15.74M
Категории: ФилософияФилософия РелигияРелигия

Религиозно-философское учение буддизм

1.

БУДДИЗМ

2.

Буддизм – религиознофилософское учение,
лишенное представлений о
творческом начале и
предлагающее духовные
практики с целью избавиться
от страданий при достижении
духовного пробуждения
(бодхи).

3.

Основатель буддизма – Сиддхартха
(«Окончательно достигший цели»)Гаутама (624 –
544г.г.), рожденный в семье кшатриев из племени
Шакья на северо-востоке Индии. Его отец –
крупный землевладелец, мать – из знатного рода,
умерла вскоре после родов. Воспитывался тетей
как аристократ, проживая в трех дворцах,
построенных отцом, огражденный от религиозных
учений и готовившийся к государственной службе.
Женился в 16 лет, но в 29 летнем возрасте сразу
после рождения сына ушел из дома в
сопровождении слуги после нескольких встреч,
перевернувших сознание юного кшатрия.

4.

Четыре судьбоносные встречи и выводы:
- дряхлого старика –
молодость и силы не вечны;
-тяжело больного человека – здоровье не вечно и легко теряется;
-похоронную процессию – жизнь конечна;
- отшельника-санньясина, пребывающего в медитации – надежда на
избавление от страданий.

5.

Осознание неизбежности
болезней, старения и смерти,
в которых богатство и
знатность – не защита.
Единственный путь для
познания причин страдания –
избавление от невежества и
самопознание.

6.

За шесть лет отшельнической жизни и
аскетических практик поста и
медитации он получает новое имя –
Шакьямуни («отшельник, мудрец» из
рода Шакья), достигнув просветления
и став Буддой. Перед этим
Сиддхартха медитировал в «позе
лотоса» в течение 49 дней под
фикусом, который впоследствии в его
честь был назван «священный» (ficus
religiosa, дерево бодхи)

7.

Аскетизм Будды довел его до крайнего истощения, так что положив руку
на живот можно было коснуться собственных позвонков. Тогда он
услышал разговор учителя музыки со своими учениками о разумном
отношении к натяжению струн в инструменте, после чего он впервые поел
из рук местной женщины. Учение о срединном пути.
Будда искал путь избавления от
страданий. В буддизме любые
переживания – страдание: радость,
горе, достижение (страх утраты),
старость (страх смерти), любая
привязанность к другому человеку.
Избежать страданий в этом мире
можно только не появляясь в нем
вновь.

8.

«Четыре благородных истины»,
открытых Будде (основа
буддизма):
- жизнь – это страдание, все мы
страдаем, испытываем гнев,
злость, страх;
- страдание имеет причины:
зависть, жадность и похоть;
- страдания можно прекратить;
- существует путь, который ведет
к устранению страданий нирвана.

9.

Будда направляется в
близлежащий город Бенарес,
который был центром духовного
паломничества, и в «оленьем
парке» произносит свою первую
«Проповедь о повороте колеса
учения (закона)». В течение 45
лет он учил почти круглосуточно,
затрачивая на сон всего около
двух часов в сутки. Учение Будды
посвящено непостоянству,
страданию и пустоте, а также нравственности, сосредоточении
и мудрости.

10.

Сансара (колесо закона)— это колесо
земных перевоплощений всех живых
существ. В процессе этого жизненного
круговорота душа должна «расти».
Сансара всецело зависит от ваших
прошлых поступков, вашей кармы.
Однажды Ананда спросил Будду:
«Люди говорят слово
«Сунья»(«пустой»). Что оно означает?»
Будда ответил: «Ананда, в этом мире
нет «Я» и нет ничего, относящегося к
«Я». Поэтому мир «пуст».
Вся наша жизнь – кинопленка
(иллюзия статичности).

11.

В последний год своей жизни, путешествуя к
северу от Раджагрихи, Будда заболел
дизентерией. Немного спустя его состояние
ухудшилось из-за того, что он поел вяленой
свинины, преподнесенной ему кузнецом по
имени Чунда. Он удалился в рощу неподалеку от
деревни Кушинара. Там, лежа на боку, он дал
последние наставления Ананде о правилах
монашеской жизни, утвердил посвящение
своего последнего ученика и принял людей из
племени малла, живших в Кушинаре и
пришедших воздать ему почести. Пока он лежал,
умирая, цветы падали с неба и звучала
божественная музыка.

12.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства
и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь,
он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и
аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем.
Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.
этап мудрости:
1. правильное воззрение
2. правильная решимость
этап нравственности:
3. правильная речь
4. правильное поведение
5. правильный образ жизни
этап сосредоточения:
6. правильное усилие
7. правильное самообладание
8. правильное сосредоточение.

13.

Ступени Восьмеричного пути
1.Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и
умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат
неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и
поступками.
2.Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль.
Жить в мире со всеми живыми существами.
3.Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений.
4.Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
5.Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи,
интриганства, обмана.
6.Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от
негативного образа сознания.
7.Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
8.Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций,
нужно быть осознанным, сосредоточенным.

14.

Взгляды на Будду
Историю о великих событиях
жизни Будды признают обе
«колесницы» буддизма : и
Тхеравада, и Махаяна. Однако,
исходя из этой общей основы, они
разрабатывают два различных
взгляда на Будду.
Внутри Махаяны существует также
Ваджраяна (тантрический
буддизм).

15.

Буддизм Тхеравады (Палийский канон) утверждает,
что Будда — это уникальное существо, жившее в нашу
эру (неопределенную по протяженности). Он стоит в
линии будд — просветленных былых времен
(например, Дипанкара), каждый из которых принес
Дхарму(поддержание законного порядка всеми
живыми существами). Он достиг такого состояния,
которого в нашу эру не достигнет никто. Он пришел и
ушел, оставив Дхарму как путеводитель, по которому
другие могут достичь состояния архата(«достойного»
освобождения от перевоплощений), т.е. уничтожить
страдания, но не стать Буддой.
Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм,
распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос,
Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения.
Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении,
т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и,
следовательно, достичь нирваны.

16.

Махаяна - более приземленное учение. Важными
качествами просветления (бодхисаттвы) являются
Мудрость (праджня) и Сострадание (каруна). Каждый
может стать Буддой, но мудрость без средств
пассивна, средства без мудрости слепы. Мудрость
изображается в виде женского божества, а
сострадание – мужского. Только вместе они ведут к
просвещению и обретению состояния Будды.
Чан-будизм
Махаяна или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на
севере Индии, в Китае, Японии и России. Возник как противостояние ортодоксальной
Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к.
предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь
другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь,
может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в
гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного
сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без
помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

17.

Манджушри
Один из древнейших образов, известный как
сподвижник и соратник Будды Гаутамы. Первые
упоминания о нем относятся к ранним текстам
Махаяны – еще до нашей эры. Этот Идам
(«просветленное существо») олицетворяет
разум, волю и мудрость. Его культ очень
популярен в Китае и на Тибете.
Манджушри – проводник и учитель, один из
немногих, кто обладает высшей мудростью, а
потому обращенные к нему молитвы многим
помогают обрести просветление. Люди,
поклоняющиеся этому покровителю, обычно
обладают развитой интуицией, ясновидением и
другими мистическими способностями.

18.

Тара
Это женское божество, известно также как
Зеленая тара, может быть и в других
цветовых воплощениях. Богиня
символизирует чистоту и мудрость,
обладает даром исцеления и приносит
удачу тем, кто обращается с ней с
мантрой «Во славу 21 Тары» – ровно
столько форм способна принимать эта
хранительница.
Зеленая Тара также является
покровительницей семьи и вечных
ценностей – уважения к старшим, любви к
родным, сострадания к близким и т.д.
Люди, рожденные под этим знаком,
отличаются добрым сердцем и чистотой
нравов.

19.

