Искусство 2 половины XIX века
Скульптура
27.48M
Категория: ИскусствоИскусство

Искусство 2 половины XIX века

1. Искусство 2 половины XIX века

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического
периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в
жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй,
изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия
жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Общественный демократический подъем периода революционной
ситуации и первых лет после падения крепостного права внес много
изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались
современниками как время духовных преобразований, больших надежд и
свершений, «Это было удивительное время, - писал публицист и видный
деятель революционного движения Н. В. Шелгунов,- спавшая до того
времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был
сильный и задачи громадные». Демократическая общественность активно
включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь
народного образования.
Искусство критического реализма, который становится основным
художественным направлением, было тесно связано с идейными
исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и
анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей
противоречия. Критический реализм 60 -70-х годов отличала повышенная
социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко
подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной
жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

2.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в
развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом
русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство
Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным
художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. В рядах
передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов,
Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера
подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Товарищество
Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его
существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей
кульминации.

3.

"Мой главный принцип в живописи:
материя как таковая. Мне нет дела до
красок, мазков и виртуозности кисти, я
всегда преследовал суть: тело как тело."
(Репин И.Е.)
Родился в Харьковской губернии в семье
военных поселенцев. В 13 лет его отдали на
выучку к иконописцу. На заработанные
деньги Репин уехал в Петербург, где
поступил в Академию Художеств. Первый
успех к Репину пришел в 1873 году на
выставке в Вене с работой «Бурлаки на
Волге». С этого момента слава художника
только ширилась. Творческий диапазон
художника был огромен: картины из
современной народной жизни («Крестный
ход в Курской губернии», 1880-1883),
портреты
(«В.В.Стасов»,
1883;
«П.А.Стрепетова»,
1882),
сюжеты
из
славянской мифологии («Садко», 1876),
исторические полотна («Запорожцы пишут
письмо турецкому султану», 1878-1891).
Его творчество - это сама историческая
действительность, ее боль и надежда, ее
глубокие противоречия и драмы. Наиболее
ярко реализм репинского искусства нашел
отражение
в
портретной
живописи.
Подлинными шедеврами в этом жанре
являются
грандиозное
полотно
«Торжественное
заседание
Государственного Совета» (1903) и «Портрет
М.П.Мусоргского»
(1881),
написанный
незадолго до смерти композитора

4.

Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

5.

Илья Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873

6.

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

7.

Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

8.

И.Репин. Пушкин на Лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 г. 1911

9.

И. Репин. Арест пропагандиста

10.

Илья Репин. Не ждали, 1884-1888

11.

Портрет композитора М.П.Мусоргского, 1881
Илья Репин.
Портрет писателя Льва Толстого, 1887

12.

Крамской И.Н. «Автопортрет», 1867
Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
сыграл большую роль в художественной
жизни России, явившись инициатором
"бунта четырнадцать" и одним из
организаторов
Товарищества
передвижников. В его творчестве нашли
воплощение философские раздумья о
жизни, взаимоотношениях личности и
общества.
В 1863 году под его руководством
произошел знаменитый “бунт 14-ти”, когда
четырнадцать
студентов-выпускников
демонстративно
покинули
Академию
художеств, отказавшись писать картину на
заданную тему. Позже, в 1870 году, он же
станет
одним
из
организаторов
Товарищества
передвижных
художественных
выставок.
Вера
в
преобразующую силу искусства, в его
способность
формировать
высоконравственную
личность
объединяло его членов. Эта убежденность
лежала в основе личности молодого
Крамского.
И.Е. Репин так описывал его внешность:
«Худое скуластое лицо и черные гладкие
волосы, а такая трепанная жидкая бородка
бывает только у студентов и учителей.
Какие глаза! Не спрячешься, даром, что
маленькие и сидят глубоко во впалых
орбитах: серые, светятся». Это описание
вполне
соответствует
автопортрету
Крамского.

13.

Иван Крамской. Христос в пустыне, 1872

14.

