Монотеистические религии: иудаизм
План
1.Иудаизм ‒ религия еврейского народа
Положения иудаизма
2.История возникновения культа Яхве
3.Символ веры иудаизма
4. Основные положения учения
О священных книгах
Десять заповедей
О сверхъестественных существах
о Машиахе (Мессии)
О загробной жизни
О пищевых запретах
О душе
О субботе
О пророках
5. Основные конфессии иудаизма
Ортодоксальный иудаизм
Реформистский иудаизм
Консервативный иудаизм
Караимы
Иудейский мистицизм
10.07M
Категория: РелигияРелигия

Монотеистические религии. Иудаизм

1. Монотеистические религии: иудаизм

2. План

1.Иудаизм ‒ религия еврейского народа
2.История возникновения культа Яхве
3.Символ веры иудаизма
4.Основные положения учения
5.Четыре основных конфессии иудаизма

3. 1.Иудаизм ‒ религия еврейского народа

Иудаизм называют иногда также религией
Моисея, Моисеевым законом (англичане
говорят даже «мозаизм») ‒ по имени
легендарного законодателя евреев. Следует
помнить, что иудаизм – древнейшая религия,
основанная на строгом монотеизме (вере в
единого Бога-Творца) и отвергающая наличие
какого-либо «посредника» в отношениях Бога
и человека.

4.

Термин «иудаизм» происходит от имени
одного из 12 сыновей Якова и родоначальника
колена - Иуды, что в переводе с иврита
означает “благодарный” (богу).

5.

Иудаизм как монотеистическая религия
формировался относительно длительный
исторический
период.
Формированию
монотеизма
предшествовала
некая
переходная форма — генотеизм, который
предполагает существование у того или иного
народа веры в одного Бога. У еврейского
народа таким Богом был Яхве (Иегова).

6.

Для поклонения Богу Яхве в
Иерусалиме сыном Давида
царем Соломоном в 945 г. до
н.э. был построен храм Яхве,
ставший центром культовой
деятельности иудаизма. В
храме находились предметы,
символизирующие
присутствие Бога, — Ковчег
Завета со Скрижалями Завета
(две каменные плиты, на
которых были начертаны
Десять
заповедей)
и
херувимы.
Однако
многобожие
у
евреев
просуществовало
еще
несколько столетий.

7. Положения иудаизма

Первое — евреи обязаны признать, что Бог Яхве
— единственный Бог, творец и повелитель всего
того, что происходит в природе, обществе и судьбе
каждого человека.
Второе — еврейский народ является избранным
Богом народом. Он будет находиться под особым
покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока
останется ему верным. Иудаизм – религия сугубо
одной нации – евреев.

8.

На
современном
этапе
поиски
самоидентичности еврейского народа
выразились в идее сионизма, уникальности
культурно-исторического
феномена
иудаизма и практических усилий по его
реинституализации
через
создание
государства Израиль.

9.

В отсутствие централизованной
организации иудейских общин
функцию религиозного института
выполняет синагога (от греч.
synagoge – собрание),
представлявшая собой отдельный
дом, который служил для собрания
членов одной или нескольких
иудейских общин, проживающих в
одном городе и его окрестностях.
При синагоге имелась своя казна,
куда каждый прихожанин вносил
пожертвования и откуда брались
деньги для помощи неимущим
членам общины.
Наиболее существенным отличием
синагоги являлся запрет на
осуществление жертвоприношений

10. 2.История возникновения культа Яхве

В
иудаизме

исторически
первой
монотеистической религии – на основе
первоначальных
верований
развивается
представление о том, что существует
единственный Бог, Творец и полновластный
повелитель мира, нравственный законодатель
и вершитель судеб как отдельных людей, так
и целых народов.

11.

Особое значение приобретает отношение «Бог
– человек»; история развития этого отношения
и становится тем главным сюжетом, в котором
Бог открывается человеку. Начавшись с
сотворения мира и первых людей, их
грехопадения и изгнания из рая, она имеет
своим ключевым событием Завет (договор),
заключаемый Яхве с избранным Им
еврейским народом.

12.

Взяв народ под свое покровительство, Яхве выводит
его из Египта («дома рабства») в землю
обетованную
и
через
Моисея
дает
ему
законодательство, ядро которого образуют 10
заповедей.
Одна из заповедей запрещает произносить имя Бога
«всуе», поэтому при чтении Торы вслух оно
заменялось именем «Адонай» (Господь). В
результате языковых трансформаций имя стало
звучать – «Иегова», каковое чтение и получило
распространение у христианских богословов в
средние века.