Будда – это не бог, а человек,
который своими усилиями
достиг освобождения и
высшего совершенства.
В принципе, любой человек
может стать буддой, если
примет буддийский путь
совершенствования и пройдет
его до конца.

20.

Колесо закона – символ Дхармы,
учения Будды о пути к просвещению,
освобождению от кармических
перерождений в сансаре
(круговороте рождения и смерти,
ограниченных кармой). В этом мире
есть три уровня причинно-зависимого
происхождения:
•12 звеньев взаимозависимого
происхождения;
•6 миров сансары;
•3 яда (корня) – основные причины
пребывания в сансаре.

21.

22.

В традиции буддизма нет рассказа о
первом или изначальном сотворении
мира. Буддисты, как и индуисты, берут
за образец смену фаз солнца и луны и
вечно повторяющиеся природные циклы
роста и увядания, полагая, что время и
пространство не имеют ни начала, ни
конца и непрерывно пульсируют в
больших и меньших циклах.
Нет и понятия души, но только некая
субстанция, способная к перерождению
–инкарнации, или переселению в тело
другого человека – реинкарнации.

23.

Мир, создаваемый кармой
Материальная вселенная все
время выходит из состояния
непроявленности, достигает
вершины своего развития, а
затем снова приходит в упадок и
возвращается к состоянию покоя
— точно так, как луна появляется,
растет, уменьшается и
появляется снова.

24.

Признавая эти великие циклы времени
и многочисленные периоды
существования мира, учение Будды
сосредотачивается на повторяющемся
возобновлении жизненных форм
(сансара), происходящем в нашей
мировой системе под влиянием кармы.
Карма, сила или энергия, производимая
мыслями, словами и делами людей,
порождает различные жизненные
формы, населяющие нашу мировую
систему, — их физические и умственные
способности, пол, социальные условия.

25.

Существуют боги, обитающие на
небесах; люди, демоны, голодные
духи и животные, живущие на
земле или подле нее; обитатели
преисподней, живущие под землей.
Карма бывает двух видов: благая
(«пунья», т.е. «достойная» карма) и
скверная («папа», т.е. «дурная»
карма). Благие заслуги приводят к
наслаждению, неблагие — к
страданию. Заслуги — и благие и
неблагие — накапливаются за
время человеческой жизни.

26.

Их последствия могут стать ощутимыми
— если не в этой, то в следующей жизни.
Люди, у которых запас благих заслуг к
моменту смерти превышает запас заслуг
не благих, рождаются вновь как боги или
опять как люди. Те же, у кого не благих
заслуг оказалось больше, чем благих,
перерождаются как демоны, голодные
духи, животные или обитатели
преисподней.

27.

Жизнь в форме бога доставляет
величайшее наслаждение; в
форме человека — наслаждение
вперемешку со страданием; в
форме демона, голодного духа,
животного или обитателя
преисподней — величайшее
страдание. Поэтому желательно
попасть на небеса или, по
крайней мере, родиться снова как
человек высокого положения и
широких возможностей.

28.

Но даже существование на
небесах кончается, когда запас
благих заслуг оказывается
исчерпан; тогда приходится снова
вернуться к положению человека
или, если от прежней человеческой
жизни осталось значительное
число не благих заслуг — к более
низкой форме существования, где
придется испытать последствия
этих не благих заслуг. Поэтому
высшая цель буддизма: нирвана —
это свобода от кармы и
перерождений, свобода от
страдания.

29.

То, что мы собой представляем, — это результат наших
собственных мыслей: так формулируется закон кармы.

30.

Источники формирования
хорошей кармы, ведущей к
мирскому благополучию,
благоприятному
перерождению и нирване, —
это Будда, Дхарма и Сангха.
Эти Три Сокровища даруют
могущество тем, кто
достигает их в своей жизни,
проводимой в
самодисциплине, кто
почитает их, полагается на
них и преклоняется перед
ними.

31.