Иван Крамской.
Портрет писателя Льва Николаевича
Толстого, 1873
потрет художника
Ивана Ивановича Шишкина

15.

"Александр III"
портрет Императрицы
Марии Федоровны Романовой, жены Александра III

16.

Иван Крамской. Неизвестная, 1883

17.

Васнецов В.М.
Родился и получил первые художественные
навыки в Вятке. Будучи учеником духовной
семинарии, одновременно брал уроки
рисования, помогал художнику Э.Андриоли
в росписи вятского собора. В 1868 году
поступил в Академию Художеств в
Петербурге
В 1878 году художник переехал в Москву, где
начался новый этап его творчества: он
обратился к мотивам русской культуры и
истории. Первое полотно на эту тему
«После побоища Игоря Святославича с
половцами» было создано на основе сюжета
древнерусского произведения «Слово о
полку Игореве». Новый художественный
язык картины доказал бесспорный талант и
незаурядность молодого Васнецова. Потом
последовал цикл работ на сказочные
«Смотрю я на этого, высокого статного сюжеты («Аленушка», 1881; «Три царевны
подземного царства», 1879).
человека, и верю, что именно ему
одно
из
самых
суждено возродить забытые традиции «Аленушка»
проникновенных творений мастера.
великой нашей древнерусской
живописи...» (Нестеров М.В.)

18.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

19.

Виктор Васнецов. Богатыри, 1881-1898

20.

Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич
Грозный, 1897

21.

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру, 1876
Виктор Васнецов. Крещение Руси, 1885-1896

22.

Николай Николаевич Ге
Родился в Воронеже в семье
потомка французского дворянина,
эмигрировавшего в Россию во время
Французской революции. Учился в
Академии Художеств в Петербурге.
В качестве пенсионера Академия
Художеств побывал в Италии,
работал во Флоренции (до 1869).
Писал эскизы, портреты, пейзажи.
После возвращения из Италии стал
членом-учредителем Товарищества
Передвижных
Художественных
Выставок.
Удачей художника стала картина из
русской
истории
«Петр
I
допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе» (1871), в
которой реальные события были
показаны во всей правде характеров,
«Искусство поднимает душу от земли к небу» ситуаций
и
достоверности
(Ге Н.Н.)
обстановки.

23.

Портрет А.И.Герцена, 1867
Николай Ге.
Портрет Льва Толстого, 1884

24.

Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871

25.

Н. Ге Что есть истина? (Христос и Пилат).1890
В поздний период творчества Ге
обращается к теме Страстей Христовых.
Сюжет картины заимствован из 18-й
главы Евангелия от Иоанна. В ответ на
слова Христа: "Я… на то пришел в мир,
чтобы свидетельствовать о истине…"
Пилат спрашивает: "Что есть истина?".
Ге считал, что "…нельзя писать
"красивого" Христа после того, как
сожжены и убиты десятки тысяч
христов…". Цель художника - не
иллюстрация евангельского сюжета, а
создание картины, способной пробудить
активный душевный отклик, вызвать к
размышлению
над
философскими
проблемами бытия.
В начале 1880-х годов Н.Н. Ге переехал
из
Санкт-Петербурга
на
хутор
Ивановское в Черниговской губернии,
где и прожил до самой смерти, до 1894
года. Именно в этот период он создает
евангельский
цикл
произведений,
размышляя о последних днях Христа не
только в религиозном, но и в
философском, и в этическом планах.

26.

"Великий труженик, великий мастер,
он каждодневно совершенствовался –
ему всегда казалось, что можно сделать
лучше,
он волновался и мучился... Великий поэт
природы, до конца почувствовавший
неизъяснимую прелесть слова "родина",
он в картинах своих сумел передать
любовь
к ней, не приукрашенную ничем,
прекрасную в своей непосредственности."
(Юон К.Ф. о Левитане)
Исаак Левитан - выдающийся
русский художник, его талант
был признан современниками
безоговорочно. Левитан создал
пейзаж настроения, в котором
образ природы одухотворен
человеческими
чувствами
и
размышлениями.
После
окончания
училища
Левитан
участвовал
в
передвижных
выставках,
расписывал
декорации
для
Частной оперы С.И. Мамонтова,
преподавал. В цикле работ
начала 80-х гг., выполненных в
Звенигороде, Левитан выступает
мастером
камерного
этюда.
Пейзажи Левитана поражают
тонкостью
и
глубиной,
предельным
лаконизмом
изображения.

