Похожие презентации:
Иудаизм и культура
1. Иудаизм и культура
Презентацию подготовилиКихтенко Наталья
Кулишова Милана
2. Иудаизм это...
• Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самаядревняя из так называемых авраамических религий, куда,
помимо него, входят христианство и ислам. История
иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и
простирается в глубь веков, по крайней мере, на три
тысячи лет. Также это религия считается старейшей из
всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу –
монотеистический культ взамен поклонения пантеонам
различных богов.
3. Когда возник Иудаизм?
• Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Самиприверженцы этой религии относят ее появление примерно к 1213 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший
еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение
от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.
Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и
устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа
по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих
событий отражено в книге «Бытие», авторство которой
правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая
составляет часть письменной Торы.
4.
5.
6.
7. История яхвизма
• Как уже было сказано, Бог Яхве – национальный Бог евреев. Вокруг негостроится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что
представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории.
Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог,
который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее
флору, фауну и, наконец, первую пару людей – Адама и Еву. Тогда же была
дана и первая заповедь для человека – не притрагиваться к плодам древа
познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это
были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением
потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества – грубого
идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний
давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом
сообществе.
8.
• Таковым был, например, Ной – человек, от которого люди снова расселилисьпо земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли
Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не
призвал Авраама – жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет,
обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и
внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи –
прародители еврейского народа. Последний – Иаков – имел двенадцать
сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них
продали в рабство двенадцатого – Иосифа. Но Бог помогал ему, и со
временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона.
Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все
евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в
Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко
обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и
убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это
рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ.
9.
• Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок летони вошли в Землю обетованную – современную Палестину. Там, ведя
кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое
государство и даже получили от Господа царя – сначала Саула, а потом и
Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма – храм
Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем
отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм
просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны
войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и
богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет
множества храмов – это сооружение может быть только одно и только
в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две
тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме – в виде
раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.
10. Заповеди в Иудаизме
• В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Онитесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное
этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные
идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении
единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни –
почитанию родителей, общественной справедливости и
добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более
расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот.
Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это
соответствует числу частей человеческого тела. Этот список
заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом
365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме
список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду –
выдающемуся иудейскому мыслителю.
11. Традиции
• Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма,которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев
приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны
сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является
праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим
Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению
евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда
народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот –
другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно
охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после
исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в
наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время
иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и
обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат,
отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.
12.
• Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби.Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления,
прообразующий страшный суд.
Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение
пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения,
особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи,
которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются
либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по
авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело
понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими
формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом
богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это
собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для
молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где
собираются верующие.