ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ. ПРОБЛЕМА ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ
Кризис старых течений
Философские альтернативы XIX-XX веков
Философская теория ценностей и понятие переоценка ценностей
Нигилизм Ф. Ницше
Типы Нигилизма:
«Новая» этика и мораль в учениях Ницше
Теория «сверхчеловека»: переоценка ценностей
Список литературы и интернет ресурсов:
448.27K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Ф. Ницше. Проблема переоценки ценностей

1. ФИЛОСОФИЯ Ф. НИЦШЕ. ПРОБЛЕМА ПЕРЕОЦЕНКИ ЦЕННОСТЕЙ

Колосова Елизавета
Сметанникова Наталья
2 ФИЗБ - од

2.

Фридрих Ницше – великий немецкий
философ и
писатель.
Родился 15 октября 1844 г.
Среднее образование получил в знаменитой
наумбургской школе Пфорте.
В 1862 г. поступил в Боннский университет,
немного погодя перешел в Лейпцигский
Университет.
В 1868 г. базельский университет предложил
ему
профессуру по кафедре греческой
словесности.
Франко-прусскую войну 1870-1871 проработал
на передовых позициях в качестве санитара.
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием,
пытался написать историю своей жизни.
В 1879 г. оставил профессуру.
Умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.

3. Кризис старых течений

КРИЗИС СТАРЫХ ТЕЧЕНИЙ
К. Маркс резонно замечал, что повышенные
меры господства человека над природой
оборачиваются все большим его
закабалением, а накопление вещественного
богатства ведет к духовному опустошению
человека, отчуждению его от продуктов
собственного труда. По Марксу, причина этого
коренится в конфликте между живым и
овеществленным трудом, вытекающим из
противоречий общественного способа
производства.
Вильгельм Дильтей (1833-1911),
представитель так называемой «философии
жизни», с огорчением писал: «Одной из
наиболее действительных причин, не
перестающих доставлять все новую и новую
пищу скептицизму, является анархия
философских систем. ...Оглянемся ли мы
назад или посмотрим вокруг себя, везде мы
видим в хаотическом беспорядке
беспредельное многообразие философских
систем».

4. Философские альтернативы XIX-XX веков

ФИЛОСОФСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ XIX-XX
ВЕКОВ
Философские альтернативы XIX-XX веков
представляют собой принципиально новые,
психологические философские системы,
игнорирующие человеческий разум. Это некая
совокупность различных течений и парадигм
свободной мысли.
Философы нового типа пытаются понять и оценить
смысл жизни и деятельности отдельного индивида
как личности (антропология). Чтобы не оказаться в
плену общих фраз - «обо всех понемногу и ни о ком
всерьез».
Философия жизни — это весьма оригинальное
учение, сделавшее предметом своего критического
осмысления не материю и не дух, а жизнь в ее
целостности. Философия жизни стремится понять
«жизнь из нее же самой»;

5. Философская теория ценностей и понятие переоценка ценностей

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ И
ПОНЯТИЕ ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
Теория ценностей - это система философских проблем,
характерных для так называемых гуманитарных
наук - антропологии, социологии, культурологии,
этики, эстетики, психологии и т.д.
Переоценка всех ценностей — выдвинутое Ф.
Ницше требование ультрарадикальной
критики всех ценностей, в том числе
христианства, с тем чтобы превратить их в
ценности с противоположным содержанием.
Ценности рассматривались Ницше как
«пунктуации человеческой воли», изменение
которых изменяет само человеческое
существование.

6. Нигилизм Ф. Ницше

НИГИЛИЗМ Ф. НИЦШЕ
Ницше заявляет:
"Бог мертв. Из-за сострадания к людям
умер Бог".
Это не просто утверждение атеизма,
это утверждение того, что нет прежнего
Бога - высшей ценности и смысла, и что
человек сам виновен в его смерти, это
необходимый и неизбежный процесс.
"Это значит - "христианский Бог"
утратил свою власть над сущим и над
предназначением человека".
Нигилизм, вера в "ничто", пессимизм - это
ответная реакция на ложность старой истины,
это упадок, но это и первый шаг к правдивости, борьба льва,
бывшего навьюченным
верблюдом, с драконом "тысячелетних
ценностей", и отвоевывающего себе свободу для
нового созидания.

7. Типы Нигилизма:

ТИПЫ НИГИЛИЗМА:
пассивный нигилизм
активный нигилизм
Классический или
восторженный нигилизм

8. «Новая» этика и мораль в учениях Ницше

«НОВАЯ» ЭТИКА И МОРАЛЬ В УЧЕНИЯХ
НИЦШЕ
Этика Ницше является
этикой самооправдания
ни в каком обычном
смысле этого слова. Он
ставит силу воли выше
всего.
Такие этики, как
христианская и
буддистская, содержат
в своей эмоциональной
основе универсальное
сочувствие, а этика
Ницше - полное
отсутствие сочувствия
"Я оцениваю силу воли, по количеству
сопротивления, которое она может
оказать, по количеству боли и пыток,
которые она может вынести, и знаю,
как обратить ее к ее собственной выгоде.
Я не указываю на зло и боль
существования пальцем укора, но,
напротив, я питаю надежду, что жизнь
может однажды стать еще более злой и
еще более полной страданий, чем когдалибо".
"В целом сострадание парализует
закон развития - закон селекции. Оно
поддерживает жизнь в том, что
созрело для гибели".

9. Теория «сверхчеловека»: переоценка ценностей

ТЕОРИЯ «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»: ПЕРЕОЦЕНКА
ЦЕННОСТЕЙ
. «Явление Ницше, имеет огромное значение для судьбы
человека. Он хотел пережить божественное, когда
Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так
низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский
и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему
он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек
прекращает свое существование. Человек был лишь
переходом, он лишь унавоживал почву для явления
сверхчеловека».
"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в
отношении человека? Посмешище или мучительный
позор. И тем же должен быть человек для
сверхчеловека: посмешищем или мучительным
позором". "Поистине, человек - это грязный поток.
Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный
поток и не сделаться нечистым... сверхчеловек - это
море, где может потонуть ваше великое презрение".

10.

Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше –
это "час великого презрения". Презрения к самому себе, к
своим слабостям и порокам, к своей несправедливости,
к "жалкому довольству собою",называемому добродетелью.
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку.
Итогом было безумие. Степень погружения в проблему
превзошла меру личной выносливости. "Кто нападает на
свое время, нападает лишь на себя".
Человек имеет цель
внутри себя; его цель –
это жизнь. Вот эта
идея абсолютной
ценности человеческой
жизни по существу
явилась тем лозунгом,
который объединяет
все творчество Ницше.

11.

Возникло новое направление в философии аксиология – учение о ценностях.
После ницшевской "переоценки ценностей" исчезла
слепая вера в прогресс, так как он ярко показал
скорое наступление кризиса человечества. "Похоже,
что с Ницше нигилизм становится пророческим", писал Альбер Камю.
Идеи Ницше странным образом повлияли и на
историю: весь период конца XIX и первой половины
XX века можно назвать периодом "переоценки
ценностей". В первую очередь, это связано с
революциями в России, и в Германии. Сам Ницше,
конечно, не являлся идеологом ни фашизма, ни
коммунизма, наоборот самая суть его учения
противоположна этим доктринам. Но "переоценка
ценностей" все же произошла и кардинально
изменила жизнь в мире на протяжении целого века.

12. Список литературы и интернет ресурсов:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ
РЕСУРСОВ:
1.
2.
3.
4.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия
от истоков до наших дней. Том 4. От
романтизма до наших дней. - / В переводе и
под редакцией С. А. Мальцевой. СПб.:
«Пневма», 2002. – 880 с, с ил.
http://rushist.com/index.php/philosophicalarticles/2842-nitsshe-fridrikh-kratkayabiografiya
http://textb.net/4/38.html
http://www.nietzsche.ru/biograf/analiz/svasian/?
curPos=1
English     Русский Правила