Похожие презентации:
Поэтическая ситуация в 1980-1990-е гг
1. Поэтическая ситуация в 1980-1990-е гг.
*От Седаковой до Рубинштейна
2. М. Эпштейн «Тезисы о метареализме и концептуализме» (1983)
* «Между метареалистами и концептуалистами - таполная противоположность, которая бывает только
между современниками... Время распадается на
крайности, чтобы дойти до края своих возможностей».
* Метареализм и концептуализм - не столько замкнутые
группы, сколько полюса, между которыми движется
современная поэзия, пределы, между которыми
существует столько же переходных ступеней, сколько
новых поэтических индивидуальностей.
*
3.
Метареализм (синтетическимифологическое начало)Концептуализм (аналитически-рефлективное
начало)
Реализм метафоры, метаморфозы,
постижение реальности во всей
широте ее превращений и переносов.
Поэтика голых понятий, самодовлеющих знаков,
нарочито отвлеченных от той реальности, которую
они вроде бы призваны обозначить, поэтика схем и
стереотипов, показывающая отпадение форм от
субстанций, смыслов от вещей
Придаёт словам новую
многозначность и
полносмысленность
Отслаивает от слов привычные, ложные,
устоявшиеся значения
Создаёт высокий и плотный
словесный строй, ища пределов
полнозначности, приобщения вещи к
смыслу.
Словесная ткань неряшлива, художественно
неполноценна, раздергана в клочья, поскольку
задача этого направления - показать обветшалость и
старческую беспомощность словаря
Ищет подлинных ценностей, поэтому
он обращен к вечным темам или
вечным прообразам современных
тем, насыщен архетипами ...
Материалом служит история,
природа, высокая культура.
Показывает мнимость всяких ценностных
обозначений, поэтому своими темами он
демонстративно приобщен к сегодняшнему,
преходящему, к быту и низшим формам культуры, к
массовому сознанию
Устремление к цельности,
слитности
Устремление к отвлечению и дроблению,
противопоставленности.
Сверхискусство, языковая утопия
Антиискусство, языковая диверсия
4. Мета-концептуальный континуум
*О. Седакова
«презенталисты»
А. Парщиков и
И. Кутик
И. Жданов
Метареализм
А. Ерёменко
Д. Пригов
Л. Рубинштейн
В. Некрасов
Концептуализм
5. Каталог новых поэзий
*Антиискусство
Сверхискусство
Концептуализм. Дмитрий Пригов, Лев
Рубинштейн, Вилен Барский.
Метареализм. Ольга Седакова, Виктор
Кривулин, Иван Жданов, Елена
Шварц, Ольга Денисова.
Постконцептуализм, или «новая
искренность». Тимур Кибиров. Михаил
Сухотин.
Континуализм. Аркадий
Драгомощенко. Владимир Аристов.
Нулевой стиль, или «великое поражение».
Андрей Монастырский.Павел Пепперштейн.
Презентализм. Алексей Парщиков.
Илья Кутик.
Неопримитив. Ирина Пивоварова.
Андрей Туркин.
Полистилистика. Александр
Еременко. Нина Искренко.
Ироническая, шаржированногротесковая поэзия, обыгрывающая
трафареты повседневного образа
жизни, абсурдизм существования
«типичного» человека в «образцовом»
обществе. Игорь Иртеньев. Владимир
Салимон
Лирический архив, или поэзия
исчезающего «я». Сергей
Гандлевский. Бахыт Кенжеев.
Александр Сопровский.
6. (Московский романтический) концептуализм
* Термин Б. Гройса (1979)* Литературоцентричная ветвь: Пригов, Кибиров, Монастырский,
Пепперштейн, Рубинштейн
* П. Пепперштейн «Словарь терминов московской концептуальной
школы»
* Д. Пригов «Что надо знать»
* Аналитическая ветвь: В.Герловиных, И.Чуйков, акции групп
Коллективные действия (КД) Андрея Монастырского, Медицинская
герменевтика (МГ) Павла Пепперштейна, группы ТОТарт – художников
Н.Абалакова, А.Жигалова, АПТарта – Н.Алексеева и др.
И.
7.
* «идеоделика» – галлюциногенный слой в идеологии* «колобковость» – фигура ускользания
* «Россия» – область проявления подсознательных,
деструктивных аспектов Запада
* «запад» – суперэго России
* «Крым» – место в голове, напоминающее о главном;
* «мальчик Коля» – соединение этического и эстетического в
ракурсе детских воспоминаний
* «зайчики и ежики» – культурные иконы детских текстов
* «одинокая собака, заглядывающая в глаза» – раздвоение
личности, где оба наблюдающие, но где личность в виде
собаки что-то понимает, а личность в виде человека еще
ничего не понимала, не чувствовала и не жила
* «плачущий старик» – то же, что и: поваленное дерево,
брошенный камень, разбитая тарелка, песня, которую спели,
ребенок, который Все понял
* «шепот любимой девушки» – процесс канонизации
сопричастности
8. Что надо знать
** Сведение в пределах одного стихотворения, текста нескольких языков (т.е.
языковых пластов, как бы «логосов» этих языков - высокого государственного
языка, высокого языка культуры, религиозно-философского научного, бытового,
низкого)
* Высветляется абсурдность претензий каждого из этих языков на исключительное,
тотальное описание мира в своих терминах (иными словами, захват мира)
* Концептуальное сознание не ставит знак предпочтения или преимуществования ни
на одном языке, полагая заранее истинность в пределах их, если можно так
выразиться, аксиоматики
* В пределах текста для концептуального автора, в отличие от предыдущих
авторских поз, как бы нет пласта, разрешающего авторские амбиции. Если
обычного исповедального поэта в его отношении с текстом можно уподобить
актеру, в идеале совпадающим с текстом, то отношение поэтов нового направления
к тексту можно сравнить с режиссерским, когда автор видимо отсутствует на сцене
между персонажами, но имплицитно присутствует в любой точке сценического
пространства. Именно введение героев в действие, способы разрешения
конфликтов и выведение персонажей из действия и объявляют особенности
авторского лица.
