Классики шведской литературы и кинематографа С. Лагерлёф и В. Шёстрём в пьесе П. У. Энквиста и фильме И. Бергмана
Сельма Лагерлёф (1858 – 1940) «Снежная королева» шведской литературы
Жизнь «снежной королевы»
«Нобелевский день» С. Лагерлёф
Творчество Сельмы: не только сказочница
5.64M
Категория: ИскусствоИскусство

Классики шведской литературы и кинематографа С. Лагерлёф и В. Шёстрём в пьесе П.У. Энквиста и фильме И. Бергмана «Изображатели»

1. Классики шведской литературы и кинематографа С. Лагерлёф и В. Шёстрём в пьесе П. У. Энквиста и фильме И. Бергмана

Классики шведской литературы и
кинематографа С. Лагерлёф и
В. Шёстрём в пьесе П. У. Энквиста и
фильме И. Бергмана «Изображатели»

2.

Август и Сельма: у истоков современной
шведской литературы
Швеция – одна из ведущих стран Скандинавии,
конституционная монархия (с 1973 г. король Карл XVI Густав
Бернадот) с населением более 10 млн. чел.
В культуре большую роль играют исторические провинции
(25) и регионы (3), не совпадающие с современным делением
на лёны (21)
Страна Нобелевской премии
До конца XIX века шведская литература считалась «малой» и
провинциальной
Ситуация меняется благодаря Августу Стриндбергу (1849 –
1912) – драматургу, прозаику, художнику, этнографу, историку,
химику и т.п., создавшему шведский реализм (поколение 80х åttiotalisterna): Георг и Эдвард Брандес; Хенрик Ибсен,
Густав аф Гейерстам, Тур Хедберг
В 1890-е приходит поколение неоромантиков (nittitalisterna),
вождем которого провозглашают Сельму Лагерлёф: Вернер
фон Хейденстам, Густав Фрёдинг, Сельма Лагерлёф, Эрик
Карлфельдт, Пер Хальстрём и Сельма получает Нобеля в 1909
Две тенденции в современной прозе: социальная критика и

3. Сельма Лагерлёф (1858 – 1940) «Снежная королева» шведской литературы

Первая
женщина – лауреат Нобелевской премии по
литературе (1909)
Первая представительница Швеции в Нобелевском
списке
Первая женщина в составе Шведской академии
(1914)
«Drottningen i vår litteratur, den mest berömda av
svenska kvinnor i världen sedan Heliga Birgitta»
(Hjalmar Gullberg)

4. Жизнь «снежной королевы»

Родилась
в поместье Морбакка в Вермланде в семье военного
(мелкопоместного дворянина) и учительницы, пятая из шести
детей
В возрасте 3 лет заболела и не могла ходить, в 1867 г. ее увезли
в Стокгольм на лечение, где подняли на ноги
В 1881- 84 гг. училась в лицее и Высшей учительской
семинарии
С 1885 по 1895 преподавала в школе для девочек в Ландскруне,
в 1885 г. умер отец, а в 1888 Морбакка была продана за долги
В 1891 опубликовала первый роман «Сага о Йесте Берлинге»,
получила премию газеты «Идунн» и отзыв Г. Брандеса
С 1895 посвятила себя литературе, жила в Фалуне,
путешествовала по Италии с С. Элькан, а в 1899 ездила в
Палестину
В 1908 стала нобелиатом и на премию выкупила Морбакку, где
и жила до самой смерти
Не создала семьи, 40 лет жила вместе с Валльборг Эландер

5. «Нобелевский день» С. Лагерлёф

В 1909 г. Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую
премию по литературе «как дань высокому идеализму,
яркому воображению и духовному проникновению,
которые отличают все её произведения» («på grund av den
ädla idealitet, den fantasiens rikedom och den framställningens
själfullhet, som prägla hennes diktning»).
Нобелевская речь, прочитанная на вручении, была составлена
в форме видения, с фантастическим и мистическим элементом:
разговор с умершим отцом о том, кому обязана С. Лагерлёф
своей премией – «великие норвежцы и русские», Фрёдинг,
Тегнер, Рюдберг, Сноильски, Гейерстам, Халльстрём,
Хейденстам, Стриндберг и шведский народ. Образ отца
наделялся героическими и ностальгическими чертами, а в речи
19 раз прозвучало слово «вина» и «долг» (skuld)

6. Творчество Сельмы: не только сказочница

До Нобелевской премии
«Сага о Йёсте Берлинге» (Gösta Berlings saga, 1891).
«Невидимые узы» (Osynliga länkar, 1894).
«Чудеса Антихриста» (Antikrists mirakler, 1897).
«Королевы в Кунгахелла» (Drottningar i Kungahälla,
1899).
«Предание о старом поместье» (En herrgårdssägen,
1899).
«Иерусалим» (Jerusalem, т. 1. Далекарлия, 1901; т. 2.
Иерусалим, 1902).
«Деньги господина Арне» (Herr Arnes penningar,
1904).
«Легенды о Христе» (Kristuslegender, 1904).
«Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по
Швеции» (Nils Holgerssons underbara resa genom
Sverige, т. 1-2, 1906—1907).
«Сказка о сказке и другие сказки» (En saga om en saga
och andra sagor, 1908).
После Нобелевской премии
«Дом Лильекруны» (Liljecronas hem, 1911).
«Возница» (Körkarlen, 1912).
«Император Португалии» (Kejsarn av
Portugallien, 1914).
«Тролли и люди» (Troll och människor, т. 12, 1915—1921).
«Отступник» (Bannlyst, 1918).
«Морбакка» (Mårbacka, 1922).
«Перстень Лёвеншёльдов» (трилогия):
«Перстень Лёвеншёльдов»
(Löwensköldska ringen, 1925).
«Шарлотта Лёвеншёльд» (Charlotte
Löwensköld, 1925).
«Анна Свэрд» (Anna Svärd, 1928).
«Мемуары ребёнка» (Ett barns memoarer,
1930).
«Дневник» (Dagbok för Selma Ottilia Lovisa
Lagerlöf, 1932).
1909 – Нобелевская премия

7.

«Изображатели» (Bildmakarna) Энквиста
Пер Улов Энквист (р. 1934) – крупнейшая фигура в
современной шведской литературе
Нередко обращается к образам людей искусства в своих пьесах
и киносценариях:
Пьесы «Ночь трибад» (1975) – об отношениях Августа
Стриндберга и его жены Сири фон Эссен; «Из жизни
дождевых червей» (1984) – о любовном треугольнике между
сказочником Х. К. Андерсеном, актрисой Йоханной Луизой
Хайберг и ее мужем драматургом Йоханом Лудвигом
Хайбергом
Сценарии «Жизнь Стриндберга» (мини-сериал, 1985),
«Гамсун» (фильм Я. Труэля, 1996)
Пьеса «Изображатели» (Bildmakarna, 1998) была поставлена
на сцене театра «Драматен» и экранизирована как
телеспектакль Ингмаром Бергманом в 2000 г. с теми же
актерами, пер. на рус. А. А. Афиногеновой (2018)
В основе – постановка немого фильма «Возница» (1921) по
повести С. Лагерлёф Виктором Шёстрёмом, ставшего
классикой шведского кино (в 2012 признан лучшим фильм
Швеции по версии журнала FLM) и повлиявшего на Ингмара
Бергмана

8.

«Изображатели» (Bildmakarna) - фильм
Телеспектакль – жанр, существующий с 1950-х гг. и до
сих пор популярный в Швеции, сейчас дирекция входит в
состав канала SVT2
Спектакль «Bildmakarna» (2000) был экранизирован
Ингмаром Бергманом (1918 – 2007)
Все действующие лица – реальны: режиссер немого кино
и актер Виктор Шёстрём (1879 – 1960), кумир Бергмана,
свою последнюю роль сыграл в «Земляничной поляне»
(1957)
Актриса немого кино Тура Тейе (1893 – 1970), активно
снимавшаяся в 1920-х гг.
Кинооператор, актер и режиссер Юлиус Яэнзон (1885 –
1961)
В основе – реальный эпизод: пробный показ фильма
«Возница» (1921) Сельме Лагерлёф - автору книги, по
которой снят фильм
Темы: алкоголизм, творчество, отцы и дети, смысл
искусства, подлинное и ложное искусство, психоанализ,
мифы и реальность, литература и кино
English     Русский Правила