Похожие презентации:
Еркіндік философиясы
1. Еркіндік философиясы
2. Қарастырылатын мәселелер:
Еркіндік/бостандықдегеніміз?
Еркіндік/бостандық бар ма?
Ішкі және сыртқы еркіндік
Еркіндіктің басқа өмірлік маңызы бар
принциптермен байланысы
Мемлекеттің тәуелсіздігі
Еркіндік Философия шеңберінде (Ж.П. Сартр,
Э. Фромм)
21 ғасырдағы еркіндіктің көрінісі
3.
Еркіндік– бұл өмірдегі басты
құндылықтардың бірі.
ЕРКІНДІК
- ТӘУІЛДІЛІК
4.
Ішкіеркіндік – адам баласының арманы,
ойы, қиялы;
Сыртқы
еркіндік – сыртқы ықпалдардан
тәуелсіз болу.
5.
ЕРКІНДІК–
Қажеттілік
Мүмкіндік
Жауапкершілік
Тәртіп
(заң)
Шығармашылық
6. Мемлекеттің тәуелсіздігі
Конституция(Заң, құқықтық нормалар)
Тарихы, менталитеті, тілі
Экономикалық-саяси қарым-қатынас
Мәдениетті қалыптастыру, дамыту,
жаңғырту
...
7. Жан-Поль Сартр
Еркіндікадам болмысына тиесілі, оның
санасы еркіндіктің санасы
Еркіндіктегі адам өз өміріндегі кез келген
қиындықтарды жеңе алады
Жоба – адам өмірінің бейнесінің негізі және
таңдауы
8.
9.
Капитализм әлеміндегі адамның еркіндігіншектейтін жүйелер:
Эмоцияға
Өлімнен
Қазіргі
Білім
жол бермеу
қорқу
психиатрия
жүйесі
10. Сөз бостандығы
11.
В классической философии свобода – этохарактеристика действия, совершенного:
а) со знанием и пониманием объективных
ограничений,
б) по собственному произволению (не по
принуждению),
в) в условиях выбора возможностей,
г) в результате правильного (должного)
решения: благодаря разуму человек способен
совершать свой выбор, отклоняясь от зла и
склоняясь к добру.
12.
Для личности обладание свободой являетсяглавным условием ее функционирования
и развития. Именно благодаря свободе
личности человек приобретает способность
не просто приспосабливаться к окружающей
действительности, но и преобразовывать ее
в соответствии со своими целями.
13.
Человек обладает Свободой и в силу этого ответствен засвои действия. Но условия, в которых реализуется его
свобода, подчинены законам внешней и его собственной
природы. Достижение реальной свободы в процессе
исторического развития осуществляется путем осознания
и практического освоения, как внешнего мира, так
и внутреннего путем раскрепощения человека,
освобождения от всех видов духовного гнета. Таким
образом, человек не вещь среди вещей, лишь включенных
в систему природных и социальных детерминаций, он есть
существо, способное, по И. Канту, начинать причинный
ряд. Способен осуществлять то, что получило название
детерминации из свободы. В качестве субъекта человек
есть творец мира и самого себя, но не произвольно, а в
определенных, заранее данных, наработанных историей
и природой объективных обстоятельствах и условиях.
14.
Свобода— по словам Э. Фромма изолировала
его. Эта изолированность определяет выбор:
избавится от свободы с помощью новой
зависимости либо дорасти до полной
реализации позитивной свободы, основанной
на индивидуальности и повторяемости
каждого. «Страх перед свободой, стремление
«бежать» от нее становятся главными
характеристиками современной личности.
Современный человек оказывается в таком
положении, при котором у него отсутствуют не
только цели, но и социальные потребности,
средства для удовлетворения которых уже
существуют».
15.
Ф. Ницше выступал против господства разума над жизнью.Центральным понятием его учения является понятие «жизнь»,
понимается и как биологическое явление, и как общественное,
и как субъективное переживание. Основой любой жизни
является «воля к власти», которая для человека выступает
определяющим стимулом его деятельности и тем началом
(инстинктивным), которому подчинен весь ход мирового
процесса. «Воля к власти» опирается на «свободу воли»
и эквивалентна здесь «свободе выбора», «решения» и т. д.
Свобода, как и мораль в целом, обладают одной уникальной
особенностью, которая, впрочем, очень характерна для
пространства культуры. Э. Фромм отмечает, что человек
одновременно осуществляет в своей жизни и эмпирическое —
феноменальное, и сверхчувственное — ноуменальное.
В человеке проявляется «стремление к благу»; «братству
и любви», «вере и глубокой религиозности» [12]. Высшая форма
«свободы воли» («позитивная свобода») состоит в нравственной
автономии, самозаконодательстве разума.
16.
Философия Ницше связана с проблемой свободы,определяя ее как проблему самотрансценденции
человека — преодоления себя как фактической
данности, прорыва в сферу возможного. «Та
степень, в которой стала господствовать наука,
указывает, насколько освободилось девятнадцатое
столетие от власти идеалов. Известное «отсутствие
потребностей», характеризующее нашу волю,
впервые дало возможность развиться научной
любознательности и строгости — этому по
преимуществу нашему виду добродетели.».. [6]. Ф.
Ницше также первым противопоставил негативной
характеристике «свободы от» позитивную
характеристику «свободы для» [14].
17.
А.Шопенгауэр возвращается к спинозовскомутолкованию свободы воли как иллюзии
человеческого рассудка: атрибут свободы приложим
не к феноменальному действию, а к ноуменальному
бытию (воле как вещи в себе) и практически
сводится к верности своему умопостигаемому
характеру. А. Шопенгауэр также высоко оценивала
волю к власти. Воля — это «абсолютно свободное
хотение» [13]. Свобода человека, которая заложена
в потенции к воле, заключается в его способности
определять направленность своего сознания.
Человек часто не стремится жертвовать своей
свободной волей, а наоборот, отрешается от всего,
привносимого в сознание, методом сомнения,
направляя волю на познание. Духовное в этом
смысле заключается в осуществлении потенций
свободной воли.
18.
Свобода — способность человека поступать соответствуя своим желаниям,интересам и целям на основе знания объективной действительности.
Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов
событий. Отсутствие выбора вариантов равносильно отсутствию свободы.
Ведь свобода является одним из проявлений случайности, управляемая
свободой воли (преднамеренность воли, осознанная свобода) или
стохастическим законом (непредсказуемость утечки события, неосознанная
свобода). Все процессы, как физические, так и духовные, в трактовке Ф.Ницше
являются частью мирового процесса, и одним из проявлений свободы — воли
к власти. «Полное изменение смысла: воли налицо так мало, что самое слово
становится свободным и может быть употреблено для обеспечения чего-либо
другого. Дальнейшие теории: учение об объективности, о «бесстрастном»
созерцании как единственном пути к истине, — также и к красоте (вера в
«гений» для того, чтобы иметь право подчиняться); механичность,
обезличивающая косность механического процесса; мнимый «натурализм»,
исключение набирающего, сулящего» [6]. Освоение же человеком мира
природы осуществляется как в рациональной форме познания, науных
гипотез, в других формах постижения природы и человека, которые
представляют специфический вид по сравнению с рациональным познанием.
Это философия, религия, литература, искусство и другие виды духовности
человека. При этом следует иметь в виду, что субъективное идеальное не
возникает из самого себя, а непосредственно связано с постижением
объективного идеального, заложенного в природе..
19.
Пико делла Мирандола подчеркивает достоинство и особенность человека в том, чточеловек обладает свободой воли, дарованной ему богом. Наличие свободной воли дает
индивиду возможность заниматься творчеством и изменением окружающего мира. Место
человека в системе социальной иерархии зависит не от бога и не от божьего
предопределения — оно зависит от личной воли каждого конкретного индивида. Следуя
своей воле, человек может как подняться до уровня звезд, так и опуститься до низменного
состояния. Таким образом, изначальная греховность человека в библейском смысле здесь
является второстепенным фактором
20.
Указывая на различие негативной и позитивной свободы, Кант именно впозитивной свободе усматривал действительную человечность и ценность. В
этическом плане позитивная свобода и предстает как добрая воля; воля,
подчиненная нравственному закону, остается свободной как законосообразная
и самозаконодательствующая. Решая проблему соотношения свободы и
необходимости, Кант показал в третьей антиномии чистого разума, что свобода
выбора возвышается над причинностью природы. Человек свободен как
существо, принадлежащее к ноуменальному миру постигаемых разумом целей,
и одновременно несвободен как существо, принадлежащее к феноменальному
миру физической причинности. Нравственная свобода обнаруживается не в
отношении к необходимости, а в том, как (и какие) принимаются решения,
какие действия сообразно этим решениям совершаются. У Канта это можно
проследить в переходе от первого практического принципа категорического
императива ко второму и в снятии этого перехода в третьем принципе
(см. «Критика практического разума», «Основоположение к метафизике
нравов»).