* Использование непривычных, неконвекциональных языков, таких, как язык
общественно-политических и научных текстов, каталогов и квазинаучных
исследований, причем не в качестве цитат, а как структурной основы
произведений.
9. Метареализм
** К. Кедров «Метаметафора Алексея Парщикова» (1884), «Рождение
метаметафоры» (1989) – инсайдаут, внутреннее и внешнее
поменялись местами
* «Яблоко, вместившее в себя весь Млечный Путь, вселенная,
окруженная оскоминой, срывающей кольцо со зрачка, и уже
знакомая нам воронка взгляда, конусом восходящая к опрокинутому
муравью, ощупывающему лапками неведомую ему бесконечность,—
все это образы антропной инверсии — метаметафора». («Рождение
метаметафоры»)
* Образ антропной инверсии человека и космоса:
***
Червь,
вывернувшись наизнанку чревом,
в себя вмещает яблоко и древо.
(К. К.)
10. М. Эпштейн «Что такое метареализм?»
** Представители метареализма. В поэзии - И.Жданов,
О.Седакова, В.Аристов, А.Парщиков, И.Кутик, А.Еременко,
В.Салимон и др. В живописи: Е.Дыбский, З.Шерман, Е.Гор,
Б.Морковников, А.Цедлик и др.
* В философском плане - это мета-физический реализм, т.е.
реализм не физической данности, а сверхфизической
природы вещей.
* В стилевом плане - это мета-форический реализм,
переходящий от условного подобия вещей к их реальной
взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаболе.
Прообраз метаболы в мифологическом искусстве древности –
метаморфоза.
11. Е. Дыбский
*12.
*Поэты и художники - метареалисты, при всем различии
индивидуальных манер, объединяются глубоким чувством
пространства, как непрерывной среды, раскрывающей
метафизическую природу вещей: ведь именно через
пространство каждая из них граничит с чем-то иным,
"перешагивает" себя. Явления здесь не фиксируются на
уровне отдельных "объектов" или "символов" - всяческая
дискретность преодолевается непрерывностью силовых
линий, эстетика которых отличает метареализм и от
"жизнеподобного", и от абстрактного искусства.
* Если на синкретической стадии искусства явления
превращаются друг в друга /метаморфоза / , а на стадии
дифференциации уподобляются друг другу чисто условно
/метафора /, то на стадии синтетической они
обнаруживают причастность друг другу, т.е.
превратимость при сохранении раздельности, интеграцию
на основе дифференциации /метабола /.
13. Метабола
** Между метафорой и метонимией
* Тип тропа, раскрывающий сам процесс переноса значений, его
промежуточные звенья, то скрытое основание, на котором
происходит сближение и уподобление предметов.
* Метафора:
И > (П) > Р ,
где И - исходное слово, Р - результирующее слово, а переход от
первого ко второму осуществляется через промежуточное понятие
П, которое в дискурсе никогда не присутствует.
* Метабола - это именно выведение в дискурс промежуточного
понятия Д, которое становится центральным, объединяет
удаленные предметные области и создает непрерывный переход
между ними.
И/Р <> П <> Р/И
14.
*Метабола не заменяет одного другим, а ищет третьего, в котором одно
проступало бы через другое, как небо проступает в ночи - через звезду,
как дождь проступает в море - через клювы птиц, как земля проступает в
розе - через ее тяжесть, как вихрь проступает в дереве - через его
порывистый и невоплотимый жест, как камень проступает в имени - через
труд его произнесения, как легкость проступает в заботе - через избыток
времени. Вещи не заменяют друг друга, не уподобляются друг другу, но
проступают друг в друге, образуя нечто третье, недвойственное,
неделимое - в образе-метаболе.
* Здесь нет "уподобляемого" и "уподобляющего", реального переднего плана
и условно-иллюзорного заднего, нет деления слов на "исходные" и
"результирующие", значений - на прямые и переносные... Но есть
растянутое на весь объем реальности П - превращение, переход,
промежуток, в котором умещается все: между тяжестью и нежностью,
между морем и дождем, между ночью и небом, между деревом и вихрем.
метаболит
*
медиатор
метаболит
Море, что зажато в клювах птиц, - дождь.
Небо, помещенное в звезду, - ночь.
Дерева невыполнимый жест - вихрь.
(И. Жданов)
15.
Пример метафоры:Как золотят купола
в строительных легких лесах оранжевая гора
стоит в пустынных лесах.
(А.Вознесенский)
Пример метаболы:
В густых металлургических лесах,
где шел процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.
(А.Еременко)