Чаплина — был очень нетипичен
для США того времени, так как во время его создания США и
Германия ещё находились в состоянии мира. Фильм имел
большой коммерческий успех и, в то же время, вызвал большие
споры из-за политической подоплёки. Картина удостоена пяти
номинаций на премию «Оскар», включая за лучший фильм года,
лучшую мужскую роль (Чаплин) и мужскую роль второго плана
(Джек Оуки).

23.

Немецкий кинематограф
В поверженной и изолированной после Первой мировой войны
Германии возникли экранные произведения, вызвавшие резонанс
как на международном кинорынке, так и в сугубо
художественной сфере.
Эрнст
Любич
(1892-1947)
считается
основателем
исторического жанра в немецком кино, хотя более точной
формулой его картин является «костюмный фильм». Режиссер
не избирает предметом своего художественного исследования
исторические события, но облачает в «костюм» той или иной
эпохи мелодраматический сюжет. Э. Любич открыл для
немецкой кинематографии путь на зарубежный рынок и обрел
статус «европейского Гриффита».
Его фильмы «Мадам Дюбарри», ≪Анна Болейн≫, «Жена
фараона», «Принцесса устриц» и др. отличались не только
постановочным размахом, но хореографизмом внутрикадровых
композиций
и
четко
ритмизированным
рисунком
сюжетосложения.
English     Русский Правила