13.

Культ Яхве очень древнего происхождения.
Он существовал задолго до объединения
еврейских племен в израильское государство.
Но тогда он был одним из многих культов, а
сам Яхве считался одним из многих богов,
которым поклонялись различные еврейские
племена. Поклонение Яхве было на
протяжении
многих
столетий
не
монотеистическим, не единобожеским, а
геотеистическим: оно не исключало, а,
наоборот, предполагало признание того, что у
других народов существуют другие боги.

14.

В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды.
Когда
еврейские
племена
соединились
в
Израильское государство, причем главную роль в
этом соединении сыграло племя Иуды, богпокровитель
этого
племени
стал
богомпокровителем
всего
еврейского
народа
и
Израильского царства. Изменилась и его основная
функция. Так как главной его задачей, как
покровителя,
стало
руководство
военными
операциями против филистимлян, моавитян и
прочих внешних врагов, он стал богом войны.

15.

Постепенно менялся в воображении верующих и
внешний вид бога Яхве. Первоначально он
изображался, вероятно, в виде льва, потом - в виде
быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает
человеческий образ, хотя в очень многих случаях и
позднейшие его изображения сохраняют черты
животного.
В представлении верующих Яхве отнюдь не был
вездесущим: он обитал в определенном месте.
Известно, что гора Синай долго считалась
обиталищем Яхве. С течением времени возникло
представление о том, что Яхве обитает в одном
определенном месте - в ковчеге.

16.

По мере того как культ Яхве все больше вытеснял
культы других племенных и родовых богов,
выделялись и с течением времени приобретали все
большее значение жрецы этого бога. Главной их
обязанностью в этот период являлось не
жертвоприношение, а вопрошание божества,
испрашивание у него предсказаний и совета. Богу
Яхве приносились человеческие жертвы.

17. 3.Символ веры иудаизма

Символ веры иудаизма составил выдающийся
еврейский мыслитель средневековья Моисей
Маймонид (1135 – 1204), автор «Наставника
заблудших», одного из ранних логикобогословских Комментариев к «Торе».

18.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Бог существует.
Бог один.
Бог не существует в телесной оболочке.
Бог вечен.
Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
Общение с Богом происходит через пророков.
Моией – величайший из пророков.
Тора имеет божественное происхождение.
Тора никогда не утратит своего значения.
Бог знает обо всех поступках людей.
Бог наказывает зло и вознаграждает добро.
Бог пощлет Своего Мессию.
Бог воскресит мертвых.

19. 4. Основные положения учения

- о священных книгах,
- о сверхъестественных существах,
- о Машиахе (Мессии),
- о пророках,
- о душе,
- о загробной жизни,
- о пищевых запретах,
- о субботе.

20. О священных книгах

Самой почитаемой священной книгой
иудаизма является Тора (Пятикнижие),
которая была дана Богом народу Израиля на
Синае и до сих пор остается Законом для
евреев. Слово Тора означает «наставление».
Это слово многозначно: иногда оно
обозначает первые пять книг еврейской
Библии, иногда Библию в целом, то есть всю
Письменную Тору.

21.

Тора написана на иврите
и на этом языке книги
Торы носят следующие
названия. Первая:
Берешит (в переводе “В начале”). Вторая:
Веэлле Шемот (“И вот
имена”). Третья:
Вайикра (“И воззвал”).
Четвертая: Бемидбар
(“В пустыне”). Пятая:
Элле-гадебарим (“И вот
слова”).

22.

Письменная Тора
состоит из трех частей:
Тора (Пятикнижие
Моше), Невиим, Ктувим.
Начальные буквы
названий этих трех
частей (Т.Н.К)
составля¬ют слово
«Танах» — так евреи
называют Библию

23. Десять заповедей

«Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да
не будет у тебя других Б-гов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого
изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под
землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г-ревнитель,
карающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, тех, которые
ненавидят Меня, И творящий милость до тысячных родов любящим Меня и
соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего,
попусту, ибо не пощадит Г-сподь того, кто произносит имя Его попусту. Помни
день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело
твое; А день седьмой — суббота — Г-споду, Б-гу твоему: не делай никакого дела
ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни
пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо и
землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой. Посему благословил Г-сподь
день субботний и освятил его. Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились
дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. Не убивай. Не
прелюбодействуй. Не кради. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством
ложным. Не домогайся дома ближнего твоего; не домогайся жены ближнего
твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, ничего, что у
ближнего твоего».