Будда — это героический
пример для тех, кто ищет
личного могущества. Кроме
того, он — хранилище
заслуг для тех, кому
необходимо положиться на
могущество другого.

32.

Дхарма («то, что удерживает,
поддерживает»)— это сила мудрости или
просветления для тех, кто ее постигает. Это
сила исцеления, покровительства и
благословения для тех, кто ее призывает.
Особый свод норм и правил, соблюдение
которых необходимо для поддержания
космического порядка, «нравственные устои»,
«универсальный закон бытия».
Дхармы обусловлены разумом, их лучшая
часть — разум, из разума они сотворены. Если
кто-нибудь говорит или делает с нечистым
разумом, то за ним следует несчастье, как
колесо за следом ведущего.
Дхармы обусловлены разумом, их лучшая
часть — разум, из разума они сотворены. Если
кто-нибудь говорит или делает с чистым
разумом, то за ним следует счастье, как
неотступная тень.

33.

Сангха («собрание, множество»)— это средство просветления и достижения
нирваны для тех, кто подчиняется ее дисциплине. Это хранилище благих заслуг
для тех, кто почитает и материально поддерживает ее. Кроме того, это название
буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения
религиозного братства в целом. В более узком смысле слова – сонм существ,
достигших определенной степени просветления.

34.

У буддистов нет центральных церковных институтов,
только сангхи. Стать членом сангхи – общины равных
между собой, как монашеского общества, можно стать с 6
лет, с 10 – послушником (саманера), с 20 лет – монахом.

35.

36.

В монастырях проповедуют нищету,
отказываясь от заработка и живя на подаяние
верующих, считается, что накормивший
монаха улучшает свою карму и получает
благословение от святых.
пиндапата

37.

Традиционно, буддийские монахи отказываются от
обычной одежды. Первоначально одежда была сшита
вместе с тряпками и окрашена землей. Цвет
современной одежды буддийского монаха варьируется
от принадлежности к какой-либо школе:
- шафран (желтый)– Юго-Восточная Азия, Тхеравада и
Махаяна;
- бордовый – Тибет;
- серый – Корея;
- черный – Япония.

38.

Стамохи – памятные колонны с
фигурой животного, широко
распространенные в Индии,
самая ранняя была установлена
на месте первой проповеди
Будды в III веке до н.э.:
•столб с «Львиной капителью»
•опрокинутый лотос – символ
чистоты побуждений с четырьмя
полуфигурами львов
•на абаке фигуры слона, льва,
лошади и быка, символы
четырех сторон света
•«Колесо Закона» - символ
учения Будды.

39.

Ступы – символы вселенной,
отражающие модель мироздания
(микрокосмос), гору Сумеру, подножие
которой уходит вниз. Первоначально
представляли собой холмы, под
которыми покоились разделенные на
восемь частей кремированные остатки
Будды, а затем – тела святых людей
или объекты, связанные с их жизнью.
Затем они были трансформированы в
высокие монументы со шпилями с 5
основными элементами.
Ступы у подножия горы Пиндая, Мьянма

40.

Элементы ступы:
•основание – элемент Земли
(помрачение ума);
•лестница – вода (начало пути
к просветленному состоянию);
•купол – огонь (то же);
•шпиль – элемент ветра
(воздуха, состояние
бодхисаттвы);
•на вершине – пространство
(состояние Будды).

41.

Одной из древнейших считается ступа в
Санчи (Центральная Индия, 250г. до н.э.).
Она представляет собой круглое
сооружение, имеющее снаружи форму
полусферы, которая увенчана стержнем с
дисками – «зонтами»,
символизирующими ступени познания на
пути к нирване. Ворота – два каменных
столба, украшенные рельефами,
изображающими сюжеты из
«Махабхараты» и из жизни Будды.

42.

•На верхней перекладине ворот показано поклонение слонов
священному фикусу бодхи,
• вторая – поклонение буддийским символам,
•третья – встреча Гаутамы с отшельником.
Внутри ступы находится камера для хранения урны с пеплом и других
священных реликвий.

