691.91K
Категория: ИсторияИстория

Медицина Китая

1.

Медицина Китая

2.

Несмотря на то, что медицина в
Древнем Китае отличалась
догматизмом и косностью, развита
она была достаточно хорошо. Было
известно большое количество
заболеваний и способов их лечения.
Некоторые медикаментозные
препараты, открытые в Древнем
Китае, используются и по настоящее
время. На высоком уровне была
диагностика и хирургия. Методы
эксперимента и непосредственного
наблюдения развиты не были,
поэтому в течение многих веков
медицинское знание оставалось
практически на том же уровне.

3.

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия
до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения,
разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину
Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и
активных точках на поверхности тела человека является одной из основ
рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения
болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других
странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств
растительного и животного происхождения.

4.

Возникновение медицины в Древнем Китае легенды связывают с
императором Шэнь-нун, жившем около 2700 года до н.э. Ему
приписывается создание первого травника, содержащего описание более
100 лечебных растений, и изобретение техники акупунктуры.
Наиболее известным медицинским трудом считается «Нэйцзин» – «Канон
медицины», автором которого считается император Хуан-ди, живший
примерно в 2698-2599 годах до н.э. Точное же время его создания
неизвестно.
На начальных этапах медицина была неразрывно связана с религией и
магией. Основой ее служило учение о противоположностях инь и ян и о
пяти элементах. Китайцы верили, что при нарушении равновесия между
этими началами возникают различные заболевания.

5.

Вскрытия умерших в Древнем Китае не практиковались,
поэтому представления о строении тела были достаточно
фантастичными.
Китайцы имели представление о кровообращении. Основную
роль в диагностике многих состояний играло определение
пульса. Он измерялся в 11 различных точках, каждый раз
использовались три надавливания различной силы. Описано
было 200 различных разновидностей пульса, 26 из которых
значили скорую смерть.

6.

Терапия в древнем Китае
Лечение включало большое
количество магических средств и
ритуалов. Наиболее популярным
являлось учение о сигнатурах
(знаках). По этой методике подобное
должно лечиться подобным.
Например, желтое применялось для
лечения желтухи, а бобы, которые
напоминают по форме почку,
применялись при болезнях
мочевыводящих путей.

7.

Сохранилось около 2000 рецептов лекарственных средств, многие из
которых используются по настоящее время. В частности, уже в то время
эфедрин использовался для лечения аллергии, при анемиях назначали
соли железа, ртутью лечили сифилис, сульфат натрия и ревень
применялись как слабительное, а опий – как наркотик.
Использовалась вакцинопрофилактика оспы через вдувание. Однако
неизвестно, было ли это собственным изобретением китайцев.
Активно использовались хирургические вмешательства. Но в
последующем этот раздел медицины перестал развиваться

8.

Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад,
считается мифический император Шэнь Нун, который использовал для лечения
всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и
противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей.
Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах»,
содержащего описание 365 лекарственных растений. Готовил лекарства из
растений и обитатель лесов, бог долголетия Шоу-син, посылающий долгие годы
жизни, не омраченной болезнями. Его достоянным спутником был олень,
дарующий высокие чины и большое жалование. Для лечение болезней применяли
также многочисленные вещества животного происхождения и минералы.
Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в
китайской медицине существовали четыре раздела — внутренние болезни,
хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах
Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных
пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного
материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для
предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно
позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину.

9.

О появлении прививок против оспы рассказывает древняя легенда. Во
времена династии Сун (в конце X в.) умерли от оспы все сыновья Вандана, первого министра императора. Когда он состарился, у него родился
еще один сын, которого назвали Ван-су. Опасаясь, что и этот мальчик
умрет от оспы, Ван-дан пригласил ко двору лучших врачей и объявил им,
что когда у его сына появится оспа, они должны будут явиться к нему и
вылечить ребенка общими усилиями. «Есть только один врач, способный
победить оспу. — ответили врачи, — Это женщина-монахиня. Она живет в
хижине на вершине горы. Окрестные жители приносят к ней больных оспой
детей, и все они выздоравливают». Тотчас послали за монахиней. Увидев
маленького Ван-су, она положила руку ему на голову и сказала: «Этому
ребенку можно привить оспу: его воздух и кровь хорошие, а предки имели
неоспоримые добродетели». Монахиня взяла сухие оспенные корочки,
предварительно растертые в порошок, нанесла их на влажные ватные
тампоны, обвязанные красной ниткой, и ввела их в нос ребенка таким
образом, чтобы нитка висела снаружи. Это позволяло легко вынуть
тампоны и не давать им уйти слишком далеко при вдыхании воздуха.
Примерно через час тампоны были удалены.

10.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней
философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-ЧеловекЗемля. Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник
возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие
определяют собой чередование космических явлений.
Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и
здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в
частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, — говорится в
древнекитайском медицинском трактате, — это значит установить гармонию с
четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь;
если будете жить с ними в согласии — забудете про болезни». С инь и ян
связано представление о двух видах болезней — «горячечных», происходящих
от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком.
Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а
«горячечные» — холодными. Части тела человека, его внутренние органы
делятся на две группы — инь и ян, в соответствии с символом тай цзи.

11.

Первоначала Вселенной
Инь и ян — источники пяти первоначал
Вселенной:«... ян изменяется и инь всегда с
ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл
и земля». Из них состоит все многообразие
вещей во Вселенной. Философы Древнего
Китая считали, что стихии постоянно находятся
в движении и взаимосвязи. Так, например,
дерево порождает огонь и преодолевает землю,
вода порождает дерево и преодолевает огонь.

12.

Вся система взаимосвязей человека и Вселенной, учитывалась
китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и
изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система
магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5.
Пяти стихиям соответствовал учение о пяти категориях человеческого
характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали
пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения
китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва,
оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из
лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них
достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник
назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то,
что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его
сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них
имеет солоноватый вкус.

13.

14.

На Востоке считают, что человек — это многоуровневая система, и тело
занимает в ней самый низший уровень. В этом главное отличие восточных
оздоровительных техник от западных. Западная медицина развивается по
пути интенсивного изучения отдельных аспектов человеческого организма.
Это естественный прогресс научного знания. Однако отдельные попытки
вмешательства в организм, без учета сложных связей и саморегуляции,
могут привести к нежелательным побочным эффектам.
Китайская медицина не интересуется деталями устройства конкретных
органов, а рассматривает организм как сложную саморегулирующуюся
систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой. В
человеке выделяют двенадцать основных систем и восемь подсистем,
которые взаимодействуют между собой по определенным правилам.
Накопленные веками наблюдения позволили разработать системы их
диагностики и установить их взаимосвязь — по пульсу, биологически
активным точкам и пр., а также способы воздействия на эти центры.

15.

16.

Наиболее распространенная в Китае оздоровительная техника — Ци-Гун.
В ней используются комплексы особых упражнений, позволяющих укрепить
костно-мышечную систему и внутренние органы. По ним можно научиться
концентрировать и перемещать по телу жизненные энергии, осуществлять
энергетический обмен с внешней средой, можно также овладеть умением
сосредотачивать сознание на отдельных частях тела и, наоборот,
расслабляться, полностью отрешаясь от мыслей.

17.

Другой вид китайской гимнастики — У-Шу — в отличие от Ци-Гун
является воинским искусством и может включать в себя кулачный бой,
фехтование, стрельбу из лука и пр. Гимнастика У-Шу направлена на
развитие наступательных и защитных способностей организма. Тем не
менее, без Ци-Гуна, с его способами психо- и энерготренинга, выдающихся
успехов в У-Шу не достичь. Поэтому главное различие этих гимнастик
заключается в их целенаправленности, а не в методах

18.

Основные теоретические положения
древней китайской медицины выдержали
испытание временем и в основных своих
чертах сохраняются в течение трех
тысячелетий.
Знания о строении человеческого тела
начали накопляться в Китае в глубокой
древности, задолго до запрета на вскрытие
тел умерших (около II в. до н. э.), который
связан с утверждением конфуцианства в
качестве официальной религии. Об, этом
свидетельствуют сохранившиеся
анатомические таблицы более позднего
периода (VI—VII вв

19.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу.
Здоровье "снималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь —
как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений
объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка
— ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой
взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма
(в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов; ио времени это совпадает с периодом
формирования аналогичных представлений в древней Греции), длительным пребыванием в
одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и
страх) и другими естественными причинами.
Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования
больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения
больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;
подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно
преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и
известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.
Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые
осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж
и местные лекарственные средства. (Для сравнения заметим, что методы диагностики,
которыми владели врачи классического периода истории Греции V—IV вв. до н. э., во многом
схожи с перечисленными выше древнекитайскими методами.)

20.

Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая
является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом
древнем медицинском трактате Китая — «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются
между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах
циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью».
«Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам...
Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы»... Посмотришь
вперед, оглянешься назад — все идет от пульса. Пульс—это
внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего
духа...»
Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем (в
Европе научно обоснованная теория кровообращения была сформулирована в
1628.г. У. Гарвеем, см. с. 186). Обследуя больного, они изучали пульс не менее
чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными
считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий,
чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

21.

За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось
относительно поздно. В древних индийских трактатах Чарами (I—II вв.) и
Суш-руты (IV в.) о' пульсе не упоминается. Этот факт объясняется
относительно поздним установлением взаимных контактов между Китаем и
Индией (торговые пути —со II в. до н. э., распространение буддизма в Китае
— с I в. н. э.). В средние века метод пульсовой диагностики проник на
территорию Средней Азии: теоретическое обоснование исследования
пульса в «Каноне медицины» выдающегося врача средневекового Востока
Ибн Сины (980—1037) во многом сходно с положениями древней китайской
медицины.

22.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является
чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю
— прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую
древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в
определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.
Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести
больного из состояния обморока, а введение игл у основания первого и
второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы.
Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего
Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение
которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что
через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается
нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в
случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате
чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об
отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Цюе
(XI в. до н. э.), Фу Вэн (I—-II вв. до н. э.), Хуа То (II в. н. э.) и другими.

23.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в
трактате «Нэй цзин», особенно зо второй его части «Лин шу». (ее
называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы,
вдоль которых они" расположены, кол--латерали, иглы и методы их
введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания
и прижигания.
В III в. н. з. врач Хуанфу Ми (215—282) систематически обобщил
достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4—5 столетий и
составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин»
(«Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который
оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI
столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

24.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее
отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется
начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или
яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра
(рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода
наметилась специализация игл я их деление на виды.
В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл: игла с
наэнечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для
массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная игла
для венозной пункции, саблеобразная игла для удаления гноя, острая
круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла (используемая
наиболее часто), длинная игла для прокалывания толстых мышц, большая
игла для лечения суставов.

25.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое
прижигание проводилось при непосредственной близости горящей
сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на
некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом
могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами
сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась
вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом
достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего
лекарственного растения).
Лекарственное' врачевание в древнем Китае достигло высокого
совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую
практику: из растений —жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола;
из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина;
из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была
создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах
которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем
Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

26.

Тем не менее все дошедшие до. нас труды о лекарственных средствах
были составлены не в древнем (рабовладельческом) , а в феодальном
Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета
традиционной китайской культуры и медицины (см. с. 166).
Первые специальные медицинские школы появились в Китае также
лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном
врачевании передавались по наследству или в узком кругу
посвященных.
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие
человеческих трупов) было стес-. нено религиозными запретами,
которые возникли в последние века до н. э. в связи с утверждением
конфуцианства.

27.

Крупнейшим хирургом древнего Китая
считается Хуа Го. (141—208), который
прославился как искусный диагност.и
знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно
лечил переломы, производил операции на
черепе, грудной и брюшной полостях. В
одной из древних китайских книг описан
случай выздоровления больного, которому
Хуа То удалил часть селезенки. Для
обезболивания во время операций Хуа То
применял мафусан, мандрагору, а также
метод иглоукалывания, достигая желаемого
результата введением одной или двух игл.

28.

Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и
использовала множество магических средств. Особенно популярным
было учение о «знаках» (сигнатурах): желтые цветы применяли для
лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы — при
заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000
рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень
ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа
применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для
лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а
опий как наркотическое средство. В китайской фармакологии было
предвосхищено и современное использование эфедрина. Прививки оспы
через вдувание практиковались с древнейших времен, но они, вероятно,
не были собственным изобретением китайцев. Хирургия, процветавшая в
древнем Китае, впоследствии перестала развиваться.
В целом китайская медицина отличалась косностью и догматизмом.
Она избегала непосредственного наблюдения и эксперимента и в
течение веков не претерпела существенных изменений.

29.

Китайская медицина была первоначально магической; однако в
дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах
растительного происхождения. Основой медицинской теории служило
абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и
ян, т. е. женском и мужском началах; в нарушении равновесия или
гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайцы
не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические
представления были довольно фантастичны. Однако есть основания
думать, что они знали о кровообращении. Пульс играл основную роль в
диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных
по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26
из них означали приближение смерти.

30.

Итак, видно, что медицина китайской цивилизации была достаточно развитой
как в вопросах лечения, так и в вопросах строения и функционирования
организма. Хотя учения об устройстве человеческого организма и о способах
его лечения от тех или иных недугов часто носили религиозный или
мистический характер, можно говорить, что медицина Китая того периода уже
носила достаточно естественный физиологический характер. Конечно же,
изучение тех или иных естественных процессов в то время жестко
регламентировались господствующей религией, но все равно стремления
многих ученых достигали, в конце концов, определенных результатов. В
современном мире традиционная китайская медицина играет все
возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение
для развития современной научной медицины.
English     Русский Правила