Похожие презентации:
Глава над разделенным Телом. Марк Эфесский и православное понимание единства Церкви
1. Глава над разделенным Телом
ГЛАВА НАД РАЗДЕЛЕННЫМ ТЕЛОММарк Эфесский и православное понимание единства Церкви
2. Православная Церковь называет сама себя в Символе веры — μία ἁγία καθολικὴ καὶ ἀποστολικὴ Ἐκκλησια — Единственная, святая,
кафолическаяи апостольская Церковь.
Слово «кафолический» означает
примерно «полный, ни в чем не
имеющий недостатка».
На свете может быть только одна
истинная Церковь, и она не может
разделиться; человек может отпасть от
Церкви, но сама она не убавится.
3.
■ Господь в СвященномПисании дал обетование, что
Дух Святой наставит Церковь
на всякую правду.
Уже на страницах Нового Завета
это обетование было исполнено:
15 глава Деяний описывает
апостольский собор, который
дал окончательное решение по
вопросу о значении иудейского
Закона для христиан.
Решение начиналось словами:
«Угодно Духу Святому и нам…»
4. Хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не имели нужды в чужом мнении; однако же они
не хотели постановить определения о том, что́ былопредметом спора, – должно ли обрезывать язычников, прежде
чем, собравшись вместе, подтвердили каждый свои слова
свидетельствами
божественного
Писания.
Поэтому приговор об этом они произнесли сообща, пиша к
язычникам: «изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае
возложити вам тяготы, разве сих: огребатися от идоложертвенных
и крове и удавленины и блуда» (Деян. 15, 28–29).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПЯТОГО
ВСЕЛЕНСКОГО
СОБОРА
5.
■ Собственно, слово для обозначенияЦеркви в греческом языке то же
самое, что для обозначения
народного собрания — ἐκκλησία.
■ Церковь несводима к одному
человеку, это всегда община.
■ Голос Церкви — это собор епископов
— преемников апостолов; им Господь
обещал Духа Святого, Которой
сохранит их от заблуждений. Собор,
представляющий всю Церковь, не
может ошибиться
■ В разные периоды реализация этого
принципа несколько менялась, но
общий принцип таков: в учении должны
согласиться епископы или группы
епископов, представляющие все части
Кафолической Церкви. Например, для
Пятого вселенского собора таковыми
были епископы Рима, Константинополя,
Александрии, Антиохии и Иерусалима со
своими подчиненными (об этом ниже)
епископами. Епископы представляют
свои области, поскольку их избирают
поместные соборы областей, в которых
предусмотрено участие и мирян — так
соблюдается соборность на всех
уровнях.
6.
Первый вселенский собор7. Предание сохраняет учение апостолов
ПРЕДАНИЕ СОХРАНЯЕТ УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ■ Св. Ириней Лионский: Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание
апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных
апостолами в церквах, и преемников их до нас.
■ Тертуллиан: Ну что же! Ты, желающий скорее упражнять любострастие в деле спасения твоего,
пройди мимо церквей апостольских, в которых и до сего дня стоят подлинные кафедры
апостолов, в которых оглашаются подлинные их писания, звучащие их голосами и являющие
образ каждого из них. Тебе ближе всего Ахайя? У тебя есть Коринф. Если ты поблизости от
Македонии, у тебя есть Филиппы, есть Фессалоника. Если можешь направиться в Азию, у тебя
есть Эфес, а если поблизости Италия, – то Рим, откуда исходит авторитет и для нас.
■ Св. Киприан Карфагенский: Говорит Петру в Евангелии: «Аз же тебе глаголю, ты еси Петр, и на
сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, и дам ти ключи Царствия
Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши
на земли, будет разрешено на небесех» (Мф. 16:18-19). Отсюда последовательно и
преемственно истекает власть епископов и управление Церкви, так что Церковь поставляется
на епископах и всяким действием Церкви управляют те же начальствующие.
■ Св. Григорий Великий: Петр, первый из апостолов, сам по себе член Святой и Вселенской
Церкви, Павел, Андрей, Иоанн, — кто были они? Главы отдельных общин, но все они были
членами при одной Главе. И (выражусь кратко) святые перед законом, святыми под законом,
святыми под благодатью, все они созидали Тело Господне, были избраны членами Церкви, и
не один из них не желал называться вселенским»
8. Рим и Предание апостолов
РИМ И ПРЕДАНИЕ АПОСТОЛОВ■ Уже с древности возникали конфликты и попытки нарушения соборного устройства и
братства Церквей, появлялись ереси. Вопросы такого рода решались всегда соборно.
■ Отцы VI Вселенского Собора: «Несомненно, что в соборах должно внимать не тем или
иным речам, но тому, что определяется всеми сообща или большинством».
■ Карфагенский собор: Ибо Отцы судили, что ни для одной области не оскудевает
благодать Святаго Духа. Каждому, если появится сомнение о справедливости решения
ближайших судей, позволено приступать к Соборам своей области, и даже ко
Вселенскому Собору. Разве есть кто-либо, который бы поверил, что Бог наш может
одному только некоему вдохнуть правоту суда, а бесчисленным иереям, сошедшимся
на Собор, откажет в оном? О том, чтобы кого-то посылать из Рима, мы не обретаем
определения ни одного Собора Отцов.
Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших
клириков
исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы
вносящими дымное
надмение мира в Церковь Христову, которая
желающим зреть Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия.
9. И святые отцы собирались на святых четырех соборах и, пользуясь древними примерами, сообща устрояли относительно возникавших
ересей и вопросов,Ибо НЕДОПУСТИМО В ВОПРОСАХ ВЕРЫ КОМУ-ЛИБО ПРЕДВОСХИЩАТЬ
СУЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ В ЕЕ ПОЛНОТЕ, ибо сам Господь говорит: «амин глаголю
вам: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще
просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех. Идеже бо еста два или трие
собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Матф. 18, 19–20).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПЯТОГО
ВСЕЛЕНСКОГО
СОБОРА
10. Как Марк мыслит единство Церкви?
КАК МАРК МЫСЛИТ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ?ДУХ СВЯТОЙ
СОБОР
ЕПИСКОПОВ
ЕПИСКОПЫ,
«ПОСТАВЛЕННЫЕ ПО
КОНЦАМ ЗЕМЛИ»
НАРОД
11.
«Это иудейство, недостойное благодати, ограничивать еебожественность определенными странами и местами...
Когда мы говорим о единой, соборной и апостольской
Церкви, мы не говорим, как это хотелось бы задорному
римскому невежеству, о Церкви Петровой, или Римской,
или Византийской, или Андреевой, или Антиохийской, или
Палестинской, мы не говорим о Церкви Азиатской,
Европейской, Ливийской или находящейся на север от
Босфора, но о Церкви, находящейся во всей вселенной».
12. Спасибо за внимание
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