27.

Исаак Левитан. Март, 1895

28.

Исаак Левитан.
Весна. Большая вода, 1897

29.

Исаак Левитан. Золотая осень, 1895

30.

"Суриков не только великий реалист,
но по существу своему поэт, и, быть может,
сам того не сознавая, этот художник
обладает огромным мистическим
дарованием. Он знает, чувствует, умеет то,
что могли очень немногие в живописи
-Тициан, Рафаэль, Веласкес, да у нас
- Рублев, Левитан, Врубель..." (Бенуа А.Н.)
Выдающийся мастер
исторической живописи
В.И.Суриков родился в
Красноярске. Его предки по
отцовской линии пришли в
Сибирь с Дона в дружине
Ермака. В 1869 г. Детство
художника прошло в
патриархальной среде, в селе
Сухой Бузим, среди суровой
природы и сильных людских
характеров. Он рано проявил
интерес и незаурядные
способности к рисованию.
Благодаря случаю и меценатской
помощи Суриков приехал в
Петербург, где поступил в
Академию Художеств

31.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881

32.

Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1887

33.

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком, 1895

34.

Меншиков в Березове, 1883
Василий Суриков. Переход Суворова через
Альпы в 1799 году, 1899

35.

Николай Александрович Ярошенко
Родился в Полтаве в семье военного.
Художественные способности у мальчика
проявились рано, но ему была уготована
военная карьера, и в девять лет его отдали в
Полтавский кадетский корпус. В 1863 году
юноша переехал в Петербург и поступил в
Михайловское артиллерийское училище,
одновременно став вольнослушателем в
Академии Художеств.
В 1876 году за картину «Невский проспект
ночью» (не сохранилась) он был единогласно
принят в члены Товарищества Передвижных
Выставок и избран в состав правления, где
более десяти лет вместе с И.Н.Крамским
руководил ТПВХ, а после смерти последнего
стал его идейным преемником. Следуя
"Знаете, за одного только
передовым тенденциям времени, Ярошенко
"Заключенного в камере" я уже готов писал картины, в которых искал образ
обнять и расцеловать его, за его
положительного героя (как знаменитый
доброе, чуткое, внимательное сердце, «Кочегар»,
«Заключенный»,
обе
1878,
за душу его и за талант вызывать в
«Курсистка»,
1883),
развивал
темы
нас доброту и сочувствие к
революционной
борьбы
русской
ближнему..." (Евтихеев Н.Г.)
интеллигенции

36.

Николай Ярошенко. Всюду жизнь,
1888
"Кочегар" (1878)

37.

Николай Ярошенко Портрет художника
Н.Н.Ге, 1890
Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина, 1886

38.

«На качелях», 1888
«Курсистка», 1883

39.

Василий Васильевич Верещагин
Василий
Васильевич
Верещагин родился 26 октября
1842 года в Череповце (тогда
Вологодская губерния) в семье
помещика. У него было три
брата. Все были определены в
военно-учебные
заведения.
Василий в возрасте девяти лет
поступил в морской кадетский
корпус. По окончании этого
заведения, после короткого
периода службы вышел в
отставку
и
поступил
в
петербургскую
Академию
художеств

40.

«Апофеоз войны» (1871)

41.

Наполеон на Бородинских высотах, 1897

42.

Перед атакой. Под Плевной, 1881

43.

