Похожие презентации:
Школы философии и этапы ее исторического развития
1. «ФИЛОСОФИЯ»
к.ф.н., доцентМедведева Ольга
Юрьевна
2. Тема: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Тема: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ.
ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
ВОЗЗРЕНИЯ
В ДРЕВНЕМ КИТАЕ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
3.
ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(V1-Vвв. до н.э.) представлена двумя школами: конфуцианством и
даосизмом.
а). КОНФУЦИАНСТВО: родоначальник Кун Фу-цзы. Главное
философское сочинение "Лунь юй" ("Беседы и высказывания").
Центральные проблемы - этические и политические; в основе этического
учения - понятия "взаимность", "золотая середина", "человеколюбие":
именно они составляют правильный путь - ДАО, которому должен
следовать человек.
Конфуций сформулировал "золотое" правило нравственности: "Поступай
по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по
отношению к тебе".
Нравственный идеал человека - это "благородный муж", который следует
долгу и закону, требователен к себе (а не к другим)и живет в согласии с
людьми, но не следует за ними.
Во втором веке до н.э. принципы конфуцианства были канонизированы и
объявлены официальной идеологией Китая вплоть до Нового времени (17 18 вв.).
4.
б).ДАОСИЗМ: родоначальниксочинение "Дао- дэ- цзин".
Лао-цзы.
Основное
философское
Наряду с этическими вопросами рассматривал проблемы онтологии и
гносеологии. Центральное понятие ДАО, которое понимается
как
всеобъемлющий закон мироздания, первооснову мира и в то же время
завершение всего существующего.
Различает безымянное Дао и Дао, обладающее именем: безымянное Дао
есть начало Неба и Земли, а Дао, обладающее именем - начало всех вещей
и явлений.
"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все."
Соответственно 2-м Дао существует и 2 вида знания: мистическое знание
безымянного Дао, которое доступно не всем, а только совершенномудрым,
и обыденное знание Дао, обладающего именем, т.е. знание лишь о
конкретных
вещах,
которым
обладают
большинство
людей.
Совершенномудрый живет по принципу недеяния. Он, как и сам Дао, "не
борется, но умеет побеждать".
5.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.Ранняя форма этой философии заимствовала мифологические и религиозные
образы и понятия из великой книги ВЕДЫ, в частности из одной из ее
частей, которая называется Упанишады ( буквальный перевод "сидеть у ног
Учителя"). В частности, Брахман - это не только имя бога, но и одно из
первых философских понятий, обозначающих духовное первоначало мира.
Тесная связь древнеиндийской философии с религией (брахманизмом и
буддизмом) определила ее преимущественно ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
характер.
Высший смысл жизни в Упанишадах - постижение и слияние с духовным
первоначалом мира - Атманом-Брахманом и освобождение от сансары. Это
путь отречения от богатства и учености, освобождение от
привязанностей, печали, зависти и надежды. Упанишады проповедуют
подвижничество, подаяние, честность, ненасилие, подавление страстей.
Особое место в постижении сущности мироздания отводится духовным
практикам, прежде всего йоге и связанной с ней медитации.
6.
Основные положения философии буддизма:1. жизнь с рождения человека исполнена страданиями;
2. страдания связаны с нашими желаниями и страстями;
3. освобождение от страданий связано с освобождением от сансары –
бесконечной цепи перерождений, перевоплощений нашей бессмертной
души в различных материальных оболочках;
4. освобождение от страданий - это достижение нирваны (состояния
полной невозмутимости, освобождение от желаний и страстей);
5. путь достижения нирваны - уход от активной жизни,
невмешательство в естественный ход вещей, созерцательность,
медитация.
7.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА:чарвака-локаята (основные идеи)
1. отвергает религиозно-идеалистические положения Вед;
2. не верит в жизнь после смерти;
3. опровергает существование Бога;
4. признает первичность материального и вторичность идеального
5. материальное первоначало мира, материю обозначает понятием
«пракрити»;
6. утверждает, что все живое состоит из пяти элементов (первовеществ):
огня, воздуха, воды, земли и пространства;
7. после смерти все распадается на эти пять элементов;
8. утверждает, что сознание возникает из земли, воды, огня и воздуха (по
сути это вульгарный материализм в объяснении природы сознания).