43.

44.

Другой вид памятников буддизма –
чайтья – скальные храмы (символ
отшельнической жизни Будды).
Согласно преданию, Будда, призвавший
своих учеников удалиться от суетного
мира, читал свои проповеди в тишине –
под деревом или на краю пустыни. Его
ученики стали основывать свои
монастыри в горных местностях,
вырубая для этого в скалах пещеры,
некоторые из них становились храмами
(«чайтья») или монашескими кельями
(«вихара»), именно в них развивались
науки и искусства.

45.

Пещерное зодчество Индии (с III в. до н.э. по X в. н.э.) - величайшее явление
мирового искусства и архитектуры, в котором одновременно
синтезировались архитектура, скульптура, декоративно-прикладное
искусство и стенопись. Сегодня в Индии существует около 1 200 таких
пещерных сооружений.
Чайтья в Карли

46.

В монастырях создавали множество изображений бодхисаттв - вечно юных
существ, достигших высшей ступени святости, но сознательно отказавшихся от
нирваны ради спасения всех живых существ от бесконечных перерождений и
страданий (характерно для учения махаяны). В конце такого пути они находятся в
«пограничной реальности», когда нирвана уже не нужна и нет привязанности к
сансаре. Этот путь считается доступным каждому.

47.

Многорукий Будда является
олицетворением истинного
возрожденного человека, который
прошел огромный путь развития
с достиг единения с божествами.
Важно, что благодаря своей
обретенной духовности он смог
видоизменить собственное тело,
сделав его совершенным
и приспособленным для
одновременного исполнения многих
дел.

48.

Ананда Кентиш Кумарасвами
«Восток и Запад» Религия. Мифология. Символика. Искусство».
«Знающими только то признается прекрасным, что согласуется с законами искусства, а
не то, что просто удовлетворяет наши причуды».
«Красота любого предмета, естественного или искусственного, - объективна, зависима от
восприятия зрителем, но сама по себе присуща наблюдаемому объекту, который
самостоятельно является более или менее красивым независимо от нашей симпатии или
антипатии к его роду».
«Красота вещи основывается на ее совершенстве, наши способности распознавания – на
нашем совершенстве».
«Ценить искусство – это все равно, что «любить красивые краски и звуки»? Большая
часть нашей «любви к искусству» есть, строго говоря, потворство прихотями и роскошь.
Мы даже доходим до того, чтобы осуждать любое интеллектуальное толкование
произведений, потому что боимся, что это лишит нас доли чувственного, или
«эстетического» удовольствия».
«Цвета применяются ради пользы изображения, которое само не имеет цветов…
Почитается не глина обожженной фигуры, но бессмертные принципы, к которым
обращаются посредством глиняной формы». (буддийский текст)
«Художник… должен был предоставлять произведение, будь то проповедь, здание или
лопата, которые могли работать, но не просто восхищать… Ради прибыли и современное
искусство лишено содержания и истины, и современный художник ничем не лучше
производителя промышленных товаров».

49.

Творение в искусстве (характер произведения):
1. Формальная – образ (форма), которому должна
соответствовать вещь и присутствовать в разуме
до ее создания.
2. Материальная – наличие нужного материала
(камень, глина, краски).
3. Труд – использование инструментов и навыков
для изготовления. Необходимость работы,
подлежащей выполнению – «безупречная
необходимость» для художника выполнения
заказа. Потребности в разных слоях общества
одни, разница в стоимости заказов (картина,
лопата, горшок), каждый творит в соответствии со
своим призванием художника (плотник, гончар,
живописец).

50.

Наслаждение работой делает действия художника более совершенными: интеллектуальное и
эстетическое удовлетворение (он одновременно понимает, что делает, и переживает это).
« Тем не менее, человек-творец не способен одним только волевым актом спроецировать
формальный образ на материал так, чтобы последний сам пришел в соответствие с идеей того,
какой должна быть вещь. Ему приходится прибегать к различным средствам, или, другими
словами, применять технологию. Ему нужно использовать инструмент, которым могут стать руки
или, например, долото или кисть; которым он либо лепит из глины, либо высвобождает из
камня форму, которую он в него вложил, пока внешняя форма не совпадет с его
представлением».