24.

Тора делится на две части — открытую и
тайную, в них изложены мысли Творца.
Открытая часть говорит о выполнении
законов.
Существуют
три
причины
засекречивания
Торы:
«Нет
необходимости», «Невозможно», «Личная
тайна Создателя».

25.

Свиток Торы написан на листах пергамента,
сшитых вместе. Право писать свиток Торы
имеет лишь опытный переписчик, тщательно
соблюдающий все необходимые правила.
Пишут Тору чернилами, гусиным пером.

26.

27.

После того как Мишну (Устную Тору) стали
изучать в Израиле и в Вавилоне, раввины и
их ученики стали заниматься изучением
причин возникновения галахот и их
практического применения. Их исследования
были записаны и сохранены, а в 500 г. два
вавилонских раввина — рабби Ина и рабби
Аши — систематизировали эти записи.
Результатом работы стал обширный труд,
получивший название Талмуд Бавли —
Вавилонский Талмуд. Ранее в результате
подобной работы мудрецов Израиля был
создан Талмуд Иерушалми — Иерусалимский
Талмуд.

28.

После Раши были написаны так называемые
Тосафот
(«дополнения»).
В
них
анализируются конкретные моменты спора
или проводятся их сопоставления с другими
местами в Талмуде. Сегодня на стандартном
печатном листе Талмуда с одной стороны от
текста расположен комментарий Раши, а с
другой стороны — Тосафот.

29. О сверхъестественных существах

Бог в иудаизме всемогущ, всеведущ и
вездесущ (то есть одновременно присутствует
везде). Бог может сделать все, что захочет, но
Он оставляет людям свободу выбора между
добром и злом. Он стремится привлечь их к
Себе, посылая им благословения или
страдания
либо
какими-то
другими
способами.

30.

Соблюдая заповеди, люди по мере своих сил
вносят в мир святость, подготавливая его к
тому времени, когда все человечество
признает Его и существование Бога станет
очевидным.
Евреи верят, что с молитвами следует
обращаться только к Богу, и Он всегда
слышит молитвы, хотя не всегда отвечает на
них так, как человек может себе это
представить.

31.

Талмуд приписывает Богу высказывание,
уникальное среди религиозных писаний:
«Пусть лучше евреи забудут Меня, но будут
следовать Моему Закону». Имеется в виду,
прежде всего, исполнение заповеди о любви к
ближнему. Сомнение, утверждает иудаизм,
полезно для человеческой души, оно
способствует скромности и смирению,
позволяет избегать пороков гордыни и
жестокости по отношению к ближним.

32.

Более того, если бы человек знал наверняка,
что Бог существует и что Он наказывает за
каждый плохой поступок, то наши хорошие
дела перестали бы быть результатом личного
свободного выбора между добром и злом.
Чтобы выбрать добро, мы должны обладать
свободой делать также и зло.
В иудаизме признание существования Бога
крайне необходимо для мира, основанного на
нравственности, и для высшего смысла
жизни.

33.

«Тетраграмматон» — это четырехбуквенное
имя Бога. Его нельзя произносить, вместо
него говорят Адонай (Господь), но только во
время молитвы. А когда не молятся, то
говорят просто — Гашем (Имя). Из
благоговения перед святостью имен Бога
евреи не пишут их полностью, а заменяют
одну букву дефисом: Б-г, Г-сподь

34. о Машиахе (Мессии)

Вера в пришествие мессии - посланца Бога,
призванного спасти верующих для будущей жизни.
Слово «Машиах» (Мессия) означает «помазанник».
Слово обозначает будущего руководителя еврейского
народа, который принесет в мир далеко идущие
изменения. Тогда будет вновь построен Храм в
Иерусалиме. По всей земле воцарится мир, прекратятся войны, не будет больше стихийных бедствий,
катастроф, люди и животные перестанут причинять
друг другу вред, во всем будет ощущаться
присутствие Бога.

35.

