Ареал днепровских раннесредневековых кладов I группы
Куриловский клад. 2007 г.
Куриловский клад
Клад из Суджи-Замостья 2009 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
47.43M
Категория: КультурологияКультурология

Клады как феномен культуры восточных славян в начале раннего Средневековья

1.

В.Е. Родинкова
Клады как феномен
культуры восточных славян
в начале раннего Средневековья
21 декабря 2018 г.

2.

Зарайская стоянка, верхний палеолит (ок. 20000 л.н.)

3.

Эпоха средней бронзы (1500-1000 гг. до н.э.)

4.

Брянский клад, III в. н.э.

5.

Москва, Зарядье, XVII в.

6.

Клад Нарышкиных,
Москва. 1917 г.

7.

Днепровские раннесредневековые клады I группы
или клады типа Мартыновского. VII в.

8.

Днепровские раннесредневековые клады
II группы или клады типа Пастырских. VIII в.

9.

Гапоновский, Новосуджанский, Смородинский клады
I группы
Курский областной музей археологии

10.

Днепровские раннесредневековые клады I
группы делятся на
• клады-«ларчики», включающие комплекты
личных украшений и, иногда, «семейные
реликвии»
• клады мастеров, включающие сырье и
ремесленную продукцию
Входящие в клады украшения
• принадлежат элите какого-то нового
образования имеющего, скорее всего,
политический характер
• представляют собой принадлежности
обрядового (праздничного) убора

11.

Реконструкция мужского и женского уборов
по материалам Гапоновского клада

12.

Реконструкция женского убора по материалам Куриловского клада

13.

Клад из Суджи-Замостья

14.

ареал
колочинской
культуры
ареал
пеньковской
культуры
ареал
«древностей
антов»

15. Ареал днепровских раннесредневековых кладов I группы

16.

Суджанский клад. 1947 г.

17.

Суджанский клад
находка 1947 г.
находка 2008 (?) г.

18. Куриловский клад. 2007 г.

Курчатовский государственный музей

19. Куриловский клад

Предметы мужского убора
Предметы женского убора
Сырьевые слитки

20.

Куриловский клад
предметы с остатками текстиля

21. Клад из Суджи-Замостья 2009 г.

Суджанский краеведческий музей

22.

Клад из Суджи-Замостья
Objects dated to the end
of the 6th – the third quarter
of the 7th c.
Objects dated
to the second half
of the 5th – the 6th c.
Objects dated to the
second half of the 5th
– the beginning
of the 6th c.
Objects dated to the
second half of the 2nd –
the 3d (beginning of
the 5th) c.

23.

Клад
из Черкасской Конопельки. 2012 г.
Суджанский краеведческий музей

24.

Характер комплексов
(историографическая традиция)
I. Клады типа Мартыновского – это материальные
ценности, спрятанные в момент опасности
(Корзухина, 1955; и др.).
II. Сокрытие кладов типа Мартыновского – удобный
способ хранения накопленных богатств, которые
могли быть извлечены из земли в любой момент
(Брайчевский, 1952).
III. Днепровские раннесредневековые клады имеют
символическое значение, их сокрытие могло быть
связано с обрядами перехода, наследования сана,
закрепления статуса и т.д. (Курта, 2008).

25.

Предметы конской упряжи
Козиевка/
Новая Одесса
Мартыновка
Шевченково
Гапоново

26.

Инструменты и орудия труда
СуджаЗамостье
Великие
Будки
Шевченково
Смородино

27.

Свидетельства ремесленного характера комплексов
Куриловка
Гапоново
Куриловка
Черкасская Конопелька

28.

Свидетельства ремесленного характера комплексов
Козиевка/Новая Одесса

29.

Гривны
Суджа-Замостье
Шевченково
Малый Ржавец

30.

Шевченково

31.

Лепные сосуды, в которых
находились клады
Вильховчик
Черкасская Конопелька

32.

Клад из Суджи-Замостья

33.

• Приведенные данные позволяют говорить о неоднородности
массива днепровских раннесредневековых кладов I группы.
• Часть их соответствует представлениям о спрятанных
владельцами личных ценностях. Вместе с тем клады типа
Мартыновского, по крайней мере, некоторые из них, могли
иметь символический характер, хотя конкретные цели их
сокрытия
(приношения
богам,
закладные
жертвы,
сопровождение обрядов перехода, подтверждения статуса и
т.д.) неясны.
• Спектр изделий, обычно входящих в подобные комплексы,
широк: вотивные предметы, раритеры и реликвии разного
рода, оружие, конское снаряжение, бытовые предметы,
орудия труда, а также украшения и детали костюма, в том
числе комплекты личного убора. Ритуальным целям могли
служить украшения, находившиеся ранее в употреблении, а
также недоделанные или бракованные предметы, обычное
использование которых невозможно.

34.

ЛИТЕРАТУРА
• Спицын А.А. Древности антов // Сборник статей в честь академика
А.И.Соболевского. Л., 1928.
• Корзухина Г.Ф. Клады и случайные находки вещей круга «древностей
антов» в Среднем Поднепровье // Материалы по археологии,
истории и этнографии Таврии. Вып. V. Симферополь, 1996.
• Гавритухин И.О., Обломский А.М. и др. Гапоновский клад и его
культурно-исторический контекст. Сер. Раннеславянский мир. Вып. 3.
М., 1996.
• Щеглова О.А. Женский убор из кладов “древностей антов”: готское
влияние или готское наследие? // Stratum plus. № 5. СПб.; Кишинев;
Одесса, 1999.
• Родинкова В.Е. Раннеславянский женский убор римского и
раннесредневекового времени (проблемы изучения источников) //
Краткие сообщения Института археологии. Вып. 233. М., 2014.
• Родинкова В.Е., Сапрыкина И.А., Сычева С.А. Клад из СуджиЗамостья и проблема социокультурной интерпретации днепровских
раннесредневековых кладов I группы // Российская археология.
2018. № 2.

35. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

English     Русский Правила