Похожие презентации:
Апологетика: римо-католицизм. Апостол Петр
1.
АПОЛОГЕТИКА: РИМО-КАТОЛИЦИЗМI. АПОСТОЛ ПЕТР
2.
Если же кто-то утверждает, что блаженный АпостолПетр не был поставлен Иисусом Христом, Господом
нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и
видимым главой (visibile caput) всей воинствующей
Церкви или что Апостол получил непосредственно и
прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь
первенство чести (honoris), а не первенство
истинной и собственной юрисдикции, да будет
отлучен от сообщества верных.
— Ι Ватиканский собор
3. Петр — основание Церкви?
ПЕТР — ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ?■ Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском!
Петр был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел
приходил некогда видеть его преимущественно пред другими.
-- свт. Иоанн Златоуст
■ Петр… за превосходство веры получил обетование, что на нём созиждется Церковь.
Услышав имя Петра, мы при этом слове тотчас представляем Петра, получившего
обетование, что на нем созиждется Церковь.
— свт. Василий Великий
■ Есть один Бог, один Христос и одна Церковь. И одна Кафдера, основанная, по слову
Господа, на Петре. Невозможно установить иной алтарь или другое священство, кроме
единого Алтаря и одного священства.
-- свт. Киприан Карфагенский
■ Пусть Петр и часть апостольского ликостояния, но стоит в стороне от прочих, ибо его титул
выше. Для них он корифей и основание — для Церкви.
— свт. Григорий Палама
4. Власть ключей
ВЛАСТЬ КЛЮЧЕЙ■ Апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился быть как бы представительным
лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «Дам
тебе ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на
Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех». Ибо эти «ключи»
и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.
— свт. Августин Гиппонский
■ Петр был поставлен над прочими апостолами и один получил ключи Царства Небесного,
которые впоследствии разделил с другими.
— свт. Оптат Милевский
■ Власть ключей, несомненно, даётся всем апостолам, которым всем Господь сказал по
воскресении: Примите Духа Святого и т.д. (Ин. 20:22).
-- прп. Беда Достопочтенный
■ По воскресении Своем Господь наделяет равной властью всех апостолов… однако, чтобы
показать единство [Церкви], Ему угодно было с одного же и предначать это единство.
Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, и имели равное с ним достоинство и
власть; но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви.
— свт. Киприан Карфагенский
5.
Согласно Отцам, полностью православно говоритьтакже и что Церковь основана на Петре. Почему?
Петр первым исповедал веру, которая будет верой
Церкви, и потому первым получил власть иметь
ключи Царства Небесного. Впоследствии все
апостолы и все епископы имели ту же благодать и
власть, но первым ее получил и стал основанием
для них и символом единства Церкви один Петр,
который первым принял Христа с истинной верой.
6. Петр — не начальник. Апостольский собор
ПЕТР — НЕ НАЧАЛЬНИК. АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР■
Петр ничего не присваивал себе нагло и не говорил выскомерно, что обладает первенством, и
потому ему должны повиноваться новички и последующие.
-- сщмч. Киприан Карфагенский
■
Петр ничего не делает самовластно, как начальник, но все с общего согласия.
-- свт. Иоанн Златоуст
**************************************************************************************
■
Начал речь Иаков... Сначала говорил Петр сильнее, а потом этот более кротко. Так всегда нужно
поступать тому, кто имеет бóльшую власть, укоризны предоставлять другим, а самому говорить с
большею кротостью. Велико смирение этого мужа и совершенна эта речь; она полагает конец
делу…
…Что значит: "я полагаю"? Иначе сказать: со властью говорю, что это так.
… Потом постановляется общее решение.
-- свт. Иоанн Златоуст
■
«Хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не нуждались
ни в чьем совете относительно того, что должно было делать; однако же они не хотели постановить
определения о том, что́ было предметом спора... прежде чем, собравшись вместе, подтвердили
каждый свои слова свидетельствами божественного Писания.»…
— Определение веры V Вселенского собора
7. Петр в богословии епископов Рима
ПЕТР В БОГОСЛОВИИ ЕПИСКОПОВ РИМА■ Вселенская Церковь распространена по всему миру, однако святая Римская
Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами
Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: «Ты Петр, и на этом
камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи
Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что
разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 19).