51.

Эстетическое удовольствие в искусстве – это четкое различие
между личным предпочтением каких-либо цветов, форм и
вкусов и удовольствием от их восприятия в предназначенном
для них месте:
- радость от соприкосновения с объектом;
- интеллектуальное удовлетворение (радость от понимания,
связанная со степенью образованности).

52.

«Красота – это то, что радует взор». Предмет настолько услаждает взор, насколько он понятен
зрителю.
Живое переживание, идея вещи «живет в художнике» и присутствует в его жизни до того, как он
создает саму вещь и после ее создания; то, что мы называем жизнью произведения искусства.
Между красотой природных и рукотворных объектов нет никакой разницы.
Красота – это воспринимаемая и привлекающая грань совершенства вещи в своем роде. Все вещи
причастны абсолютной Красоте. Красота каждой вещи индивидуальна, но только вместе они
создают полноту восприятия, как все цвета только в сосуществовании дают Свет, а не каждый по
отдельности.
Красота – это объективное понятие, а не свойство вкуса. Совершенный, значит хорошо сделанный,
такой, каким должен быть (человек или вещь)
Целостность – правильность и логическая чистота ( в искусстве – формальное соответствие)

53.

«Чтобы понять и по достоинству оценить искусство любого народа,
нужно быть единым с ним по духу: нужно не только быть способным
чувствовать, но также понимать, и не просто понимать и чувствовать
так, как мы понимаем и чувствуем сами, но как чувствовали и
понимали те, кто создавал, и для кого создавалось произведение».
«Любым личным истинам и безупречным доказательствам в
искусстве не место так же, как и в науке; утверждение или
произведение является либо верным, либо ошибочным».
«Искусство – это подражание действию природы».
«В то же время, создание вещей, осуществляемое как
интеллектуальная, а не просто физическая операция, также более
подобно божественному действию. Так как Божественный Мастер
не творит руками и не использует уже существующие материалы, но
«только мыслит вещи, и тотчас уже взирает на их бытие», к такому
же совершенству стремится человек-творец: по крайней мере, если
он не будет мыслить вещи, они не будут созданы».
«Совершенство – это смерть, завершенный, значит мертвый».
«Религия и культура при нормальных условиях неразделимы: а там,
где каждый думает о себе, не существует общества, но только
скопление».

54.

«Отличительной чертой традиционного общества является порядок… Грех – «промах по цели»,
любое отклонение от «направления к цели», это своего рода неуклюжесть, возникшая из-за
недостатка умения. Существует ритуал жизни, и в его исполнении важно, чтобы все сделанное
было сделано верно, в «лучшем виде». И не имеет никакого значения, что кто-либо чувствует
по отношению к работе, которую нужно выполнить, или к жизни, которую нужно прожить: все
подобные ощущения являются предвзятыми и самонадеянными. Но если помимо точного
выполнения ритуала или действия человек также понимает его форму, если все его действия
являются осознанными, а не просто инстинктивными реакциями на ожидаемые или
ощущаемые удовольствие или боль, это осознание стоящих за всем принципов немедленно
располагает к духовной свободе».
«Мы, цивилизованные люди, потеряли свой Рай в «душе первобытной образности». Мы
больше не живем среди форм, которые мы создаем изнутри: мы стали простыми
наблюдателями, воспринимая их извне… Утратить искусство думать образами – значит
утратить понимание языка метафизики и опуститься до словесной логики «философии… То, что
мы зовем «изобретениями», есть только приложения метафизических принципов на
практике» и ведет нас к первозданному откровению: так булавка – «символ восстановления,
скрепляющая поверхности, как нить духа, которой Солнце связывает все вещи с собой и
скрепляет их, оно – первый вышивальщик и портной ткани вселенной, которой аналогичны
наши одеяния, пронизывающий ее нитью жизни»(такое отношение к изобретению и его
создание невозможны без понимания глубинного смысла формы).