Время его прихода неизвестно, раввины
всегда выступали против попыток определить
его. Иисус Христос не является для евреев
Мессией: на земле с его пришествием должен
был наступить мир, но этого не произошло, а
значит, Мессия ещё не пришел.

36. О загробной жизни

Когда человек покидает этот мир, он получает
награду или наказание за все дела, что делал
в течение своей жизни. Наградой является
степень приближения к Богу. Наказание —
это не пламя ада, а процесс очищения.
Человек, согласно представлениям иудаизма,
не может сделать ничего, заслуживающего
вечных мучений. В еврейском шеоле
(загробном
мире)
души
грешников
очищаются от своих грехов, после чего
приближаются к Богу.

37.

Всякий человек рождается невинным, он сам
делают свой выбор — грешить или не
грешить. Евреи верят в воскрешение из
мертвых, в то, что душа и тело соединятся
вновь.

38. О пищевых запретах

Во-первых, им нельзя употреблять в пищу
мясо тех животных, которые в Торе названы
нечистыми. В него, в частности, входят
свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы,
омары, устрицы, креветки и др.

39.

Во-вторых, им запрещено употреблять в
пищу кровь. Поэтому можно питаться только
обескровленным мясом. Такое мясо называют
“кашерным” (“кашер” с иврита переводится
как “подходящий”, “правильный”).
В-третьих,
запрещено
одновременно
принимать мясную и молочную пищу
(например, пельмени со сметаной).

40. О душе

Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ
означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется
законам природы. Душа не зависит от тела, она может
существовать и без тела. Душа существует как
целостное образование или как совокупность
мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена
Богом. Утром Бог одним людям души возвращает, а
другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает,
умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в
особой молитве благодарят Господа за то, что он
вернул им душу.

41. О субботе

Суббота - священное время для евреев, и
верующие с особым рвением относятся к
соблюдению его уставов. Хранить и чтить
этот день предписывает одна из десяти
базовых заповедей иудаизма. Нарушение
покоя субботнего дня считается серьезным
проступком и требует искупления вины.

42. О пророках

Пророки - это люди, которым Бог дал задание
и возможности возвещать людям истину. А
истина, которую они возвещали, имела две
основные части: истина о правильной
религии (как надо верить в Бога) и истина о
правильной жизни ( как надо жить). Среди
всех пророков выделяются два великих: Илья
и Моисей

43.

За особые заслуги перед Богом Илья был взят
живым на небо. Это надо понимать так: если
у остальных праведников в рай попала только
душа (а тело остаётся мертвым и лежит в
земле до прихода Мессии), то Илья был взят в
рай вместе с телом. Особое почитание
пророка Ильи выражается в том, что во время
иудейского праздника Песах (в европейском
произношении: Пасха) во всех иудейских
семьях дверь в помещение не закрывают
(чтобы Илья мог зайти), ставят лишний бокал
вина (чтобы Илья мог его выпить), в конце
праздничного ужина громко приглашают
пророка Илью войти в дом.

44.

Считается, что Бог через Моисея вывел
еврейский народ из египетского плена. Бог
давал указания Моисею, а Моисей, следуя
этим указаниям, привёл евреев в Палестину.
Именно в память об этом событии и
празднуется иудейская Пасха. Само слово
Пасха (в первоначальном произношении:
Песах) связано с религиозным рассказом об
исходе евреев из Египта.

45. 5. Основные конфессии иудаизма

1) ортодоксальный иудаизм;
2) реформистский иудаизм;
3) консервативный иудаизм.

46. Ортодоксальный иудаизм

Центральное место в религиозной концепции
занимает Галаха в том виде, в
каком она зафиксирована в Устном Законе (в
Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде)
Согласно обычаям иудаизма, верующие
мужчины носят пейсы, бороду и непременно
головной убор.

47.

48.

Литваки – последователи Элияху бен Шломо
Залмана (1720-1797), Виленского гаона,
стремившегося сохранять в неизменности
традиции восточноевропейского еврейства в
том виде, как они сложились ко времени его
деятельности, и выступавшего с резкой
критикой хасидизма. Литваки акцентировали
важность на интеллектуальной деятельности
в религиозной сфере, стремились развивать
традиционное
еврейское
образование,
неразрывно связанное с изучением Танаха и
Устного Закона.

49.