Валентин Александрович
Серов
Счастливо одаренный от природы,
выросший в атмосфере искусства
Серов прожил жизнь, полную
напряженных, часто мучительных
творческих исканий. С раннего
детства Серова окружала атмосфера
творчества: его отец был известным
композитором, а мать - талантливой
пианисткой.
Он
учился
в
петербургской Академии Художеств
у И.Е.Репина и П.П.Чистякова,
дружил
с
М.Врубелем
и
К.Коровиным,
входил
в
знаменитый абрамиевский кружок.
В истории России Серову особенно
интересно петровское время.

44.

Валентин Серов.
Девочка с персиками
(Портрет Мамонтовой), 1887

45.

Валентин Серов. Портрет И.А.Морозова, 1910

46. Скульптура

Александр Михайлович
Опекушин- русский скульптор.
Образование получил в
Рисовальной школе общества
поощрения художников и в
скульптурной мастерской в
Петербурге под руководством
профессора Д. Йенсена, после
чего занимался в
Императорской академии
художеств. Для Всероссийской
промышленной выставки в
Москве (1882) совместно с М. О.
Микешиным и архитектором Д.
Н. Чичаговым создал две
парные скульптурные
композиции «Волга» и
«Нефть». Выполнил памятник
Александру II у южной стены
Кремля (бронза, открыт в 1898,
не сохранился)

47.

памятник А. С. Пушкину в Москве, 1880
Памятник Карлу фон Бэру в Тарту, 1886

48.

М. Ю. Лермонтову в Пятигорске,1889

49.

Михаил Осипович Микешин
русский художник и скульптор,
автор ряда выдающихся
памятников в крупных городах
Российской империи.
Родился в деревне Максимково
Смоленской губернии близ
Рославля. Обучался в Смоленске у
местного иконописца. В 1852
поступил в Академию художеств,
где обучался по классу батальной
живописи под руководством Б. П.
Виллевальде. В 1858 году с
отличием закончил Академию,
получив большую золотую медаль
за картину «Въезд Тилли в
Магдебург». Проявившееся в
годы учёбы романтическая
трактовка патриотических тем
принесла ему внимание царской
семьи и Микешин был приглашен
обучать рисованию Великих
княжен.

50.

Памятник Екатерине II
в Санкт-Петербурге (1873)
Памятник Тысячелетию России
в Великом Новгороде (1862 г.)

51.

Марк Матвеевич Антокольский
родился 21 октября 1843 года в
Вильно. Фамилия происходит от
названия пригорода – Антоколь.
Он был младшим, седьмым,
ребёнком в еврейской семье. Его
родители были людьми небогатыми
и очень религиозными. Ещё
мальчиком Антокольский рисовал
везде, где только мог - на столе, на
стенах. Иудаизм запрещает
изображение человека и животных,
поэтому родители относились резко
негативно к увлечению сына. Но,
когда ребёнок подрос, его отдали в
обучение к резчику по дереву. О
талантливом подмастерье узнала
жена виленского генералгубернатора В. И. Назимова А. А.
Назимова - известная
покровительница искусств.
Благодаря её ходатайству будущего
великого скульптора приняли в
Академию художеств

52.

Памятник Петру I в Таганроге (1898)
«Иван Грозный» (1871)

53.

Трубецкой Павел (Паоло)
Петрович
русский скульптор и художник.
Родился в Интре (близ озера ЛагоМаджоре, Италия) 15 февраля 1866,
внебрачный сын русского дипломата,
князя Петра Петровича Трубецкого.
Немного учился в Италии, первая
выставка состоялась в США в 1886.
Не получив никакого системного
образования, ни общего, ни
художественного, ещё мальчиком стал
самоучкой заниматься скульптурой и
живописью и развил свой талант
вполне самостоятельно, стремясь
единственно к близкой передаче
действительности и широкому приёму
моделировки. Им исполнено много
портретных бюстов и статуэток и
более крупных скульптур.

54.

Александр Третий во дворике Мраморного дворца,
скульптор Паоло Трубецкой... раньше он супротив
Московского вокзала стоял
- "стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот"
English     Русский Правила