Сатира 18 века, её жанры.
Сатира
Жанры
1.95M
Категории: ИсторияИстория ЮморЮмор

Сатира 18 века, её жанры

1. Сатира 18 века, её жанры.

2. Сатира

Важная разновидность сатиры представлена художественными
пародиями. Исторически сатиру вообще нельзя отделить от пародии.
Всякая пародия сатирична, а всякая сатира несет в себе элемент
пародирования. Пародирование – наиболее естественный путь
преодоления устаревших жанров и стилистических приемов, мощное
средство обновления художественного языка, его спасения от
косности и механичности, от обессмысленных и переживших себя
элементов традиции

3.

Пародия – одно их ключевых средств литературной эволюции. Уже на заре
истории европейской литературы пародия заявляет свои права: в 5 в. до н.э.
возникает пародия на греческий героический эпос – Батрахомиомахия, где
описанная Гомером в Илиаде война троянцев с ахейцами представлена
борьбой мышей и лягушек. Предметом осмеяния здесь становится само
эпическое слово. Пародия эта является сатирой на уже отмирающие жанр и
стиль эпохи. Такую роль в истории литературы будет играть по сути всякая
пародия. Иногда высмеивание жанра и стиля переходит на задний план, но
озорная интонация пародирования остается, вызывая смех уже
непосредственно над героями пародии. В пародийной сатире
распространен принцип композиционной симметрии – герои-двойники
(Средневековый роман, Принц и нищий М.Твена), герои-противоположности
(Дон Кихот и Санчо Панса); в мире, окружающем героя, господствуют
законы игры, спектакля, розыгрыша (иллюзии Дон Кихота, герцогство Санчо
Пансы). Житейский эквивалент литературной пародии – мистификация,
которая вообще легко становится мотивировкой сатирического сюжета.

4.

Разные типы сатирической типизации могут
вступать в сложное взаимодействие. Так, в
Дон Кихоте общий замысел – пародийноиронический, но характер главного героя
раскрывается в психологическом плане, а
картина противостоящего ему мира – это
философски-обобщенный образ. Сюжет
романа вполне рационалистичен: читателю
предлагается традиционная «охота»
наблюдателя за наблюдениями.

5.

В литературе 18 в., в эпоху Просвещения, сатирическое начало проявляется в
самых различных жанрах. Развивается плутовской роман (Молль Флендерс
Д.Дефо, Приключения Перегрина Пикля Т.Дж.Смолетта и др.). Веселая насмешка
обличителя противостоит здесь поэтике барочного романа – одного из важных
жанров эпохи, где издевка сопровождалась зачастую трагической горечью.
Развитие пародийной сатиры в 18 в. связано с творчеством Л.Стерна . Жанр
сатирического романа (либо повести) начинает выполнять функции философского
трактата . Художественные произведения французских просветителей, создают
картину несовершенного, чающего радикальных перемен мира. Причем отрицание
Свифта носит универсальный, «сверхсоциальный» характер – писателя возмущает
не столько общество, сколько человечество, не придумавшее для себя лучшей
формы организации, чем общество. Так, отраженная в зеркале сатиры, рушится
основная иллюзия эпохи – культ разума, рационального жизнеустройства,
«просвещенного», а потому «разумного человека»: по Свифту, разумное начало
совершенно чуждо алогичной и «деструктивной» природе человека.

6.

Собственно смеховая культура начинает
оформляться на Руси под западными
влияниями лишь в 17 в. При Петре I
традиционный запрет на смех и веселье
постепенно снимается. Парадоксальность
ситуации состоит в том, что в начале 18 в.
слепки с форм «народной карнавальной
культуры» насаждаются в России сверху и
нередко вызывают протест со стороны
«народных низов» (маскарады, дурацкие
процессии, шутовские свадьбы,
«сумасброднейший, всешутейский и
всепьянейший собор» Петра Великого). С
конца 17 в. появляются образцы серьезной
нравоучительной сатиры, созданные
латинствующими авторами (Вертоград
многоцветный Симеона Полоцкого и т.п.).

7. Жанры

Жанры сатиры:
Эпиграмма
Послание
Басня
Комедия
Эпитафия
Пародийная песня
Публицистика

8.

Создателем русской сатиры как малого
стихотворного жанра, ориентированного на
античные и классицистические образцы, стал
А.Д.Кантемир (восемь сатир в рукописном
собрании 1743). Сатиры Кантемира поэтикой и
тематикой ориентировались на теорию,
изложенную в стихотворном трактате Н.Буало
Поэтическое искусство. В соответствии с
европейскими классицистическими канонами
действительность противопоставлялась здесь
идеалу как варварское – просвещенному,
бессмысленное – разумному. Кантемир,
имитируя латинский стих, вырабатывал новый
синтаксис, интенсивно использовал инверсии
(обратный порядок слов) и переносы, стремился
приблизить стих к «простому разговору», вводил
просторечия, пословицы и поговорки.

9.

Однако стилистические новшества Кантемира
не нашли продолжения в русской литературе.
Следующий шаг в развитии отечественной
сатиры был сделан А.П.Сумароковым,
автором книги 1774 Сатиры, который свои
теоретические воззрения на назначение
сатиры и ее место в иерархии
классицистических жанров изложил в двух
эпистолах 1747 – О русском языке и О
стихотворстве. Сатира на бездарных авторов
становится важным средством литературной
борьбы.

10.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила