Скелеты в шкафу: семейно-психологическая проблематика в шведской литературе и кино
12.97M

Семейно-психологическая проблематика в шведской литературе и кино

1. Скелеты в шкафу: семейно-психологическая проблематика в шведской литературе и кино

2.

Семейно-психологическая проблематика в
шведской литературе
Семейная проблематика была важна в шведской литературе всегда:
семейные романы начала ХХ века («Маркурелы из Вадчепинга» и
«Бергслагенские комедии» Я. Бергмана, «Селямбы» С. Сивертца, трилогия о
Лёвеншёльдах С. Лагерлёф и др.) – социальная критика, жанр семейной саги
В конце ХХ – начале XXI вв. углубляется психологическая проблематика
семейных романов, изображается философская, религиозная подоплека
семейных отношений, измененное сознание – синтез психологического
романа, социально-бытового романа, триллера, магического реализма, притчи
и т.п.
В силу закрытости шведского сознания, семья изображается источником
травм и постыдных тайн, нередко связанных с насилием, религиозной
строгостью, уродством и болезнями
Традиция «романа о страдании» (lidande): «Кризис» (1934) Карин Бойе,
«Остров обреченных» (1946), «Обожженное дитя» (1948) Стига Дагермана,
«Беззащитные» (1957) Биргитты Тротциг, «Двое блаженных» (1962) Уллы
Исакссон – обостренная морально-этическая проблематика, философия
страдания С. Кьеркегора, влияние Ф. М. Достоевского, маргинальный герой
(жертва аварии, инвалид, сумасшедший, алкоголик и т.п.) – тема сочувствия

3.

Семейно-психологическая проблематика в
шведской литературе
Майгулль Аксельссон (р. 1947): романы о психологических
травмах детства, о самоотрицании – «Я, которой не было»
(2002), «Меня зовут не Мириам» (2914) (ср. Черстин Юханссон
«Словно бы меня и не было» (1979)); о разрушенной семье «Лед
и вода, вода и лед» (2008) – три поколения (Элси и Инес, Бьёрн,
Сюсанна)
«Апрельская
ведьма» (Aprilhäxan, 1997): три плана
повествования (прошлое, настоящее, мечты); система двойников
(матери – Агнес и Эллен, девочки-близнецы, медсёстры Черстин
I и II, принцессы – Дезире, Кристина, Биргитта, Маргарета);
пространство больницы; оборотная сторона «Дома для народа»;
магический реализм, аллюзии к рассказу Р. Брэдбери
«Апрельское колдовство»
Кристин Фалькенланд (р. 1967) «Осколки разбитого зеркала»
(1997) – роман-монолог, психодрама, французский «новый
роман», тема душевной болезни, диалог с Богом, мотив вины и
личного несовершенства, воспоминание о семье (отце и матери),
комплекс Электры, образ зеркала как символ памяти, образ
сестры-близнеца, любовь-ненависть, самоотрицание, мать как
двойник и соперник

4.

Семейно-психологическая проблематика в
шведской литературе
Торгни Линдгрен (1938-2017) «Шмелиный мед» (1995):
роман-парабола; пространство – Север и Юг (антитеза),
духовность и материализм; женщины двойники – Минна и
Катарина (чувственность и разум); братья Хадар и Улоф –
распавшиеся половины единого целого (притяжение и
отталкивание противоположностей); история деда; шмелиный
мед как символ человеческой сути; житие святого Христофора
Пер Улов Энквист (р. 1934) «Низверженный ангел» (1985) –
четыре истории любви (анонимный рассказчик и его отец;
доктор К., его жена и Мальчик, убивший их дочь; Паскаль
Пинон и Мария; любовница Брехта Рут Берлау) – истории
невозможной любви; вопрос коммуникации; проблема
человечности – где граница между монстром и человеком
«Библиотека капитана Немо» (1991) : «аутистический роман
воспитания», планы повествования (бытовой, культурномифологический, библейско-мифологический, символический),
двойничество (рассказчик и Юханнес), две семьи (Юсефина
Марклюнд и Альфильд со Свеном Хедманом), Ээва-Лиса;
мотивы смерти, предательства, поиски Бога, образ Немо,
Русский остров

5.

«Час рыси» / I lodjuret timmа
Пьеса написана Энквистом в 1988 г. и поставлена 9 апреля
в стокгольмском театре Sibyllan (Малая сцена Драматена)
Экранизирована датским режиссером, одним из
основателей проекта Догма-95 Сёреном Краг-Якобсеном в
2013 г. (I lossens time)
Развитие сюжета: от преступления к его истокам,
погружение в детство
Жанровые черты триллера, детектива, семейного и
психологического романа
Пространство клиники и измененное сознание героя, его
безымянность
Главные герои: мальчик, женщина-ученый, женщинасвященник
Поиски Бога в обезбоженном мире, Бог как рыжий кот
Смысл названия «Час Рыси»
Образ
разрушенной
семьи,
отношения
между
поколениями
Путь главной героини в постижении Бога
English     Русский Правила