Похожие презентации:
Интерпретативная парадигма. Лекция 7
1. Лекция 7. Интерпретативная парадигма
1. Этнометодология.2. Теории «оправдания» социального
действия.
1
2.
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯиспользует методы
этнологии, изучая
«очевидные» свойства
культуры через
отстранение от нее,
даже больше –
исследуют базовые
инварианты
повседневной жизни,
делающие возможным
действие.
2
3.
• Выявление базовыхструктур повседневности
и действия.
• Как должно быть
структурировано знание
любого члена любого
общества, чтобы было
возможно действие?
• Гарольд Гарфинкель,
ученик Т. Парсонса,
отталкивался от «Теории
социального действия»,
чтобы определить
действие.
• Жестко критиковал
социологию за
невнимание к
повседневным практикам
человеческой жизни.
3
4. «Бум» этнометодологии в 1960-х гг.
Еще в 1950-х – исследования по принятию
решений членами судов присяжных: всегда трудно
применить правовую норму к реальной ситуации.
Люди изначально не имеют ясного решения, как
поступят. «Постфактум» им кажется, что их
стратегии были ясными.
Сложные мыслительные процессы предшествуют
следованию норме.
Сначала решение – потом его подгоняют под
норму.
Простое указание на «нормы» - ничего не
объясняет в причинах человеческого действия.
Нормы «приспосабливаются к реальности.
4
5.
• Связь с интеракционизмом:Ральф Тернер: участие как
пробный «ролетворящий
процесс».
• Человек «прощупывает»
возможности своего
поведения.
• «Существующие
социальные роли» не
конкретны и не до конца
согласованы.
• Аарон Сикурел: но как
человек распознает
«внешние сигналы» и
реагирует на поведение
других?
• Гибкое поведение
акторов, распознавание
«скрытых механизмов»
ситуации. Значение норм
– поверхностно.
5
6. Ключевая специфика подхода этнометодологии
• 1. Есть дистанция и противоречивый процессобдумывания между мотивом и осуществлением
действия.
• Полемика: Акторы как «жертвы культуры» у Парсонса (у
позитивистов – жертвы социальной среды и
наследственности). Им отказано в самостоятельности.
• Гарфинкель эмпирически выясняет, как акторы
применяют скрытые знания в ситуации действия.
«Нормативная подотчетность» в лучшем случае.
6
7.
Под «жертвой культуры» я понимаючеловека из придуманного социологами
общества, который производит
стабильные характеристики этого
общества, действуя в соответствии с
установленными ранее и легитимными
альтернативами действия, которые
предлагаются общей культурой.
Г. Гарфинкель
7
8. Как ФАКТИЧЕСКИ осуществляются действия?
Реальныйобъем
знаний
актора
Конкретная
ситуация
Выбор
средств
действия
Действие
Нормы
расплывчаты в
реальности, а не
ясны: не
нормативный
детерминизм, а
нормативная
«подотчетность».
Бесконечное
«обучение» актора.
8
9.
• Как акторы понимаютнормы? В каких
ситуациях
взаимодействия
трактуют их одинаково?
• Теория приветствия –
кого, где и как мы
приветствуем?
9
10.
• Социальный порядокобразуется во
взаимодействии людей.
• «Нормальность»
утверждают сами акторы,
доверяя высказываниям
друг друга.
• Не норма является
опорой социального
порядка, а механизмы
более глубокие.
• Теоретическая основа
этнометодологии –
феноменология
Эдмунда Гуссерля.
Феноменология
как наука о
конститутивной
деятельности
сознания по
формированию
восприятия.
10
11.
• Сознание ведет непрерывнуюдеятельность по формированию
образов и смыслов мира.
• «Обратимые фигуры»
• Фактор «естественной установки»
сознания: преподаватель с книгой
• «Феноменологическая редукция»
• Реабилитация «чувственного»
измерения анализа, доверие
непосредственному восприятию
«жизненного мира».
• Альфред Шюц (Структуры
жизненного мира): метод типизации
11
12. Сильная научная программа Г. Гарфинкеля
Нарушение самоочевидных моделей общения.Замешательство акторов продемострирует «ломку»
базовых и неочевидных правил социального порядка.
Кризисные эксперименты («breaching
experiments»), выявляют «формальные
структуры практических действий», т. е.
основополагающие «грамматические
структуры» социального мира.
Кейсы-провокации:
«Шахматный хулиган».