8. 2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ:1. КОСМОЦЕНТРИЗМ
2. ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ И ПОЛЕМИЧНОСТЬ
3. ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
4. РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ ( "ПРЫЖОК ОТ МИФА К ЛОГОСУ")
5. МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ (ЗАРОЖДЕНИЕ
ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛЕЙ МИРА И ЧЕЛОВЕКА)
6.СЛОЖИВШИЙСЯ ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК
9.
ПЕРВЫЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ1.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: ФАЛЕС, АНАКСИМЕН,
АНАКСИМАНДР
искали
ПЕРВОМАТЕРИЮ,
ПЕРВОВЕЩЕСТВО, из которого состоят все вещи.
ФАЛЕС: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА;
АНАКСИМЕН: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ВЫСТУПАЕТ ВОЗДУХ;
АНАКСИМАНДР:
ПЕРВОМАТЕРИЕЙ
ЯВЛЯЕТСЯ
АПЕЙРОН - это нечто беспредельное, материальное, не
сводимое ни к одному из известных веществ. Все вещи из него
выходят и после гибели в него возвращаются.
10.
2. ШКОЛАДЕМОКРИТ
АТОМИСТИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛИЗМА:
ЛЕВКИПП,
ВСЕ ВЕЩИ СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ И ПУСТОТЫ.
ЖИЗНЬ - ЭТО СОЕДИНЕНИЕ АТОМОВ, СМЕРТЬ - ЭТО РАЗЪЕДИНЕНИЕ
АТОМОВ В ПУСТОТЕ.
ДУША - ЭТО ТОЖЕ СОЕДИНЕНИЕ ОСОБЫХ, ОГНЕННЫХ АТОМОВ. ОНА
КОНЕЧНА, КАК И ТЕЛО И ОЗНАЧАЕТ РАСПАДЕНИЕ, РАЗЪЕДИНЕНИЕ ЭТИХ
АТОМОВ.
ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР ДВУМЯ СПОСОБАМИ: С ПОМОЩЬЮ
ОЩУЩЕНИЙ И С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА. ПЕРВЫЙ ВИД ЗНАНИЙ ОН НАЗВАЛ
"ТЕМНЫМ", А ВТОРОЙ - "СВЕТЛЫМ", ТАК КАК ОЩУЩЕНИЯ НЕ ДАЮТ
ВОЗМОЖНОСТИ
ПОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ВЕДЬ ПО МНЕНИЮ
ДЕМОКРИТА, СУЩНОСТЬЮ ВЕЩЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ АТОМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО
ПОЗНАТЬ. ЛИШЬ РАЦИОНАЛЬНО, С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА.
11.
ПЕРВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ1. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА: основоположник ПИФАГОР
СУЩЕСТВУЕТ ДВА МИРА: МИР ВЕЩЕЙ И МИР ЧИСЕЛ.
ВЕЩИ МАТЕРИАЛЬНЫ, ЧИСЛА - ИДЕАЛЬНЫ.
МИР ЧИСЕЛ ПЕРВИЧЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ ВЕЩЕЙ.
МИР БЕСКОНЕЧЕН ПОДОБНО ЧИСЛОВОМУ РЯДУ, КОТОРЫЙ
НАЧИНАЕТСЯ С ЕДИНИЦЫ, ИЛИ С МОНАДЫ.
МОНАДА – ЭТО ИДЕАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА, БОГ.
12.
1. МОНАДА – ЭТО ЕДИНОЕ ДУХОВНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА.ЭТО ПЕРВОНАЧАЛО ИЗНАЧАЛЬНО ОБЛАДАЕТ ДВОЙСТВЕННОЙ
ПРИРОДОЙ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕЧНО-МУЖЕСКОЙ, С ДРУГОЙВЕЧНО-ЖЕНСТВЕННОЙ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО ЧИСЛОМ 2;
2. ДИАДА - ЭТО ЕДИНСТВО МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО, КОТОРЫЕ
ПРЕДПОЛАГАЮТ ДРУГ ДРУГА. ИЗ ИХ СЛИЯНИЯ РОЖДАЕТСЯ ВСЕ
МНОГООБРАЗИЕ МИРА, КОТОРОЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЧИСЛО 3, И
ОЗНАЧАЕТ
ОНО
ТРОЙСТВЕННОСТЬ
МИРА
(ЕДИНСТВО
ПРИРОДНОГО, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И БОЖЕСТВЕННОГО МИРОВ), А
ТАКЖЕ ТРОЙСТВЕННОСТЬ САМОГО ЧЕЛОВЕКА (ЕДИНСТВО ТЕЛА,
ДУШИ И ДУХА);
3. ТРИАДА - ЭТО ОСНОВА БЕСКОНЕЧНОГО МНОГООБРАЗИЯ
МИРА
И
МАТЕРИАЛЬНОГО,
И
ИДЕАЛЬНОГО.
ОТСЮДА
МАТЕМАТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ
ФОРМУЛА
МИРОЗДАНИЯ,
ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПИФАГОРОМ: 1=2=3.
13.
2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА (АФИНСКАЯ ШКОЛА)МИРОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНСТВО ДВУХ МИРОВ:
МИРА ВЕЩЕЙ И МИРА ИДЕЙ. ВЕЩИ ИЗМЕНЧИВЫ, ОТНОСИТЕЛЬНЫ,
ЗАВИСЯТ ОТ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА, КОНЕЧНЫ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
МИР ВЕЩЕЙ - ЭТО НЕПОДЛИНОЕ БЫТИЕ. НАОБОРОТ, ИДЕИ ВЕЧНЫ,
"ЗАНЕБЕСНЫ", НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МИР ИДЕЙ - ЭТО ПОДЛИНОЕ БЫТИЕ.
МИР ИДЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВОЕОБРАЗНУЮ ПИРАМИДУ, НА
ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВНОЙ ПРИЧИНОЙ И КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ БЫТИЯ.
ЭТО ИДЕЯ БЛАГА, ИЛИ БОГ.
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС
ПРИПОМИНАНИЯ. ДУША ЕГО ДО ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ПРЕБЫВАЕТ В
МИРЕ ИДЕЙ. ПОСЛЕ ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ОНА ВСПОМИНАЕТ СВОЮ
ЖИЗНЬ В МИРЕ ИДЕЙ , И ЭТИ МОМЕНТЫ ПРИПОМИНАНИЯ ЧЕЛОВЕК
ОСОЗНАЕТ КАК МОМЕНТЫ ОЗАРЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ,
В КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ.
14.
ДУША ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: РАЗУМНОЙ,АФФЕКТИВНОЙ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕЙ. ЭТА, ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПЛАТОНОМ,
СТРУКТУРА ДУШИ ПРЕДВОСХИТИЛА УЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ О СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.
РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ СООТВЕТСТВУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУ,
АФФЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ, ДВИЖИМАЯ СТРАСТЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПСИХИКИ, А ВОЖДЕЛЕЮЩАЯ,
ПРИВОДЯЩАЯ ЖЕЛАНИЯ И ИДЕИ В ПОСТУПКИ- ЭТО ВОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.
ПО МНЕНИЮ ПЛАТОНА, ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНО
СТАТЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ ИМЕННО РАЗУМНОЙ ЧАСТИ ДУШИ В
ДОМИНАНТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛЖНО
ВОЗОБЛАДАТЬ НАД ЧУВСТВАМИ.
ПЛАТОН СОЗДАЛ ПЕРВУЮ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ЦЕЛОСТНУЮ И
РАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ, ЕСЛИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ
ВЗГЛЯД НА МИР НАЗЫВАЮТ "ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА» В ФИЛОСОФИИ, ТО
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР - "ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА".