Приметы и обряды марийцев, связанные с выбором места для строительства усадьбы.
Талые воды.
Перья птиц.
Муравьи.
Котёл.
Деревья – композиционный центр марийских усадеб.
Береза давала человеку положительную биоэнергию.
У дуба просили помощи.
Осина - отрицательная биоэнергия.
Обряды марийцев, соблюдающие перед рубкой деревьев для строительства дома и во время строительства.
Растительный и зооморфный орнамент в оформлении жилища.
Роль бани в жизни марийцев.
Выводы по работе.
1.47M
Категория: КультурологияКультурология

Природный фактор в планировании и строительстве марийских поселений

1.

Природный фактор в
планировании и строительстве
марийских поселений.

2.

Цель: используя опубликованные материалы Марийского
научно-исследовательского института языка, литературы,
и истории им. В. М. Васильева при правительстве РМЭ,
показать тесную взаимосвязь марийских поселений с
природой, с окружающим природным ландшафтом.

3.

Актуальность: планировка и строительство
марийских поселений основаны на учете природных
условий функциональных значений построек с
широким использованием народных примет и
магических обрядов. Традиции и обычаи
строительства марийских поселений необходимо
сохранять в современной культуре, т. к. они имеют
большую практическую ценность.

4.

Материалы и методы исследования:
1.
2.
Опубликованные материалы марийского научноисследовательского института языка, литературы и
истории им. В. М. Васильева при правительстве
РМЭ
Посещение этнографического музея под открытым
небом в г. Козьмодемьянске. Работа проводила с
июня 2010 г. по сентябрь 2011г.

5. Приметы и обряды марийцев, связанные с выбором места для строительства усадьбы.

Орешник.
Если на новом месте
орешник ломается, то место
пригодно для постройки
жилья, если гнется - не
годится.

6. Талые воды.

Если скапливались талые
воды, то оно считалось
не пригодным.

7. Перья птиц.

Если при не
обнаружении в воде
перьев какой-нибудь
птицы - это место
считалось хорошим, а
если находили щепку,
тогда - не пригодным.

8. Муравьи.

Если под утром под
оставленным на ночь
лубком находили
муравьёв, место тоже
считалось пригодным
для строительства
(муравьи в этом случае
символизировали
качество трудолюбия).

9. Котёл.

Для устройства колодца
при отсутствие
естественного вводного
источника пользовались
традиционным способом
определения грунтовых
вод: на ночь в земле
оставляли опрокинутый
котел, если утром на дне
его обнаруживали
капельки воды, то
считалось, что грунтовые
воды, находятся неглубоко.

10. Деревья – композиционный центр марийских усадеб.

В рощах проходили
моления и
жертвоприношения.

11. Береза давала человеку положительную биоэнергию.

12. У дуба просили помощи.

13. Осина - отрицательная биоэнергия.

14. Обряды марийцев, соблюдающие перед рубкой деревьев для строительства дома и во время строительства.

Если основной корень
ели обращен на юг, то
дерево пригодно для
постройки дома.

15.

Лес рубили на
новолуние в конце
ноября – начала
декабря.

16.

Клали серебряные
монеты.

17.

Угощали строителей.

18. Растительный и зооморфный орнамент в оформлении жилища.

Образы коня,
утки, гуся.

19.

Образы птиц.

20.

Хвойная ветка.

21.

Листья.

22. Роль бани в жизни марийцев.

Народная медицина.

23.

Свадебные обряды.

24.

Рождение детей.

25.

Узыпка.

26. Выводы по работе.

1.
2.
3.
4.
Изучение опубликованных материалов позволили
выявить характерные особенности поселений и
жилищ хозяйственных и культурных построек в
тесной связи с природой.
Поселения и жилища, культовые сооружения
являются важнейшей частью материальной и
духовной культуры народа.
Народные зодчие, исходя из местных природных
условий, выработали устойчивые приемы
архитектурно-планированных решений сельский
поселений и усадеб.
Природа для мари на мастерская, а храм, она
существует для того, чтобы ее переживали,
восторгались ею, извлекали удовольствие от
общения с ней.
English     Русский Правила