55.

«Солнце есть скрепление («пуговица»), к которому привязаны эти миры через стороны света… Оно стягивает
эти миры к Себе посредством нити; эта нить есть Дуновение Духа».
«Изначально каждый тип души и разума соответствовал своему физиологическому организму… Мир понимался
как друг живого существа… Следовательно, его видение не просто реально; оно формирует его объективное
проникновение в суть высшего мира… Естественный человек, для которого видения и мышление суть одно и то
же…все еще существует в настоящем мире, который включает и все первозданное время».
«Символический смысл искусства изначально соединен с практическим применением, и он необязательно
утрачивается, даже если в новых условиях искусство не практикуется по прямой необходимости, а становится
игрой или спортом». Так, попадание стрелой из лука в цель и сбитые ценные призы символизировали
получение даров Солнца, недоступных для лучника непосредственно. Меткое слово и безудержный полет
мысли как стрела, прямо движущаяся к цели: «не подобает царю совершать что угодно или все подряд, но
только то, что прямо», т.е. он не может произвольно направлять свои стрелы… «тот, кто идет прямо», говорится
о стреле. На санскрите и пали слово «прямой» имеет общий корень со словами «правота, чистота,
царственность». Промахнуться в цель, отклоняться», значит – грешить. «Кто не попадает в свою цель, становится
все более злым, притом, что тот, кто не промахивается, остается таким, каким надо быть… От корня «пронзать»
образуются слова «лучник, мудрец, проницательный». Сравнение мудрейшего монаха с «безупречным
стрелком» часто встречается в палийских буддийских текстах. «Стрелой знания я пройду через любой
изъян»(философия буддийского монаха). Торжественное выпускание стрел на царских праздниках на четыре
стороны света с привязанными нитями – символ «нити духа», которой солнце соединяет эти миры сторонами
света и через нить духа, как драгоценные камни, они нанизываются на нить. Стрела здесь равнозначна игле.

56.

«Существуют препятствия, которые нужно преодолеть, перед тем как цель будет достигнута… «Тело – это
лук, Ом – стрела, разум – ее острие, тьма – цель; пронзив тьму, человек идет к тому, что не объято
мраком, сияния Солнца».
Пронзание цели сравнивается с состоянием созерцания: «его разумом как он есть, позволь ему
проникнуть.»
Преодоление препятствий есть общее качество подвига. «Только прямую стрелу кладут в лук… Будь
прямым как стрела, и покинь лук, как без сомнения каждая прямая стрела будет выпущена из лука (к
цели)».

57.

Далай-лама («великий учитель»),
лидер Тибета, поставляемый с
XIV века, по представлениям
тибетского буддизма, является
воплощением бодхисаттвы
сострадания. После его смерти
монахи организуют поиски его
следующей реинкарнации,
маленького ребенка, который
должен обладать определенными
признаками и пройти тесты.
После чего он проходит обучение
под руководством опытных лам.

58.

Тибетские пословицы:
•Если проблема имеет решение, то волноваться незачем,
если решения нет – то волноваться бессмысленно.
•Лучше плохо исполнить свою карму, чем хорошо – чужую.
•Никогда не знаешь что наступит раньше - следующий
день или следующая жизнь.
•Кто не взбирался на высокие горы и отвесные скалы,
тот не попадет на широкую равнину.
•Истина как вершина: она одна, а путей к ней много.
•Если ученик готов, учитель приходит.
•Можно привести коня к реке, но нельзя заставить
коня пить.
•Обдумывай то, что говоришь; пережевывай то, что
ешь.
•Попробуйте изменить себя, и вы поймете, насколько
ничтожны ваши шансы изменить других.
•Пришло счастье - будь бдителен; пришло горе - будь
стоек.

59.

благодарю за внимание!
English     Русский Правила