— св. Дамас, папа Римский
■ Хотя священство принадлежит всем епископам, но не в равной степени: и между
апостолами не было равенства, все они одинаково избраны, но власть над
всеми дана только одному. Согласно с этим и между епископами существует
неравенство, ибо постановлено, чтобы не всякий из них претендовал на власть
над всей Церковью, а чтобы каждый управлял только своей епархией. Между
ними большим значением пользуются те, которые поставлены епископами
больших городов, но попечение о всей Церкви принадлежит только престолу
Петра.
— св. Лев, папа Римский
8. В каком смысле первенство Петра признавалось в Предании Кафолической Церкви?
В КАКОМ СМЫСЛЕ ПЕРВЕНСТВО ПЕТРА ПРИЗНАВАЛОСЬ ВПРЕДАНИИ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ?
1. Первенство заслуг — в подвигах и любви к Богу.
ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Пламеннейший из всех — Петр».
2. Первенство авторитета — в уважении к нему Церкви и в
доверии к его суждениям.
ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Петр был первым в исповедании».
3. Первенство чина — в чести и достоинстве, в
организационных вопросах, в праве говорить первым.
ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Корифей апостолов — Петр»
4. Первенство власти — в праве отдавать приказы иным
апостолам.
НЕ ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Петр не действует как начальник».
9.
Если, следовательно, кто-либо говорит, чтоблаженный Петр имеет преемников своего
первенства над Католической Церковью не по
установлению Христа или Божию праву или что папа
Римский не является преемником блаженного
Петра в этом первенстве, да будет отлучен от
сообщества верных.
— Ι Ватиканский собор
10. Преемство Петра
ПРЕЕМСТВО ПЕТРА■ Как пишет крупный патролог Эдвард Съеценски, отцы до V века
вообще не мыслили преимущества Петра в смысле какой-то особой
«должности Петра» в Церкви. После V века эта тенденция начинает
проявляться у Римских пап (в первую очередь у Льва Великого), и
почти только у них.
■ Первый текст, где возникает идея особого «преемства Петра»,
отличного от апостольского преемства вообще, — это входящее в
состав Псевдо-Климентин апокрифическое послание Климента ап.
Иакову.
■ Это же послание содержит учение, что Иаков есть «епископ епископов
всех Божиих Церквей, прекрасно устроенных по всему миру» и все
епископы должны сравнивать свои проповеди с тем, чему учит Иаков,
чтобы быть православными.
11. Преемство Петра — II
ПРЕЕМСТВО ПЕТРА — II■ Не существует никаких данных, заставляющих считать, что Римский епископ чемто отличается с точки зрения преемства Петра от Антиохийского — в обоих
случаях Петр еписокопствовал в городе некоторое количество лет, а затем
поставил своего преемника-епископа. В случае с Римом таковым был св. папа
Лин, который был поставлен (по Иринею Лионскому) Петром еще при жизни, то
есть, соответственно ситуация полностью тождественна ситуации с Антиохией и
никаких богословских различий мы привести не можем. Единственное различие
состоит в том, что Петр в Риме умер. Однако сам по себе исторический факт
наличия в городе Риме гробницы Петра, очевидно недостаточен для признания
за Римом каких-либо особых неотчуждаемых богоданных полномочий.
■ Собственно, более того, очевидно, что папа Лин не был носителем абсолютной
власти в Церкви при жизни Петра, а Петр (даже если бы имел абсолютную
власть) — что важно — на момент смерти епископом Рима не являлся, поскольку
таковым был Лин. Если предположить, что Лин неким (автоматическим) путем
получил власть по смерти Петра, то следующий вопрос — почему именно Лин,
каким образом это доказывается и какие мы можем предложить обоснования
этому?
12.
Святые Отцы различали преемство рукоположения, котороеРимские епископы имеют от апостола Петра, и то первенство,
во многом аналогичное Петрову, которое в честь и память
апостола Петра и величия города Рима дано было Римским
епископам соборами и императорами (28 прав. IV собора, 36
— VI, новеллы св. имп. Юстиниана).
Как в вопросе о характере первенства Петра, так и во мнениях
по поводу его передачи, епископы Рима, начиная примерно с V
в., постепенно стали уклоняться от общего Предания Церкви
(хотя были и исключения, как свт. Григорий Великий).
13. Спасибо за внимание
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