Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
Atrium, или факультет свободных искусств
Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания
Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их
Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
Спенсер
Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания
Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания
Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности
Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
Процедуры обоснования теоретических знаний
Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма
Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в
3.67M
Категория: КультурологияКультурология

Генезис и становление теоретического знания в античной культуре

1.

• Генезис и становление теоретического знания в античной
культуре
• Формирование предпосылок научного мышления в
средневековых университетах
• Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья
и Возрождения
• Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ
математического естествознания
• Рационализм и эмпиризм как основные философскометодологические программы в науке Нового времени
• Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как
профессиональной деятельности. Дифференциация наук и
возрастание их социальной роли

2.

• Позитивистская традиция в философии науки
(классический позитивизм и эмпириокритицизм)
• Компьютеризация науки, ее проблемы и
следствия
• Процедуры обоснования теоретических
знаний

3. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре

• Все многообразие человеческого знания
можно условно разделить на знание
«Практическое» и знание «теоретическое!.
Первое подразумевает некоторое умение,
навых обращения с вещами и,
следовательно, предполагает активное,
деятельное участие со стороны человека.
Второе, напротив, представляется знанием о
вещах без непосредственного обращения к
ним, порожденное только разумом

4.

• Познание теоретическое, в отличии от
практического, до определенной оры не
является абсолютно необходимым для
человека, поскольку в своем повседневном
бытии человек в нем не нуждается. Чтобы
уяснить смысл сказанного, нам необходимо
обратиться к исходному значению понятия
«теоретическое», а также общему контексту
античного мировосприятия

5.

• Понятие «теоретическое» восходит к
греческому слову Теорейа, которое означает
«вглядывание», «рассматривание»,
«созерцание», При этом речь не идет о
простом разглядывании сущего посредством
предназначенных для этого органов чувств.
Глаза – хорошие советчики в практических
делах, но не в знании вещей.

6.

• Мыслители античности не перестают
подчеркивать: ощущения изменчивы, а
следовательно, не могут выступать в
качестве надежных свидетелей. В знании
вещей лучший советчик – разум. «Теорейя»
есть тем самым всматривание глазами самой
души, или ума. Русский перевод теорейя –
«умозрение»

7.

8.

9.

10.

11.

12. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах

13. Atrium, или факультет свободных искусств

14.

15.

16. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания

24.

25. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени

26.

27.

• Перечисление имен
• Рационалисты: Декарт, Спиноза,
Лейбниц
• Эмпиристы - Ньютон

28. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их

социальной роли

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)

41.

• О.Конт
• Г.Спенсер

42.

43.

44.

45.

46. Спенсер

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

• Проблема включения новых теоретических представлений в
культуру
• Проблемные ситуации в научном познании и их роль в развитии
науки
• Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания.
Нелинейность роста научного знания
• Научные общества и их исторические типы. Наука, экономика,
власть
• Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и
антисциентизм. Наука и паранаука
• Главные характеристики современного этапа развития науки
• Этические проблемы современной науки. Кризис идеала
ценностно-нейтрального научного исследования

58. Эмпирический уровень научного познания. Основные методы исследования и формы эмпирического знания

59. Теоретический уровень научного исследования. Основные методы и формы теоретического знания

60. Традиционалистский и техногенный типы развития цивилизаций и их базисные ценности

61. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия

• Компьютеры представляют собой класс
приборов, которые позволяют нам в
результате использования совместно с
другими приборами существенно обогатить и
повысить эффективность названных двух
функций.

62.

• Кроме того, они позволяют и также ввести
совершенно новую функцию, связанную с
экономией времени при получении, отборе,
хранении и переработке информации и с
автоматизацией некоторых мыслительный
операций

63. Процедуры обоснования теоретических знаний

• Существует принципиально важный аспект
соотношения теории и опыта – «аспект
подтверждения», по терминологии
Г.Рейхенбаха. В самом деле, наука как особая
форма духовной деятельности начинается
именно тогда, когда осознается
необходимость сопоставления теории и
опыта (шире – теории и практики) с целью
проверки и обоснования теории.

64.

• Бытует предрассудок, что «чистая наука» (и
теория, и научный эксперимент, который тоже
включается в «чистую науку») не имеет
практического значения. Но, во-первых,
человеческие потребности достаточно
разнообразны. Они, помимо других,
включают в себя идеальные потребности, т.е.
потребности человека в познании
окружающего мира

65. Проблемное поле и принципиальные положения логического позитивизма

66. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема «интернализма» и «экстернализма» в

понимании механизмов научной деятельности
English     Русский Правила