«Дистанция до носа
продавца» «Вечерний
диалог с усталым мужем»:
12
13. Выводы
• 1. Люди взаимно ориентируются на понятность иосмысленность действий, формируя консенсус.
• 2. Язык повседневного общения не точен, не конкретен,
размыт, пронизан «индексными выражениями».
• ИНДЕКСНОСТЬ ЯЗЫКА: действие или высказывание –
лишь начало сложного процесса интерпретации.
Доверие к интерпретационной активности другого.
• Нарушение границ «номральности» мира приводит в
ярость (не путать с девиантным поведением).
13
14. Интерес этнометодологии к чужим культурам и рациональностям.
• Как «чужие акторы» воспроизводят своюнормальность.
• Идея постоянства объектов внутри нашей
культуры: вещи не перемещаются и не исчезают.
• Кейс «Потерянные очки».
• НО: в обыденном сознании других культур другие
способы рационализации. «Культ Карго».
• Разные системы рациональности
несопоставимы.
14
15.
1516. Где востребована этнометодология?
• В описании микроситуаций.• Конверсационный анализ (X. Сакс, Э. Щеглов) –
это эмпирический метод научного познания,
который основывается на установлении
взаимосвязей между структурами разговора,
социальными практиками и ожиданиями
коммуникантов, на основании которых
последние выбирают определенную модель
поведения и интерпретируют поведение других.
16
17.
• Несопоставимость систем рационализацииобостряет проблему релятивизма.
• Три закона Артура Кларка (писательфантаст)
• 1. Когда уважаемый, но пожилой
ученый утверждает, что что-то возможно, то он
почти наверняка прав.
Когда он утверждает, что что-то
невозможно, — он, весьма вероятно,
ошибается.
• 2. Единственный способ обнаружения
пределов возможного состоит в том, чтобы
отважиться сделать шаг в невозможное.
• 3. Любая достаточно
развитая технология неотличима от магии.
17
18.
• Понимание «индексности языка» повлияло наметодологические дискуссии в социологии.
• Джек Дуглас: «Социальное значение самоубийства» фоновые допущения, предубеждения и стереотипы
влияют на конструирование «официального»
самоубийства.
• Исследования криминальной статистики: чем
больше полицейских, тем больше «фактов»
раскрываемости преступлений.
18
19.
• Социология девиантногоповедения.
• Полицейские в своей
повседневной работе пользуются
огромной свободой действий,
критерии, определяющие их
деятельность в конкретных
ситуациях, во многом случайны и
не предписаны законом, их
восприятие совершенно обычных
происшествий структурировано
иначе, нежели восприятие у
обычных людей.
19
20.
• Социология знания – теории социальногоконструктивизма (конструкционизма) (П. Бергер и Т.
Луман «Социальное конструирование реальности»)
• Социология науки (Бруно Латур и Стив Вулгар, 1979 г.
«Лабораторная жизнь».
• Исследование повседневной жизни
нейроэндокринологической лаборатории как
этнологической практики.
• Конструирование научных фактов – само по себе факт
сугубо социальный.
• Ученые делают или осмысливают в действительности не
совсем то, что им кажется, будто они делают или
осмысливают.
20
21. «Оправдание» социального действия
П. Уинч: само “понятие социального» носитпубличный характер следования правилам, в рамках
определенной «языковой игры»: неопределенность правил,
отсутствие структурных принуждений.
Объяснения в социальных науках не могут исходить из
рациональных причинно-следственных отношений модели
естественных наук.
“Если вы хотите Y и убеждены, что X - это средство добиться
Y, делайте X” . «Правилом» становится то, что позволяет
добиться цели.
21
22. «Прагматическая социология» Л. Болтански и Л. Тевено
Существует шесть равных режимов оправдания социального действия в
пространстве социальных соглашений.
гражданское обоснование (проект Руссо) – профсоюзная доминанта,
апеллирующая к коллективной воле и равенству;
промышленное обоснование (проект Сен-Симона) – доминанта
производительности, основанная на эффективности и компетентности;
семейное обоснование (проект Боссюэ) – доминанта «искусства жизни»,
взывающая к межличностным отношениям доверия;
обоснование мнением (проект Гоббса) – доминанта общественных
отношений, основанная на признании со стороны других;
предпринимательское обоснование (проект Смита) – доминанта
успешного бизнеса, основанная на рынке;
обоснование вдохновением (проект св. Августина) – доминанта творчества,
апеллирующая к вдохновению или харизматическому озарению.
22