2.56M
Категория: ПедагогикаПедагогика

Развитие творческой активности личности в хореографическом коллективе

1.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие творческой активности личности в
хореографическом коллективе»
Автор проекта:
Ступникова Светлана Александровна
преподаватель хореографических дисциплин
МБОУ ДОД «Фёдоровская ДШИ»
г.п. Фёдоровский Сургутского района
ХМАО-Югры
2014 год

2.

Актуальность педагогического опыта
В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой
активности личности, показано значение участия педагога, семьи,
социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности,
содержания, методики и методов творческого развития подростков,
разработаны теоретические основы творческого процесса и проведение
исследования его важных компонентов. Однако проблема развития
творческой активности в условиях хореографического коллектива ещё не
являлась предметом специального научного изыскания. На основании
изучения опыта работы хореографических коллективов, анализа научной
психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема
исследования,
которая
определяется
противоречием
между
необходимостью развития творческой активности личности и недостаточной
теоретической и практической разработкой данного вопроса

3.

Цель исследования: определить педагогические условия
формирования творческой активности личности в хореографическом
коллективе.
Объектом исследования является учебно-познавательный процесс,
осуществляемый в хореографическом коллективе.
Предметом исследования является развитие творческой
активности личности в условиях хореографического коллектива.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике и уточнить
сущность основополагающей категории «творческой активности».
2. Осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческой
активности.
3. Рассмотреть урок в хореографическом коллективе, как фактор развития
творческой активности учащихся хореографических коллективов.
4. Определить этапы, содержание, уровни и
критерии творческой активности.
5. Разработать и экспериментально педагогические
условия развития творческой активности личности в
условиях хореографического коллектива.

4.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление
опыта, и для которых данный опыт предназначен, являются
учащиеся 3 - 5 классов (9-12 лет) отделения хореографического
творчества ДШИ, участники ансамбля хореографических
миниатюр «Скоморох», преподаватель хореографических
дисциплин.
Объектом воздействия являются хореографические и
творческие способности, личностные особенности учащихся.
Предмет проекта: процесс развития хореографических и
творческих способностей учащихся через применение
специализированных методов и приёмов по развитию
творческой активности личности в хореографическом
коллективе.

5.

Содержательная форма представления педагогического опыта.
Обстоятельное изучение педагогических процессов и явлений требовало
экспериментальной проверки. Эксперимент - надёжный способ
получения достоверных данных. С помощью эксперимента выявлены
наиболее подходящие методы для развития творческой активности
личности.
Принципы экспериментальной работы вытекают из руководящей
идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой
эффективности обучения, в достижении развития творческого
потенциала учащихся и использования его в обучении и развитии
учащихся как творческих личностей.
В задачи опытно-экспериментальной работы входило:
- реализация деятельности педагога по развитию творческой активности
личности учащихся в рамках хореографического коллектива
- проверка эффективности выделенного комплекса методов и
упражнений в условиях данного комплекса для развития творческой
активности личности в хореографии

6.

Гистограмма сравнительных данных уровня стремления учащихся к
творческой активности.
Начальный этап
Заключительный этап
60
50,5
50
40
30
20
25,5
20
14,5
10
0
группа 1
группа 2
группа 1
группа 2
Гистограмма сравнительных данных уровня развития творческой
активности личности на констатируемом этапе.
Группа, проводившая упражнения.
70
60
50
40
30
Группа, не проводившая упражнения
50
40
30
20
20
10
10
0
0
Воображение
Воображение
Самостоятельность
Самостоятельность
Сформированность творческой
мотивацией
Сформированность творческой
мотивацией

7.

График сравнительных данных уровня развития творческой
активности контрольной и экспериментальной групп.
Воображение
80
60
Экспериментальная
группа
40
Контрольная группа
20
0
Самостоятельность
60
50
40
Экспериментальная
группа
30
Контрольная группа
20
10
0
Сформированность творческой мотивации
70
60
50
40
Экспериментальная
группа
30
Контрольная группа
20
10
0

8.

Результативные параметры
Результатом работы по проблеме развития творческой активности личности через
применение специализированных методов и приёмов в процессе обучения школьников
хореографическому искусству можно считать позитивную динамику учебных достижений
учащихся.
Ансамбль хореографических миниатюр «Скоморох» является постоянным участником
конкурсов и фестивалей различного значения – от районных до международных.

9.

10.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Цель педагогического опыта достигнута – доказано, что
творческая
активность
способствует
развитию
творческих
способностей
учащихся, то есть готовности к созданию
принципиально новых идей и продуктов, отклоняющихся от
традиционных или принятых схем мышления.
«Творческая активность» определена нами как субъективное условие
реализации
индивидуально-личностных
качеств,
направленных
на
оригинальное преобразование внешней окружающей социально-предметной
среды и внутреннего мира человека.
Проблема развития творческой активности требует своего решения. Её
актуальность обусловлена потребностью общества в самостоятельных
творческих личностях, а также недостаточной разработанностью данной
проблемы в теории и практике хореографических коллективов. Творческая
активность, является высшим уровнем результата развития личности, поэтому
творческую активность необходимо целенаправленно развивать. Если не
ставить целью обучения развития творческой активности, то в образовательном
процессе она стихийно формируется на низком уровне. К сожалению, даже
самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках
преподавателя. Лишь умело, используя их, можно добиться высоких
результатов.

11.

Перспективы дальнейшего развития проекта
Проведенные исследования показали значимость внедрения
результатов исследования.
Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть
продолжено в сведущих направлениях: продолжение работы по развитию
творческой активности личности в старшем звене хореографического
коллектива, разработку системных диагностик, развитие творческой активности
у детей младшего школьного возраста, изучение мотивации самостоятельной
творческой деятельности.
Работа в данном направлении мною будет продолжена и
обогащена новыми сведениями.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила