«Музыкальные образы и интонации в детской музыке С.С. Прокофьева»
Сергей Сергей Прокофьев (1891-1953) – советский композитор, пианист, дирижер
«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне
УТРО
УТРО
Шалапугина Елена «Раннее утро»
Последние аккорды «Утра», словно солнечные блики, сменяются мерной и плавной поступью «Прогулки».
«Сказочка»
Тарасова Варвара «Сказочка»
«Шествие кузнечиков» – миниатюрное скерцо с чертами маршевости.
«Дождь и радуга» - маленькое интермеццо
«Вечер» - маленький поэтичный ноктюрн
«Ходит месяц над лугами» − миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная хороводная песня
Список литературы:
9.90M
Категория: МузыкаМузыка

Музыкальные образы и интонации в детской музыке С.С. Прокофьева

1. «Музыкальные образы и интонации в детской музыке С.С. Прокофьева»

Тематический концерт посвященный
125 летию со дня рождения С.С. Прокофьева
учащихся по классу фортепиано преподавателей
Уваровой О.В. и Зениной Г.Е.
Ведущий: Бандура Андрей Иванович-кандидат
искусствоведения
ГБУДО г. Москвы ДШИ «Тутти»
14.04.2016

2. Сергей Сергей Прокофьев (1891-1953) – советский композитор, пианист, дирижер

3.

Сергей Сергеевич Прокофьев
Ещё учась в консерватории, Прокофьев
написал свой Первый фортепианный концерт,
который с триумфом исполнил на выпускном
экзамене.
Основные жанры в его творчестве — опера и
балет (11 опер, 7 балетов).
Прокофьев вошёл в историю как новатор
музыкального языка.
Своеобразие Прокофьева наиболее заметно в
области гармонии.

4.

«Для маленьких
любителей музыки
сочиняли многие,
почти все
композиторы, но мало
кто уделял
этой области
творчества столько
внимания, столько
серьезных
размышлений и
сердечного тепла,
сколько уделял
Прокофьев...»
Д.Б. Кабалевский

5. «Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, — это программная сюита зарисовок о летнем дне

ребенка.

6.

Вспоминая о работе над
этим циклом,
композитор писал:
«Летом 1935 года,
одновременно с «Ромео
и Джульеттой», я
сочинял лёгкие пьески
для детей, в которых
проснулась моя старая
любовь к сонатинности,
достигшая здесь, как
мне казалось, полной
детскости». К осени их
набралась целая
дюжина, которая затем
вошла в цикл под
названием «Детская
музыка».

7.

Сборник «Детская музыка» появился в 1935 году, после
возвращения Прокофьева на родину из 15-летнего пребывания за
рубежом. Образная сфера «Детской музыки» обнаруживает
близость к настроениям, пронизывающим «Детский альбом»
Чайковского, к тонкому психологизму шумановского «Альбома
для детей».
«Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные
картинки ребячьего дня - с утра и до вечера.
Все пьесы имеют программные заголовки. Это акварельные
пейзажные зарисовки - «Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»,
живые сцены детских игр - «Марш», «Пятнашки», танцевальные
пьесы - «Вальс», «Тарантелла», тонкие психологические
миниатюры, передающие детские переживания - «Сказочка»,
«Раскаяние».
Все 12 пьес имеют четко выраженную трехчастность строения,
сочетающую в себе контрастность и повторность в изложении
основных музыкальных мыслей, что способствует удобству
восприятия музыки.

8.

Здесь как бы «двукратно» синтезировались в
творческой лаборатории Прокофьева
конкретные впечатления «поленовского лета»
и далеких воспоминаний о лете в Сонцовке, с
одной стороны, и мир детских переживаний и
раздумий, детской фантастики и «были»
вообще — с другой.
Двенадцать пьес, ор. 65 - открывают целый
мир его восхитительного творчества для детей,
мир, в котором он создает неувядаемые по
свежести и непосредственности, по солнечной
радости и задушевной искренности шедевры.

9.

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую
музыку» Прокофьев - это программная сюита зарисовок о
летнем дне ребенка.
12 легких пьес для фортепиано (1935) op. 65
1. Утро – исп. Якушева Ульяна, 6 кл. (пр. Зенина Г.Е.)
2. Прогулка – исп. Осецимская Мария, 3 кл.(пр.Уварова О.В.)
3. Сказочка – исп. Тарасова Варвара, 2 кл. (пр. Уварова О.В.)
4. Тарантелла - исп. Якушева Ульяна, 6 кл. (пр. Зенина Г.Е.)
5. Раскаяние – исп. Калинина Полина, 5 кл.(пр. Зенина Г.Е.)
6. Вальс – исп. Рыбакова Елизавета, 6 кл.(пр. Уварова О.В.)
7. Шествие кузнечиков – исп. Клочихин Дм. ,5 кл.(пр.Зенина Г.Е.)
8. Дождь и радуга – исп. Хасанова Ольга, 4 кл.(пр. Уварова О.В.)
9. Пятнашки – исп. Рыбакова Елизавета, 6 кл.(пр. Уварова О.В.)
10. Марш – исп. Рой Роберт, 2кл.(пр. Уварова О.В.)
11. Вечер – исп. Федорова Елизавета, 5 кл.(пр.Зенина Г.Е.)
12. Ходит месяц над лугами-исп. Хасанова Алина,
4 кл.(пр. Уварова О.В.)

10. УТРО

Открывает цикл пьеса
«Утро»
Это миниатюрное
произведение
рассказывает
слушателю о
пробуждении всего на
земле: растений,
животных, людей – в
светлое, возможно,
летнее утро. Можно
представить, что
солнце ещё не взошло,
но его первые
прозрачные лучи
мягко освещают
природу.

11. УТРО

12. Шалапугина Елена «Раннее утро»

13.

Якушева Ульяна «УТРО»

14.

Композитор для воплощения светлого утреннего
настроения использует много приёмов: здесь и
прозрачная фактура, где обособлены низкие и высокие
регистры, и любование чистыми звучаниями
консонирующих трезвучий, здесь и негромкая
динамика, от mp до pp , показывающая всю тишину и
умиротворённость свежего утра.
Между аккордами, звучащими в разных регистрах,
свободно и легко дышится светлой, простой, свежей
«утренней» мелодии. А в глубоких басах слышны
остатки уходящей ночи: там все еще в тени, туда еще не
дошли первые лучи наступающего дня.
Медленный темп andante tranquillo создаёт
впечатление пробуждения после длительного сна:
просыпается все – и природа, и люди.

15. Последние аккорды «Утра», словно солнечные блики, сменяются мерной и плавной поступью «Прогулки».

16.

«Прогулка» приносит
собой утреннюю
бодрость и радость. Всё
кругом посветлело и
повеселело. Так и
слышится упругая
ребячья походка и
незатейливая утренняя
песенка.
Средняя часть пьесы
носит лёгкий,
танцевальный характер.
Секундовые и терцовые
созвучия чередуются в
вальсовой фактуре.

17.

Графическая контурность мелодии и характер
непрерывного движения с отстукиванием
четвертей призваны создать колорит детски
наивной сосредоточенной «деловитости».
Однако легкость чуть вальсирующего ритма
сразу же переводит эту «деловитость» в
соответствующие рамки ребячливой
«старательности».
(Созерцательная тема второй части Четвертой
симфонии близка музыке «Утра» и «Прогулки»
и, по-видимому, является их предтечей.)

18. «Сказочка»

19. Тарасова Варвара «Сказочка»

20.

Прокофьев вводит нас в одну из самых загадочных и
интересных для детей тем – в область сказочности.
Эпический характер произведения выявляется с первых
нот.
Медленное, тихое двутактовое вступление кружится в
пределах малой терции в нижнем голосе. Трогательная,
безыскусственная мелодия напоминает русскую песню
(наигрыш жалейки), выразительно оттенённую
подголоском остинатных повторений в
сопровождающем голосе.
В духе русской сказки появление эпизода с контрастной
фактурой и тематическим материалом (переклички
остро звучащих секунд создают образ таинственного, а
может, и страшного персонажа).

21.

«Тарантелла»-жанровотанцевальная, виртуозная
пьеска, выражающая
задорную темпераментность
ребенка.
Для передачи характера
динамичного танца
Прокофьев использует
множество острых акцентов,
неожиданные смены
тональностей. Живой и
бойкий ритм, упругие
акценты, колоритность
полутоновых тональных
сопоставлений, сдвиги
одновысотных тональностей
— все это увлекательно,
легко, радостно и в то же
время по-детски просто.

22.

Якушева Ульяна «Тарантелла»

23.

• Музыка крайних разделов «Тарантеллы» отмечена
упругостью ритма и стремительностью, присущей
темпераментному итальянскому танцу. С первых
же нот непрерывное движение триолей даёт
пульсацию всему произведению.
• Яркий контраст привносит в музыку этой пьесы
очаровательная мелодий среднего раздела, полная
мягкого юмора и улыбки. При этом пульс
оживлённого движения остаётся таким же
непрерывным, неутомимо энергичным.
• Благодаря сопоставлению одноименных
тональностей композитор смог ярко воплотить
смену настроения, но между разделами всё равно
сохраняется ритмическая и фактурная связь.

24.

«Раскаяние» – самая
«серьёзная» из 12 пьес.
Композитор пытается
передать чувства
ребёнка, быть может,
впервые в жизни
задумавшегося над
каким-то очень важным
вопросом и впервые
сурово отнёсшегося к
своим проступкам. В
пьесе преобладает
психологизм
музыкального
повествования, глубокое
раскрытие внутреннего
мира ребёнка.
.

25.

Ранее пьеса была названа композитором
«Стыдно стало». Как непосредственно и
трогательно звучит печальная мелодия, как
искренно и «от первого лица» переданы
ощущения и раздумья, охватывающие
ребенка в моменты таких психологически
сложных переживаний! Прокофьев
использует здесь тип «поюще-говорящих»
(по определению Л. Мазеля,
«синтетических») мелодий, в которых
элемент речитативной выразительности не
уступает выразительности кантиленной.

26.

Изящный «Вальс» сразу же
заставляет вспомнить нас
лучшие страницы
прокофьевских балетов.
Особую полётность,
воздушность мелодии
придаёт восходящее
движение.
Затактовое начало коротких
фраз создаёт впечатление
кружения, мягкого поворота.
Вторая тема вальса
напоминает небольшое
балетное соло. Она изящна и
несколько капризна
благодаря настойчивым
ритмическим фигурам
аккомпанемента.

27.

Хрупкий, нежный, импровизационно непосредственный
ля-мажорный «Вальс» говорит о связях детских образов с
миром хрупких, чистых и обаятельных женских образов
театральной музыки Прокофьева.
От наивно обаятельного детского «Вальса», ор. 65 можно
провести линию к хрупкому вальсу Наташи из оперы
«Война и мир» - вершине лирической вальсовости в
музыке Прокофьева. Эта линия проходит через Esdur'ный эпизод «Большого вальса» из «Золушки», даже
интонационно напоминающего детский вальс.
Проходит она и через «Пушкинские вальсы», ор. 120 и
«Вальс на льду» из «Зимнего костра», и через «Сказ о
каменном цветке», где тема «Вальса», ор. 65 в точности
воплощена в сцене (№ 19), изображающей владения
хозяйки Медной горы.

28. «Шествие кузнечиков» – миниатюрное скерцо с чертами маршевости.

29.

Клочихина Анастасия «Шествие кузнечиков»

30.

Задорная пьеса напоминает весёлый, несколько
угловатый галоп. Здесь преобладают энергичные
фанфарные интонации.
Главное средство музыкальной выразительности,
используемое Прокофьевым в этом произведении –
это пунктирный ритм с короткими паузами,
создающий образ кузнечиков, прыгающих на длинных,
угловато изогнутых ножках.
Средний раздел произведения очень насторожен и
сдержан. Быть может, наши кузнечики теперь играют в
прятки с любопытными мальчишками, которые с
большим интересом за ними наблюдают и с
удовольствием бы поймали! Но кузнечики очень
ловкие, и с ними не так-то просто справиться!

31. «Дождь и радуга» - маленькое интермеццо

32.

Пьеса представляет интересный пример
колористической звукозаписи Прокофьева. В начале
пьесы музыка рисует унылое, грустное настроение –
нельзя из-за дождя выйти на улицу! А затем
причудливые узоры мелодии вдруг осветили этот
скучный пейзаж своими радужными бликами.
Напевная, широкая мелодия, действительно, невольно
ассоциируется с радугой. Падающие капельки дождя
изображаются с помощью аккордов, сложенных из
секунд, повторения звуков, сочетания острых
хроматических созвучий и чистой, прозрачной
диатоники. Такие аккорды, состоящие из трёх-четырёх
звуков, называют кластерами . Они плавно переходят
друг в друга, что оставляет впечатление размытых
акварельных красок.

33.

«Пятнашки» – одно из
самых весёлых и
энергичных произведений
цикла. Его можно сравнить
с безудержно шаловливой
беготнёй. Стремительное
vivo придаёт «Пятнашкам»
характер весёлой игры.
Изменчивость,
непостоянство шаловливых
детских игр Прокофьев
передаёт с помощью
многочисленных
модуляций и резких
сопоставлений.

34.

По характеру музыки и мелодического рисунка, а также
по фактуре изложения, «Пятнашки» перекликаются с
«Тарантеллой». Но если в «Тарантелле» танец
захватывает всех, то в «Пятнашках» мы можем
представить, как бегают, пытаясь догнать друг друга и
постоянно меняя направление, играющие дети. В этой
пьесе много весёлого озорства, юмора, улыбки,
неожиданных мелодических поворотов и акцентов –
«уколов» (в этом случаи «Пятнашки» имеют некоторое
сходство с «Шествием кузнечиков»).
В форме произведения нарушается четкая
трёхчастность, присутствуют признаки формы рондо
(основанная тема «Пятнашек» проходит не только в
крайних частях, но и в середине, представляя собой
рефрен)

35.

В «Марше»
сочетаются
своеобразная
«игрушечность»
колорита
(особенно, в
среднем разделе)
с тонко
претворёнными
интонациями
удалой
солдатской песни.

36.

Хасанова Алина «Марш»

37.

Пьеса вполне реалистично рисует марширующих
ребят. Здесь нет гротеска и элемента кукольности
(как, например, в «Марше деревянных солдатиков»
Чайковского).
Настроение маршу задаёт непрерывная,
безостановочная пульсация и соответствующие
этому жанру ритмика и штрихи (использование
пунктира, акцентирование на сильные доли), а также
умеренный темп. Почувствовать атмосферу детской
игры помогают самая доступная для детей
тональность – C-dur, озорные форшлаги и угловатые
неаккордовые звуки, настойчиво повторяющиеся
хроматические ходы.

38. «Вечер» - маленький поэтичный ноктюрн

39.

Шибанова Александра «Вечер»

40.

Пьеса отличается акварельной нежностью музыкальных
красок. Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку
«Утра», но отчётливо с ней пересекается. Там – первые
солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь –
вечерние сумерки приходят на смену последним,
уходящим лучам вечернего солнца.
«Вечер» - своей широкой русской песенностью и
мягким колоритом вновь напоминает о великом
лирическом даре Прокофьева, о почвенности его
мелодизма. Музыка этой обаятельной пьесы насыщена
подлинной человечностью, чистотой и благородством
чувств. Впоследствии автор использовал ее в качестве
темы любви Катерины и Данилы в балете «Сказ о
каменном цветке», сделав одной из важнейших
лейттем всего балета.

41. «Ходит месяц над лугами» − миниатюрные вариации на мелодию, звучащую совсем как русская народная хороводная песня

42.

Пьеса органически связана с народными
интонациями. Вот почему автор счел необходимым в
«Автобиографии» разъяснить, что она написана не на
фольклорную, а на собственную тему.
Это чудесная музыкальная картина природы,
спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть
освещённой холодным блеском плывущего по
ночному небу месяца. Небольшая пьеса по чистоте
мелодического рисунка и спокойной плавной
ритмики близка русским хороводным песням.
Мечтательный, задумчивый характер музыки
создаётся певучей, плавной мелодией, мягким
тягучим аккомпанементом.

43.

В начале композиции за счёт музыкальных
выразительных средств композитором создаётся
светлый, нежный образ произведения, однако
позже внимание слушателей захватывает грустная,
печальная, серьёзная музыка.
Вторая часть пьесы начинается в низком регистре
таинственно, настороженно. Наверное, месяц
спрятался в тумане или тучах, остался только его
отсвет, и мелодия стала более грустной,
нахмурилась, потемнела.
Но вот музыка ненадолго просветлела, зазвучала
высоко, тихо, прозрачно, как будто лунный свет
опять озарил природу, а в небе засверкали звёзды.

44.

В концертном и педагогическом репертуаре «Детская
музыка» утвердилась не сразу. В значительной мере
причиной этому явился консерватизм многих
педагогов, которых отпугивала непривычность
интонаций, новизна гармоний Прокофьева. Другие
были недовольны нарушением норм
«педагогического пианизма», точнее – устоявшихся
представлений о нем.
Новизна мелодического и гармонического языка в
сборнике «Детская музыка» по своей природе словно
«синхронна» непосредственности и свежести
детского восприятия мира.
Необратимо смещаются со временем и понятия о
пианистической «удобности» музыки. Теперь
исполняют сюиту не только «вундеркинды», но и

45.

Теперь исполняют сюиту не только
«вундеркинды», но и обыкновенные девчонки и
мальчишки, музыка которой несет им радость
восприятия и собственного, исполнительского
воссоздания замечательной музыки.
Образность музыки Прокофьева даёт богатую
пищу для детского воображения.
С точки зрения развития прокофьевской
образности, ребенку очень полезно также
послушать (на концерте или в записи)
оркестровый вариант нескольких пьес из
«Детской музыки» (сюиту «Летний день»,
посмотреть детскую хореографическую
постановку на эту музыку).

46.

Очень ценным для детей может быть ознакомление с
целым рядом произведений Прокофьева - балетом
«Золушка», симфонической сказкой «Петя и волк»,
многими фортепианными пьесами и др. сочинениями.
«Детская музыка», как и все произведения Прокофьева
для детей, является ярким художественным
отображением неповторимого мира детства. В свою
очередь этот цикл пьес вводит маленьких
исполнителей и слушателей в удивительный мир
новых образов.
Художественная задача педагога – быть «добрым
волшебником», помочь ребенку смело войти в этот
светлый, чудесный мир музыки Сергея Прокофьева.

47. Список литературы:

1. Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М.:
Музыка, 1969.
2. Блок В. С.С. Прокофьев. Статьи и исследования. −
М.: Музыка, 1972.
3. Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М.:
Музыка, 1990.
4. Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для
школьников. − М.: Музыка, 1990.
5. В. Дельсон Прокофьев С.С. «Детская музыка»,
http://www.belcanto.ru/prokofiev_children.html

48.

Список используемых источников
• https://ru.wikipedia.org/wiki/
• http://classic-online.ru/ru/production/668
• http://citaty.su/kratkaya-biografiya-prokofeva
• http://deti.dworik.com/sergej-prokofevdetskaya-muzyka-12-pes/
English     Русский Правила