Хасиды (буквально "благочестивые") –
религиозная
секта
иудеев
фанатиков,
возникшая в первой трети ХVIII в. Почитают
священным не только Талмуд, но и
мистическую каббалу. Зарождение хасидизма
связано с деятельностью его основателя
Бешта.

50.

51.

Ортодоксальный
модернизм
(или
современные ортодоксы) – движение внутри
иудаизма,
пытающееся
интегрировать
достижения
современной
культуры
и
цивилизации с религиозными принципами и
нормами жизни традиционного еврейства, а
также идеями сионизма. Данное направление
возникло еще в XIX веке и развивалось под
лозунгом «Тора с мирской жизнью».
Ортодоксальный модернизм сегодня является
одним
из
самых
многочисленных
направлений иудаизма в Израиле.

52.

Религиозный сионизм – ортодоксальное
течение, стоящее за соблюдение всех
установлений Торы и видящее в воссоздании
и
поддержании
Государства
Израиль
религиозный долг иудеев. Часто это
направление именуют еще «вязаными
кипами», поскольку этот элемент одежды
стал
отличительной
чертой
адептов
движения.

53.

54. Реформистский иудаизм

Реформистский иудаизм вдохновлялся идеями
эмансипации
евреев
(преодоления
социальнополитических
ограничений),
их
интеграции в общественную, культурную и
государственную
жизнь,
стремлением
к
просвещению (хаскала от ивр. сехель – букв.
«разум»), то есть усвоению достижений
современной науки и светской культуры. С
момента своего возникновения реформизм
настаивал на том, что из всего многообразия
положений
исторического
иудаизма
принципиальными следует признать только
строгий монотеизм и моральные нормы.

55.

В
связи
с
этим
декларировалась
необходимость
вернуться
к
истокам,
освободиться от средневековых наслоений, не
имеющих фундаментального значения, и
приспособиться к велениям времени. В
литургическом
отношении
также
производились значительные изменения: был
осуществлен перевод богослужения на
национальные языки, введены проповеди в
синагогальное богослужение.

56. Консервативный иудаизм

Подобно реформационному движению консерваторы
требовали изменений в религиозной жизни, однако
настаивали на том, что эти изменения не должны
затрагивать существенные для иудаизма нормы, в том
числе и ритуальные. В частности, необходимо
сохранить иврит в качестве богослужебного языка,
соблюдать субботы и пищевые ограничения (кашрут).
Возникновение данного движения связано с именами
раввина Захариаса Франкеля (1801-1875) и видного
историка Генриха Греца (1817-1891).

57. Караимы

Караимы отрицают все наследие раввинистического
иудаизма (Талмуд), признавая необходимыми для
исполнения
исключительно
установления
Письменного Закона (Торы). Несмотря на неприятие
Устной Торы, караимы на протяжении веков своего
существования сами создали кодекс правил,
формально не опирающихся на библейские
установления, однако признаваемых обязательными
для всех членов общины. Караимы настаивают на
буквальном понимании Торы, хотя на практике это не
всегда соблюдается.

58. Иудейский мистицизм

Каббала (с ивр. букв «получение»,
«предание») – это мистикотеософское учение
оккультного характера, а также тесно
связанные с ним магические практики.
Следует иметь в виду, что каббала не
представляет
собой
отдельного,
обособленного течения внутри иудаизма. Ее
изучают и практикуют адепты различных
направлений.

59.

Для каббалы текст Торы выступает в роли
вселенского кода. Дешифровав его, можно
получить доступ к самым сокровенным
тайнам бытия.
Бог
понимается
как
непознаваемая
беспредельность (Эйн-Соф), открывающая
себя в вещах видимого мира, который есть не
что иное, как результат эманации Божества.
Акт творения здесь подменяется процессом
развертывания
Божественной
природы,
порождающей все сущее.

60.

Божественные действия напрямую влияют на земной
мир, но и действия, производимые человеком,
вызывают непосредственную реакцию в горнем мире.
Таким образом, человек получает механизм прямого
воздействия на Бога, причем не только в бытовых, но
и в глобальноисторических масштабах. Например,
практикуя каббалистические ритуалы, возможно
приблизить пришествие Мессии.
Человеческие грехи нарушают гармонию, изначально
существующую внутри Сфирот, и, напротив,
исполнение мицвот эту гармонию восстанавливает.
Таким образом, на каждого иудея возлагается
глобальная
ответственность
за
благополучие
Вселенной
English     Русский Правила